wrapper

Новости - слайдер на главной

31-08-11Такая задача содержится в программном документе по комплексной модернизации Беларуси, который его разработчики собираются  направить в Администрацию Президента Республики Беларусь.

 

Правомерность постановки и реалистичность выполнения такой задачи корреспондент портала ЭКОНОМИКА.BY попросила прокомментировать кандидата экономических наук Владимира Акулича.

Влияет ли на уровень развития страны и экономики – плотность населения?

Многие белорусские экономисты озабочены тем, что в Беларуси с 1993 г. сокращается численность населения. В последние годы высказывались мрачные прогнозы, что к 2030 или к 2050 г. белорусов станет 8 млн. или еще меньше. Причины – превышение смертности над рождаемостью, а также – отрицательное сальдо миграции, так как многие белорусы выезжают на ПМЖ в другие более развитые страны с более комфортными для проживания.

Отдельные экономисты высказывают мнения, что в Беларусь необходимо привлекать дополнительное население из других стран, например, постсоветских республик. Даже высказываются мысли о том, чтобы стимулировать возвращение белорусских евреев из Израиля. Сторонники таких взглядов называют разные цифры – добиться того, чтобы население Беларуси вернулось на отметку в 10 млн. человек или достигло в 15 млн. человек к 2030 году.

В Беларуси действует Программа демографической безопасности на 2006-2010 гг., которая также ставит задачу не допустить сокращения населения в Беларуси. На эту задачу выделяется значительное количество средств из госбюджета.

Так влияет ли плотность населения на уровень развития страны и экономики?

Если давать количественную оценку и измерить корреляцию между показателями ВВП и плотностью населения, то связь отсутствует. Из обычного сравнения мест стран по плотности населения также трудно уловить какую-то связь: так выше Беларуси (121-е место в мире из 193-х стран) по этому показателю стоят – Нидерланды (15-е место), Бельгия (17-е), Япония (18-е), Израиль (26-е), Великобритания (33-е), Германия (34-е), Италия (40-е), Швейцария (44-е), Китай (54-е), ниже стоят следующие страны – Латвия (137-е), США (141-е), Эстония (144-е), Швеция (155-е), Финляндия (162-е), Норвегия (166-е), Россия (178-е), Казахстан (182-е), Канада (185-е), Исландия (188-е).

Если подходить к этому вопросу с позиций качественного анализа, то очевидно, что более высокая плотность населения влияет, прежде всего, на освоенность территории страны. Так, если бы в Беларуси была плотность населения такая же, как в соседней Польше, то в Беларуси бы проживало 25 млн. человек, а если бы она достигала уровня Германии, то в Беларуси проживало бы 47 млн. человек. Понятно, что если бы на территории страны проживало бы в 2-4 раза больше населения, чем сейчас, то визуально страна выглядела бы совсем иначе. Например, если бы сторонний наблюдатель ехал бы по белорусским дорогам, то через каждые 2-3 км он встречал бы на своем пути населенные пункты; вместо этого он встречает их через каждые 10-15 км. А если к 2030 году население Беларуси будет 8 млн., то будет встречать через каждые 15-20 км.

Станет ли от этого уровень жизни ниже в Беларуси?

Скорее всего – нет. Четкой зависимости, или если сказать категоричнее, – никакой зависимости здесь не существует. Ведь на этот показатель можно посмотреть с двух сторон: пессимист видит сокращение населения, а оптимист может увидеть и прирост земельных и прочих ресурсов, приходящихся на одного жителя (как говорят в народе: «меньше народа, больше кислорода»).

Если уже говорить о людях, населяющих какую-то конкретную страну, то важно не их количество, и именно их качество. Уровень их образованности, квалифицированности, культурности.

Каждый человек создает определенную часть ВВП. При этом он может создавать больше, а потреблять меньше (например, активный предприниматель, бизнесмен; или простой работник, работающий на 3-х работах). И, наоборот, потреблять больше, а производить меньше (человек, который не может заработать на себя и свою семью и пользуется социальной поддержкой). Или может быть и такое, ничего не производить, но потреблять (безработный, который получает пособие по безработице; инвалид, который получает пособие).

Вообщем, когда многие белорусы покидают свою страну в поисках лучшей доли, то в этом макроэкономисты не видят большой проблемы?

Никто не говорит, что нет проблемы в том, что многие белорусы, когда достигают совершеннолетия, то уезжают на ПМЖ в США, Канаду, Германию, и другие развитые страны с более высоким уровнем и стандартами жизни. Но проблема здесь не в том, что жителей Беларуси при этом становится меньше, а как раз в том, что уезжают квалифицированные и активные люди. Уезжают те люди, которые оставшись в Беларуси, произвели бы ВВП, которого хватило бы и на себя, и в случае необходимости – для поддержки еще нескольких человек.

Особенно велика потеря для Беларуси в том случае, когда эти молодые люди получали образование, квалификацию, жилье, пользуясь системой господдержки (их родители, например, получили льготное жилье как многодетная семья; затем этим молодым людям из госбюджета оплачивали их обучение в вузе, да еще при этом и платили им стипендию). В этом случае, если провести сравнение, то не только родители, а все общество, как пчелиная семья, выращивали этих деток, а потом, когда пришло время им самим производить ВВП, образно говоря – собирать мед,  то они уехали (улетели) делать это в США, Канаду или другую страну, которые и так являются уже развитыми.

То есть проблема здесь, опять же, не в том, что жителей Беларуси при этом становится меньше, а именно в том, что уезжают активные и предприимчивые, конкурентоспособные люди, а остаются те, кто остается. Не уедет, например, в США или в Германию человек, который и здесь не проявляет никакой активности, не хочет что-то предпринимать, организовать здесь бизнес, вложить свои сбережения, найти инвестора, создать новые рабочие места, много зарабатывать, не стремится повысить свою квалификацию. Речь не идет вовсе о том, что те люди, которые остаются чем-то хуже, чем те, которые уехали. Речь идет о том, что разного рода люди с ограниченными интеллектуальным способностями, люди, злоупотребляющие алкоголем, преступники, – в большинстве случаев остаются здесь. Равно как и остаются здесь люди с пассивным менталитетом. Когда такой отбор продолжается десятилетиями, а еще хуже – столетиями, то это может поставить крест на формировании эффективной модели национальной экономики в этой стране.

Несет ли какую-то угрозу сокращение численности населения Беларуси?

Само по себе сокращение населения не несет в себе никакой угрозы: ни угрозы исчезновения государства, ни угрозы исчезновения нации (это всего лишь шутка и не более того, когда говорят, что если белорусов станет слишком мало, то на их место приедут китайцы или кто-то еще). Это к тому, что не нужно рисовать какую-то круглую цифру по количеству населения в стране и стремиться достигнуть ее любой ценой. Все равно, если в худшем случае, не выровнять условия, возможности и стандарты жизни по сравнению хотя бы с соседними странами, и в лучшем случае – с развитыми странами, то

люди уедут жить в другие страны, и никто их не остановит.

Куда важнее ориентироваться на текущий и перспективный уровень потребности национальной экономики в трудовых ресурсах, а также – на цифру трудовых ресурсов, которую нужно достичь, чтобы обеспечивать необходимые выплаты по солидарной пенсионной системе, которая существует в Беларуси. В настоящее время уровень техники и технологий национальной экономики таков, что в Беларуси достаточно имеющихся трудовых ресурсов и наблюдается даже их некоторый избыток. Поэтому Правительство не видит особой проблемы в том, что по разным оценкам от 400 до 800 тысяч белорусов трудятся в соседних странах (России, Литве, Польше, Германии). Правительству была бы проблема трудоустроить (занять) этих граждан и еще большая проблема предложить им высокооплачиваемую работу, если бы те в массовом порядке вернулись на родину.

Но в случае, если белорусская экономика начала бы развиваться опережающими темпами по сравнению с соседними странами, создавать новые высокотехнологичные предприятия и отрасли, возникли бы высокооплачиваемые места, то могла бы образоваться нехватка трудовых ресурсов. Тем не менее, даже в таких случаях и даже развитые страны не стимулируют рождаемость и увеличение численности населения за счет бюджетных средств, а решают проблему нехватки трудовых ресурсов за счет привлечения мигрантов, как на временной основе, так и на ПМЖ. В условиях Беларуси, если бы возникла потребность в наращивании трудовых ресурсов, то можно было бы рассчитывать на возвращение на родину части белорусов, но еще в большей степени проблему можно было бы решить за счет рекламной компании и привлечения на ПМЖ квалифицированных специалистов из России, стран Балтии, и других постсоветских республик.

А это реально сделать?

Советский период развития белорусской экономики (в период ускоренной индустриализации Беларуси в 1965-1980 гг. из других советских республик в Беларусь на ПМЖ приехало 1,5 млн. человек), а также опыт других постсоциалистических стран (Чехии, Польши, Литвы) показывает, что Беларусь могла бы в случае надобности привлекать в год по 50-60 тысяч человек (за 15 лет – население Беларуси увеличилось бы при этом – на 750 тыс. – 1 млн. человек) вместо нынешних 10-12 тысяч в год. Этого было бы вполне достаточно. Ставить же задачу в достижении к 2030 году численности населения в 15 млн. человек – это ничем не обоснованная идея. Лучше уж стремиться к тому, чтобы нынешние 4,5 млн. работников стали оснащены более передовой техникой и технологией, чтобы их производительность труда приблизилась к уровню развитых стран (это значит, повысилась в 5-10 раз). Тогда и нынешние работники могут удваивать ВВП в течение 5-10 лет, как того будет требовать программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы.

Более подробно эти вопросы, в том числе и причины сокращения численности населения в Беларуси, которое началось в 1993 г., и о которых не было сказано выше, изложены в статьях: Акулич В. Скарачэнне насельніцтва - гэта нармальна! Ці ёсць у Беларусі дэмаграфічны крызіс і як з ім змагацца (Наша Ніва, 2003, №8), Акулич В. Дети: третий - лишний? Требуется корректировка демографической политики (Белорусы и рынок, 2007, №42, С. 23); Акулич В. Время работает против нас. Нужно ли в Беларуси повышать пенсионный возраст и как это делать (Белорусы и рынок, 2008,  №23, С. 25).

 

Беседовала Екатерина Антипова

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY 

 

)

 

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family