В Беларуси имеет место административный рост, который приводит к нарушению макроравновесия. Налицо снижение эффективности инвестиционного механизма с учетом динамики прироста ВВП. Приводим пресс-релиз исследования известного ученого.
Профессор, доктор экономических наук Иван Михайлович Лемешевский (примеч. выдержки из статьи. – ред.):
“В силу ряда обстоятельств к «Рецессии - 2008» белорусская экономика подошла в далеко не идеальном состоянии. Исчерпавший себя восстановительный рост, основанный на мобилизации унаследованного потенциала, имел экстенсивную природу. Сворачивание трансформационного процесса предопределило нарастание скрытых признаков «вторичной кризисности». За счет мирового конъюнктурного фактора удалось на 3-5 лет лишь выровнять снижающиеся темпы роста. Но даже в еще достаточно комфортных условиях не был реализован заявленный курс на инновационное развитие. К тому же явно завышенные социальные цели усилили в обществе нерациональные потребительские ожидания.
Мировая рецессия не только исключила факторы конъюнктурного роста, но и породила разнообразные шоки, которые отрицательно воздействуют на экономику Беларуси.
При этом основная коллизия обнаруживается в том, что в Беларуси восстановительный рост не сопровождался обновлением мощностей и прогрессивными структурными сдвигами. Хотя в соответствии с доктриной НСУР-2020 такие стратегические подвижки планировалось завершить к 2010 году. Как следствие, более 50% белорусских предприятий используют оборудование старше 15 лет, а сроки эксплуатации активной части капитала в 2-3 превышают аналогичный показатель стран ЕС. Многие виды национального производства вошли в зону технологической деградации. К тому же в период восстановительного роста имела место деградация не столь многочисленных предприятий с высокими технологиями (станки с ЧПУ, компьютеры, интегральные схемы и др.). Здесь и скрывается причина низкой конкурентоспособности экономики Беларуси на мировых рынках.
Следует подвергнуть ревизии амортизационную политику, допускающую деинвестирование основного капитала. Расчеты показывают, что за последние 15 лет недофинансирование автономных инвестиций составило $50-75 млрд. Не случайно в условиях спонтанного размывания национального капитала удельный вес амортизационных, расходов в себестоимости продукции за последние 10-15 лет снизился почти в 3 раза. Обнаруживается четкая закономерность: чем ниже рентабельность отрасли, тем ниже степень использования в инвестиционных целях амортизационного фонда.
Обратим внимание на низкий уровень показателя ВВП на душу населения (фактическое отставание от стран ЕС-12 в 4-5 раз). При этом достигнутый национальный уровень валовых сбережений (31-32% ВНД) четко отражает предел инвестиционных возможностей Беларуси. Не случайно с 2006 г. темпы прироста инвестиций в основной капитал снизились с 32% до 9% в 2009 году.
Результаты анализа экономической динамики в Беларуси свидетельствуют о том, что в период восстановительного роста (1995-2000 гг.) при увеличении инвестиций в основной капитал в 1,33 раза объем ВВП возрос в 1,35 раза. То есть коэффициент эластичности Y/I составил 1,06. Это был в целом неплохой результат, учитывая, что в текущем десятилетии в Германии, Австрии и других странах ЕС данный показатель эластичности (Y/I) колебался в пределах 0,9-1,1.
Но к 2010 г. данный показатель в Беларуси снизился почти в 2 раза (табл. 1).
Таблица 1. Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал (в процентах к 2000 г.)
Показатели |
Год |
||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
ВВП |
104,7 |
109,9 |
117,6 |
131,0 |
143,1 |
157,1 |
171,2 |
188,3 |
188,6 |
Инвестиции в основной капитал |
96,5 |
102,3 |
123,5 |
149,4 |
179,3 |
237,0 |
275,2 |
340,0 |
369,9 |
Коэффициент эластичности (Y/I) |
– |
– |
0,95 |
0,88 |
0,80 |
0,66 |
0,62 |
0,55 |
0,51 |
Это означает, что в белорусских условиях налицо резкое снижение эффективности инвестиционного механизма с учетом динамики прироста ВВП. Такой системный вывод подтверждают и другие экспертные расчеты, включая и анализ межотраслевых балансов. Выявленная негативная динамика тормозит процесс доходообразования, а при удержании высоких темпов административного роста делает дефицит инвестиций неизбежным.
В итоге низкая эффективность инвестиционного механизма сдерживает реальный рост ВВП и порождает дефицит инвестиций. Одновременно дефицит инвестиций снижает эффективность национального производства. В совокупности это означает, что по завершении восстановительного роста национальная экономика Беларуси оказалась в макроэкономической ловушке, по типу той, в которой свое время очутилась экономика СССР.
При поиске выхода из порочного круга неэффективности особой критики заслуживает перманентное повышение в инвестициях удельного веса тех отраслей, которые непосредственно не связаны с инновационным развитием. Здесь в особую тему выделим жилищное строительство и сельское хозяйство (2005 г. – 29,6%; 2009 г. - 38,2%). Кроме того, негативным моментом выступает и снижение в накоплениях удельного веса инвестиций производственного назначения, капвложений в оборудование.
Хроническое доминирование среди источников финансирования белорусской промышленности бюджетных и кредитных ресурсов (на уровне 70-75%) можно рассматривать как особое проявление деформации инвестиционного механизма в условиях административной экономики.
Относительно человеческого капитала как фактора экономического роста можно отметить, что в современной Беларуси почти 50% занятых имеют высшее и среднее специальное образование, что в 2,3- 2,5 раза выше аналогичного показателя стран ЕС-12. Но вопреки наличию такого заметного интеллектуального ресурса производительность труда в Беларуси все же в 8-12 раз ниже европейского уровня. Такой огромный факторный разрыв по труду (почти в 20 раз) можно попытаться объяснить или системным недоиспользованием имеющейся высококвалифицированной рабочей силы, или низким качеством подготовки специалистов.
Выход из макроэкономической ловушки, в которую угодила экономика Беларуси, блокируется рядом обстоятельств.
Среди особых эндогенных факторов – это непрерывное инфляционное обесценение оборотного капитала, кризис финансово-кредитной системы страны, но главное - это отсутствие в госсекторе эффективного собственника, когда воспроизводство национального капитала не является объектом стратегического управления.
В таких условиях и прямые иностранные инвестиции (стандартный «внешний толчок») не могут рассматриваться в качестве полноценного резерва роста.
Во-первых, опыт стран трансформационной группы свидетельствует о том, что обычно иностранные инвестиции не предшествуют, а идут лишь вдогонку за ростом национальной экономики. Иностранные инвесторы отдают предпочтение странам с положительным счетом текущих операций, со значительными сырьевыми ресурсами и общими границами, но избегают проектов, связанных с технологическим перевооружением крупных предприятий.
Во-вторых, заявленная в Беларуси программа привлечения иностранных инвестиций через акционирование и приватизацию крупных госпредприятий имеет исключительно фискальные цели, так как направлена на покрытие дефицита бюджета и валютное обслуживание внешнего государственного долга. Для самого приватизируемого предприятия такая финансовая сделка с госсобственностью не означает приток реальных инвестиций.
Тем временем сравнительная статистика обнаруживает развитие событий по менее благоприятному сценарию. По данным официальной статистики, в 2009 г. прирост ВВП на 0,2% был дополнен инфляцией (ИПЦ) в 10,1%. Сложившаяся высокая «инфляционная цена» пошагового прироста ВВП на 1% (более 50% инфляции) четко обозначает нахождение национальной экономики на вертикальном отрезке кривой AS. Это означает, что белорусская экономика уперлась в предел своих естественных производственных возможностей, и попытки сдвинуть ее дальше административными методами лишь приводят к росту потребительских цен.
Экспертные расчеты, основанные на учете эластичности объема ВВП по объему грузоперевозок, потреблению электроэнергии, объему экспорта, бюджетным расходам, а также по физическому объему выпуска важнейших видов продукции показывают, что реально в наших условиях приходится иметь дело со стагфляцией при которой вектор сокращения объема ВВП составляет примерно 10-12%.
Стагфляция есть признак переформированной экономики. Кроме того, это результат длительного удержания белорусской экономики в «перегретом состоянии», что соответствует реализуемой концепции административного роста. Совокупный спрос в соответствии с весьма наивными кейнсианскими представлениями об экономической динамике ошибочно рассматривается как главный фактор роста. Поэтому на активизацию совокупного спроса сориентированы национальная банковская и финансовая система, политика доходов населения.
Непрерывное стимулирование совокупного спроса обусловило в конечном итоге низкое качество макроэкономической динамики. Тотальная активизация спроса: 1) завысила предкризисную точку равновесия и сформировала вероятность «большой рецессии»; 2) заранее понизила чувствительность национальной экономики к тем инструментам регулирования, которые обычно приходится использовать в условиях рецессии; 3) предопределила исчерпание резервов стимулирования самого совокупного спроса.
Прежде всего, это отразилось через завышенный спрос на товары промежуточного назначения, высокую склонность населения к импорту, а также через высокий уровень инфляции и банковских процентов, через рост цен на жилье и неустойчивость обменного курса белорусского рубля, оживление теневой экономики. В период кризиса активизация внутреннего спроса за счет использования отраслевых инвестфондов привела к снижению качества поставляемой техники.
Например, в 2009 г. требования банков к предприятиям увеличились на 46%. Но активизация кредитования госпрограмм ради достижения объемных показателей (ВВП и т. п.) способствовала росту дебиторской задолженности и увеличению складских запасов на всех этапах товаропроводящей цепи.
Дальнейшая эскалация кредитования населения (в 2009 г. прирост составил 26%) привела к тому, что сектор домашних хозяйств из традиционно чистого кредитора стал для банковской системы абсолютным должником. Такое состояние банковского дела противоречит мировой практике, чревато рядом негативных последствий в краткосрочной перспективе.
Общее макро равновесие национальной экономики всегда предполагает достижение равновесия страны с внешним миром. Применительно к национальной экономике Беларуси приходится констатировать: отсутствие равновесия с внешним миром (хронически отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, снижение валютных резервов, неустойчивость обменного курса, рост совокупной внешней задолженности, ухудшение международной инвестиционной позиции), а также – нарастание использования внешних заимствований и дохода от приватизации «голубых фишек» с целью временной стабилизации внутренних макропроцессов.
Приток внешних ресурсов, покрываемый за счет внешнего долга, используется для поддержания внутреннего потребления, а вместо прогрессивной модели «экономики развития» сформирована упрощенная «экономика потребления».
Конкретная взаимосвязь между неблагополучными внутренними макропроцессам и ростом совокупного внешнего долга страны обнаруживается по ряду направлений:
а) неэффективность национального экспорта - дефицит валютных средств - необходимость стабилизации валютного рынка заимствования и прирост внешнего долга;
б) неэффективность госпрограмм поддержки реального сектора нарастание проблем с балансами госбанков - поиск ресурсов для стабилизации и прирост внешнего долга - списание долгов;
в) неэффективность госсектора - нарастание дотаций - увеличение дефицита бюджета - поиск ресурсов и прирост внешнего долга;
г) инфляция - обесценение оборотного капитала - повышение спроса на кредитные ресурсы - прирост внешних заимствований банковской системы;
д) программа наращивания кредитования жилья - повышение спроса на рублевые и валютные ресурсы - прирост внешних заимствований - увеличение уставных фондов госбанков и т. п.
В целом надо признать, что к моменту разворачивания нынешней рецессии белорусская экономика подошла в далеко не лучшей форме. Стремление к удержанию высоких темпов экономического роста административными методами оказывает отрицательное давление на счет текущих операций и повышает уязвимость экономики Беларуси к внешним потрясениям” (примеч. конец цитаты. – ред.).
Полный вариант статьи профессора Ивана Михайловича Лемешевского смотрите в последнем номере журнала «Труды БГТУ» (декабрь, 2010. С. 7-11).
Автор: Иван Лемешевский
Источник: ЭКОНОМИКА.BY