wrapper

Новости - слайдер на главной

15-06-14Одной из особенностей белорусской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одними из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о странах ЕС.

По данным FAO, за последние 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции.

Регулирование цен – один из провалов государства

Попытку регулировать цены в Беларуси можно назвать одним из 3-х основных “провалов государства”.

Так, в 1999 году был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на государственное регулирование цен. В этом перечне документов были, – Постановление Совмина от 10.02.1999 № 209 “О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен”, Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 “О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь”, Закон Республики Беларусь “О ценообразовании” № 255-З от 10.05.1999 г.

То есть 1999 год – можно считать точкой отсчета, когда государство всерьез начало регулировать цены.

"Однако если брать за начало отсчета 2000 год, то среди стран, по которым имеется статистика по изменению индекса потребительских цен (по которому измеряется уровень инфляции), Беларусь по темпам роста цен стала абсолютным лидером в Европе за последнее десятилетие. А в мировом масштабе из 160 стран Беларусь по темпам роста цен уступает только Зимбабве, Анголе и Мьянме. Это следует из отчета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) за 2009 год. По сравнению с 2000 годом, который FAO берет в качестве основы для расчета, в 2007 году темп роста индекса потребительских цен в Беларуси составил 446%. Абсолютным лидером антирейтинга является Зимбабве, где этот показатель составил 21 602% (!). Выделятся темпом роста цен ангольская экономика – 2 348%, а до темпов мьянмской инфляции Беларусь не добралась совсем немного – 481%".

Иными словами, можно констатировать, что попытка навести дисциплину в ценах и добиться административными методами от субъектов хозяйствования, чтобы те не повышали цены, полностью провалилась.

Между тем, например, в тех же странах Центральной и Восточной Европы, которые давно провели либерализацию цен и осуществляют их регулирование без прямого административного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования, наблюдаются приемлемые темпы инфляции – в среднем 2-3% в год.

Возьмем пример соседней Польши, где практически нет проблемы с инфляцией. Там она составляет в среднем 2% в год (или 0,2% в месяц).

2003

2004

2005

2006

2007

2008

0,8

3,4

2,1

1

2,5

4,2

Источник: Данные МВФ.

 

Когда польскому экономисту Ежи Рутковскому задали вопрос: “Как удается избегать роста цен в Польше?”, то он ответил примерно следующее: Никакой административной борьбы с инфляцией в Польше нет. По той простой при­чине, что считаем такую борьбу бесполезной. В здоровой экономике (а она у нас впол­не здоровая) цены регулирует рынок. Вот, к примеру, поднялись цены на продовольствие. Но это вряд ли продлится долго. Во-первых, у нас очень мо­бильные фермеры. Если растут цены на мясо, они уже через полгода начинают увели­чивать его поставки на рынок – ведь цикл производства, скажем, свинины – очень небольшой. То же и с молоком. А во-вторых, недоделанное нашими производителями всегда готов доделать импорт...” (Источник: Путь в Европу. Под ред. И.М. Клямкина и Л.Ф. Шевцовой. М. 2008. С. 121.)

Несостоявшаяся либерализация цен?

Только с 1 марта 2011 года согласно принятой ранее Директиве №4 в Беларуси была введена либерализация ценообразования. Однако продолжалась она всего 3 месяца.

В конце мая 2011 года Президент Республики Беларусь дал административное указание остановить цены.  «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера. Повторите это тысячу раз из моих уст в средствах массовой информации. Всякий рост цен должен жесточайшим образом пресекаться! Только с разрешения губернаторов и Премьер-министра можно корректировать цены в сторону увеличения. Если это надо. Но это надо будет восьми должностным лицам, назначенным мною, доказать и получить от них разрешение. Я почему сужаю этот круг? Потому что нет тех товаров сегодня, на которые надо было бы повысить цены. А если на что-то и надо – то вот эти 8 человек и примут решение». (Преодолеем трудности вместе. Советская Белоруссия. №98 от 28.05.2011 г. Ссылка: http://sb.by/post/117305/).

Чуть позже Президент повторил свою позицию в этом вопросе: «Вы знаете, я хочу вам привести пример из недавнего прошлого. Наверное, более половины этого зала тоже поддались соответствующим теориям и заявлениям о том, что в Беларуси не хватает экономической свободы. Надо дать еще большую свободу свободному рынку и предпринимательству. Это было в середине прошлого года (примеч. 2010 г. – В.А.). Я понимал, что требуют, кто поддавливает власть и толкает наше общество. Но я пошел на это. Хотите свободу – хорошо. Рыночную – хорошо. Мы дали полную свободу. Пожалуйста, приходи, заявление положил, справку – регистрируйся. Открывай предприятие, работай. Заработал – все твое. Цены – свободные. Что получили? Вы хотели свободных цен – вы их получили. И хорошо, что где-то, как кинжал сбоку, я оставил ту систему, которая работала до сих пор. Когда государство вмешивалось в любые процессы, в том числе и в систему ценообразования. И мы в течение недели, введя эту систему, смогли спокойно потушить инфляционные наплывы, которые бушевали в нашей стране. Вот вам еще один пример, как государство уходит из тех или иных процессов и что там образуется» (Это наши ориентиры. СБ Беларусь сегодня. 01.07.2011 г. Ссылка: http://sb.by/post/118621/).

Наконец, можно привести третье заявление, которое подтверждает, что такая позиция главы государства не случайна. Она выверена. "Сейчас мы будем спокойно жить, цены будем контролировать, пока они не стабилизируются" (Источник: БЕЛТА. 23.06.2011. Ссылка: http://news.tut.by/economics/232039.html)

Подобные заявления, по всей видимости, были обусловлены резким ростом цен в первой половине 2011 года, который стал основной причиной беспокойства граждан. Белорусские власти ожидают по итогам первого полугодия инфляцию на уровне 33-34% (за январь-май она составила 24,5%). Это притом, что в начале года власти полагали, что инфляция за год составит 6-8%.

Ситуация с ростом цен стала выходить из-под контроля после того, как Нацбанк отказался поддерживать внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, ввел ряд валютных ограничений, а затем все же осуществил одномоментную разовую девальвацию (на 56%). При этом Нацбанк не позволил коммерческим банкам «нащупать» единый курс и по всей видимости «не додевальвировал» белорусский рубль, поскольку сохранились множественность валютных курсов, валютные ограничения и дефицит иностранной валюты по курсу Нацбанка.

Поэтому с одной стороны – случившаяся девальвация, как и ожидалось, спровоцировала стопроцентный автоматический рост цен на импортные товары и частичный рост цен на товары местного производства в соответствии с той долей импорта, которая была в нем задействована. Но с другой стороны – не случившаяся пока официально более глубокая девальвация, но которая фактически уже произошла (рынок показал, что белорусский рубль по-прежнему переоценен как минимум на 25%), по всей видимости, тоже стала одной из причин резкого скачка цен.

Кроме того, есть предположение, что произошедший более резкий скачок цен по отдельным товарам, чем тот, который ожидался вследствие девальвации, можно объяснить психологией отдельных производителей и представителей сферы торговли, которые в условиях долларизации белорусской экономики не захотели снизить свою выручку в долларовом эквиваленте. Этим можно объяснить то, что на отдельные местные товары и услуги цены повысились точно так же, как на импортные товары.

Именно это, возможно, напугало главу государства. Хотя поводов для беспокойства не было. Рост цен остановился бы в любом случае. Даже если бы не последовало административного указания их остановить. Потому что, как уже отмечали отдельные экономисты, эти цены уперлись бы в потолок покупательной способности населения.

Более того, такое административное указание остановить цены можно сравнить с административно установленной нижней границей для девальвации белорусского рубля. И в том, и в другом случае, это были правильные, но не доведенные до конца меры. Причем не хватило совсем чуть-чуть, как в первом, так и во втором случае. Единый курс, скорее всего, установился бы где-то рядом – в пределах Br6000-6500 за доллар, но зато это был бы курс, по которому субъекты хозяйствования и население могли бы свободно приобретать иностранную валюту. А теперь валютные ограничения угрожают нанести урон реальному сектору экономики. То же самое и с ценами. Нужно было дать им найти свой новый масштаб, свое новое равновесие. Оставалось ждать, по всей видимости, совсем не долго, так как они и так, повторюсь, уперлись бы в потолок покупательной способности и остановились бы сами (а возможно так, в конечном счете, и произошло; рост цен приостановился не потому, что последовало административное указание, а потому, что они уперлись в покупательную способность населения; хотя сейчас уже власти в это вряд ли поверят). В любом случае, нынешнее административное указание остановить рост цен чревато для экономики рядом негативных последствий. И самое главное из них – это угроза наступления дефицита по отдельным товарам на внутреннем потребительском рынке. Причем под дефицитом товаров следует понимать не только их отсутствие на прилавках магазинов, но значительно сузившийся ассортимент.

В этой связи можно процитировать одного представителя экономических властей, который пожелал остаться неизвестным, что “в стране обозначились позитивные изменения, которые позволят устранить многие структурные диспропорции на внутреннем рынке. Товары начинают стоить столько, сколько они стоят за пределами страны, доходы населения меняются”. В этом кратком высказывании точно отражается правильность действий властей по выходу из кризиса и положительная роль в этом повышения цен. Если представить эти действия схематично, то получится следующая цепочка: проблема отрицательного счета по текущим операциям – девальвация – рост цен на импортные товары и комплектующие – падение покупательной способности населения – падение спроса на импорт  и его сокращение – повышение спроса на товары местного производства – рост местного производства и импортозамещение - рост экспорта - сокращение отрицательного внешнеторгового сальдо.

Однако власти в очередной раз не поверили в силу регуляторных способностей рынка и вернулись к прямому административному вмешательству в систему ценообразования.

Как добиться низкой инфляции в Беларуси

Тем не менее, по мнению ученых-экономистов, в Беларуси целесообразно «отказаться от директивного вмешательства государства в  рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования (кроме казенных предприятий и отдельных исключений). Но это не означает  отказ государства от регулирования уровня цен. На рынках цены на отдельные товары могут свободно колебаться, но стоимость совокупности товаров, составляющих  потребительскую корзину должна изменяться  в  контролируемых пределах. Регулирование уровня цен (инфляции) должно осуществляться, как и в других странах, контролем денежной массы и  расходов государства, что реализуется  центральным банком и министерством финансов» (Злотников Л.К. Стратегия реформирования белорусской экономики. Ссылка на документ:  http://ekonomika.by/zlotnikov).

Как уже было отмечено выше, импорт товаров также является барьером на пути инфляции. Эта закономерность проверена теорией и практикой как у нас в стране (период июль 2002 - март 2011 гг.), так и за рубежом (опыт Чехии, Польши и др. стран по либерализации цен вначале 1990-х гг. тому подтверждение). Поэтому, по мнению экспертов, важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Необходимо вернуть белорусскому рублю внутреннюю конвертируемость, местные субъекты хозяйствования должны иметь возможность покупать в коммерческих банках любой объем иностранной валюты и использовать ее для импорта товаров. При этом стоимость иностранной валюты при конвертации должна быть реальной (лучше даже, чтобы белорусский рубль был немного недооценен, чем переоценен, как сейчас). В этом случае иностранная валюта будет доступна только самым эффективным хозяйственникам, которые имеют рентабельность бизнеса настолько высокую, что это позволит им покупать дорогую иностранную валюту. Это будет противодействовать чрезмерному импорту при сохранении открытости белорусского рынка. Реальную стоимость иностранной валюты в каждый конкретный момент должны определять рыночные силы (спрос и предложение). Целесообразно поддерживать стабильность не номинального, а реального обменного курса белорусского рубля.  Например, в условиях сохраняющейся более высокой инфляции в Беларуси по сравнению с другими странами (прежде всего, с основными торговыми партнерами) это означает валютный режим с плавающим курсом (например, с девальвацией соразмерно темпам инфляции). Такой валютный режим, с одной стороны позволит постепенно решать проблему с дефицитом по счету текущих операций, а с другой стороны, – позволит снять валютные ограничения, вернуть внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, обеспечить необходимый для нормального развития экономики импорт, который к тому же еще и станет барьером на пути инфляции. Только после того, как будут проведены структурные реформы и уровень инфляции в Беларуси сократится до уровня стран основных торговых партнеров, можно будет снова вернуться к валютному режиму с фиксированным обменным курсом к одной или нескольким иностранным валютам.

Но вернемся еще раз к известной в экономической теории закономерности, а именно, что ограничение импорта приводит к росту цен в экономике. Ограничение импорта тоже внесло свой вклад в последний скачок цен в экономике. Кстати, как раз на это обращала внимание и постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталья Колядина, когда говорила, что “нерешенность проблем на валютном рынке провоцирует рост инфляции». Логическая цепочка здесь такая: «Предприятия, которые в рыночных условиях могли бы успешно развиваться [и являются эффективными], в сегодняшних условиях на валютном рынке могут не получить такой возможности”. В то же время ряд госпредприятий, которые возможно не смогли бы приобрести необходимую им иностранную валюту по свободному рыночному курсу (по ее реальной стоимости), имеют возможность, созданную им отраслевыми министерствами, купить эту валюту по заниженному курсу Нацбанка у других предприятий.  В результате, как полагают эксперты МВФ, “сложившаяся ситуация на валютном рынке может негативно отразиться на реальном секторе экономики”. Не говоря уже о том, что в среднесрочной перспективе это может привести к банкротству ряда эффективных предприятий и к поддержке неэффективных, к снижению конкурентоспособности экономики и обострению проблемы с отрицательным сальдо торгового баланса. Поэтому эксперты МВФ, в том числе видимо и поэтому, предупреждают, что «медлить с выходом на единый курс национальной валюты не стоит”.

Однако эту закономерность власти, похоже, упускают из виду, в то время как сейчас именно она может выступить определяющей в стабилизации роста цен на внутреннем потребительском рынке. Об этом свидетельствует, например, такое высказывание главы государства: “Сегодня люди переживают, что цены высокие, а некоторым импорта не хватает. Но поесть – есть что? Купить в магазине и поесть – есть что? Денег не хватает – несколько месяцев, и мы выйдем из этой ситуации. И если вообще будет катастрофа – закроем границы и будем покупать только то, что нам надо по импорту”. (TUT.BY, 17.06.2011. Ссылка: http://news.tut.by/economics/231234.html)

Повторимся, что здесь упускается из виду о важности импорта не только для бесперебойного функционирования местного производства, для удовлетворения потребностей населения в ряде товаров, но самое главное, – о важности импорта в деле стабилизации цен в стране. Импорт товаров – это как раз и есть один из проверенных и действенных способов снижения инфляции. Снова можно процитировать Ежи Рутковского: «недоделанное нашими производителями всегда готов доделать импорт...». В противном случае, если и далее продолжать ограничивать импорт, то, как заметила Наталья Колядина, “инфляция будет продолжать расти, и положительные следствия от девальвации станут улетучиваться. В условиях роста инфляции затраты производителей не только не снизятся, но и могут возрасти. Таким образом, это может оказать негативное влияние на экономику, в том числе на темпы экономического роста”. (Источник: Власти рассчитывают выйти на единый курс до конца года. 20.06.2011, Naviny.by).

Наконец, еще один способ снижения инфляции – это приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда в экономике.  Из опыта антиинфляционной политики стран ЦВЕ известно, что рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается ростом зарплат или хотя бы – таким же ростом зарплат. Так, по мнению некоторых экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна. Поэтому при освобождении цен внутри страны государство не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым приходилось проводить либерализацию цен (осуществлять переход от административного ценообразования к рыночному свободному ценообразованию) и которым удалось при этом не допустить высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности.

Беларусь ничем не отличается от других стран. Чрезмерное государственное вмешательство в экономику - в виде государственной поддержки предприятий и чрезмерных социальных расходов, как правило, всегда приводит к отрицательному счету платежного баланса, росту внешнего долга, девальвации национальной валюты и гиперинфляции. Например, с подобными проблемами сталкивалась в предыдущие годы - Болгария (которая в период 1989-1997 гг, как и Беларусь, тоже искала свой особый "болгарский путь" и закончилось все это падением болгарского лева в течение года в 30 раз). Сегодня даже в ЕС можно встретить страны, например, можно взять ту же Словению, где государство сохраняет за собой роль мощного экономического игрока, в частности оно пытается поддерживать местные крупные предприятия, влиять на увеличение средней зарплаты в стране (она из года в год устойчиво растет там на 7-8%), не пускать иностранный капитал на успешно работающие словенские предприятия,  сохранить сеть национальных коммерческих банков, проводить политику на уравнивание доходов, осваивать со своими товарами не рынки развитых стран, а удерживать рынки стран бывшей Югославии. Местные словенские экономисты и в этой стране предупреждают свое правительство, что при сохранении нынешнего социально-экономического курса страну ждут тяжелые времена. Можно было бы найти и другие примеры, когда в странах ЦВЕ в отдельные периоды их развития к власти приходили политики со схожими экономическими взглядами тем, которые сегодня проповедуют белорусские власти (взять хотя бы того же бывшего словацкого премьера Владимира Мечьяра, которого называли "дунайским Лукашенко").  Однако их попытки идти против экономической теории (которая представляет собой не что иное, как накопленный другими странами опыт экономического развития)  и здравого смысла приводили к одному и тому же результату - экономическому отставанию этих стран в развитии, в уровне жизни и к потере драгоценного времени.

Поэтому реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси. Другое дело, что меры эти не так просты. По сути  речь идет о необходимости проведения в стране системных экономических реформ. Только тогда можно рассчитывать на устранение реальных причин инфляции - наличия в экономике неэффективных реально убыточных предприятий и даже целых отраслей, и необходимости оказания им поддержки за счет государства, а это значит за счет всего общества (потому что у государства нет других доходов, кроме как доходов, которые оно отнимает у своих граждан). Чтобы провести эти реформы и реализовать эти антиинфляционные меры - требуются квалификация и политическая воля…

 

Автор: Владимир Акулич

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family