Ученые-экономисты – поляк Яцек Цукровски и белорус Эрнест Аксень объяснили известную существующую закономерность, что фирмы, минимизируя риски, склонны к диверсификации рынков. Статья была опубликована в журнале «Economics Letters», который по итогам 2013 г. занимает 55-е место среди журналов Scopus по H-индексу цитирования.
В своем исследовании Яцек Цукровски (Jacek Cukrowski, CASE, Варшава) и Эрнест Аксень (Ernest Aksen, БГЭУ) рассматривают модель международной торговли, где фирмы стремятся минимизировать риски.
Пусть фирмы функционируют в идентичных странах с одинаковыми условиями торговли, в условиях совершенной конкуренции и неопределенности спроса. При этом участники торговых отношений стремятся к минимизации рисков. Важная роль в данном исследовании отводится влиянию транспортно-заготовительных расходов на совокупный доход участников торговых отношений.
Известно, что временной лаг между моментом принятия решения о конкретном объеме производства и непосредственно самим производством, достаточно продолжительный. Поэтому для упрощения расчетов в данном исследовании установлено допущение о том, что фирмы принимают решение о конкретном объеме продаж с целью максимизации прибыли в краткосрочном периоде, не принимая во внимание влияние данного решения на их финансовое и инвестиционное положение в долгосрочной перспективе.
В условиях свободного рынка совокупные выгоды от торговли представляют собой сумму совокупных выгод покупателя (разница между ценой покупки и ожидаемой ценой товара) и совокупных выгод производителя (разница между ожидаемой и фактической ценой продажи товара). Фактическая цена товара определяется формой кривой спроса, т.е. эластичностью спроса.
Таким образом, основная идея работы заключается в том, что фирмы, минимизируя риски, склонны к диверсификации рынков, что составляет основу международной торговли, а их совокупный доход определяется величиной транспортно-заготовительных расходов и эластичностью спроса. В случае высокой эластичности спроса, минимальное сокращение транспортных расходов приводит к существенному росту доходов производителя, однако влияние на величину цены незначительно. Отсюда следует основной вывод, что совокупные выгоды от расширения и диверсификации рынков превышают потери от роста величины транспортно-заготовительных расходов.
Авторы подчеркивают, что в своем исследовании они не открыли какое-либо новое явление, а лишь объяснили существующую закономерность. Однако в данной работе был сделан акцент на детальное рассмотрение влияния величины транспортно-заготовительных расходов на совокупный доход продавца в условиях международной торговли.
С результатами исследования можно ознакомиться в статье «Cukrowski, Jacek and E. Aksen Perfect competition and intra-industry trade. Economics Letters, 78 (2003) 101–108».
Автор: Эва Гулида
Источник: ЭКОНОМИКА.BY