wrapper

Новости - слайдер на главной

10-12-11В последние десять лет в Беларуси большое внимание уделяется вопросам национальной экономической безопасности. Возможно это один из залогов стабильности белорусской экономической модели. Создана система показателей и их пороговых значений, осуществляется их мониторинг.

Вот и в проекте Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 имеется раздел под названием «Экономическая безопасность».

Кстати, этот раздел в числе прочих включает такие интересные направления обеспечения безопасности, как обеспечение эффективного прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу, достижение размера заработной платы, эквивалентного среднему уровню в сопредельных странах, выравнивание баланса внешней торговли и осуществление диверсификации внешней торговли, диверсификация источников получения энергоресурсов.

Многие авторитетные исследователи отмечают наличие методологических проблем в определении понятия «экономическая безопасность страны», в результате которых, как они полагают, это понятие нельзя считать научным в полном смысле этого слова. У каждой страны имеется собственное поня­тие безопасности, которое коренится в особен­ностях ее истории, географического положения, в своеобразии восприятия внешнего мира.

Как считает профессор Женевского института меж­дународных исследований К. Гастейгер “Безопас­ность – понятие, которое не поддается опреде­лению, оно открыто для бесчисленных интерпре­таций. Оно образует фасад, за которым можно объяснить или оправдать какую угодно полити­ку”. В постсоветских странах большинство определений «национальная экономическая безопасность» дается через “интересы”, в постсоциалистических странах – через измерение “междуна­родной безопасности”, в развитых странах – че­рез понятие “устойчивость”.

Национальные интересы Беларуси: как есть

В Беларуси по действующим государственным программам под национальными экономическими интересами Беларуси понимается – достижение стратегических целей, задач и приоритетов социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе.

Как считается, такое понимание национальных экономических интересов учитывает экономические реалии и необходимость адаптации экономики к быстро меняющимся условиям в современном мире.

Кандидат экономических наук Александр Подгайский считает, что “для таких стран, как Беларусь важно обладать адаптивностью; это даже важнее, чем темпы экономического роста или темпы роста доходов населения. Современная экономическая политика Беларуси заключается в том, что наше государство выстраивает заборы, но любое внешнее веяние – рассыплет эти заборы моментально”. По образному выражению Александра Подгайского “не нужно бальзамировать труп; адаптивность это значит – не мешать развалить”.

Маленькое государство должно быть адаптивным, так как не может выстроить стены. Никто извне для малого государства условий не создаст. Это крупное государство может пытаться не перестроиться, а выставить барьеры и окружение подстроить под себя. Кроме того, Беларусь не обладает достаточным количеством внутренних сырьевых ресурсов, чтобы проводить политику выстраивания барьеров от внешнего мира. По мнению Алекснадра Подгайского, “если бы в Беларуси кроме калийных удобрений было еще что-нибудь, что позволило бы наполнить госбюджет процентов на 70, то в Беларуси мог бы сформироваться такой авторитарный режим, что нынешний показался бы просто мечтой”.

Поэтому главное условие выживание белорусского государства и поддержания конкурентоспособности национальной экономики Беларуси – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней окружающей среды. А это значит – своевременная реакция на внешние угрозы и вызовы, которые заключаются, прежде всего, в угрозе технологического и технического отставания от экономик соседних стран, от потери внешних рынков для сбыта белорусской продукции, в отставании от соседних стран в объемах привлечения иностранных инвестиций, в отставании от соседних стран в области образования и распространения современных знаний в белорусское общество, в отставании уровня средней зарплаты в Беларуси от уровня соседних стран, в отставании адаптации структуры экономики и предприятий к современной схеме организации производства, в отставании использования выгод от участия в международном разделении труда.

Большинство угроз для конку­рентоспособности национальной экономики Беларуси обусловлены также системным экономическим кризисом, издерж­ками процессов рыночной транс­формации экономики и проблема­ми ее интеграции в мировое хозяй­ство. В частности Леонид Злотников, Александр Подгайский, Станислав Богданкевич, и другие белорусские экономисты, считают, что до наступления мирового финансового кризиса белорусская экономика переживала кризис трансформационного характера, который обозначился еще с 1970-х гг., а мировой финансовый кризис – просто помог списать собственные внутренние пробллемы национальной экономики на мировой финансовый кризис. По мнению Александра Подгайского, “большинство отраслей экономики Беларуси перманентно переживают кризис, но не напрямую, не путем сокращения работников, а путем перегонки ресурсов из одних отраслей в другие”. Поэтому угрозами национальным экономическим ин­тересам Беларуси являются также – низкая инвестиционная активность, недостаточная конкурентоспособ­ность продукции, большой износ производственных фондов.

Национальные интересы Беларуси: как может быть

По мнению экспертов, главное условие выживания такого относительно небольшого государства в Европе, каким является Беларусь – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней среды. Поскольку серьезно повлиять на какие-то глобальные и региональные тенденции в развитии экономики, Беларусь по определению не может.

С такой же проблемой выживаемости на разных этапах своего развития столкнулись такие сопоставимые по размерам с Беларусью страны, как Дания, Норвегия, Швейцария, Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Каждая из этих стран нашла свою специализацию в своем регионе, удачно решила эту проблему и сохранилась как государство, в то время как многие страны в Европе исчезли с карты земли и их народы утратили государственность. Так, Дания в свое время выиграла конкуренцию у своих более крупных соседей – Германии, Великобритании и Швеции, точно так же, как Швейцария – у своих более крупных соседей – Италии, Франции, Германии.

В этой связи главной целью национальной безопасности (по сути сохранения государства на территории Беларуси) в долгосрочном периоде должно выступать – достижение Беларусью стандартов ЕС во всех сферах и по всем направлениям – уровня развития технологий, техники, производительности труда, затрат на производство продукции, уровня зарплат, и т.п., но без объявления такой цели как – вступление Беларуси в ЕС.

В случае сближения Беларуси и ЕС по уровням развития экономики, по уровню и стандартам жизни, сближение между ЕС и Беларусью будет происходить само собой. Не будет нужды в выстраивании барьеров для передвижения людей, товаров, капиталов. Тоже самое касается и отношений с Россией.

Другое дело, что Беларусь должна равняться и достигать уровень стандартов ЕС, а не России, поскольку стандарты ЕС – самые высокие в нашем регионе. А цель национальной безопасности Беларуси должна заключаться именно в том, чтобы достигнуть и не отставать далее от стандартов любого более крупного соседа, не важно это будет Россия, ЕС или просто Польша.

Иначе ничто не удержит со временем людей, субъекты хозяйствования, капиталы на территории Беларуси, так как они будут находить себе лучшее применение в других местах Европы (нашего региона) и мира. Потому что в современных условиях Беларусь не сможет отгородиться от мира, поскольку не является самодостаточной страной и в нашем регионе ей никто этого не позволит сделать. А значит, как государство не будет стараться, но ему не по силам будет удержать людей, предпринимателей, капиталы от перетекания из Беларуси в другие соседние страны.

Только обеспечив стандарты жизни, возможность зарабатывать и получать доходы на уровне соседних в регионе странах, и выше (но точно не ниже), Беларусь может рассчитывать на необходимые людские  ресурсы (квалифицированные кадры), финансовые ресурсы, которые позволят ей достигнуть и удерживать на достаточном уровне конкурентоспособность экономики Беларуси. Одно важное преимущество, которым располагает Беларусь на данный момент, и которое будет до конца оставлять шанс,  даже при значительном отставании в уровне развитии экономики, –  это наличие собственного государства. С другой стороны, если произойдет дефолт в экономике, то безвозмездно помочь Беларуси будет фактически некому.  А значит наличие государственности – это еще и большая ответственность.

Справка. А как у них?

Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. Экономическая безопасность страны в Германии (примеч. и во Франции. – В.А.) понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества.

Приоритетные направления национальной экономической безопасности Японии:

- Опережающее экономическое развитие страны, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с другими государствами.

- Способность экономики страны противостоять любой внешней угрозе.

- Не допущения воздействия факторов, способных привести к ограничению возможностей импорта дешевого продовольствия и энергоресурсов.

В Японии под национальной экономичес­кой безопасностью понимают способность экономики страны противостоять любой внешней угрозе. Интересно, что Япония по сравнению с Беларусью еще более бедна на полезные ископаемые и на земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, но этот факт не рассматривается в качестве угрозы для национальной экономики. Согласно концепции национальной безопасности Японии, угрозу представляет не отсутствие соответствующих производств в национальной экономике и зависимость от вне­шних рынков (неважно из-за дефицита каких факторов производства – сырья или достаточ­но производительных технологий), а факторы, способные помешать приобретению соответ­ствующих продуктов и технологий.

В Канаде под экономической безопасностью понимается  – поддержание условий для долгосрочного роста производительности труда и капитала и тем самым – жизненного уровня населения, включающих надежную и динамичную деловую среду, способствующую внедрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому эконо­мическому росту.

В США под экономической безопасностью понимается – защита «лидирующих позиций в технологических сферах»; усиление законодательной защиты информации об инновациях и нововведениях от иностранного шпионажа, которое является основой повышения конкурентоспособности экономики США; повышение энергетической независимости, реформирование системы образования, расширение рынков сбыта своей продукции за рубежом.

Для Беларуси особый интерес представляет опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария). Под экономической безопасностью здесь понимается как правило – обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены при­спосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.

Страны Балтии и страны Центральной Европы включают в понятие экономической безопасности несколько составляющих:

- Сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами;

- Политическая, экономическая, институциональная, культурная трансформация в соответствии с западноевропейскими стандартами.

Главными угрозами экономической безопасности считаются: экономическая отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов. В отдельных странах (Польша) - ограничение импорта стратегически важного сырья.

 

Автор: Владимир Акулич

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family