wrapper

Новости - слайдер на главной

Акулич: Можно говорить о нарастании недоверия населения к службам занятостиСнижение уровня безработицы с 3,1% в 2003 г. до 0,7% в 2010 году может свидетельствовать не о снижении уровня реальной безработицы в стране, а о понижении степени доверия населения к службам занятости, а может быть и о снижении эффективности их деятельности.

Кроме того, это может указывать на отсутствие в стране достаточных трудовых ресурсов для обеспечения устойчивых темпов экономического роста и выхода на среднеевропейский уровень жизни.

Практически нулевой уровень безработицы в Беларуси, о котором часто приходится слышать в СМИ – не более чем очередной миф об успехах белорусской экономической модели, созданный в последние годы и удачно внедренный в массовое общественное сознание. В действительности речь идет только лишь о зарегистрированной безработице, которую попытались свести к нулю, сознательно или несознательно создав непривлекательность обращения со стороны населения в службы занятости. Этого удалось добиться за счет крайне низкого пособия по безработице (менее 1 доллара в день), малого количества вакансий для квалифицированных работников, малого количества предложений по переквалификации, по обучению безработных открытию индивидуального предпринимательства или организации собственного малого бизнеса. В гонке за снижением показателя уровня безработицы Министерство труда и социальной защиты забыло о выполнении своей главной непосредственной функции – социальной защиты тех самых безработных, как в плане выплаты пособия по безработице, которое могло бы обеспечить человеку достойное существование, так и в плане обеспечения его работой.

23-02-02-1

Graf3-1

* по данным  Белстата

Рис. Динамика уровня зарегистрированной безработицы в Беларуси, на который ссылаются СМИ и который утвердился в Беларуси в качестве основного показателя

Официально зарегистрированный уровень безработицы в Беларуси указывает не на реально имеющийся уровень безработицы в Беларуси, а лишь на число безработных, которые обращаются в поисках работы в службы занятости. В этой связи получается, что – снижение официально зарегистрированного уровня безработицы в Беларуси с 3,1% в 2003 году до 1,0% в 2007 и до 0,7% в 2010 году, можно трактовать не как снижение реальной безработицы в стране, а как понижение степени доверия населения к службам занятости, а может быть и как снижение эффективности их деятельности. Белорусский экономист Филипченко И.Н. называет это снижением «мотивации регистрации» в службах занятости со стороны безработных. Но обо всем по порядку.

Беларусь – оазис стабильности и благополучия… и большого количества суицидов

В последнее время часто можно слышать, что уровень безработицы в Беларуси практически сведен к нулю. В этом отношении Беларусь, по крайней мере, внешне, выглядит как оазис стабильности и благополучия. Ведь действительно если посмотреть на остальную часть Европы, то уровень безработицы там держится на отметке 10%. Самый низкий уровень безработицы на начало 2011 года был отмечен в Нидерландах (4%), Люксембурге и Австрии (5%), а самый высокий –  был зафиксирован в Испании (свыше 20%), Литве и Латвии (18%). В Эстонии в 2010 году безработица достигла самого высоко уровня за всю историю развития страны – 17%. В Польше еще 5-10 лет назад уровень безработицы также достигал 16-18%, и только в последние годы она сократить там до 10%. Уровень безработицы в России в 2010 году составил 7,5% от экономически активного населения. В США безработица составила 9,5%, во Франции – 9,5%, в Италии – 8,5%, в Канаде – 8%, в Германии – 7%, в Японии – 5%.

Однако можно на все это посмотреть и с другой стороны. Низкий уровень безработицы в Беларуси может свидетельствовать об отсутствии резерва рабочей силы для экономического «прорыва», который согласно средне- и долгосрочным программам социально-экономического развития страны собираются совершить власти. Но самое главное, низкий уровень безработицы в Беларуси также может свидетельствовать о сложившемся недоверии со стороны населения к институту служб занятости, а также о системных недоработках Министерства труда и социальной защиты в этом направлении.

Часто СМИ вслед за Белстатом механически транслируют информацию о феноменально низком уровне безработицы, который практически близок к нулю (на начало текущего года – 0,7%). При этом большинство образованных людей, в том числе и госуправленцев, и журналистов, знают, что речь идет только лишь о зарегистрированной безработице. Однако на это стараются не обращать внимания. Не было слышно, чтобы кто-то из них задался вопросом: а какой процент этой самой безработицы удается регистрировать службам занятости? Какой процент людей обращается в поисках работы в службу занятости? Например, в середине 2000-х годов согласно данным социологического опроса Института социологии НАН Беларуси таковых было лишь 21%. То есть лишь каждый пятый безработный обращался в службу занятости в поисках работы.

Учитывая, что за последние годы размер пособия по безработице относительно средней заработной платы сократился еще больше, можно предположить, что сегодня этот процент может быть еще меньше. Можно предположить, что это не многим более 5-10% безработных. Остальные, когда ищут работу, то обращаются не в службу занятости, а к своим знакомым, родственникам, в кадровые агентства, к объявлениям в газете и на интернет-сайтах, которые дают работодатели. Видимо такая ситуация устраивает всех, и государство, и непосредственно Министерство труда и социальной защиты. Не пришел регистрироваться, ну и не надо, нам меньше головной боли, у нас будет более низкий показатель по уровню безработицы.

Но ведь это не правильно, так как в социально-ориентированной экономике, если она таковой на самом деле является, а не только на словах, любой гражданин должен рассчитывать на реальную поддержку государства в вопросах трудоустройства, переквалификации или повышения квалификации, организации индивидуального предпринимательства или малого бизнеса. И самое главное – в трудный для себя период в жизни – он должен рассчитывать на пособие по безработице, которое позволит ему достойно существовать и спокойно заниматься поиском работы или переквалификацией. На такое гуманное дело не жалеют средств даже те государства, которые не называют свою модель экономики – социальной или социально-ориентированной. В подобной трудной ситуации может оказаться любой человек, и он вправе рассчитывать, что какое-то время, например – полгода или год – общество не оставит его в беде и поддержит его. Тогда может Беларуси удастся уйти с позорного третьего места в мире по количеству суицидов. В экономической теории есть формула М.Х. Бренера, которая отражает прямую зависимость между уровнем безработицы в стране и количеством суицидов. И такое огромное количество суицидов на 100 тысяч жителей, которое фиксируется в Беларуси, вступает в противоречие с тем низким показателем уровня регистрируемой безработицы в Беларуси, который призван в качестве главного и единственного официального показателя, характеризующего состояние дел в экономике с безработицей.

Хотя можно не сомневаться, что Министерство труда и социальной защиты не согласится с такой оценкой их работы. Они ведь отрапортовали, что в «январе 2001 года госслужба занятости трудоустроила 13 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч безработных». Только много это или мало, учитывая размер избыточной занятости на госпредприятиях. Готова ли служба занятости трудоустроить такое количество потенциальных безработных? Если готова, то почему тогда иностранным инвесторам предлагают заниматься трудоустройством тех работников, которых они намерены сократить, а отечественным предприятиям доводится негласный план – не допускать значительного сокращения среднесписочной численности работающих? Куда будет трудоустраивать служба занятости этих безработных? Если на госпредприятия, то там и так требуются сокращения. Если в частный сектор экономики, то он так и не развился до тех размеров, чтобы стать альтернативой госсектору. Если служба занятости будет учить безработных тому, как стать индивидуальными предпринимателями, самостоятельно создавать себе рабочие места и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, то судя по статистике, работа в этом направлении еще и не начиналась.

Увеличение пособия по безработице позволило бы выявить реальный уровень безработицы

Главный секрет низкого уровня безработицы в Беларуси кроется в неприлично низких размерах пособий по безработице. В соседних странах, например, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, именно существенный размер пособия по безработице толкает людей регистрироваться в службах занятости. В итоге там реальный и регистрируемый уровень безработицы фактически совпадают, а бывает (или бывало) даже такое, что регистрируемый уровень безработицы превышает реальный. Так бывали случаи, когда в Польше в середине 2000-х годов к дверям службы занятости подъезжал новенький «Мерседес» последней модели и из него выходил «безработный», который приехал за пособием по безработице. Многие молодые люди в Польше в те времена нелегально выезжали на заработки в другие страны ЕС, а в своей стране числились безработными и получали пособия по безработице. Подобные бреши в системах социальной защиты люди выявляют всегда, но смысл заниматься этим есть только тогда, когда размер этого пособия к этому располагает. Но здесь уже задача Министерства труда и социальной защиты выявить подобные бреши и постараться их устранить, не ставя под сомнение выполнение самой задачи – обеспечить защиту тех граждан, которые в этом действительно нуждаются.

Один из бывших альтернативных кандидатов в Президенты А. Санников в своей предвыборной программе обещал увеличить пособие по безработице до $150-200. То есть до 30-40% от среднемесячной заработной платы в стране. Конечно, есть страны, где пособие по безработице и по больше, но это уже кое-что. Предположим, что нынешние власти сегодня ввели бы такой размер пособий. На какую величину увеличился бы уровень безработицы в Беларуси? Можно предположить, что отдельные люди даже уволились бы с работы и пошли становиться на учет в службу занятости, чтобы получать такое пособие по безработице. На первый взгляд, это абсурд. Однако при более глубоком рассмотрении видно, что для экономики страны в целом это было бы более выгодным, чем та практика, когда госорганы заставляют работодателей обеспечивать минимальную заработную плату на предприятиях в размере тех же $200. В любом случае, увеличение пособий по безработице с нынешних $15-20 до $150-200 (то есть в 10 раз), позволил бы выявить реальный уровень безработицы в Беларуси.

Правда в Беларуси еще имеет место и вынужденная безработица, которую даже при увеличении пособий по безработице, выявить не удалось бы. Так, почти 12% работников промышленных предприятий Минска (в абсолютном измерении – это 22 тысячи человек) работали в 2010 году в режиме вынужденной неполной занятости. При этом около 4 тысяч человек находились в вынужденных отпусках, не получая при этом никакой денежной компенсации. Естественно, что в этот период эти люди не были включены и в показатель официально зарегистрированной безработицы. Справедливости ради стоит сказать, что по принятой методологии они и на самом деле не являлись безработными, так безработным считается лишь тот, кто искал работу, но не мог ее найти. В этом же случае,  по всей видимости, большинство из этих людей просто ожидали, когда предприятия возобновят работу и работодатели вызовут их из вынужденного отпуска. Хотя фактически все эти люди не работали, имело место значительное недоиспользование туродовых ресурсов и трудового потенциала.

Низкая безработица – это не всегда хорошо

Наконец, стоит отметить, что когда говорится о безработице в 0,7%, то для любого экономиста это может стать поводом для беспокойства. Поскольку известно, что любой ресурс или фактор производства, в том числе и трудовые ресурсы, должны иметься в запасе (резерве) для того, чтобы была возможность сохранять и наращивать темпы экономического роста. Потому что только за счет одного роста производительности труда изыскать необходимые трудовые ресурсы не всегда получается. Есть отрасли и сферы экономики, где все еще нужен, в том числе и экстенсивный экономический рост, и просто нужны дополнительные трудовые ресурсы. Взять хотя бы тоже строительство. Или даже сферу услуг, где наличие самих трудовых ресурсов, во многом обуславливает расширение производства в этой сфере. А ведь перед экономикой Беларуси поставлена задача в скором времени перейти в постиндустриальную стадию развития.

Даже для плановой советской экономики «отсутствие безработицы в СССР характеризовалось как фактор, резко снижающий эффективность и производства, и инвестиций». Об этом в 1980-х годах сообщалось в докладе разведуправления США.

Поэтому, чтобы закончить на оптимистичной ноте, можно сказать, что уровень безработицы в 0,7% не напугает в этом смысле экономиста из Беларуси, а может запутать только зарубежного экономиста, который оперирует лишь статистикой, но не знает реальной ситуации. Экономист же из Беларуси знает, что, во-первых, на самом деле реальная безработица в Беларуси в разы больше, а во-вторых, имеется еще в резерве значительная часть трудовых ресурсов, которая сегодня избыточно занята на госпредприятиях и в скором времени может пополнить ряды безработных (как пополнили их в течение прошлого года 4,5 тысячи работников МАЗа). С одной стороны это налагает на службы занятости повышенную ответственность и готовность трудоустроить этих людей, а с другой стороны – это говорит о том, что в Беларуси имеется еще резерв собственных трудовых ресурсов. Хотя, чтобы не запутать и белорусских экономистов, так как не все из них критически относятся к данным статистики, лучше было бы все-таки снять политизацию с показателей, характеризующих уровень безработицы, и приводить уровень реальной безработицы, а не только тот, который зарегистрирован службами занятости. Ничего страшного не будет, если в Беларуси уровень безработицы будет составлять, например, 6-8%. Да сколько бы не составлял. Это лишь будет показывать, что имеется еще запас трудовых ресурсов для догоняющего экономического развития, что развивается рынок труда, происходит трудовая миграция. Наконец, что большое количество людей получает от остальных членов общества социальную защиту в виде пособий по безработице, и что белорусская экономика действительно по праву называется социально-ориентированной, что это здоровая экономика, которая справляется с этой нагрузкой.

 

Автор: Владимир Акулич

Источник: Блог В. Акулича, ЭКОНОМИКА.BY

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family