wrapper

Новости - слайдер на главной

Экономическое эссе

Ученые: Налогообложение доходов от капитала увеличивает благосостояние общества и обеспечивает улучшение страхования

04-03-14-11В конкурентном равновесии без налогообложения, предельный продукт капитала и рыночная процентная ставка приравниваются. При этом конкурентное равновесие не является эффективным.

Линейный налог на доход от капитала, являясь «клином» между этими показателями влияет на норму прибыли на рынке «скрытых» активов и улучшает предоставление страхования частными фирмами. Данный тезис обосновали в статье «Оптимальное налогообложение при эндогенных страховых рынках» (Optimal Taxation with Endogenous Insurance Markets) американские экономисты, выходцы из Беларуси, Михаил Голосов и Олег Цывинский. Статья была опубликована в журнале Quarterly Journal of Economics (122(2), (2007): 487-534), который входит в TOP-5 журналов по экономике в мире.

Обоснование своей теории авторы рассматривают на примере динамичной экономики, в которой работники испытывают шоки предложения рабочей силы и могут совершать сделки с активами. С одной стороны – эти сделки являются общественно наблюдаемыми. В этом случае, как отмечают экономисты, сумма страховки, которая предоставляется частными страховыми компаниями, является эффективной и дает работникам стимулы для предложения рабочей силы. Любая попытка со стороны правительства обеспечить государственное страхование только вытесняет частные страховые компании, оставляя размещение ресурсов неизменным. Таким образом, рост благосостояния от введения государственного страхования равен нулю в этой ситуации.

С другой стороны, сделки с активами являются ненаблюдаемыми. В этом случае страховые схемы не ведут к эффективности, продолжают ученые-экономисты. Хотя каждая фирма принимает во внимание последствия скрытых сделок своих страхователей, это не влияет на предложение труда другими агентами, застрахованными другими фирмами. Поэтому, продолжают М. Голосов и О. Цывинский, правительство может улучшить конкурентное равновесное размещение трудовых ресурсов. По оценке авторов исследования, достичь этого можно с помощью своеобразного «клина» – налога на доходы от капитала – в пределах между индивидуальной ставкой доходности по сбережениям и предельным продуктом капитала.

Как отмечают авторы, главный экономический смысл данной статьи можно трактовать двояко. Во-первых, понимание взаимодействия частного страхования и налоговой политики может иметь важные последствия для разработки оптимального налогообложения и государственного страхования. Во-вторых, в процессе исследования был найден конкретный налоговый инструмент, который может повлиять на страхование, предоставляемое частным сектором, и привести к улучшению благосостояния при любом размещении ресурсов.

 

Автор: Наталья Янковская

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Read more...

Ученые: структура налогообложения зависит от политических ограничений экономики

04-03-14-10Политические ограничения в экономике значительно влияют на структуру налогообложения, однако существует ситуация равновесия, которая является приемлемой как для граждан, так и для органов власти, осуществляющих налоговую политику.

К такому выводу пришли Дарон Асемоглу, профессор прикладной экономики Массачусетского технологического института, Михаил Голосов и Олег Цывинский, профессоры экономики Йельского университета, в своем исследовании, опубликованном в журнале The Review of Economic Studies.

По мнению авторов, «налоги устанавливаются политиками в своих целях. В таких условиях контроль органов власти в вопросах налогообложения становится более сложным из-за количества информации, сосредоточенной в руках правительства». Изучив структуру динамического налогообложения при политических ограничениях в экономике, исследователи пришли к выводу, что «в вопросах установления налогов действия правительства должны контролироваться».

В статье ученые обращают внимание на «равновесие действий между гражданами и политиками для обеспечения максимальной предельной полезности для граждан, так как в данном случае будет наблюдаться наиболее устойчивая ситуация». В статье предпринята попытка доказать, что «для установления баланса между интересами правительства и граждан, во-первых, необходимо применять принцип открытости и доверительности относительно предоставляемой информации. Этот результат опирается на возможности «жестких» наказаний со стороны граждан, которые принимают форму отстранения политика от должности».

Во-вторых, по мнению авторов, «существуют ситуации, когда политики имеют стимулы не злоупотреблять ресурсами и информацией в своих целях». В статье доказано, что «процесс создания стимулов для политиков может быть отделен от процесса создания стимулов для частных лиц, что влияет на гибкость механизма налогообложения».

Используя данные выводы, авторы определили условия, при которых искажения в структуре налогообложения, создаваемые политическими проблемами в экономике, все еще сохраняются или исчезают. В дальнейшем результаты исследования были распространены на среду с частично доброжелательным правительством и потенциальными конфликтами среди граждан.

С полными результатами исследования можно ознакомиться в статье «Dynamic Mirrlees Taxation under Political Economy Constraints», опубликованной в журнале The Review of Economic Studies (№77, 2010).

Справка. Михаил Голосов и Олег Цывинский – уроженцы Беларуси. В 1998 году закончили Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ). Степень PhD защитили в университете Миннесоты (США). В настоящее время, Михаил Голосов – профессор Принстонского университет, Олег Цывинский – профессор Йельского университета. Оба опубликовали статьи во всех 5-ти ТОП мировых экономических журналах. М. Голосов опубликовал две статьи в соавторстве с двумя нобелевскими лауреатами – Робертом Лукасом (младшим) и Томасом Сарджентом. Олег Цывинский в 2004-2008 гг. преподавал в Гарвардском университете. Оба активно продолжают сотрудничать с белорусскими коллегами. В последние годы неоднократно приезжали в Минск, выступали с докладами на конференциях, организованных BEROC.

 Oleg Civinskij

Олег Цывинский

Mihail Golosov

Михаил Голосов

 

Автор: Юлия Мешкуть 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

От конкурентоспособности к экономическому росту

07-06-13-22Правительства различных стран в целях сглаживания колебаний бизнес-циклов занимает активную позицию в экономике. Во время экономического спада государство пытается поддержать деловую активность, а во время бума – ее сдержать. На этом вмешательство в экономику не заканчивается, ведь для того, чтобы отечественные предприятия были конкурентоспособны на внешнем рынке или для недопущения упадка отрасли вследствие прихода иностранного бизнеса на внутренний рынок, или для предоставления среди отечественных предприятий одним преимущества перед другими, государство также может изменить макроэкономические условия в стране.

По степени интервенции выделяют два типа государственного вмешательства экономики: прямое регулирование и косвенное. К прямому можно отнести действия на микро-уровне, т.е. конкретно к определенному субъекту экономики (субсидии, субвенции, регулирование нормы рентабельности, регламент в области оплаты труда, контроль каналов сбыта, национализация предприятия).

К косвенным методам, действующим обезличено в отличие от прямых интервенций, относят фискальную и монетарную политику. Инструментами фискальной политики принято считать налоги, трансферты и государственные закупки. Суть такой политики отражается в ее другом наименовании – налогово-бюджетная – и заключается в манипулировании государственным бюджетом. К инструментам монетарной политики (или же денежно-кредитной) относят учетную ставку (в Беларуси это ставка рефинансирования), нормативы обязательных резервов, операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг), валютные интервенции.

Цель любого правительства и центрального банка – это создание благоприятных условий для роста благосостояния населения страны. Зачастую осуществляются попытки обойти экономическую природу и обыграть объективные законы рынка. Для этого используются инструменты, описанные выше. Вне зависимости от целей, коррекция экономической политики представляет собой изменением макроэкономической среды для предприятий внутри страны, т.е. изменяются внешние факторы конкурентоспособности предприятия. И может получиться парадоксальная ситуация: с одной стороны могут вестись разговоры об открытой конкуренции как о показателе здоровья и нормального функционирования экономики, а с другой стороны целый ряд предприятий, а то и вовсе вся отрасль, находится под постоянным контролем со стороны государства, т.е., по сути, под экономическим допингом, за который в составе таможенного союза или любой другой формы торгового партнерства могут и дисквалифицировать.

Каждый предприниматель в своей области ведения бизнеса ориентируются на целый ряд параметров. Одним из главных рыночных элементов является цена. Предполагается, что цены были сформированы под воздействием совокупности продавцов и покупателей на рынке: цена на товар, цена на услугу, цена сырья и материалов для производства, цена рабочей силы, цена аренды, цена земли, цена кредита, цена валюты и прочее. На основании рыночного анализа принимаются стратегические решения об инвестировании, производстве, реализации. Рыночные критерии учитываются при конкурентной борьбе, при создании на предприятии собственных конкурентных преимуществ.

Но так делают те фирмы, которые не находятся под протекцией государства, т.е. те предприниматели, которые честно и открыто играют по правилам рынка и по тем правилам, которые дополнительно устанавливает государство. Предприятия конкурируют, как и с отечественными фирмами, так и с иностранными, конкуренция идет как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Очень часто выходит так, что если какое-то предприятие является государственным – это уже конкурентное преимущество. Для одних предприятий меры государственного воздействия считается внешними факторами конкурентоспособности, а для других – внутренними. Причем, если для первых с подобным необходимо считаться, то вторые при таких условиях лишь получают порой если не привилегии, то, как минимум, приятные бонусы. Подчеркнем, проблема не в форме собственности, а в отсутствии естественной конкуренции.

Возьмем фискальную политику, вносящую большой вклад в наличие конкурентных преимуществ предприятий. При финансовой поддержки отечественным фирмам – государственные субсидии, дотации, льготное налогообложение вплоть до налоговой амнистии – намного легче конкурировать на внешних рынках с другими игроками. При этом такая политика может быть применена правительством внутри страны. Локальные преференции определенным предприятиям обеспечат их определенными преимуществами перед своими конкурентами: дешевые кредиты, отсрочка платежей, денежная амнистия, льготная амортизация, государственные закупки.

На конкурентоспособность на внешних рынках влияет и уровень денежной экспансии в стране. И если в пределах этой страны относительные цены остались на одном уровне, т.е. цены в равной степени выросли для всех, то в отношении с внешним рынком, цены поднялись только у производителей, принадлежащих данной стране, а не на всем рынке. Положение усугубляется, если обменный курс фиксирован. При условии, что курс плавающий, конкурентоспособность на внешнем рынке также будет испытывать давление, с той лишь разницей, что с течением времени произойдет автоматическая корректировка курса.

Важно понимать, что на нерегулируемом рынке остаются только те фирмы, которые максимально качественно могут удовлетворить запросы потребителей при минимально возможной цене. Как только вмешивается правительство, то данный механизм нарушается: для одних организаций создаются «тепличные» условия, где объективные законы рынка попросту не действуют. В итоге, в игре остается не сильнейший игрок, а тот, кого государство покрывает своей экономической предусмотрительностью. В таких случаях такие внутренние факторы конкурентоспособности, как научно-технический потенциал, грамотный менеджмент, эффективность рекламы, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т.д. сводятся на минимум.

Предоставляя помощь предприятиям, отраслям или же в целом всей национальной экономики (если речь идет о конкуренции на международном рынке), государство искажает механизмы рынка, дает ложные сигналы, изымает ресурсы из «правильных» по мнению рынка проектов, чтобы их омертвить в «правильных» со стороны правительства бизнес-идеях.

Обратим внимание, что приобретенные подобным путем конкурентные преимущества имеют строго ограниченный характер, т.е. при пересмотре своей политики правительством, такие предприятия сразу же уйдут с рынка в виду отсутствия внутренних источников конкурентоспособности. Таким образом, можем говорить о глубинных и об иллюзорных факторах конкурентоспособности предприятий. Под глубинными подразумеваем работу менеджмента фирмы, маркетинга компании, инновационный потенциал, квалификацию и опыт персонала, преимущества в условии хранения, транспортировки и т.д. Под иллюзорными стоят государственная помощь в виде субсидий, дешевых кредитов, льготного налогообложения, включения в систему госзакупок и т.п.

После того, как определились с глубинными и иллюзорными факторами конкурентоспособности предприятия перейдем к факторам экономического роста, которые, в свою очередь, подразделяются на две группы: экс­тенсивные и интенсивные.

К экстенсивные факторам роста относят увеличение объема инвестиций, объема потребляемых ресурсов, числа занятых при сохранении существующего уровня технологий. Другими словами, число рабочих увеличилось, а производительность труда осталась прежней; число заводов по добыче, переработки полезных ископаемых выросло, а технологический уклад остался на прежнем уровне. Экономика растет за счет количественных изменений.

При интенсивном росте экономики происходит ускорение научно-технического прогресса, осуществляется переход на более высокий технологический уклад, на единицу трудовых ресурсов и техники имеет место прирост результата, уменьшаются периоды обновления основных производственных фондов, осуществляется повышение квалификации работников, повышается эффективность предприятий не только за счет более совершенной техники и внедрения инноваций, но и за счет качественных изменений в менеджменте компаний.

Если взглянуть на экономическую историю развитых странах, то можно проследить эволюцию конкурентных преимуществ фирм. Со временем такие факторы как труд, земля, капитал перестают быть ключевыми. Когда на аналогичных фабриках стоят одни и те же станки, то отличиться можно лишь производственными и управленческими знаниями. Со временем движущей силой становятся знания и инновации. Интеллектуальное лидерство – вот, что одним позволяет оторваться от других. Интенсивный рост – это, прежде всего, инновационный рост экономики, ключевую роль в котором играет человеческий капитал.

В современном мире именно интенсивный рывок вытягивает страны из финансового кризиса. Именно эти факторы и являются глубинными факторами конкурентоспособности предприятий. В свою очередь, увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологий, рост за счет увеличения факторов производства, характерный для экстенсивного развития, зачастую во многом напоминают нам природу иллюзорных преимуществ организаций, т.е. тех, которые задаются вне рынка, государством.

Правительство Республики Беларусь имеет возможность сколько угодно долго «задавать» параметры конкурентоспособности предприятий, но лишь до того момента, когда характер застоя экстенсивного пути не приведет к физическому и моральному износу основных производственных фондов, а конкурентоспособность предприятий, основывающаяся на иллюзорных факторах, не вытеснит с рынка их менеджмент вместе с рабочим персоналом, вогнав страну в долговую яму.

В долгосрочной перспективе экономика Республики Беларусь не станет конкурентоспособной до тех пор, пока не станет инновационной. В свою очередь, важность инноваций невозможно понять, пока не будет осознана суть рынка.

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

МВФ и Беларусь: вокруг да около кредита

Не так уж много времени прошло после прошлого кредита от Международного валютного фонда. Но ситуация в экономике Беларуси дает повод говорить об очередном заимствовании у данной организации. При этом общая риторика белорусской стороны в последние месяцы получается весьма забавной: если МВФ хочет – пусть дает кредит, но только при этом пусть фонд знает, что кредит Беларуси не нужен.

Вспомним, что было с прошлым кредитом по МВФ-овским “запискам”. Итак, в рамках программы “stand-by” в 2009-2010 гг. Беларусь получила кредит от МВФ в размере $3,4 млрд. Эксперты МВФ, отметили, что программа в целом была успешно выполнена и большинство условий программы были реализованы. Главное, что в результате такой программы Правительству удалось остановить «бегство» от рубля, а также удалось избежать глубокой рецессии, при этом и уровень безработицы остался низким.

Важно понимать, что такие успехи носили краткосрочный характер, а непосредственно самой работы на перспективу не было. Так как экономическая  модель страны осталась не тронутой, то проблемы с рублем все-таки начались. Вопрос глубокой рецессии упирается в вопрос отсутствия процесса обновления основного капитала. Особенностей рынка труда Беларуси и то, чем стране обходится такой уровень безработицы, касаться не будем.

В связи с этим отмеченные успехи Беларуси весьма сомнительны, так как самое большое достижение – это отсрочка проблем в экономике, ни больше, ни меньше. Сложно вести речь о достижениях, когда после программы “stand-by” на лицо факторы макроэкономической уязвимости: резкий рост внешнего долга, низкий уровень резервов, возможные трудности в получении финансирования в будущем. За время программы дефицит счета внешних текущих операций возрос, вместо планируемого сокращения (это одна из немногих антикризисных программ, при которых дефицит счета текущих операций возрос), а бремя внешнего долга почти удвоилось (хотя и с низкого базового уровня) за немногим более года. Такое развитие событий  обусловлено не только внешними шоками, но и продолжавшимся быстрым ростом кредитования, который стимулировал импорт.

Главный вывод по стэндбай, по мнению фонда, заключается в том, что ключевые вопросы программы не были решены. Первостепенные намеченные реформы, а это показатель целевого кредитования и приватизации, не были выполнены или же их выполнение оказалось недостаточно удовлетворительным. По сути, значительный прирост кредитования государственных программ, критически важного вида квазибюджетной деятельности в республике, препятствовал успешной бюджетной деятельности в других областях. Расширение кредитования госсектора предотвратило падение импорта и оказало дополнительное давление на курс рубля.

Что касается специфики кредитования экономики, то эксперты МВФ подчеркнули, что большой объем целевого кредитования практически подорвал конкуренцию между банками, вытеснил собой нормальное коммерческое кредитование, как следствие, повысил концентрацию секторного риска и уменьшал стимулы банков к управлению рисками, что привело банки к определенной зависимости от государственных депозитов. Именно это и стало причиной увеличения внешних дисбалансов. В случае Беларуси целый ряд показателей экономического роста были лучше, чем в других странах, с которыми работал МВФ. Отметим здесь еще раз, что при этом Беларусь – единичный пример, когда настолько вырастает дефицит сета текущих операций и происходит резкий рост внешнего валового долга страны.

МВФ явно недооценил белорусские экономические власти, а потому и не усмотрел, реально ли сдерживается квазикредитование. Контрольный показатель прямого финансирования через государственные депозиты соблюдался, но Национальный банк при этом резко повысил уровень субсидируемого кредитования банков, тем самым фактически перераспределив государственные депозиты в коммерческие банки. Таким образом, первоначальный подход к оценке государственного кредитования оказался неэффективным. В связи с этим МВФ дал хорошую рекомендацию о включении государственного кредитования в бюджет. Другими словами, если правительство считает нужным предоставлять дешевые кредиты избранным секторам и компаниям, это следует полностью отразить в бюджете и итогах его исполнения.

Что же касается создания Специального финансового агентства,  то его функционирование на положение дел не оказало должного влияния: нерыночное кредитование, столь популярное в стране, не утратило своих позиций.

Подытожим результаты работы по программе “stand-by”. Несмотря на то, что было обеспечено предусмотренное в программе снижение реального обменного курса (при этом по состоянию на конец программы курс белорусского рубля, по оценкам экспертов из МВФ, все еще был завышен), стратегия не способствовала в той мере, в какой это предполагалось, ограничению макроэкономических дисбалансов, отчасти из-за дальнейшего быстрого роста кредитования государственных программ.

В другом своем обзоре МВФ указывает, что в 2011г. Беларусь переживает экономический кризис, семена которого были посеяны в результате значительного ослабления экономической политики после завершения программы по кредиту “стэнд-бай”. Что было в прошлом году, мы все хорошо помним.

В 2012г. актуален вопрос об очередном кредите от МВФ. Беларуси необходимы финансовые ресурсы: 2013-2014гг. приходится пик выплат по уже полученным страной  кредитам, а на обслуживание кредитов в 2012 г. уйдет вдвое больше средств, чем в предыдущем. Если текущая ситуация в экономике сохранится, то отдавать скорее всего придется другими кредитами.

К слову, просили денег  у МВФ еще в 2011году. Но в период валютного кризиса нам в  очередной раз дали понять: будет антикризисная программа – будет кредит. А так как таковая отсутствовала, то и кредита мы не получили. В прошлом году в выводах экспертов фонда четко виделся мотив старой “песни”: ускорить работу по проведению структурных реформ, особенно в части реформирования предприятий, приватизации, либерализации цен и реформирования банковского сектора.

Да, свою роль  в 2011г. сыграло успешное сотрудничество с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, давшим согласие на открытие кредитной линии. МВФ, конечно же, порадовался за Беларусь и отметил, что пакет мер, согласованный с АКФ – это работа в правильном направлении, но при всем при этом добавил, что налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика должна быть жестче, а проведение структурных реформ – более активным. Правда, несмотря на более комфортные для правительства условия у ЕврАзЭС, все же получилось так, что и их умудряемся не особо-то и выполнять: Беларусь все еще не может получить свой третий транш от АКФ.

На сегодняшний день разговорами о невыполнении Беларусью взятых на себя обязательств сложно кого-либо удивить (хотя уместно здесь будет вспомнить про громкие обещания в приватизации, отказа в практике целевых показателей и прочего на кануне очередного транша от МВФ; после валютных поступлений желания в проведении реформ так и оставались во вчерашнем дне). А вот на общее настроение по отношению к иностранным кредитам посмотреть интересно. Один момент заключается в позиции “кредит не нужен – но если хотите, то мы возьмем; а если мы пойдем к вам навстречу и кредит все-таки возьмем, то сделайте милость, не командуйте, на что его направить”. Следующий момент: в разговорах о кредитах часто вспоминается пик выплат в 2013-2014гг., и, хотя “экономика страны работает стабильно”, все равно-то думаем про рефинансирование долга, т.е. новым кредитом собираемся погашать старые заимствования. «Палим» себя еще и на объяснении ненадобности кредитов: в нынешнем году экономика страны чрезвычайного финансирования не требует, а заявка на кредит у МВФ лежит просто с прошлого года. Так а разве в прошлом году социально ориентированная рыночная модель испытывала такую потребность в чрезвычайном финансировании? Говорили же тогда, что кризиса нет…

Так или иначе, потребность страны в валюте очевидна, актуален и вопрос сотрудничества с МВФ. Во-первых, скажем откровенно, на сегодня это решает задачу рефинансирования долга, во-вторых, это помощь в структурном реформировании национальной экономики (Фонд даже пообещал самостоятельно для нас разработать программу). Безусловно, наличие конкретной программы действия, в первую очередь, необходимо самой стране, не только ради кредита. Беларусь может и дальше сопротивляться реформам, пройдет через несколько рецессий, в разы увеличит внешний долг и в разы увеличит отставание по уровню производительности труда и доли инновационной продукции в экспорте от мировых лидеров. Но перманентный системный кризис все же приведет к тому, что экономические власти пойдут на радикальные изменения существующей структуры экономики страны.

В-третьих, условия предоставления кредита у МВФ и ЕврАзЭС практически одинаковы, то есть работая под одних, мы получаем два кредита. Главное, чтобы кредиты шли не на стимулирование ВВП и финансирования торгового сальдо, а стали «подушкой» безопасности уже для населения в условиях перехода к рынку. В действительности, международные финансовые кредитные организации могут предоставить ссуды Беларуси в большем объеме, но только тогда, когда они будут уверены в платежеспособности заемщика и в достаточной степени экономической адекватности, то есть когда правительство страны начнет осуществлять переход к рынку не на бумаге в виде деклараций, а по-настоящему.

В-четвертых, реформирование экономики “под кредит” приведет к приходу в страну иностранного капитала. Прямые иностранные инвестиции обозначают не только приток валюты, но и построение конкурентоспособной экономики, способной обслуживать и погасить взятые до этого внешние заимствования.

В-пятых, не стоит забывать, что МВФ предлагает дешевые кредиты. В свое время, отвергая реформы для кредитов, в 2010г. Беларусь даже осуществила выпуск суверенных евробондов. Примечательно, но Украина и Казахстан не согласились выпускать облигации под такой высокий процент. Тот же механизм заимствования страна использовала и в начале 2011г., когда выпуск гособлигаций обошелся нам дороже, чем кризисной Греции. Сотрудничество с МВФ не только полезно для Беларуси, но и выходит дешевле в обслуживании.

Сотрудничество с МВФ является выгодным не только с целью рефинансирования долга, но – и в вопросах “перестройки” экономики. Несмотря на отдельные небольшие успехи чиновников, заявленный план на либерализацию в 2011г. полностью себя дискредитировал. 2011 год был годом провала либерализации. Стране необходимы реформы не ради кредитов, а в первую очередь для собственного благосостояния. Хотя, приступив к реформированию, мы сможем рассчитывать на финансовую поддержку ряда международных организаций, равно как и отдельных государств. Пока же на почве все время откладывающихся реформ откладывается и  предоставление кредита, расходуются значительные средства по недопущению наступления рецессии, как следствие тратится время для проведения реформ в ситуации, когда бизнес несет убытки, а население страны подвержено социальным бедствиям. В итоге время будет упущено, а, оказавшись в долгах, страна с изношенной материально-технической базой и дальше будет искать свой “особый путь”.

 

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

http://www.ekonomika.by/

Read more...

Плавающий валютный курс как автоматический стабилизатор платежного баланса

Позволив бирже самостоятельно определять стоимость белорусского рубля, экономические власти страны должны понимать, что с этого момента их заявления оказывают влияние на обменный курс. Теперь игроки на валютном рынке внимательно следят за каждым словом президента, премьера, главы Нацбанка, а котировки изменяются с изменением настроения заявлений чиновников.

Read more...

Налоговая система Беларуси и «Doing Business»

Экономические власти Беларуси имели возможность заочно попробовать себя в такой международной муд «игрушке», как «Doing Business» – в рамках специального проекта группы Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, посвященного исследованию государственного регулирования деловой среды и выявлению регуляторных норм, которые могут либо стимулировать, либо сдерживать деловую активность в государствах – участниках исследования. Одно дело говорить о попадании в ТОП-30 по легкости ведения бизнеса, другое дело – исполнять заявленные планы.

Традиционно одним из разделов «Doing Business» является оценка легкости уплаты налогов. Здесь у белорусской системы налогообложения печальная статистика: до результатов рейтинга этого года  мы занимали последние место.

В 2010 году составители рейтинга выложили в интернет для свободного пользования DB11-Simulator – своеобразную игрушку, где каждый может посмотреть как те или иные изменения могут повлиять на позицию страны по легкости ведения бизнеса. Напомним, что доклад «Doing Business - 2011», вышедший в конце 2010 г., в своей оценке ранга налогообложения использовал условия уплаты налогов в 2009 году. Как видим, сбор информации по налогам отстает на год, т.е. изменения в белорусской системе налогообложения, произошедшие в течение 2010г. (2011г.), будут отмечены в следующем, уже в девятом по счету докладе «DB-2013» (десятом «DB-2014»).

У правительства была возможность поиграть в «Doing Business - 2011», давайте же с цифрами поиграем и мы. Итак, в разделе уплаты налогов 3 составляющие: число налоговых платежей, затрачиваемое время и налоговое бремя в виде процентов от прибыли. В «DB-2011» указано, что в Беларуси 82 налога, для их уплаты требуется 798 часов, общая ставка налоговых изъятий 80,43% прибыли.

Начнем «проводить» реформы. Предположим, что двукратное снижение количества налоговых платежей вызовет такое же снижение времени, которое представит затратить бизнесу страны. В таком случае в разделе системы налогообложения Беларусь занимает 170 позицию из 183 стран. Если же мы вдвое сократим и общую налоговую ставку, то в результате получим 149 место. С такими изменениями Беларусь занимает 56 строчку рейтинга, т.е. на 12 позиций мы стали ближе к первому месту. Заметим, что это при условии, что остальные 182 страны ничего делать не будут.

Давайте еще раз: двукратное (!) уменьшение трех показателей обеспечило нам прыжок со 183-го места на 149-е, т.е. наши реформы «в 2 раза» помогли обойти всего лишь 34 страны. По сути, радикальное для Беларуси (сократили число налогов и налоговую нагрузку в 2 раза) изменение налогообложения дали нам только +34 позиции. Это говорит о том, что, чтобы войти в первую 30-ку по уплате налогов, стране необходимы кардинальные перемены. Наши реформы «в 2 раза» не позволили нам выйти даже на средние показатели. Чтобы приблизиться к средним величинам нам необходимо число платежей сократить в 2,7 раза, чтобы время уменьшилось в 2,9 раза, а общая налоговая нагрузка – в 1,7 раза. Вот тогда мы станем «средней» страной в разделе уплаты налогов. Но даже тогда по легкости уплаты налогов мы не сможем занять серединную строчку рейтинга. Наш результат будет 133-е место. Другими словами, 132 страны из 183 имеют показатели ниже средних и, чтобы обойти их, Беларуси необходимо хорошо постараться. Такое положение дел наглядно показывает, насколько белорусская система налогообложения далека от международной практики.

Если повторим наши реформы «в 2 раза» и сократим число налоговых уплат с 41 до 20 единиц, время – с 400 до 200 часов при сохранении 40% налогового бремени, то получим 107-е место по налогам и 50-е место в общем рейтинге. Другими словами, уменьшение первых двух составляющих вчетверо и третьей вдвое все равно не позволяет нам войти в 100 стран.

«Doing Business» – сравнительная оценка, поэтому может получиться так, что, с одной стороны, небольшое изменение показателей может вызвать прыжок в 50 позиций, а с другой – большие изменение (как то сокращение вдвое) могут дать все лишь 30 позиций. Чем ближе к первой десятке, тем меньше разрыв стран по показателям и поэтому более мелкие в абсолютном выражении изменения вызывают большие сравнительные изменения. Другими словами, разница показателей по уплате налогов между странами на 20-м и 30-м месте будет в абсолютном выражении намного меньше, чем между странами на 183-м и 100.

Безусловно, высокие налоги – это серьезные искажения в системе распределения имеющихся в обществе ресурсов, и чем меньше налоги, тем меньше существует искажений и тем эффективнее используются ресурсы. Если говорить о построении инновационной системе налогообложения, то мы можем сделать из 82 налоговых платежей только 5, сократив при этом и издержки бизнеса на их администрирование. Если при этом бизнес будет тратить 50 часов, а общая налоговая нагрузка дойдет до 35% прибыли, то мы получим 9-е место в разделе налогообложения и 33-е место в общем итоге. Но это при условии, что оставшиеся 182 страны, анализируемые в докладе, ничего не будут предпринимать.

Таким образом, 9-ю позицию по налогам мы получаем за счет сокращения числа платежей в 16,4 раза, времени – в 16 раз, налогового бремени – в 2,3 раза. Но это все цифры виртуальные, обратимся к уже реализованным в 2010 году и принятым в том же году изменениям налогового законодательства страны на 2011г. По плану Минфина, на 2010г.: количество платежей – 56 единиц, время – 700 часов, общая ставка 62,7%. На 2011 год: 36 платежей, 600 часов и ставка в 60,8%. Достигнуто это за счет отмены «оборотного» налога, налога с продаж, введения электронного декларирования в 2010; отмены транспортного сбора, применение ежеквартальной уплаты налога на прибыль ежеквартальной уплаты налога на добавленную стоимость в 2011г.

По планам такие мероприятия должны были привести к 178 месту в разделе «Уплата налогов» в докладе «DB-2012» и к 169 в докладе «DB-2013». Опять же, это при условии абсолютного бездействия других участников рейтинга. Чтобы такими темпами придти к 9-й позиции, нам понадобиться лет 20-25.

К слову, в докладе этого года («DB-2012») по условиям налогообложения Беларусь оказалась на 156 строчке. Эксперты Международной финансовой корпорации и Всемирного банка объяснили этот скачек в 27 позиций 18 годовыми платежами, 654 часами затрачиваемого времени и 62,8% общей налоговой нагрузки. Таким шагом все к тому же 9-му месту нам идти намного меньше – лет 6. Правда, при прочих равных в общем рейтинге 33-ю позицию Беларусь может и не занять, так как в 2011г. был добавлен еще один раздел – «Доступ к электроэнергии», в котором мы занимаем 175-ю позицию.

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

Тайна белорусского капитала

16-08-19Процесс становления, развития и процветания капитализма на Западе не случаен. Фиаско многочисленных рыночных реформ по всему миру также имеет свои причины. Бесполезно говорить о процветании экономики страны, когда в национальном хозяйстве отсутствует самый эффективный стимул для развития – правовая обеспеченность частной собственности и частного предпринимательства.

Часть 1: Введение

Перед тем, как пролить свет на тайну белорусского капитала, сделаем  ясным и понятным само слово «капитал».  Средневековое латинское слово «capital» означало голову домашнего скота. На то время крупный и мелкий домашний скот выступал не только мерилом богатства той эпохи, но и самим источником этого богатства. Поголовье скота было богатством, но при этом оно еще и  выступало источником дополнительного богатства, ведь, размножаясь, стадо воспроизводит само себя, а помимо мяса можно получить еще и молоко, шкуру, шерсть.  Таким образом, понятие капитала приобрело двойное значение: само стадо и ряд дополнительных благ (прироста ценности), источником которых является домашний скот.

Английский экономист Адам Смит под капиталом подразумевал совокупность имущества (активов), накопленного для производственных целей.  Здесь нужно отметить один ключевой момент, который выделял и сам Смит. Чтобы накопленные активы обратились в активный капитал и послужили расширению производства, они должны получить определенную форму и воплотиться в определенном предмете, который существует, по крайней мере, некоторое время после того, как закончен труд. Важным здесь является то, что капитал представляет потенциал развертывания нового производства. Разумеется, этот потенциал не имеет материальной формы, по сути это абстракция, но его можно реализовать путем соответствующей обработки и придания конкретной формы. Капитал можно сравнить с энергией: потенциальную энергию атома можно получить только на АЭС, без гидроустановки не высвободить потенциальную энергию воды, также и создание капитала предполагает процесс преобразования.

Такой концепции о капитале придерживался и Симонд де Сисмонди, швейцарский экономист XIXв. По мнению Сисмонди, капитал сначала существует только как абстрактное понятие и может стать действенным, только получив определенную осязаемую форму. Французский экономист Жан Батист Сей полагал, что капитал по своей природе всегда нематериален, поскольку производит капитал не материя, а ценность, заключенная в ней; в ценности самой по себе нет ничего материального. С этим соглашался и Карл Маркс.

К сожалению, такое принципиальное понятие капитала к сегодняшнему дню оказалось утраченным. На вопрос «что такое капитал?» большинство людей ответят, что это деньги, будь они на стадии накопления или уже вовлеченные в производственный процесс.  Отвечающие, конечно же, будут правы, но только от части, так как деньги представляют собой только одну из форм движения капитала. Данное представление людей объясняется тем, что любое знание легче воспринимать в упрощенной, наглядной форме. Причиной дальнейшего распространения именно такого способа восприятия капитала является то, что его величину мы привыкли измерять в деньгах. Для оценки земли, квартиры, автомобиля мы обращаемся к их денежному эквиваленту. Вот и происходит эволюция понятия «капитал» в понятие «деньги».  Но такое суждение ошибочно, ведь деньги для того и были придуманы, чтобы измерить ценность абсолютно разнородных активов, и при всей своей полезности денежные знаки сами по себе не обладают полезными свойствами активов, которые необходимы для создания капитала. Именно поэтому национальный банк, накачивая экономику пустыми деньгами, способствует скорее расточению капитала, нежели его приумножению.

Вернемся к потенциальной энергии. Гений инженерии спроектировал и построил гидроэлектростанцию, которая осуществляет трансформацию потенциальной энергии воды в электроэнергию. Но в отличие от хорошо известного процесса преобразования потенциальной энергии воды в электричество, процесс извлечения экономической энергии активов неизвестен. Подобно энергии, капитал представляет собой скрытую ценность. Чтобы научиться видеть этот потенциал, нужно отвлечься от поверхности вещей и подумать о возможном применении имеющихся активов.

Если построить рассуждения таким образом, то никакой тайны о капитале не существует. Теперь, используя такой взгляд на понятие «капитал», разберемся в различии процесса капитализации на Западе и в Беларуси, а также выясним, почему торжествующий на Западе капитализм потерпел поражение у нас.

Часть 2: Капитал Беларуси

Причина жизнеспособности капитализма – это реализация потенциальной способности актива. Разница в западном и нашем капитализме сводится к процессу преобразования скрытого экономического потенциала в капитал. По мнению ряда экономистов, историков, социологов, на Западе этот ключевой процесс был продуман, прежде всего, не для создания капитала, а для более приземленных целей, которые заключались в защите прав собственности на имущество (актив). И по мере становления системы собственности в странах Запада постепенно развилось множество механизмов, сделавших возможным производство капитала, при этом европейцы постоянно обращаются к использованию этих инструментов, не отдавая себе отчета в том, что они служат порождению капитала. Обвинения белорусов в их «памяркоунасцi», в отсутствии предпринимательской жилки несостоятельны. На самом же деле белорусам не хватает легкого доступа к механизмам, которые могли бы законным образом зафиксировать экономический потенциал их активов, что дало бы возможность пустить их в коммерческий оборот.

Эрнандо де Сото, перуанский экономист, в своей работе в начале прошлого десятилетия выделил шесть проявлений западной системы частной собственности, позволяющих гражданам создавать капитал. По мнению де Сото, причиной невозможности разворачивать капитал в странах третьего мира и бывшего социалистического лагеря является тот факт, что большинство их граждан не имеют возможности опереться на эти проявления (эффекты) системы частной собственности.

Эффект частной собственности №1: фиксация экономического потенциала активов. Капитал возникает благодаря его отражению в записях о праве собственности, о залоге, в тексте контрактов и в прочих подобного рода бумагах, фиксирующих социально и экономически наиболее полезные характеристики отношений активов в противоположность зримым качествам самих вещей. Когда внимание акцентируется на праве собственности на дом, а не на самом доме, автоматически совершаете переход из материального мира в концептуальное пространство, в котором живет капитал. Другими словами, в омертвленном активе можно рассмотреть живой  капитал.

Эффект №2: интеграция разрозненной информации. Процветание капитализма на Западе и прозябание в других районах мира объясняется просто: большая часть имущества, принадлежащего гражданам западных стран, включена в систему законных процедур регистрации частной собственности.

Эффект №3: ответственность собственников. В результате фиксации отношений частной собственности, вменения связанных с владением недвижимостью прав и обязательств выделились индивидуумы – носители прав и обязанностей.

Эффект №4: повышение ликвидности активов. Одним из самых важных последствий системы частной собственности является повышение ликвидности активов, благодаря чему они могут выполнять дополнительную работу. Отщепив от материальных активов их экономический смысл, система регистрации прав собственности наделила недвижимость свойством «ликвидности» – способности выступать в форме, удовлетворяющей требованиям практически любых трансакций.

Эффект №5: развитие общественных связей. Благодаря функционированию системы частной собственности возникла целая инфраструктура связей, которые, подобно железнодорожным сортировочным станциям, делают возможным беспрепятственное движение активов (поездов) между людьми (станциями). Главное экономическое преимущество системы частной собственности заключается в том, что она радикально улучшила возможности коммуникаций по поводу активов, их потенциала и использования.

Эффект №6: паспортизация сделок. Важной особенностью западных систем частной собственности, позволяющей им служить основанием сети связей, является то, что все регистрационные записи (свидетельства о собственности, документальное оформление операций, ценные бумаги и контракты, то есть все документы, описывающие экономически значимые особенности активов) надежно защищены от потери и подделок.

При этом де Сото подчеркивает, что собственность – это не просто бумажный документ, а передаточное устройство, обеспечивающее движение рыночной экономики. Частная собственность делает людей ответственными, активы ликвидными, фиксирует сделки и обеспечивает действенность всех необходимых для работы механизмов, начиная с денежной и банковской систем до производственной и инвестиционной сфер.

Другими словами, для реализации потенциальных способностей актива, по сути, для обеспечения  процветания капитализма, на Западе был сформирован надежно функционирующий институт частной собственности. При этом стоит отметить, что на протяжении более 100 лет по всему миру были предприняты многократные попытки по реформированию экономики, цель которых – активизация предпринимательства в стране и переход к рыночным ценностям. Но ряд таких прокапиталистических реформ заставлял людей разочаровываться в рынке и  возвращал обратно в руки государственного регулирования. Главная причина, из-за которой макроэкономические преобразования не достигали желаемого результата, заключается в неполноте, в половинчатости реформирования, в простом копировании Запада, без создания определенной правовой базы.  В некоторых случаях провал провозглашенного капитализма в стране можно объяснить и вовсе попытками имитации реформ: принятие правительством программ касательно экономико-правового поля не ради подлинного его изменения, а для того, чтобы страну отметили рейтинговые международные агентства.

Большинство стран, проводимых экономические преобразования, попадают в ловушку, предвиденную Марксом: концентрации капитала в руках незначительного меньшинства. Реформы, не обеспечив большинству населения доступ к рынкам, позволяет небольшой социальной группе, способных легализовать свои права собственности, обращать имущество в капитал. По сути, такую ситуацию можно охарактеризовать как симбиоз олигархии с коррумпированным бюрократическим аппаратом.

По прогнозам Всемирного Банка в Беларуси около 50% ВВП находится в тени. Согласно широкому общественному мнению, нелегальный бизнес существует из-за высоких налогов. Как показывает международная практика, кроме налогов еще целый ряд факторов бизнес климата оказывает влияние на принятие решения о легализации бизнеса. Особенности ведения бизнеса в Беларуси выступают не только препятствием для выхода из тени, но и для открытия своего дела.  Государство, имея в своем распоряжении более 70% активов страны, помимо фискального давления на частника, бюрократических проволочек с разрешениями, валютных ограничений, нормирования рентабельности,  не обеспечивает функционирование открытой конкуренции на рынке. Защищая себя, оно прибегает к дискриминационной практике. Нельзя говорить о недееспособности капитализма там, где ему не дают возможность развиваться. Процессу капитализации в нашей стране мешает не отсутствие деловой инициативы у белорусов, а правовые и политические преграды, сдерживающие материализацию потенциала актива в капитал, т.е. его овеществление.

Ряд ученых еще несколько столетий назад выдвинули предположение, что слово «capital» от латинского «голова», т.е. голова как вместилище инструментов, с помощью которых и создается капитал. Вся тайна белорусского капитала сводится к тому, что потенциал актива может раскрыть  голова (ум, сообразительность, фантазия) любого белоруса,  а реализовать этот потенциал, т.е. воплотить его в капитал, можно только через надежную и незыблемую систему частной собственности – ключ роста экономики и социального прогресса.

 

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

Что значит жить в социальном государстве

15-02-03Это значит жить в стране, где на гражданина приходится больше социальных прав и гарантий, чем в государстве не социальном. Подобная логика легко выражается тождеством: государство + дополнительные социальные права и гарантии = социальное государство. Логика предельно проста, но из этого не следует, что она наивна.

Социальное государство: безработица, инфляция и девальвация

В основных положениях Программы социально-экономического развития Беларуси на текущую пятилетку выделены  следующие цели и приоритеты. В разделе о социальной политике: главный приоритет – повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, счастливое детство, полная возможностей и перспектив молодость, активная трудовая деятельность, приносящая достаток, обеспеченная и достойная жизнь в пожилом возрасте.

Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Основная цель – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран.

Главными задачами молодежной политики являются создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их вовлечение во все сферы жизнедеятельности общества.

Абсурдно полагать, что страны, не позиционирующие себя как социально ориентированные, не ставят точно такие же цели, что в развитых капиталистических странах совсем другие идеалы и ценности, которые наплевательски относятся к правам и благосостоянию своих граждан. А как вообще государство может быть без социальной направленности? Да, в Беларуси декретный отпуск длиннее, чем в некоторых западных страна, медицинская помощь относительно бесплатна, а услуги ЖКХ белорусы даже и на половину не оплачивают. Но это еще не значит, что молодые мамы не выходят раньше на работу и что в США нет бесплатных поликлиник. И в Северной Америке, и в Западной Европе есть бедные люди, какой бы не была система построения общества, всегда будут бедные. Но качество жизни белорусских бедных разительно отличаются от уровня жизни тех бедных, которые живут в правовых капиталистических странах, где «человек человеку волк».

Касательно уровня жизни можно получить замечание, дескать, разные у нас с Западом начальные условия: они всегда жили богаче. Так ведь почти весь прошлый век мир боялся СССР, который был первым в космосе и где пятилетки выполнялись за 4 года. Сложно найти систему социальней настроенную, чем социалистическую (хотя можно, это коммунизм). Но специфика устройства Советского Союза и предопределила качество жизни его населения и закономерный распад.

Так в чем же разница между просто государством и социальным государством, если и у первого, и у второго одни и те же ценностные ориентиры: социальное развитие, экономический прогресс, забота о долголетии и благосостоянии граждан, справедливости права и т.д.? Если нет разницы в целях, то такая разница присутствует в средствах их  достижения.

Так для построения социальной модели государству необходимо вмешаться в экономику, так как свободный рынок не имеет реально действующих механизмов стабилизации, а его неспособность к саморегулированию и порождает кризисы со всеми вытекающими социальными проблемами. Чтобы ликвидировать цикличность развития экономики, необходимо государственное регулирование. Активное воздействую через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а также перераспределяя значительную долю внутреннего продукта, государство приобретает социальную направленность.

Произошло следующее: иждивенческое мировоззрение населения разрешило под курсом социальной ориентации проводить государству экономические интервенции.

Республику Беларусь традиционно относят к подобным социальным государствам. Гарантия права на трудоустройство, достойную оплату труда, защиту доходов граждан – это только малая часть того, что должно обеспечить любое государство, не говоря уже о социально ориентированном.

Борясь с естественной безработицей, правительство мешает нормальному функционированию рынка труда

Официальная статистика по уровню безработицы радует не первый год. Испанским чиновникам можно только поучиться у наших. Белорусское социальное государство продолжает жить марксистским стремлением к полной занятости, несмотря на то, что практика советского прошлого наглядно продемонстрировала необходимость принудительных мер для достижения реализации подобных стремлений. Как и в СССР, так и в сегодняшней Беларуси подобный высокий уровень занятости сопровождается низкой производительностью труда и скрытой безработицей.

Следует понимать, что экономика динамична: появляются новые отрасли и отмирают старые, создаются и закрываются предприятия, возникают и отмирают рабочие места.   Кто-то уволился и ищет другую работу (более интересную и высокооплачиваемую, ближе к месту проживания), кто-то, получив диплом, только вступает на рынок труда. Такое явление получило название фрикционной безработицы. Кроме этого есть еще и структурная безработица: изменения в структуре спроса, а также в технологиях приводят к изменению потребности в рабочих местах. Требуется время, чтобы предложение на рынке труда перестроилось под изменившийся спрос. Даже при нормальном функционировании экономики всегда существует какой-то уровень безработицы. И так как наличие фрикционных и структурных безработных неизбежно, то экономисты используют понятие естественной безработицы. Другими словами, полная занятость – это ситуация в экономике, когда наблюдается только естественная безработица.

Борясь с естественной безработицей, правительство тем самым мешает нормальному (естественному) функционированию рынка труда. Искажая механизмы рынка труда, правительство привносит в национальную экономику ложные сигналы производства. Вместо того, чтобы позволить открыть новые производства, государство держит людей на старых, работающих не для получения прибыли, а для необходимости занятости населения. Так разве функция социального государства заключается в том, чтобы уменьшать эффективность использования финансовых и трудовых ресурсов? При этом для реализации подобной социальной ориентации  Беларусь набралась кредитов в половину ВВП.

Кошельки у населения чувствуют рост цен в магазинах по своей методологии, отличной от БелСтата

Итак, люди работают и получают справедливое вознаграждение. В обязанности государства входит еще и обеспечение возможности купить столько товара, на сколько человек заработал. Если работник, получив оплату за свой месячный труд, зашел в магазин, а там гречка, подорожав в 3 раза, лежит уже по Br15 тыс., то выходит, что покупательская способность такой зарплаты относительно гречки уменьшилась в 3 раза, то есть работник за свой труд получил гречкой в 3 раза меньше. Как может государство, а тем более социальное, защищая доходы населения от инфляции, проводить такую недисциплинированную монетарную политику? Инфляцию 1990-х даже трогать не будем, отметим лишь это десятилетие: 2002г. – 42,6%; 2004г. – 18,1%; 2006г. – 7,0%; 2008г. – 14,8%. В прошлом году рост индекса потребительских цен составил «аккуратные» 9,9%, а за январь-апрель текущего года – 10,9%, при годовом прогнозе 7,5-8,5%. Своя методология у БелСтата, по-своему же и кошельки у население чувствуют рост цен в магазинах.

Выходит, что с такой надежностью белорусского рубля необходимо искать более стабильные деньги, но проводимая политика привела страну к валютному дефициту. На ползучую девальвацию и привязку рубля к валютной корзине народ сильно не отвлекается, зато хорошо он запомнил разовое удешевление рубля в начале 2009 г., когда все друг друга поздравляли и говорили о надежности. В итоге весь импорт подорожал на 20%. В 2011 г. ситуация намного хуже. Даже после объявления курса в Br4500 за 1$ население не может приобрести в банках доллары. По сути, 50-ти процентной девальвации недостаточно. Страдают все: и производители, и потребители. Импортная продукция дорожает, а то и вовсе уходит с витрин. Производители, связанные с импортом и не имеющие доступа к валюте, на гране закрытия бизнеса. Если сначала персонал отправлялся в отпуск, то теперь идет процесс увольнения. В конце апреля БелСтат заявил о появившейся 600 тысячной армии безработных, а независимые эксперты указывают, что перейден рубеж в 1 миллион. Если из экономически активного населения страны взять только работников реального сектора, то удельный вес безработный заставляет задуматься о целесообразности проведения политики роста и занятости любой ценой. На момент написания статьи цена доллара на межбанке составила 6000 белорусских рублей, т.е. в 2 раза больше официального курса. Этот же курс закладывается в цену товаров и по этому курсу белорусы платят за социальную ориентированность.

На деле же все получается достаточно забавно. Отобранные льготы у студентов и пенсионеров экономят бюджету несколько десяткой миллионной долларов, а государство инвестирует проекты типа «Саманда» (вместо 60-ти тысячного плана выпуска в 2007 произведено 232 машины) и не менее грандиозные планы по ноутбукам «Коллега» с похожим финалом. В вопросах экономии бюджетных ресурсов перед тем как резать социальные трансферты, следует внимательно взглянуть на целесообразность «возведения пирамид».

Живя на дешевых российских энергоресурсах, получая валютные ссуды, можно, конечно же, было поднимать зарплаты и пенсии, сохранять ненужные рынку рабочие места, удерживать курс рубля. Чтобы что-то кому-то дать, необходимо чтобы это что-то было. Будь это льготные тарифы на нефть и газ, валютные кредиты, собранные налоги.  Другой вопрос, когда кончаются льготы, когда сложно найти валютного кредитора, а с бизнеса – собрать очередные налоговые поступления в условиях инфляционной и девальвационной проблем.

Приоритеты в социальной политике государства, безусловно, являются единственно правильными, но при практическом их достижении стоит обратиться к притче про удочку:  дайте голодному рыбу – он будет сыт два дня, дайте ему удочку и научите ловить рыбу​ – он будет сыт всю жизнь.

 

Автор: Василий Кучеров

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family