wrapper

Новости - слайдер на главной

14-02-03В последнее время в Беларуси бумажная экономика достигла таких размеров, что старожилы говорят о том, что даже в советские времена такого не было.

Учреждения и организации, предприятия содержат в штатах практически на одного работающего еще одного сотрудника, который занимается составлением отчетов для вышестоящих структурных подразделений или инстанций.

В Институте экономики НАН Беларуси в свое время пытались определить размеры бумажной экономики, которую порождают бюрократы. И дело здесь не в прямых затратах – бумаги, и других канцелярских принадлежностей. Главные затраты идут в потерях рабочего времени на выполнение бюрократических процедур основными работниками (на составление только одних отчетов уходит до 15-20% рабочего времени, если не больше). Тогда только для одного Института экономики НАН Беларуси было подсчитано, что документооборот за последние 3 года увеличился практически в 2 раза.

Различные трактовки бюрократии

Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) – буквально — господство канцелярии, власть администраторов.

Бюрократия – структура организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы.

По мере разрастания бюрократия создает своей собственной деятельностью все бОльшие транзакционные издержки.

Бюрократический аппарат – по М.Веберу – персонал бюрократической организации, функционирование которой основано на:

- специализации и иерархизации постов;

- регуляции поведения путем оформления правил и соблюдения принципов их реализации.

Иерархическая структура управления – структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Дисциплинарная (репрессивная) бюрократия, пользующаяся правом приказывать и требующая слепого выполнения установленных правил.

Бюрократия - специфическая форма организации дел в учреждении, сущность которой заключается, во-первых, в отрыве административных руководящих работников от воли и решений большинства остальных сотрудников этого учреждения, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этого учреждения.

Отрицательные характеристики бюрократии

Хотя бюрократия представляет собой широко распространенную модель формирования учреждения, она подвергается современными учеными существенной критике. Одно из важнейших критических замечаний было сформулировано социологом Р.К.  Мертоном. По его мнению, трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этого учреждения. … Если руководящим сотрудникам бюрократических учреждений указывают на неадекватность их действий, они, защищаясь, ссылаются на соответствующее правило или инструкцию. Бюрократ не может быть наказан, потому что с официальной точки зрения своего учреждения он или она действуют правильно.

Еще одним негативным свойством бюрократических структур, по мнению Катца и Кана, является «отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования учреждения». Почти исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности учреждения порождать и вводить новые элементы в процесс своей деятельности.

Те учреждения, которые организованы по принципу бюрократий, как правило, запаздывают и действуют не столь эффективно в тех случаях, когда должны по-новому реагировать на быстрые изменения условий рынка и технологии. В итоге бюрократия бок о бок идет с технологическим отставанием, застоем.

Альтернативой учреждениям, организованным по принципу бюрократии, являются учреждения, организованные по принципу адаптации. Адаптивные структуры как раз и предназначены для расширения возможностей учреждений реагировать на происходящие изменения и вводить новшества.

Еще Людвиг Мизес  отмечал, что «Тщетно пытаться реформировать бюрократическое управление путем назначения бизнесменов на руководящие должности в различные ведомства. … Бывший предприниматель, поставленный во главе государственного учреждения, является уже не бизнесменом, а бюрократом.  Его задача уже не получение прибыли, а соблюдение правил и предписаний. Как глава учреждения он имеет возможность изменить некоторые второстепенные правила и некоторые элементы внутренней организации. Но внешние условия деятельности учреждения определяются правилами и предписаниями, находящимися за пределами его компетенции» (Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность).

Поэтому дело не в отдельных бюрократах, а дело в самой системе…   Именно поэтому в условиях Беларуси от бюрократии одинаково «стонут» и сотрудники предприятий, и госслужащие в министерствах и ведомствах, и профессорско-преподавательский состав в вузах.

 

Источник: Блог В. Акулича

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family