wrapper

Новости - слайдер на главной

22-09-21-3Эксперты ЮНКТАД советуют развивающимся странам объективно оценивать свои возможности, когда речь идет о разработке инноваций. Инновационная политика таких стран как Беларусь должна основываться на адаптации технологий, которые уже созданы в передовых странах, а не на попытке изобрести их собственными силами.

Эксперты ЮНКТАД: Не распыляйте ограниченные ресурсы на изобретение велосипеда

По выводам экспертов ЮНКТАД «процессы технологических изменений в развитых странах, в которых транснациональные корпорации своей инновационной деятельностью производят новые знания, коренным образом отличаются аналогичных процессов в развивающихся странах, где инновационная деятельность проявляется главным образом в том, что предприятия учатся осваивать, адаптировать и совершенствовать технологии, которые уже существуют в технологически более передовых странах.

Из этого следует, что инновационная политика в развивающихся странах должна отличаться от такой же политики в странах, выступающих технологическими лидерами. А именно, данная политика в развивающихся странах должна заключаться не в создании потенциала для изобретения новых продуктов и процессов, а в сокращении отставания от более передовых в технологическом отношении стран.

Иными словами, главная задача для развивающихся стран заключается в изучении и освоении процессов, используемых в технологически наиболее передовых странах, а не в том, чтобы собственными силами в условиях ограниченных и явно недостаточных ресурсов создавать потенциал для изобретения этих новых продуктов и процессов.

По мнению экспертов ЮНКТАД «в контексте технологического наверстывания процесс инновационной деятельности в какой-либо стране в решающей степени зависит от ее связей с остальным миром. Приобретение технологии странами, следующими за лидерами, зависит от передачи технологии. В рамках данного процесса доступ к иностранной технологии равнозначен ее эффективному использованию. Такой доступ может быть максимально увеличен благодаря открытию экономики для внешнего мира и иностранных инвестиций в сочетании с вложением ресурсов в образование, науку, а также расширением доступа к Интернету и поощрением конкуренции между международными поставщиками телекоммуникационных услуг». На практике вполне очевидно, что приобретение и освоение иностранной технологии связано с затратами и рисками и что успех зависит от технологических усилий различного рода – инвестиций в технологические преобразования, – а также развития умений и навыков на уровне предприятий.

22-09-22Академик Рубинов: От белорусской науки нельзя ждать большего, чем понимание того, что делается за рубежом

 

Вышесказанное весьма актуально для Беларуси. В частности, по мнению отдельных экспертов «Более чем в 90% случаев новые техника и технологии, разрабатываемые белорусскими учеными и конструкторами, являются новыми лишь для Беларуси, а за рубежом это уже внедрено». В этой связи мнение белорусского академика Анатолия Рубинова созвучно мнению экспертов ЮНКТАД, когда он утверждает, что «от белорусской науки нельзя ждать большего, чем понимание того, что делается за рубежом, чтобы донести эти знания до молодежи или делать грамотные экспертные заключения».

Однако такой подход кардинальным образом противоречит тому подходу, который принят в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. Так, одним из главнейших принципов реализации этой программы является то, что «инновационное развитие экономики будет в основном базироваться на отечественных научных разработках и технологиях, доля которых составит не менее 86% от числа реализованных в программе инноваций.

Мировая практика свидетельствует о том, что для созда­ния новых наукоемких производств требуются значительные начальные капиталовложения, диверсификация источников финансирования и привлечение иностранного капитала в наукоемкий сектор. Основной сдержи­вающий фактор развития экспорта наукоемкой продукции Беларуси – недостаток внутренних ресурсов капитала для мо­дернизации технологий.

Например, в мировой электронной про­мышленности крупные корпорации, оборот которых варьируется от 10 до 30 млрд. долларов, ежегодно направляют на исследования от 1,5 до 2 млрд. долларов. Очевидно, что Беларуси при объеме ВВП чуть более $50 млрд. изыскать средства на техническое перевооружение только внутри страны невоз­можно. Основной объем исследований и разработок в мировой экономике финансируется за счет средств транснациональных корпораций. Финансы ТНК становятся важнейшим источником венчурного капитала. Поэтому недопустимо делать ставку только на средства государственного бюджета или заемный капитал.

22-09-23Академик Михеев: Китай почти ничего не создает самостоятельно

 

Особенностями китайской экспортной модели являются то, что она выстраивалась в результате активной закупки передовых иностранных технологий под жестким контролем государства с последующим их введением в приоритетные отрасли экономики и свободные экономические зоны, ориентированные на экспорт.

По мнению члена-корреспондента Российской академии наук, китаеведа, автора нескольких книг по экономике Китая Василия Михеева, «Китай действительно демонстрирует высокие темпы роста, однако в реальности эта страна ничего не создает самостоятельно».

Китай является только потребителем, а не производителем высоких технологий, – пояснил эксперт. – Фундаментальных технологических исследований в стране не проводят. По мнению Михеева, выводы ученых по Сингапуру, Тайваню и Южной Корее вполне достоверны, так как в этих странах действительно произошел серьезный технологический прорыв. Однако США по-прежнему остаются лидером в области фундаментальных научных и технологических исследований.

22-09-24Академик Лыч: В девяти из десяти случаев белорусские ученые изобретают велосипед

Академик Геннадий Лыч также обращает внимание на то, что «огромная доля финансирования сферы НИОКР расходуется в Беларуси вхолостую. Например, ученые и конструкторы отчитались за 2004 год о создании 375 новых «передовых производственных технологий», что нашло отражение в данных Белстата. Из них принципиально новых на самом деле оказалось 11, то есть не более 3%. Остальные были «новыми» только для Беларуси» ("Проблема дефицита инновационных ресурсов и пути их решения" // "Наука и инновации", № 7, 2006, стр. 51-52).

По мнению академика Лыча, «необходимо привлекать передовые технологии вместе с иностранными инвестициями, занимаясь в Беларуси только теми отдельными разработками, которые могут привлечь ТНК».

Действительно данные мировой практики финансирования НИОКР свидетельствуют о том, что даже страны с более высоким уровнем жизни и финансовыми возможностями, такие например, как Швейцария, Бельгия, Финляндия, Австрия, вкладывают в развитие инноваций меньше средств, чем многие ТНК.

Таблица. Расходы на НИОКР в отдельных транснациональных корпорациях и государствах

Корпорации / страны

Млрд. долларов

(за 2005 год)

Корпорации / страны

Млрд. долларов

(за 2005 год)

Форд моторс (США)

7,2

Тойота Мотор (Япония)

4,6

Испания

6,8

Финляндия

4,5

Тайвань

6,5

Австрия

4,5

Швейцария

6,3

ИБМ (США)

4,4

Даймлер Крайслер (Германия)

5,9

Глаксо Смит Клайн (США)

4,4

Сименс (Германия)

5,7

Дания

4,3

Бельгия

5,5

Мацусита электрик (Япония)

4,3

Дженерал моторс (США)

5,4

Фольксваген (Германия)

4,3

Израиль

5,4

Индия

3,7

Пфайзер (США)

4,8

Джонсон & Джонсон (США)

3,7

Бразилия

4,6

Моторола (США)

3,5

Кроме того, действительно, как и заявляет академик Геннадий Лыч, как правило правительства зарубежных стран оказывают господдержку тем проектам, в которые инвестируют ТНК. Таким образом, правительства стран могут быть уверенными, что проект действительно перспективный, раз за его финансирование взялась частная компания, а также могут большую часть инвестиций изыскать из средств ТНК, а не из госбюджета.

Доля зарубежных подразделений ТНК в НИОКР некоторых стран

Государства

 

В процентах

Ирландия

72,1

Венгрия

62,5

Сингапур

59,8

Чехия

46,6

Швеция

45,3

Великобритания

45,0

Австралия

41,1

Канада

34,8

Италия

33,0

Португалия

30,9

Таиланд

28,1

Испания

27,3

Нидерланды

24,7

Китай

23,7

Германия

22,1

Франция

19,4

Польша

19,1

Словакия

19,0

 

Акулич: Целесообразно создать механизм по отбору и внедрению инноваций в экономику Беларуси

По мнению кандидата экономических наук Владимира Акулича, «Беларуси целесообразно создать механизм по отбору и внедрению инноваций в национальную экономику, подобно тем, которые в свое время были созданы в Японии и Китае».

Однако сначала, по мнению аналитика, нужно определиться с товарными позициями и отраслями, которые в перспективе могут приносить Беларуси основной ВВП, основные доходы от экспорта, по которым Беларусь сможет занять ниши на мировом рынке (хотя бы 10-15%). От всего остального, чтобы не распылять ресурсы, нужно отказаться. Имеется в виду – найти иностранного инвестора, поменять собственника и освободить госбюджет от поддержки этих предприятий».

Как замечает  В. Акулич, «многих товарных позиций может пока не существовать. Для этого Государственный патентный комитет Беларуси может отслеживать изобретения, которые соответствуют интересам и специализации экономики Беларуси. Эти патенты должны выкупаться и на их основе должны создаваться новые производства».

По мнению аналитика, индикатором для выбора перспективных товаров может служить частный сектор или заключения экспертов, которые специализируются на изучении теории развития и размещения производительных сил. Механизм господдержки в Беларуси можно выстроить по примеру скандинавских стран, а именно, – если какая-то продукция или отрасль развиваются успешно в частном секторе без господдержки, то это явный симптом, что это выгодно производить. В таких случаях правительству стоит проанализировать динамику развития этих новых производств, дать оценку их перспективе, и в случае положительных результатов оценки, – оказать господдержку данной новой отрасли, чтобы она получила соответствующий толчок в развитии и смогла расшириться до необходимых размеров в относительно сжатые сроки.

В этой связи, отмечает аналитик, важно иметь в стране развитые рынок и частный сектор, так как это необходимые условия для определения того, – производство каких товаров, работ и услуг выгодно развивать и поддерживать государству. Административным путем в условиях централизованно-управляемой экономики этого не определишь, или определишь, но высока вероятность ошибки. Иными словами, именно рынок должен показать, что в Беларуси выгодно производить, а что нет, на чем Беларуси нужно специализироваться в будущем и наращивать свой ВВП, а от каких производств, предприятий и отраслей лучше отказаться в пользу иностранных инвесторов. Государство же и экспертное сообщество могут отслеживать рынок и отмечать перспективные производственные направления, давать рекомендации по господдержке каких-то из них, способствуя тем самым формированию эффективной структуры национальной экономики Беларуси.

Автор: Екатерина Антипова

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family