wrapper

Новости - слайдер на главной

22-08-12-12Когда-то давно Беларусь называли «страной замков». Сегодня белорусское правительство озабочено собиранием всей белорусской промышленности в группу контролируемых государством промышленных групп – национальных и международных холдингов. Если дело пойдет так, как задумали подчиненные Михаила Мясниковича, Беларусь можно будет смело называть «страна холдингов».

Холдинги по-белорусски, с грибами

Еще в июне, выступая в Палате представителей, первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил, что с нынешнего года в Беларуси формируется холдинговая модель организации бизнеса, прежде всего государственного. То есть, начался переход от отраслевого управления активами к функциональному, через владение акциями. Через формирование и развитие холдингов сегодня в Беларуси идет модернизация промышленного производства, его оптимизация, расширяются возможности бизнеса на внешнем рынке, сказал Владимир Семашко.

Потом тема «холдингизации» страны немного поутихла (видимо, на время отпусков), чтобы вновь стать во главе угла во второй половине августа. Так, несколько дней назад по теме белорусских холдингов в правительстве пространно высказалась начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Юлия Медведева: «В Беларуси процессы корпоративного строительства имеют как общие с соседними государствами тенденции и очертания, так и свою специфику, предопределяемую как макроэкономическими параметрами, глубиной рыночных преобразований, бизнес-менталитетом, так и другими факторами. Но для Беларуси в интеграционных процессах характерно сильное участие государства, здесь мы видим преимущественно проявления государственного корпоративизма. … Интеграционные процессы в реальном секторе экономики не всегда бесспорны, но текущая ситуация в Беларуси оправдывает укрупнение бизнеса во всех его проявлениях».

При этом начальница управления признает, что нередко объединение предприятий в холдинги, решая одни проблемы, порождает другие. «Государственный корпоративизм, как мы видим, получил широкое распространение в отечественной практике хозяйствования, что сложно оценить однозначно, – сказала Юлия Медведева. – Государственное объединение как форма интеграции хозяйствующих субъектов имеет право на существование и будет в дальнейшем оставаться неотъемлемой частью экономического оборота. С другой стороны, такая форма объединения не лишена существенных недостатков».

Впрочем, в конкретику представитель Минэкономики предпочла не вдаваться.

Для справки: к 1 апреля этого года в Беларуси насчитывалось 38 государственных объединений в промышленности. К середине августа создано и зарегистрировано уже 45 холдингов, объединивших 297 организаций. Из них 22 холдинга созданы при участии государства.

По данным Минэкономики, наиболее крупные холдинговые структуры созданы на базе акционерных обществ, в уставном фонде которых 100% акций принадлежит государству. То есть отраслевые министерства и ведомства, управляющие этими активами, по-прежнему контролируют производственную и финансовую политику новых укрупненных структур.

Как признала Юлия Медведева, в холдингах, созданных без участия государства, основные целевые показатели выше, чем в среднем по Беларуси. Так, рентабельность продаж в таких структурах за I полугодие 2012 года сложилась на уровне 21,7% против среднереспубликанского показателя в 10,8%. Зарплата была в 1,6 раза выше, чем в среднем по республике, и составила немногим более Br5 млн.

Кто кроется в деталях?

С одной стороны, в холдинги сейчас активно группируются ведущие белорусские предприятия. С другой – пока роль холдингов в экономике страны совсем незначительна. «Что такое сегодня холдинги в экономике страны? Это 3,3% заработка экономики, 4,4% выручки, 6,3% объемов промпроизводства, 0,7% от общего объема экспорта. Эти данные, однако, не содержат статистики по недавно созданным холдингам "Белстанкоинструмент" и "Белорусская металлургическая компания"», – констатировала Юлия Медведева.

Пока же в Беларуси в качестве «крупных форм» объединения предприятий преобладают концерны. Причем в белорусских реалиях «концерны» – это государственные структуры, которые как занимаются оперативным управлением предприятиями, так и формируют производственную и экономическую стратегии развития отраслей.

Сейчас Минэкономики делает ставку на создание в Беларуси института профессиональных управляющих. Задача – отделить функции госрегулятора от функций владельца активов. По словам Юлии Медведевой, отраслевые министерства и ведомства должны заниматься только стратегическим планированием развития бизнеса, а функции оперативного управления предприятиями должны быть переданы специальным институтам.

Проблемы, пятилетки и налоги

По словам Юлии Медведевой, Министерство экономики планирует до конца 2012 года подготовить проекты нормативных актов, задача которых – окончательно урегулировать работу холдинговых структур, сформулировать единые подходы к образованию холдингов и работе управляющих компаний.

Эти подходы предусматривают, что субъекты хозяйствования должны будут готовить экономические обоснования для создания холдингов и разрабатывать стратегию развития холдингов на пятилетний период. Узнаете? И тут пятилетние планы, терзающие белорусскую экономику с 1928 года.

Также сейчас активно обсуждается вопрос создания института единого налогоплательщика для холдингов. Проработку этого вопроса ведет Минфин Беларуси. Понятно, что холдинг как единый налогоплательщик намного удобнее для государства, но вот как будут при этом распределяться финансовые потоки внутри холдинга – очень большой вопрос. Понятно, что толковый главный бухгалтер в такой ситуации может «оптимизировать» налоги так, что государство холдингу еще и должно останется.

Примером того, как «споткнулась» правительственная политика «холдингизации», может служить концерн «Белнефтехим», который пока то ли не может, то ли не хочет объединить свои подведомственные предприятия в холдинг. Между тем, Александр Лукашенко прямо предписал создать холдинг на базе «Белнефтехима» до конца 2012 года.

По версии Минэкономики, при объединении предприятий концерна «Белнефтехим» в холдинг возникли сложности, связанные с налогообложением участников такой структуры, управлением финансовыми и товарными потоками. Ранее представители отрасли и профильные эксперты указывали, что будет лучше создать на базе концерна три холдинга: по нефтепереработке и нефтедобыче, химии и нефтехимии, по производству минеральных удобрений.

От холдинга – к кластеру, минуя хозгруппу

Немногим более 15 лет назад в белорусском законодательстве появилось понятие «хозяйственная группа». По сути, речь шла о тех же холдингах, но только так, как их представляли себе экономисты, воспитанные при социализме и никогда не работавшие в настоящих холдингах «капиталистического образца». Сегодня в Беларуси работает 8 хозяйственных групп, и Минэкономики пытается понять, что с ними делать дальше.

«С момента возникновения в конце 2009 года законодательства о холдингах хозяйственная группа стала в большей мере резервным правовым институтом, и в том виде, в котором существует на сегодняшний день, она утратила свою актуальность. Поэтому Минэкономики подготовлены предложения, направленные на модернизацию данного института», – сказала Юлия Медведева. Вероятнее всего, еще до конца года понятие «хозяйственные группы» исчезнет из белорусского законодательства.

Также, по словам Медведевой, в Беларуси пока не получили развития такие формы интеграции бизнес-структур, как кластеры. И это при том, что основные программные документы определяют создание кластеров как один из приоритетов экономической политики государства.

«В кластерах мы видим перспективу, но вопрос в том, должно ли государство этот вопрос инициировать и активизировать. У бизнеса нет сейчас единого мнения о том, как это должно работать», – признала начальница управления.

Рискну предположить, что директора белорусских предприятий пока просто не рискуют ввязываться в кластеры: они еще и с холдингами-то не разобрались.

 

Автор: Денис Лавникевич

Источник:  BEL.BIZ




 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family