wrapper

Новости - слайдер на главной

SAM_0473На состоявшемся недавно XIII Минском форуме обсуждение проблем малого и среднего бизнеса в Беларуси было вынесено на отдельную секцию. Это говорит о важности этого сегмента для развития экономики, и о наличии ряда проблем.

 

Участниками форума было отмечено, что меры по либерализации экономической деятельности наметили некоторые положительные тенденции в развитии малого предпринимательства, однако без структурных изменений эффект от либерализации будет настолько незначительным, что может оказаться и вовсе незамеченным.

Председатель Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова считает, что в Беларуси наметились положительные тенденции в развитии  сектора малого предпринимательства. Из всех принятых мер в области либерализации экономической деятельности, реакция бизнеса оказалась наиболее восприимчивой  –  к мерам в области приватизации собственности. В частности здесь имеются в виду меры, которые были приняты по передаче неиспользуемого государственного имущества на безвозмездной основе либо за одну базовую заработную величину. Государство от этого ничего не потеряло, так как передавалось только то имущество, которое не использовалось уже три и более лет. Оно практически никому было не нужно, но малый бизнес взял его в использование и эксплуатацию.  Это, по мнению Татьяны Быковой, указывает на то, насколько еще велик потенциал предпринимательской инициативы у населения, если оно способно поднимать это имущество и вовлекать его в хозяйственный оборот,  создавая тем самым рабочие места, добавленную стоимость.

Вторая мера, на которую очень позитивно откликнулся бизнес – это сокращение административного регулирования и прежде всего даже не в процедурах регистрации, а в процедурах упрощения налогового администрирования, которое стало возможным благодаря использованию системы упрощенной системы налогообложения. Предприниматели не стали платить меньше налогов, платят может быть даже больше по массе, но платить стало проще. Потому что, если они платят один налог, скажем от оборота или от валового дохода, то это требует гораздо меньших административных издержек и меньше специалистов, чтобы этот налог рассчитать, чтобы не ошибиться и не заплатить потом штраф, резюмировала Татьяна Быкова.

Председатель Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова отметила, что в Беларуси до сих пор сохраняются разные подходы к оценке хозяйственной деятельности в зависимости от форм собственности. «Государственные предприятия занимают наиболее выгодные ниши в бизнесе и к сожалению для малых предприятий эти ниши закрыты. Еще одна проблема, – это слабое развитие кооперационного сотрудничества между крупными и малыми предприятиями. Весь мир сегодня демонстрирует, что ключевым фактором развития экономики становится совершенствование организационной структуры производства. Это когда крупные предприятия, концентрируя свои усилия только на ключевых технологиях, сбрасывают все, что для них кажется ненужным и не характерным на аутсорсинг, вовлекая тем самым сеть крупных предприятий в систему субконтрактации, в систему промышленных кластеров. Тем самым обеспечивается гигантское повышение производительности труда и создается возможность для развития сектора малого предпринимательства. В Беларуси эти вещи к сожалению практически не работают. У нас эти два сектора работают параллельно. Зачастую даже конкурируют. Но о какой конкуренции можно говорить.  Это тоже самое если конкурируют большой и малый бизнес, и большой всегда обязательно выиграет, даже если он покажет худшие результаты», заключила Татьяна Быкова.

 

Участники XIII Минского форума обозначили также ряд других проблем, которые остаются у малого бизнеса.

Адвокат юридической компании «BNT legal&tax», немец Александер Лиссем, выделил основные системные проблемы в развитии малого и среднего бизнеса в Беларуси. Во-первых, то, что можно назвать административной зарегулированностью и забюрократизированностью. В этой связи, Александер Лиссем предложил посмотреть на условия функционирования малых предприятий в Беларуси и в Германии с точки зрения собственника и учредителя бизнеса. Так, по его словам, «если здесь работает предприятие, и у меня 15 человек, а мне для работы нужно 4 бухгалтера, то это просто невыносимые условия.  А если у меня работает 1000 человек на предприятии,  а бухгалтер только на полдня как в Германии, то это совершенно другое». Во-вторых, то, что можно назвать ставкой на крупные предприятия. В Беларуси имеет место фокусировка на крупные предприятия. Многие проекты, многие инвестиционные возможности здесь ориентированы на крупные предприятия. Такое было бы невозможно в Германии или в какой-нибудь другой стране с развитой рыночной экономикой. Ведь, к примеру «в Германии – 99,3% немецких предприятий – это малые и средние предприятия. Если бы в Германии, как и в Беларуси, инвестиционные возможности были созданы только для крупных предприятий, то тогда получилось бы, что для 99,3% немецких предприятий своя же страна была бы неинтересна», отметил А. Лисстрем. В-третьих, немецкий эксперт отметил, что правила для ведения бизнеса в Беларуси носят слишком противоречивый характер. Существует странное понятие правил и исключений, когда «правило – это то, что запрещено, а исключение – это то, что разрешено». Должно же быть наоборот. Кроме того, этих правил (запретов), слишком много, например, ограничиваются определенные виды хозяйственной деятельности, ограничивается внешняя торговля.

Исполнительный директор ОАО «Приорбанк» Юрий Сушкевич сформулировал основные, на его взгляд, направления, важные для создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в Беларуси. Это – дальнейшая либерализация ценообразования, либерализация на рынке труда, отказ от административного регулирования объемных валовых показателей частных компаний, дальнейшее снижение числа проверок малого и среднего бизнеса, расширение государственной поддержки. Важно также создание нового инновационного бизнеса по аналогии с действующим в Европейском союзе, с их программами, грантами, страхованием банковских кредитов, оплатой аутсорсинга.

При этом участники форума отмечали, что сегодня по линии Мингорисполкома и облисполкомов имеется достаточно много программ по льготному финансированию малого и среднего бизнеса. Максимальная сумма, которую можно получить по этим программам, составляет €500 тысяч (Br2 млрд.), что не так уж и мало.  Государство по этим программам дает деньги дешево, но и требует определенной отдачи. Это должны быть деньги, которые инвестируются прежде всего в производство, в оборудование, желательно в небольших городах, чтобы создавать там рабочие места, пополнять местные бюджеты. Нюансов, которые требуют  органы власти сегодня так много, что представители малого и среднего бизнеса перестают обращаться за льготным финансированием. В текущем 2010 году Мингорисполком даже продлевал сроки конкурса на проекты по льготному кредитованию, так как не нашлось достаточного количества желающих.

В качестве модератора секции выступал председатель Немецко-белорусского экономического клуба Клаус Байер. Подводя итоги заседания, он в частности отметил: «В Беларуси со стороны государства многое предпринимается для развития малого и среднего бизнеса, однако не в полном объеме, чтобы действительно добиться структурных изменений и получить эффект от либерализации. Процессы либерализации необходимы, но без структурных изменений  в сфере малых и средних предприятий  трудно добиться существенных изменений». Другой немецкий эксперт Александер Лиссем высказал практически ту же мысль: «В Беларуси совершенно точно идут шаги по либерализации во многих мелких  сферах, но они еще не являются целостными. Это означает, что в определенных местах что-то делается, но эти изменения теряют свой эффект. Потому что с другой стороны или в другой сфере правила не адаптируются. И в принципе эта либерализация остается незамеченной».

По результатам работы экспертов на XIII Минском форуме, мы попытались сформулировать ТОР-10 системных проблем развития малого и среднего бизнеса в Беларуси, которые требуют решения:

  1. Чрезмерная зарегулированность и забюрократизированность, огромное количество административных процедур (к примеру, в Беларуси на 4,5 млн. занятых в экономике приходится 400 тыс. бухгалтеров, то есть 9 человек работают, а один сидит в сторонке и записывает сколько чего сделано. Если бы в Беларуси на 1 тысячу занятых количество бухгалтеров было столько же, сколько их есть в ряде развитых стран, или в том же Китае, то их должно было бы быть в Беларуси 30-35 тысяч, а не 400 тысяч как сейчас).
  2. Доведение до частного бизнеса планов по росту объемных валовых показателей производства вне зависимости от конъюнктуры рынка, вне зависимости от состояния спроса на продукцию, прибыльности и рентабельности, и других рыночных индикаторов.
  3. Государственное регулирование заработной платы через сохранение единой тарифной системы вне зависимости от состояния рынка труда, от финансового состояния предприятия, от уровня производительности труда работников, а также государственное регулирование занятости, ставка на сохранение избыточной рабочей силы (особенно на госпредприятиях) вне зависимости от финансового состояния предприятий.
  4. Государственное регулирование внешней торговли вне зависимости от складывающихся межстрановых сравнительных преимуществ.
  5. Сохранение ставки на крупные валообразующие предприятия вне зависимости от эффективности производства, рациональности использования ресурсов, гибкости и приспосабливаемости к рынку, к инновациям.
  6. Правила для ведения бизнеса часто продолжают носить противоречивый характер. Уже не раз было, когда в одном месте что-то отменялось, а взамен в другом месте, вводился какой-то запрет.
  7. Структурные изменения в белорусской экономике, как на макроуровне, так и на микроуровне крупных госпредприятий, практически так и не начаты. Без этого меры по либерализации не могут дать должного эффекта, так как в Беларуси не формируется соответствующая развитым странам организационная структура производства, когда малые и средние предприятия работают в одной связке с крупными предприятиями, вместо того, чтобы заниматься дублированием технологических процессов и вести не нужную конкуренцию.
  8. Число проверок малого и среднего бизнеса по-прежнему велико в сравнении с странами с развитой рыночной экономикой. Эти проверки по-прежнему носят скрытый фискальный характер.
  9. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Беларуси пока минимальна. Программы господдержки есть, но условия получения льготного финансирования обременены таким количеством неподъемных требований, что субъекты малого предпринимательства редко обращаются за помощью к государству. Кроме того, проверить эффективность использования этих средств придет потом проверка в лице представителей госорганов, что повышает риск потерь в будущем, и делает бессмысленным обращаться за поддержкой в настоящем.
  10. В Беларуси пока не созданы условия для развития нового инновационного бизнеса по аналогии с действующими в Европейском Союзе, с их программами, грантами, страхованием банковских кредитов, оплатой аутсорсинга. Не создана соответствующая инфраструктура в виде венчурных фондов, технопарков. Даже подготовка специалистов в области инновационного менеджмента практически еще не началась. Не созданы для малых инновационных предприятий и условия по льготному налогообложению, как это имеет место в ряде развитых стран.

 

Автор: Владимир Акулич

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family