wrapper

Новости - слайдер на главной

Nikitenko5

Под таким названием вышла статья в журнале «Финансы, Учет, Аудит» (учредитель Минфин Беларуси). Академик П. Никитенко и кандидат наук С. Пупликов сообщают о разработанных в Институте экономики НАН Беларуси механизмах обеспечения в течение ближайших 10 лет безинфляционного прироста ВВП в пределах 10-15% в год.

 

По заявлению разработчиков: «Уровень прироста ВВП в Беларуси в течение ближайших 10 лет может и должен быть обеспечен за счет национальных резервов финансовых ресурсов в пределах 10-15% в год». При этом «в рамках механизма "связанной эмиссии", разработанного в Институте экономики НАН Беларуси, уровень инфляции не будет превышать параметры, которые будут определяться в “Основных направлениях денежно-кредитной политики», ежегодно разрабатываемых Национальным банком Республики Беларусь и утверждаемых Главой государства А.Г.Лукашенко.

Анонс статьи: В целях улучшения условий жизни белорусского народа и обеспечения европейского уровня зарплат и пенсий в нашей стране уровень ежегодного прироста ВВП в течение ближайших десяти лет за счет национальных резервов финансовых ресурсов может и должен быть обеспечен в пределах 10-15%. И это не популистское заявление, а реальная возможность, подкрепленная накопленным национальным потенциалом. Однако для этого необходимо пересмотреть действующие стереотипы, совершенствовать хозяйственный механизм и, в первую очередь, подходы к организации финансово-кредитного обслуживания национальной экономики.

ПО ИТОГАМ минувшего года коэффициент монетизации белорусской экономики составит около 40% к ВВП. Политика «дорогих денег», проводимая в настоящий момент Национальным банком, в краткосрочном периоде стабилизировала ситуацию на финансовом рынке Республики Беларусь. По оценкам же руководства самого Национального банка, ситуация в отечественной экономике далека от основательной стабилизации и требует более кардинальных мер. В настоящий момент банковская система испытывает недостаток ликвидности. Это, в свою очередь, может отрицательно повлиять на четкость и бесперебойность платежного оборота в экономике страны, включая и ситуацию на внутреннем валютном рынке. Как показывает анализ внешнего долга нашей страны, в сложившейся ситуации ставка на иностранные кредитные ресурсы может смягчить проблему ликвидности только в краткосрочном плане. К концу минувшего года краткосрочный внешний долг страны приблизился к 50% от общей суммы ее внешней задолженности и составил около 9 млрд. долл. США со сроками возврата в 2010-2011 годах. Вместе с тем анализ исторического опыта формирования банковских кредитных ресурсов в СССР, странах с развитыми рыночными производственными отношениями позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь внутренние источники формирования национальных банковских кредитных ресурсов задействованы в неполном объеме.

НАПОМНИМ, что банковские ресурсы – это совокупность средств, находящихся в распоряжении банков и используемых ими для кредитных и иных активных операций. Характер, состав источников кредитных ресурсов банка определяются природой социально-экономической системы общества.

В СССР банковские ресурсы были общенародной собственностью. Основными их источниками являлись собственные фонды банков, денежные резервы государственного бюджета, временно свободные денежные средства социалистических предприятий, а также эмиссия. Ресурсы, предназначенные по плану для краткосрочного кредитования, строго разграничивались от ресурсов, используемых для долгосрочного кредитования и безвозмездного финансирования. В СССР в банковских ресурсах доля бюджетных средств колебалась от 40 до 50%, и они, как правило, направлялись в приоритетные отрасли экономики (фундаментальная наука, развитие Севера, разведка и разработка полезных ископаемых, кредитование колхозов и сельского населения – через фонд долгосрочного кредитования). В случае когда расходы государственного бюджета превышали доходы, источником бюджетных средств являлась бюджетная эмиссия.

Эмиссию осуществляли эмиссионные банки в форме банкнот или казначейство – в форме казначейских билетов. Эмиссия банкнот – по своей экономической природе – это эмиссия кредитных денег (обеспечением выступали казначейские векселя и государственные краткосрочные облигации). В масштабе всей страны лимит эмиссии устанавливал Совет Министров СССР. Фактически обеспечением кредитной экспансии выступало национальное богатство СССР. Впервые в мировой науке данная проблема системно рассмотрена в докторской диссертации одного из авторов этой статьи “Эффективность социалистического накопления и фондоэкономный метод хозяйствования”. Защищена она в 1991 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС и признана новым направлением в экономической науке и практике.

В странах с рыночной системой производственных отношений (на основании рекомендаций МВФ, Базельского банковского комитета) банковские ресурсы – это ссудный капитал, движение которого подвержено рыночным законам (в т.ч. закону сохранения стоимости). Основные источники – собственный капитал банков, вклады, депозиты (привлеченные ресурсы), средства, полученные от других банков (заемные ресурсы). Отметим, что в структуре ресурсов этих банков видна тенденция сокращения доли собственного капитала. В конце XX века доля привлеченных и заемных ресурсов в указанных банках достигала 90% от общей суммы банковских ресурсов. Причем в структуре эмиссионных банков наряду с собственным капиталом доминируют заемные ресурсы (привлеченные от банков и государства, включая банкнотную эмиссию). Ресурсы ипотечных банков образуются путем выпуска закладных листов под недвижимость, заложенную кредитополучателями в банках.

В рамках Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем центральным банкам стран, эмитирующим основные резервные валюты, фактически предоставлено право осуществлять неограниченную эмиссию либо под обеспечение ее элементами национального богатства, либо через использование элементов национальных ВВП других стран, оцененных через остатки денежных ресурсов в иностранных банках на счетах лоро. Белорусские банки, размещая денежные ресурсы на своих корреспондентcких счетах типа ностро в банках-нерезидентах, фактически кредитуют экономики этих стран.

СТРАНЫ, валюты которых не являются резервными, уровень монетизации экономик, как правило, привязывают к объему ВВП. В Российской Федерации этот уровень колеблется в пределах 30% к ВВП. В Китае коэффициент монетизации национальной экономики в пять раз превышает российский уровень. В Японии этот коэффициент по итогам минувшего года составит 160% к ВВП. В США он фактически равен 300% ВВП. И это на фоне достаточно низкого уровня инфляции и периодических корректировок самого объема ВВП. В странах с развитыми рыночными производственными отношениями оценены элементы национального богатства.

НАПОМНИМ, что к национальному богатству (в соответствии с рекомендациями ООН по составлению системы национальных счетов от 1993 года) принято относить:

нефинансовые активы, произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных фондов; к основным фондам относятся нематериальные производственные активы-объекты, суть которых определяется заключенной в них информацией (например, результаты разведки полезных ископаемых, программное обеспечение, оригинальные произведения искусства);

– нефинансовые не произведенные активы (земля, леса, доступные месторождения, водные ресурсы).

В Российской Федерации денежная оценка элементов национального богатства не производится (осуществляется только учет в натуральном выражении, что фактически приводит к занижению стоимости налогооблагаемой базы естественных монополий).

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития национальной банковской системы назрела радикальная необходимость введения в расчет ресурсной базы белорусских банков всех основных элементов национального богатства. Оцененные в денежной форме, эти элементы могут стать объективной основой для формирования уставного фонда Национального ипотечного банка.

Минимальный размер уставного фонда Национального ипотечного банка, номинированный в белорусских рублях, на начальном этапе может составить около 35 млрд. долл. США. Это, по сути, оставшийся объем денежных ресурсов, необходимых для доведения коэффициента монетизации национальной экономики до 100%. На наш взгляд, председателем наблюдательного Совета банка должен быть утвержден Глава государства либо его доверенное лицо. В рамках уже действующей нормативной правовой базы по регулированию деятельности белорусских банков это позволит довести коэффициент монетизации белорусской экономики до 100%, так как минимальный размер уставного фонда Национального ипотечного банка будет обеспечен оцененными элементами национального богатства, оформленными различными видами ценных бумаг. Причем осуществляемая кредитная эмиссия должна направляться на приоритетные направления развития экономики (фундаментальная наука, импортозамещение, развитие экспортного потенциала, жилищное строительство, социальная инфраструктура). Фактически создаются реальные предпосылки и конкретные источники денежных средств для финансирования фундаментальной науки. По результатам экономических исследований Института экономики НАН Беларуси сегодня кластерные критические экспортоориентированные и импортозамещающие технологии важно сосредоточить на развитии следующих направлений: «Природа-Человек-Общество», «Вода», «Земля», «Лес», «Энергетика», «Жилье», «Дороги», «Деревообработка», «Удобрение», «Соль», «Сахар», «Зерно», «Мясо», «Молоко», «Овощи», «Картофель», «Лен», «Растениеводство», «Текстиль», «Рыба», «Обувь», «Фармация», «Оптика», «Логистика».

На повышение конкурентоспособности этих критических технологий-кластеров на отечественном и мировом рынке товаров, работ и услуг должны быть направлены прогнозы и научные исследования таких комплементарных технологий широкого применения, как «Нефтехимия», «Машиностроение», «Электроника», «Приборостроение», «Станкостроение», «Информатизация и связь», «Порошки», «Строительство», «Материалы», «Экология», «Интернет», «Геология и картография», «Космос», «Нанотехнология», «Биотехнология».

РАЗВИТИЕ всех вышеназванных критических и научно-технических технологий широкого использования должно стать целевой задачей таких общественно-функциональных кластерных технологий, как: «Власть», «Наука», «Финансы и кредит», «Образование», «Религия», «Государственное строительство», «Культура», «Идеология», «Здравосозидание», «Искусство», «Архитектура», «Дизайн», «Спорт», «Экономика», «Политология», «Социология», «История», «Язык и литература», «Право», «Торговля и услуги».

На втором этапе Национальный ипотечный банк сможет достаточно активно привлекать ресурсы как в национальной, так и в иностранной валютах, осуществляя заимствования на зарубежных финансовых рынках, включая работу со своими акциями и облигациями на вторичном рынке ценных бумаг. Интерес к работе с указанным банком либо другой организационно-правовой формой финансово-кредитной организации будет обеспечен наличием в уставном фонде элементов национального богатства Республики Беларусь.

На третьем этапе, с учетом мониторинга причин инфляции (дефляции) состояния национальной экономики, результатов денежно-кредитной и валютной политики, необходимо перейти к эмиссии ценных бумаг на внутреннем и внешних фондовых рынках, рынках ценных бумаг в пределах сумм, превышающих заявленный и оплаченный за счет эмиссии уставный фонд Национального ипотечного банка (в эквиваленте, равном 35 млрд. долл. США, можно и в меньшей сумме на 15-25% с учетом корректировки на эффект банковского мультипликатора).

НА НАШ взгляд, работа Национального ипотечного банка позволит полностью решить проблему строительства жилья в нашей стране по следующим причинам. Граждане Республики Беларусь получат возможность получать льготные кредиты для строительства жилья в рамках социальной очереди со сроками погашения через 25-30 лет. Напомним, что к 1 ноября 2009 г. в очереди на улучшение жилья состояло 260 тысяч семей. Граждане Республики Беларусь получат возможность получать ипотечные кредиты для улучшения своих жилищных условий под залог земли, недвижимости. Появятся новые кварталы низкоэтажной (коттеджной) застройки в пределах, например, первого и второго колец МКАД, вокруг столицы. Граждане Республики Беларусь получат возможность получать ипотечные кредиты на развитие жилищной инфраструктуры (хозяйственные постройки, гаражи) со сроками возврата не позднее 25-30 лет (по примеру США), под процент, который не на много будет превышать ставку рефинансирования и учетную ставку Национального банка Республики Беларусь).

ТАКОВЫ наши предложения по обозначенной проблеме, которую необходимо решать. И решать как можно быстрее.

 

Полный вариант статьи опубликован в журнале «Финансы.Учет.Аудит.» (№1. 2009. С. 5-7), главным учредителем которого является Министерство финансов Республики Беларусь.

 

Авторы:

Петр НИКИТЕНКО, директор Института экономики НАН Беларуси, академик

Сергей ПУПЛИКОВ, ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

 

Источник: ФУА

 

P.S. Статья публикуется по просьбе авторов и ее отдельные положения могут не совпадать с мнением редакции портала.

 

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family