Приверженцы социально ориентированной модели, пользуясь советами ученых о несостоятельности справедливого функционирования рынка, используют все наличные ресурсы для устранения слабых мест рыночной экономики. Такие слабые места – сферы, где меновое хозяйствование неэффективно – называют провалами рынка. Учитывая структуру собственности в стране и степень «интеграции» государства в экономику, можно говорить не только о замещении госсектором частного в «слабых местах», но и в целом о замене рынка государством.
Население любой страны хочет приобретать продукцию и услуги по низким ценам, иметь возможность покупать импортные, а не только отечественные, товары, иметь хорошие сбережения на будущее и при этом не жить в долг. Над реализацией подобных желаний населения не первую пятилетку работает правительство РБ. События последних лет наглядно демонстрируют провалы государства в попытках создания искусственных механизмов успешного функционирования экономики.
Так административное управление экономикой, направленное на устранение провалов рынка, привело, в том числе к уменьшению золотовалютных резервов, возросшему внешнему долгу страны, валютному дефициту и к нескольким обменным курсам.
Годами практикуемая политика импортозамещения, как и предостерегали независимые эксперты, себя так и не оправдала. Со стимулированием экспорта также не все гладко: из-за сложившегося экономического состояния на мировом рынке платежеспособный спрос иностранцев на белорусскую продукцию упал. За 2009г. объем экспорта сократился на 35%, а его рост в 2010г. произошел в основном за счет роста цен. О качестве реализации программ модернизации и построения инновационной экономики выразительно говорит статистика: если на 01.01.2005г. сальдо внешней торговли составило -730млн.$, то по результатам первого месяца в 2011г. внешнеторговый дефицит перешагнул рубеж в 10млрд.$.
Отсутствие льготных цен на российскую нефть и газ ударило по экспорту страны, по конкурентоспособности отечественных товаров на международном рынке. Основное конкурентное преимущество у отечественных отраслей промышленности заключается в цене, а не в качестве. Строя инновационную экономику, белорусские товары находят своего покупателя в основном только за счет низких цен. А колоссальные объемы дотаций сельскому хозяйству заканчиваются тем, что мы экспортируем продукции ниже ее себестоимости. Вариант субсидирования населения капиталистических стран, конечно же, звучит громко, ведь у них, в отличие от нас, рынок-то не социально ориентированный, но, к сожалению, все выглядит иначе: нерентабельное сельское хозяйство позволяет получать валюту, пусть даже и по такому «курсу».
Сложно увязать выход постановления №240/5 с Директивой №4. Хотя данный документ лишь подтвердил непростое положение с валютой. Возможность белорусов приобретать качественные импортные товары уменьшилась, ведь многие фирмы с брендовыми именами приняли решение о сокращении объемов поставок в Беларусь. Несмотря на отмену с 1 апреля Нацбанком 30-ти дневного резервирования, проблема останется, как и останется порядок первоочередности покупки валюты. Чиновничьи заверения о наличии валюты в стране опровергаются словами из обменных пунктов «валюты нет» и появлением возле них менял.
Пополнение валютного счета только через валюту, необходимость досрочной заявки на снятие средств с валютного счета, банковские ограничения валютных операций с пластиковыми карточками вместе с хождением нескольких курсов не внушает оптимизма и уверенности в банковской системе.
Отказ от сотрудничества с Международным валютным фондом не означает стабильного состояния экономики; правительство ищет иные способы получения валюты, так как работа с МВФ требует проведения структурных изменений. По методологии ССРД МВФ международные резервные активы на 01.01.2008г. составляли 4,2млрд.$, на 01.01.2011г. – только 5 млрд. и это при активном наращивании внешнего долга и продажи некоторой части государственной собственности. А за первые 2 месяца текущего года резервы стали меньше на миллиард, т.е. сократились на 20%.
Объявленный курс на либерализацию не смог обеспечить рост прямых иностранных инвестиций. В 2009г. ПИИ на чистой основе сократились на 14%, в 2010г. – на 36%. Причем в привлеченные 1,86млрд.$ в 2009г. и 1,2млрд.$ в 2010г. входят и ежегодные выплаты Газпрома за акции Белтрасгаза в размере 625млн.$, которые, к слову, в прошлом году были последние.
Зато высокими темпами роста отличается внешний долг страны: на 01.01.07 – 6,8млрд.$, на 01.01.09 – 15,2млрд.$, на 01.01.11 – 28,5млрд.$ (за 2010г. внешний валовой долг вырос на 30% и составил 52% ВВП). Если долг органов госуправления на январь 2007г. составил 500млн.$, то уже на 1 февраля 2011г. – 11 млрд. Отказавшись от сотрудничества с Мировым валютным фондом и не желая реформ, летом прошлого года чиновники выпустили гособлигации на сумму 1млрд.$, процент по которым превышал процент евробондов кризисной Греции. Недавнее разрешение правительства о выпуске облисполкомами собственных евробондов направлено не только на привлечение валюты «без обязательств», но и на маскировку госдолга, так как в тексте указа №75 прописано, что внешние заимствования облисполкомов не являются государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг Беларуси.
Но на фоне игнорирования проблем роста дефицита текущего платежного баланса, уменьшении резервов и уверенного роста долгов правительство гордится приростом ВВП за январь-февраль на 7,8%. Причем за этот же период склады промышленных предприятий увеличились на 520млн.$ и составили 2,2млрд.$, т.е. за 2 месяца приросли на треть. Источник гордости правительства в виде 500$ заработной платы привел к ее падению в реальном выражение на 13,5% все за те же 2 месяца. Концепцию «белорусского чуда» в этот двух месячный срок подрывает еще и индекс потребительских цен. Инфляция выросла на 4,2% при установленном годовом максимуме в 8,5%.
Административно-командная экономика гонится за валовыми показателями, не обращая внимания на мировой опыт и здравый смысл. Рост любой ценой. За 2010г. рост активов в банковской системе составил 53%. По данному показателю мы обогнали все постсоветские страны, не говоря уже о европейских. К сожалению для чиновников, печатать для национальной экономики американские доллары белорусское правительство не может. Поэтому в ближайшее время остается ждать покупателя пакета акций МТС за 1млрд.$, надеется на кредит в 2млрд.$ от ЕврАзЭС и очередной щедрости Кремля. А там, гляди, возьмем взаймы у кого-нибудь еще или продадим что-нибудь еще…
Автор: Василий Кучеров
Источник: ЭКОНОМИКА.BY