По словам замминистра экономики Андрея Тура, в Беларуси “намечена широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг, что требует значительного увеличения инвестиционного капитала”.
В этой связи в стране в последние два года предпринимаются значительные усилия по реформированию экономики. Только за 2009 год в этом направлении принято 56 нормативно-правовых актов, проведена масштабная работа по подготовке обзора инвестиционной политики Беларуси и официальная презентация, которая прошла 27 апреля текущего года.
Реформирование налоговой системы
Среди основных изменений, которые отметил А. Тур, – это введение в действие особенной части налогового кодекса, что позволило отменить ряд налогов. В первую очередь таких как налог на приобретение автотранспортных средств, налог с продаж розничной торговли, сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, сбор с пользователей за парковку и т.д. В общей сложности отменено 22 налоговых платежа, в результате чего нагрузка на экономику, даже в такой непростой год как 2009, снизилась на 1,2% от ВВП.
В дальнейшем, со слов замминистра экономики, в сфере налогообложения предполагается отменить налог на услуги, упростить сбор на развитие территории. Планируется также установить для всех категорий налогоплательщиков ежеквартальный срок уплаты НДС, внедрить механизм переноса убытков на будущие прибыли, а также разработать концептуальные подходы к реформированию взносов на государственное и социальное страхование.
Сокращение лицензированных видов деятельности
Вторая сфера, где были проведены значительные реформы – это сокращение лицензированных видов деятельности. Если в 2003 году их количество составляло 150, то сейчас 53. Кроме того подготовлен проект Указа главы государства, который предусматривает сокращение еще 16 видов деятельности. Среди них самый существенный – это розничная торговля, упразднение и лицензирование которой позволит сократить число выдаваемых лицензий более чем на 60%, то есть более чем в 2 раза.
Либерализация экономики
Следующая сфера – либерализация ценообразования. В рамках либерализации принят курс на либерализацию условий экономической деятельности. В 2009 году значительная работа проведена по сокращению сферы административного регулирования цен и расширение сферы свободного ценообразования.
Идет либерализация условий экономической деятельности в области оценки соответствия стандарту. Перечень товаров, подлежащих сертификации в Беларуси сокращен на 40% и включает в основном социально значимые товары для населения и некоторые производственные товары.
Введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Отменен институт золотой акции. Ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. Упрощаются условия работы инвесторов.
Упрощается доступ инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам
Упрощаются условия работы инвесторов в участии доступа к рынку недвижимости и земельным участкам. В этих целях расширены полномочия местных исполнительных комитетов в решении земельных вопросов, упрощена и сделана максимально открытой и простой процедура изъятия и предоставления земельных участков. Так по результатам аукционов земельные участки могут быть предоставлены в аренду, пользование, а негосударственным юридическим лицам в частную собственность. Для обеспечения перспективного использования территории городов, расположенных за пределами городской черты, обеспечивается зонирование земельных участков и разработка проектной градостроительной документации. Эта документация подлежит периодической корректировке для поддержания в актуальном состоянии.
Изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации
В настоящее время в Беларуси изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. Начиная с 2008 года, формируются планы приватизации конкретных предприятий на трехлетний период. Например, на 2008-2010 гг. в этот план включено около 500 объектов республиканских унитарных предприятий. В связи с этим, как заверил замминистра польских инвесторов, Министерство экономики Беларуси готово рассматривать все предложения по данному вопросу.
Упрощая и обеспечивая доступ инвесторов к ресурсам, одновременно улучшаются возможности, вытесняющие эффекты от прихода на рынок транснациональных корпораций. В этом отношении антимонопольное законодательство Беларуси полностью охватывает отношения связанные с антимонопольным регулированием соглашений, ограничивающих контроль за экономической концентрацией. Дополнительно расширены права антимонопольных органов в части применения мер для эффективного функционирования рынка, развития конкуренции и пресечение монопольных действий.
Антимонопольное регулирование
Сегодня для работы иностранных инвесторов на территории Беларуси создана достаточная нормативно-правовая база, которая предусматривает преференциальный режим инвестирования и защиту прав и интересов инвесторов. Иностранному инвестору предоставлен ряд преференций, как в свободных экономических зонах, так и в малых и средних городах, сельских местностях, в парке высоких технологий, а также льготы предусматриваются при заключении инвестиционных договоров.
Институт инвестиционных агентов
С августа 2009 года в Беларуси введен институт по работе с инвесторами, это институт инвестиционных агентов, это физические и юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками для поиска потенциальных инвесторов и содействия другим лицам в реализации инвестиционных проектов.
Автор: Ирина Ивантей
Источник: ЭКОНОМИКА.BY