wrapper

Новости - слайдер на главной

18-01-12-11Развитие ситуации в экономике Беларуси в 2011 году вынудило руководство страны в июне 2011 года подписать договор о предоставлении кредита ЕАБР на 2011–2013 годы в сумме $3 млрд на 10 лет с отсрочкой погашения на 3 года.

Кредит предоставляется 6 траншами, первый – $800 млн в июне, а остальные 5 – по $440 млн в конце февраля – начале марта (в 2012 и 2013 годах) и в конце октября – начале ноября (в 2011–2013 годах). К основным условиям предоставления кредита относятся ужесточение денежно-кредитной политики, сокращение дотаций государства в ЖКХ и на транспорте, ограничение роста заработных плат в бюджетном секторе, и, главное, проведение приватизации на сумму в $7,5 млрд по $2,5 млрд в год –  причем не важно, кто будет инвестором. Перечисление каждого транша обуславливается выполнением Беларусью некоторых условий, невыполнение любого условия влечет задержку перечисления очередного транша.

Первый транш в $800 млн Беларусь получила в середине июня 2011 года после выполнения ряда условий, главное из которых было прекращение эмиссионного кредитования государственных программ (это условие является обязательным и для всех последующих траншей кредита). Второй транш в $440 млн должен был быть получен в конце октября – начале ноября, но невыполнение двух условий (по стоимости ресурсов в белорусских рублях и подписание указа о передаче непрофильных активов от Нацбанка на баланс государства) отложило предоставление кредита. ЕАБР оказался неожиданно принципиальным, и, если по стоимости ресурсов к середине декабря удалось снять вопрос, то по указу о непрофильных активах Нацбанка ситуация могла затянуться надолго.

Но к концу года белорусской стороной все было подписано. Теперь становится более-менее понятно, почему все было решено до конца 2011 года. Договор о предоставлении кредита ЕАБР был подписан в середине 2011 года, а на 2011 год с так и «непризнанным» кризисом можно списать многое. Поэтому второй транш должен был прийти до конца 2011 года, тогда у Беларуси появлялась возможность закрыть многие вопросы, в первую очередь по госкредитованию на 2012 год, еще в 2011 году, и в 2012 году попытаться выполнять условия предоставления кредита в более комфортных условиях.

После девальвации белорусского рубля в 2011 году собственный капитал Беларусбанка и Белагропромбанка сократился в валютном эквиваленте почти в 3 раза (с $2,78 млрд до $0,98 млрд). Из-за этого, в том числе, были понижены их кредитные рейтинги, ухудшились их возможности по привлечению иностранных кредитов. Скорее всего, почти весь миллиард, полученный под залог акций Нафтана, был потрачен на разрешение возникших проблем по внешним обязательствам госбанков (во всяком случае, размеры ЗВР в декабре выросли только на $0,49 млрд, тогда как было получено $1 млрд и $0,44 млрд).

Без кредитования экономики в октябре–ноябре денежная масса (М2) сокращалась. Соответственно, внешнеторговое сальдо было отрицательным, как и рост ВВП. А на 2012 год запланированы рост ВВП и положительное внешнеторговое сальдо. Без новых кредитов этого добиться будет невозможно.

Основные проблемы, стоящие перед Беларусью к концу 2011 года, были следующие:

– выполнить условие предоставления кредита ЕАБР по ограничению эмиссионного кредитования;

– пополнить уставные фонды (в валюте) системообразующих госбанков, но без эмиссии;

– обеспечить задел для роста ВВП в 2012 году, но без эмиссии;

– исключить риск неполучения второго транша кредита ЕАБР в 2011 году;

– списать все издержки по эмиссии на 2011 год;

– совместить решение всех проблем без структурных реформ экономики Беларуси хотя бы на 2012 год.

Такое решение всех вопросов и было найдено. В 2011 году из-за трехкратной девальвации появилась возможность получить профицит бюджета – вот этим и воспользовались, профицит был направлен на задел 2012 года через увеличение уставных фондов двух системообразующих госбанков за счет белорусских рублей, но после получения второго транша кредита ЕАБР в конце 2011 года (деньги были отправлены 30 декабря). Затем, в тот же день, постановлением Совмина за счет остатков средств республиканского бюджета было направлено на пополнение уставных фондов Беларусбанка и Белагропромбанка Br9,0 трлн и Br0,8 трлн соответственно. Также на увеличение уставных фондов были направлены средства, полученные за счет размещения государственных долгосрочных облигаций Республики Беларусь, в сумме Br3,9 трлн и Br0,8 трлн. Итого Br14,5 трлн (более $1,7 млрд). Для сравнения, денежная масса в национальном определении (М2) на 1 декабря 2011 составляла Br35,8 трлн.

Правда, вызывает удивление размер профицита – почти Br10 трлн только на пополнение уставных фондов двух госбанков, и это не единственное использование профицита (например, на основании указа в декабре расходы фонда соцзащиты были увеличены почти на Br2 трлн). При этом проведенная в ноябре корректировка республиканского бюджета Беларуси на 2011 год не предусматривала средств на рекапитализацию госбанков (скорректированные доходы республиканского бюджета в 2011 году должны были составить Br49,3 трлн, расходы – Br50,1 трлн). А профицит республиканского бюджета Беларуси за январь–ноябрь составил «всего» Br4,3 трлн.

Но что сделано – то сделано! Теперь есть возможность обеспечить кредитование экономики в 2012 году без допэмиссии, и продолжить получать кредиты ЕАБР.

Также понятно, что будет в 2012 году дальше. Рост ВВП будет обеспечен госкредитованием, за счет Br14,5 трлн, добавленных госбанкам в конце 2011 года (уже объявлено, что Br2 трлн из Br2,5 трлн, выделенных на закупку сельхозтехники, предоставят банки). И хотя республиканский бюджет сверстан как бездефицитный, ничего не мешает его скорректировать, да и условия кредита ЕАБР это не запрещают (до 3% ВВП, то есть около Br15 трлн, так как по прогнозу ВВП в 2012 году составит около Br500 трлн). К тому же, в декабре объявлялось, что объем эмиссии составит Br7 трлн. Для удержания курса будет использована часть ЗВР (в планах заложено сокращение на $2 млрд за 2012 год).

Следует признать, что основное противоречие – безэмиссионное кредитование экономики (чтобы обеспечить рост ВВП, при стабильном курсе) – на 2012 год оказалось решено. Некоторое сокращение ЗВР и отсутствие положительного внешнеторгового сальдо будут не такой уж и большой платой за этот «успех». При этом отрицательное внешнеторговое сальдо постараются сделать не очень большим, а в случае плавной девальвации до Br10 000 за доллар США к концу 2012 года (объявлено, что среднегодовой курс не превысит Br9 150) его можно будет вообще свести к нулю. Не исключено даже и получение символического плюса для красивых показателей. Главное, удалось обеспечить сохранение нынешней модели экономики только с одним существенным минусом – продажей госактивов на $2,5 млрд за год. Еще могут возникнуть вопросы о ставке рефинансирования в 2012 году (ограничиться 20–23% будет сложно, но в условиях предоставления кредита ЕАБР их нет, а прогнозные параметры на то и прогнозные, что их выполнение желательно, а не обязательно).

Обязательно будут продолжены переговоры с МВФ о новом кредите (как минимум, о продлении старого). Не зря же бюджет на 2012 год запланирован бездифицитным. Повторения 2011 года постараются избежать. Но не за счет изменения структуры экономики, а за счет сокращения объема ЗВР и переноса проблем на 2013 год.

Вот только в следующем году повторить подобный «финт» с профицитом бюджета вряд ли получится. К тому же, такой способ решения (откладывание на будущее) лишает людей уверенности в завтрашнем дне, а для субъектов хозяйствования создает проблемы с планированием. Ни один проект, чей срок окупаемости более 1 года, не будет запускаться, так как инвесторы совершенно справедливо опасаются возможных изменений.

Но Беларусь это не пугает, нет инвесторов – и не надо, как-нибудь сами разрешим проблемы. На ближайшие несколько лет госимущества точно хватит, а там – видно будет. О планах на 5 (или 10) лет никто не думает и не стремится даже задумываться. Выигрыш в тактике в этом случае означает проигрыш в стратегии. За будущее так не борются!

Все эти обходные пути – не решение проблем, а откладывание решение проблем на будущее. Для ЕАБР – это лишь бизнес, а вот для Беларуси – вариант будущего. И не обманываем ли мы сами себя? Будем гордиться тем, что «перехитрили» кредиторов из ЕАБР? Или тем, что просто «проедим» еще госимущества на $2,5 млрд?

Ну, проживем с помощью кредита ЕАБР еще 3 года, а дальше? Россия к 2015 году взяла обязательства выйти на мировые цены на энергоносители, следовательно, положительного сальдо во внешней торговле, которая на треть зависит от цен на энергоносители, будет достигать все сложнее и сложнее.

По долгам надо платить и их надо возвращать, но пока мы только планируем наращивать их объем. Тенденции плохие в 2012 году – $1,6 млрд только госдолга, а еще есть долги госсектора и долги остальных секторов экономики. Причем все взаимосвязано, и проблемы с возвратом долгов одним сектором обязательно скажутся на работе других секторов. В 2013 году – только по госдолгу рост до $3 млрд. В 2014 году – рост продолжится, так как добавится начало погашения кредита ЕАБР.

Нет стратегии – нет последовательных действий – нет инвесторов – мы проедаем сами себя – нет развития – нет будущего. Люди будут уезжать отсюда, причем самые лучшие и инициативные! Чтобы остановить отток кадров, необходимо резко (в разы) поднять им зарплаты. Для этого необходимо сотворить «чудо» – увеличить экспорт, как минимум, в полтора–два раза. А значит, необходим значительный объем иностранных инвестиций и новых технологий, которым нужен соответствующий климат в экономике. Можно и подождать, объясняя все временными трудностями. Вот только если потом даже и решим рвануть вперед – некому будет этот рывок осуществлять, да и времени для этого уже просто не будет.

Вместо ремонта машины мы ее просто чуть обновили и подкрасили. Если затем мы ее продадим, то, может, и правильно (рынок все-таки). Но если это для себя, то кого мы обманываем? На этой машине нам самим же и ездить!

 

Автор: Владимир Артюгин

Источник: BEL.BIZ

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family