wrapper

Новости - слайдер на главной

Экономические власти Беларуси имели возможность заочно попробовать себя в такой международной муд «игрушке», как «Doing Business» – в рамках специального проекта группы Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, посвященного исследованию государственного регулирования деловой среды и выявлению регуляторных норм, которые могут либо стимулировать, либо сдерживать деловую активность в государствах – участниках исследования. Одно дело говорить о попадании в ТОП-30 по легкости ведения бизнеса, другое дело – исполнять заявленные планы.

Традиционно одним из разделов «Doing Business» является оценка легкости уплаты налогов. Здесь у белорусской системы налогообложения печальная статистика: до результатов рейтинга этого года  мы занимали последние место.

В 2010 году составители рейтинга выложили в интернет для свободного пользования DB11-Simulator – своеобразную игрушку, где каждый может посмотреть как те или иные изменения могут повлиять на позицию страны по легкости ведения бизнеса. Напомним, что доклад «Doing Business - 2011», вышедший в конце 2010 г., в своей оценке ранга налогообложения использовал условия уплаты налогов в 2009 году. Как видим, сбор информации по налогам отстает на год, т.е. изменения в белорусской системе налогообложения, произошедшие в течение 2010г. (2011г.), будут отмечены в следующем, уже в девятом по счету докладе «DB-2013» (десятом «DB-2014»).

У правительства была возможность поиграть в «Doing Business - 2011», давайте же с цифрами поиграем и мы. Итак, в разделе уплаты налогов 3 составляющие: число налоговых платежей, затрачиваемое время и налоговое бремя в виде процентов от прибыли. В «DB-2011» указано, что в Беларуси 82 налога, для их уплаты требуется 798 часов, общая ставка налоговых изъятий 80,43% прибыли.

Начнем «проводить» реформы. Предположим, что двукратное снижение количества налоговых платежей вызовет такое же снижение времени, которое представит затратить бизнесу страны. В таком случае в разделе системы налогообложения Беларусь занимает 170 позицию из 183 стран. Если же мы вдвое сократим и общую налоговую ставку, то в результате получим 149 место. С такими изменениями Беларусь занимает 56 строчку рейтинга, т.е. на 12 позиций мы стали ближе к первому месту. Заметим, что это при условии, что остальные 182 страны ничего делать не будут.

Давайте еще раз: двукратное (!) уменьшение трех показателей обеспечило нам прыжок со 183-го места на 149-е, т.е. наши реформы «в 2 раза» помогли обойти всего лишь 34 страны. По сути, радикальное для Беларуси (сократили число налогов и налоговую нагрузку в 2 раза) изменение налогообложения дали нам только +34 позиции. Это говорит о том, что, чтобы войти в первую 30-ку по уплате налогов, стране необходимы кардинальные перемены. Наши реформы «в 2 раза» не позволили нам выйти даже на средние показатели. Чтобы приблизиться к средним величинам нам необходимо число платежей сократить в 2,7 раза, чтобы время уменьшилось в 2,9 раза, а общая налоговая нагрузка – в 1,7 раза. Вот тогда мы станем «средней» страной в разделе уплаты налогов. Но даже тогда по легкости уплаты налогов мы не сможем занять серединную строчку рейтинга. Наш результат будет 133-е место. Другими словами, 132 страны из 183 имеют показатели ниже средних и, чтобы обойти их, Беларуси необходимо хорошо постараться. Такое положение дел наглядно показывает, насколько белорусская система налогообложения далека от международной практики.

Если повторим наши реформы «в 2 раза» и сократим число налоговых уплат с 41 до 20 единиц, время – с 400 до 200 часов при сохранении 40% налогового бремени, то получим 107-е место по налогам и 50-е место в общем рейтинге. Другими словами, уменьшение первых двух составляющих вчетверо и третьей вдвое все равно не позволяет нам войти в 100 стран.

«Doing Business» – сравнительная оценка, поэтому может получиться так, что, с одной стороны, небольшое изменение показателей может вызвать прыжок в 50 позиций, а с другой – большие изменение (как то сокращение вдвое) могут дать все лишь 30 позиций. Чем ближе к первой десятке, тем меньше разрыв стран по показателям и поэтому более мелкие в абсолютном выражении изменения вызывают большие сравнительные изменения. Другими словами, разница показателей по уплате налогов между странами на 20-м и 30-м месте будет в абсолютном выражении намного меньше, чем между странами на 183-м и 100.

Безусловно, высокие налоги – это серьезные искажения в системе распределения имеющихся в обществе ресурсов, и чем меньше налоги, тем меньше существует искажений и тем эффективнее используются ресурсы. Если говорить о построении инновационной системе налогообложения, то мы можем сделать из 82 налоговых платежей только 5, сократив при этом и издержки бизнеса на их администрирование. Если при этом бизнес будет тратить 50 часов, а общая налоговая нагрузка дойдет до 35% прибыли, то мы получим 9-е место в разделе налогообложения и 33-е место в общем итоге. Но это при условии, что оставшиеся 182 страны, анализируемые в докладе, ничего не будут предпринимать.

Таким образом, 9-ю позицию по налогам мы получаем за счет сокращения числа платежей в 16,4 раза, времени – в 16 раз, налогового бремени – в 2,3 раза. Но это все цифры виртуальные, обратимся к уже реализованным в 2010 году и принятым в том же году изменениям налогового законодательства страны на 2011г. По плану Минфина, на 2010г.: количество платежей – 56 единиц, время – 700 часов, общая ставка 62,7%. На 2011 год: 36 платежей, 600 часов и ставка в 60,8%. Достигнуто это за счет отмены «оборотного» налога, налога с продаж, введения электронного декларирования в 2010; отмены транспортного сбора, применение ежеквартальной уплаты налога на прибыль ежеквартальной уплаты налога на добавленную стоимость в 2011г.

По планам такие мероприятия должны были привести к 178 месту в разделе «Уплата налогов» в докладе «DB-2012» и к 169 в докладе «DB-2013». Опять же, это при условии абсолютного бездействия других участников рейтинга. Чтобы такими темпами придти к 9-й позиции, нам понадобиться лет 20-25.

К слову, в докладе этого года («DB-2012») по условиям налогообложения Беларусь оказалась на 156 строчке. Эксперты Международной финансовой корпорации и Всемирного банка объяснили этот скачек в 27 позиций 18 годовыми платежами, 654 часами затрачиваемого времени и 62,8% общей налоговой нагрузки. Таким шагом все к тому же 9-му месту нам идти намного меньше – лет 6. Правда, при прочих равных в общем рейтинге 33-ю позицию Беларусь может и не занять, так как в 2011г. был добавлен еще один раздел – «Доступ к электроэнергии», в котором мы занимаем 175-ю позицию.

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family