wrapper

Новости - слайдер на главной

 

04-12-14Международные рейтинговые организации оказывают большое влияние на формирование политического, экономического, социального образа страны. В этот раз рассмотрим, какой образ может сформироваться у иностранного инвестора, изучающего результаты международных исследований политических и гражданских свобод различных стран мира.

 

Начнем такое знакомство с докладов от Международной правозащитной организации Freedom House. Сложно вести бизнес в стране, где правящие режимы пресекают всякое действие, угрожающее их монопольному праву на политическую и экономическую власть, где созданы такие условия, при которых невозможно становление политической оппозиции. Сложно вести бизнес, где судебная система коррумпирована, а институт государственного надзора призван держать частную инициативу строго в курсе правительственных амбиций. В своем ежегодном докладе «Freedom in the World» («О состоянии свободы в мире») авторы исследования делят анализируемые страна на «свободные», «частично свободные», «несвободные». Беларусь на протяжении лет по политическим правам и гражданским свободам числятся в составе несвободных стран. В докладе 2014 года ее статус не изменился, соседями Беларуси в данном рейтинге стали Алжир, Ангола, Иран, Йемен, Афганистан, Мьянма, Бруней, Гамбия, Египет. Один в один с нами по набранным при оценке баллам в 2014 году стали Лаос, Куба, Китай, Чад, Южная Осетия. Для сравнения, по политическим свободам у Беларуси столько же баллов, сколько и у Северной Кореи.

 

Также можно с интересом ознакомиться с докладом «Nations in Transit» («Страны переходного периода») от той же организации – Freedom House. Согласно методологии, рассматриваются следующие 7 показателей: избирательный процесс, развитие гражданского общества, независимость средств массовой информации, демократичность национального правительства, демократичность местных властей, эффективность и независимость судебной системы, коррупция. Каждый показатель имеет свой независимый рейтинг, на основании которого выводится итоговый результат. Последний оценивает демократичность (степень свобод) страны по шкале от 1 до 7. В зависимости от получившегося значения страну относят к соответствующей группе: с устойчивой демократической (1-3 балла), частично демократической (3-4 балла), переходной (4-5 балла), частично авторитарной (5-6 балла) или с авторитарной политической системой (свыше 6 баллов). Беларусь каждый год набирает свыше 6 баллов (в докладе 2014г. стране было присвоено 6,71 балла) и продолжает оставаться в группе стран с авторитарной политической системой; в данном докладе нашими соседями стали Туркменистан (6,93) и Узбекистан (6,93), Азербайджан (6,68), Казахстан (6,61) и Россия (6,29). Пожалуй, это один из немногих докладов, в таблицах которых читатель не сможет увидеть Беларусь в компании ряда африканских стран, что объясняется самим списком анализируемых стран, ограниченным границей Евразии. 

 

Наряду со своими докладами Freedom house предоставляет отдельное исследование, посвященное степени свобод средств массовой информации «Global Press Freedom». Оценивается политическая, экономическая и правовая ситуация в стране, выводится общий показатель, по которому страны делятся на 3 группы: свободные, частично свободные или несвободные СМИ. Из практически двухсот ежегодно оцениваемых стран Беларусь уверенно из года в год занимает места в последней десятке рейтинга. В этом рейтинге Беларусь стоит искать также в конце таблице. Потенциальный иностранный инвестор найдет название нашей страны рядом с Бахрейном, Сирией, Экваториальной Гвинеей, Эритреей, Узбекистаном, Северной Кореей. А такие страны, как Сомали, Эфиопия и Зимбабве, в рейтинге располагаются выше Беларуси. 

 

Так о Беларуси можно получить информацию из «Индекса хрупкости государств» (The Fragile States Index) от американского Фонда мира (The Fund for Peace) и журнала «Foreign Policy», где оценивается способность государство контролировать политическую, демографическую, экономическую целостность в стране. Традиционно Беларусь причисляют к странам с опасным уровнем рисков, хотя присутствует явная положительная тенденция: если в Индексе-2009 мы занимали 66 позицию из 177 стран, то уже в Индексе-2014 мы на 90 строчке из 178 (чем ближе к началу рейтинга, тем выше риски и угрозы). Но опять же, это общее значение, если «наш» инвестор будет читать вглубь доклада и дойдет до оценки уровня коррупции, эффективности государственного аппарата, политического плюрализма, электорального процесса, отношения к демонстрациям и того подобного, то рядом с Беларусью он увидит Йемен, Ирак, Кот-д’Ивуар Нигерию, Ливию, Конго. По оценке последствий воздействия политической борьбы на выполнения социального контракта Беларусь стоит на одном уровне с Тунисом, Эфиопией, Боливией, Ливией, Непалом, Либерией, а по оценке гражданских прав и верховенства закона с – Гвинеей, Афганистаном, Эфиопией, Бурунди, Руандой, Камбоджей.

 

Со своими «соседями» Беларусь не расстается и в ежегодных рейтингах «Corruption Perceptions Index» («Индекс восприятия коррупции») от Transparency International. Так в докладе 2013г. Беларусь из 175 стран заняла 123 строчку, уступив Мозамбику, Сьерра-Леоне и обогнав Гватемалу и Того в рейтинге.

 

Анализируя подобные рейтинги стран, мы должны понимать, что оценка страны в том или ином докладе производится согласно методологии исследования, которая может не включать существенных качественных аспектов предмета исследования, что скажется на достоверности такой оценки.

 

Так или иначе, рейтинговое знакомство с политическим и правовым полем Беларуси формируют у инвестора отрицательное решение об инвестировании и ведении бизнеса в стране. Наличие иностранных компаний в стране позволяет ее жителям получать ряд преимуществ от интеграции в международные потоки капитала. Активное присутствие государства в экономической жизни страны является лишь сдерживающим фактором. Иностранные инвестиции не означают рейдерский захват экономики, дискриминацию отечественных предприятий или культурного унижения. Они расширяют возможности роста национальной конкурентоспособности в целом. Экономические власти Беларуси, пытающиеся за счет налогоплательщиков административными методами найти Грааль конкурентоспособности, должны перестать делать то, что они делать не должны, и предоставить вопросы производства, обмена и потребления решать рынку, для чего должны выполнить свои непосредственные функции – создать такие условия и следить за соблюдением соответствующего законодательства.

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

 

 

 

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family