wrapper

Новости - слайдер на главной

18-01-18Центральная идея разработанной методологии заключается в создании в Беларуси Национального ипотечного банка, уставный фонд которого будет обеспечен элементами национального богатства в размере $35 млрд.

 

Антикризисное развитие экономики Республики Беларусь: методология финансового обеспечения высокодинамичного экономического роста.

Уровень прироста годового ВВП в нашей стране в течение ближайших десяти лет может и должен быть обеспечен для улучшения жизнедеятельности белорусского народа и обеспечения европейского уровня зарплат и пенсий за счет национальных резервов финансовых ресурсов в пределах 10-15% в год.

И это не популизм, а реальная возможность накопленного национального потенциала , но для этого необходим пересмотр действующих стереотипов и фондоэкономного хозяйственного механизма и в первую очередь подходов в организации финансово-кредитного обслуживания национальной экономики.

К концу 4-го квартала текущего года коэффициент монетизации белоруской экономики достигнет 35-40% к ВВП. Проводимая в настоящий момент Национальным банком Республики Беларусь Республики Беларусь политика “дорогих” денег стабилизировала в краткосрочном периоде ситуацию на финансовом рынке Республики Беларусь, однако по оценкам самого же Национального банка, ситуация в национальной экономике далека от стабилизации и требует более кардинальных мер. В настоящий момент банковская система испытывает недостаток ликвидности, что в свою очередь может отрицательно повлиять на четкость и бесперебойность платежного оборота в экономике страны, включая и ситуацию на внутреннем валютном рынке. В сложившейся ситуации ставка на иностранные кредитные ресурсы, как показывает анализ внешнего долга нашей страны, только в краткосрочном плане может стабилизировать проблему ликвидности (к концу текущего года краткосрочный внешний долг страны достигнет 50% от общей суммы внешней задолженности нашей страны и составит около 9 млрд. долл. США сроком возврата в 2010-2011 годах). Вместе с тем, анализ исторического опыта формирования банковских кредитных ресурсов в СССР, странах с развитыми рыночными производственными отношениями позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь в неполном объеме задействованы внутренние источники формирования национальных банковских кредитных ресурсов.

Справочно: Банковские ресурсы- совокупность средств, находящихся в распоряжении банков и используемых ими для кредитных и иных активных операций . Характер, состав источников кредитных ресурсов банка определяется природой социально-экономической системы общества.

1. В СССР банковские ресурсы составляли общенародную собственность; основными их источниками являлись собственные фонды банков, денежные резервы государственного бюджета, временно-свободные денежные средства социалистических предприятий, а также эмиссия. Ресурсы, предназначенные по плану для краткосрочного кредитования, строго разграничивались от ресурсов, используемых для долгосрочного кредитования и безвозмездного финансирования. В СССР в банковских ресурсах доля бюджетных средств колебалась от 40 до 50% и они, как правило, направлялись в приоритетные отрасли экономики (фундаментальная наука, развитие Севера, разведка и разработка полезных ископаемых, кредитование колхозов и сельского населения (через фонд долгосрочного кредитования). В случае, когда расходы государственного бюджета превышали доходы, источником бюджетных средств являлась бюджетная эмиссия. Эмиссия осуществлялась эмиссионными банками в форме банкнот или казначейством – в форме казначейских билетов. Эмиссия банкнот - по своей экономической природе- это эмиссия кредитных денег(обеспечением выступали казначейские векселя и государственные краткосрочные облигации). В масштабе всей страны лимит эмиссии устанавливался Советом Министров СССР. Фактически, обеспечением кредитной экспансии выступало национальное богатство СССР. Впервые в мировой науке системно данная проблема рассмотрена в докторской диссертации П.Г.Никитенко “Эффективность социалистического накопления и фондоэкономный метод хозяйствования”, защищенной в 1991 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС с признанием, как нового направления в экономической науке и практике.

В странах с рыночной системой производственных отношений (на основании рекомендаций МВФ, Базельского банковского комитета) банковские ресурсы- ссудный капитал, движение которого подвержено рыночным законам (в т.ч.закону сохранения стоимости).Основные источники- собственный капитал банков, вклады, депозиты(привлеченные ресурсы), средства, полученные от других банков(заемные ресурсы). Отметим, что в структуре ресурсов этих банков отмечается тенденция сокращения доли собственного капитала (в конце 20-го века доля привлеченных и заемных ресурсов в указанных банках достигала 90% от общей суммы банковских ресурсов). Причем в структуре эмиссионных банков наряду с собственным капиталом доминируют заемные ресурсы (привлеченные от банков и государства, включая банкнотную эмиссию). Ресурсы ипотечных банков образуются путем выпуска закладных листов под недвижимость, заложенную кредитополучателями в банках.

В рамках Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем, центральным банкам стран, эмитирующих основные резервные валюты, фактически предоставлено право осуществления неограниченной эмиссии либо под обеспечение ее элементами национального богатства, либо через использование элементов национальных ВВП других стран, ОЦЕНЕННЫХ ЧЕРЕЗ ОСТАТКИ ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ В ИНОСТРАННЫХ БАНКАХ НА СЧЕТАХ “ЛОРО”. Фактически, размещая денежные ресурсы белорусские банки на своих корреспондентcких счетах типа “ностро” в банках нерезидентах, КРЕДИТУЮТ ЭКОНОМИКИ ЭТИХ СТРАН.

 

Страны, валюты которых не являются резервными, как правило, уровень монетизации экономик привязывают к объему ВВП. В Российской Федерации уровень монетизации колеблется в пределах 30% ВВП, в Китае коэффициент монетизации национальной экономики в пять раз превышает уровень России. В Японии коэффициент монетизации , по итогам текущего года, составит 160% ВВП. В США коэффициент монетизации национальной экономики фактически равен 300% ВВП (на фоне достаточно низкого уровня инфляции и периодических корректировках самого объема ВВП) . В странах с развитыми рыночными производственными отношениями оценены элементы национального богатства.

 

Справочно: к национальному богатству (в соответствии с рекомендациями ООН по составлению системы национальных счетов от 1993 года) принято относить:

-нефинансовые активы, произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных фондов; к основным фондам относятся нематериальные производственные активы-объекты, суть которых определяется заключенной в них информацией (например, результаты разведки полезных ископаемых, программное обеспечение, оригинальные произведения искусства);

-нефинансовые не произведенные активы (земля, леса, доступные месторождения, водные ресурсы ).

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕНЕЖНАЯ ОЦЕНКА ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ (ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО УЧЕТ В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ, ЧТО ФАКТИЧЕСКИ ПРИВОДИТ К ЗАНИЖЕНИЮ СТОИМОСТИ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ).

ВЫВОДЫ.

 

На современном этапе развития национальной банковской системы назрела радикальная необходимость введения в расчет ресурсной базы белорусских банков всех основных элементов национального богатства. Фактически, оцененные в денежной форме элементы национального богатства могут стать, к примеру, объективной основой для формирования уставного фонда Национального ипотечного банка или иной организационно-правовой формы финансово-кредитного учреждения.

 

1. Минимальный размер уставного фонда Национального ипотечного банка может на начальном этапе составить около 35 млрд. долл. США, номинированный в белорусских рублях ( фактически оставшийся объем денежных ресурсов, необходимых для доведения коэффициента монетизации национальной экономики до 100 %). Председателем наблюдательного Совета банка должен быть утвержден Глава государства либо его доверенное лицо. Это позволит в рамках уже действующей нормативной правовой базы по регулированию деятельности белорусских банков, довести коэффициент монетизации белорусской экономики до 100 %. т.к. минимальный размер уставного фонда Национального ипотечного банка будет обеспечен оцененными элементами национального богатства, оформленными различными видами ценных бумаг. В Институте экономики уже разработан механизм “связанной” эмиссии. Причем, осуществляемая кредитная эмиссия четко должна направляться на приоритетные направления развития экономики (фундаментальная наука, импорто-замещение, развитие экспортного потенциала, жилищное строительство, социальная инфраструктура ). Фактически, создаются реальные предпосылки и конкретные источники денежных средств для финансирования фундаментальной науки. на развитие каких сегодня кластерных критических экспортоориентированных и импортозамещаемых технологий может по результатам экономических исследований Института экономики НАН Беларуси сосредоточить прогнозирование и приоритетное внимание вся наука страны. Это: «природа-человек-общество», «Вода», «Земля», «Лес», «Энергетика», «жилье», «Дороги», «Деревообработка», «Удобрение», «Соль», «Сахар», «Зерно», «Мясо», «Молоко», «Овощи», «Картофель», «Лен», «Растениеводство», «Текстиль», «Рыба», «Обувь», «Фармация», «Оптика», «Логистика».

 

На повышение конкурентоспособности этих критических технологий-кластеров на отечественном и мировом рынке товаров, работ и услуг должны быть направлены прогнозы и научные исследования таких комлементарных технологий широкого применения как: «Нефтехимия», «Машиностроение», «Электроника», «Приборостроение», «Станкостроение», «Информатизация и связь», «Порошки», «Строительство», «Материалы», «Экология», «Интернет», «Геология и картография», «Космос», «Нанотехнология», «Биотехнология».

 

Развитие всех вышеназванных критических и научно-технических технологий широкого использования должно стать целевой задачей таких общественно-функциональных кластерных технологий как: «Власть», «Наука», «Финансы и кредит», «Образование», «Религия», «Государственное строительство», «Культура», «Идеология», «Здравосозидание», «Искусство», «Архитектура», «Дизайн», «Спорт», «Экономика», «Политология», «Социология», «История», «Язык и литература», «Право», «Торговля и услуги».

 

2. На втором этапе, Национальный ипотечный банк достаточно активно начнет привлекать ресурсы как в национальной валюте, так и в иностранной валюте, осуществляя заимствования на зарубежных финансовых рынках , включая работу со своими акциями и облигациями на вторичном рынке ценных бумаг (фактически интерес к работе с указанным банком , либо другой организационно-правовой формой финансово-кредитной организации будет обеспечен наличием в уставном фонде элементов национального богатства Республики Беларусь).

 

3. На третьем этапе, с учетом мониторинга причин инфляции(дефляции), состояния национальной экономики, результатов денежно-кредитной и валютной политики необходимо перейти к эмиссии ценных бумаг на внутреннем и внешних фондовых рынках, рынках ценных бумаг в пределах сумм, превышающих заявленный и оплаченный за счет эмиссии уставный фонд Национального ипотечного банка (в эквиваленте, равном 35 млрд.долл.США можно и в меньшей сумме на 15-25% с учетом корректировки на эффект “банковского мультипликатора”).

 

4. Работа Национального ипотечного банка позволит полностью решить проблему строительства жилья в Республике Беларусь т.к.:

- граждане Республики Беларусь получат возможность получать льготные кредиты для , строительства жилья в раках социальной очереди (в Республике Беларусь на 1.11.2009 г. в очереди на улучшение жилья состояло 260 тысяч семей) сроком погашения через 25-30 лет .

- граждане Республики Беларусь получат возможность получать ипотечные кредиты, для улучшения своих жилищных условий под залог земли, недвижимости (появятся кварталы низко этажной (коттеджной застройки), в пределах ,например, первого и второго колец МКАД);

- граждане Республики Беларусь получат возможность получать ипотечные кредиты на развитие жилищной инфраструктуры (хозяйственные постройки, гаражи) срок возврата не позднее 25-30 лет (как в США) под % не на много превышающий ставку рефинансирования и учетную ставку Национального банка Республики Беларусь).

 

Авторы:

 

Директор Института экономики НАН Беларуси, академик Никитенко П.Г.

 

Ведущий научный сотрудник отдела внешнеэкономической деятельности Института экономики НАН Беларуси, канд. экон. наук, доцент Пупликов С.И.

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

P.S. Статья публикуется в порядке обсуждения и отдельные ее положения и выводы могут не совпадать с мнением редакции портала.

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family