wrapper

Новости - слайдер на главной

ZlotnikovПриток валюты в страну в последние годы нарастал. И это давало стране возможность жить не по средствам.

Но в первой половине текущего года этот поток начал уменьшаться. Как же складываются финансовые отношения Беларуси с внешним миром и каковы возможные последствия дефицита валюты?

Перед выборами белорусская экономика показывает хорошие темпы роста ВВП (106,1% за январь - август 2010 г.) и еще больший рост денежных доходов населения (110,1%). Но, похоже, статистики перестарались и "перекормили" людей многолетними сообщениями о высоких темпах экономического роста и прочих успехах.

По данным статистики, за период правления Лукашенко выходит, что ВВП на душу населения и зарплаты в Беларуси должны быть намного выше, чем, например, в Польше или России. Но все больше людей, которые сопоставляют факты и вырабатывают иммунитет на сообщения об успехах. Вероятно, поэтому в своей речи на съезде профсоюзов (сентябрь 2010 г.) Лукашенко вынужден был объяснять, "почему при таком неплохом росте (речь идет о росте ВВП. - Прим. Л. З.) мы все-таки не так богаты".

Ответ сводился к тому, что мы потребляем дорогие нефть и газ.

Но такой ответ не согласуется ни с теорией (показатель ВВП уже очищен от стоимости материальных затрат), ни с практикой. Разве поляки, к примеру, потребляли нефть и газ по ценам более низким, чем белорусы? Разве много лет Россия не предоставляла нам дешевые нефть и газ? Разве мало стран, которые не имеют ни нефти, ни газа, покупают их по мировым ценам, но сделали реальный рывок в экономическом развитии?

Но зато такой ответ хорош с пропагандистской точки зрения. Он подготавливает население к мысли о "не так богатой" жизни. И не по причине краха белорусской экономической модели, а по причине происков России ("суверенитет дорого стоит").

На этот раз дело не в России.

Прежде всего, отметим, что введение Россией экспортных пошлин на нефть в 2010 году не привело к ухудшению ситуации с платежным балансом и, соответственно, ситуации на валютном рынке, не ухудшило экономическую ситуацию в стране, как это подает пропаганда.

Во-первых, введение экспортной пошлины на нефть автоматически отменило действие спецпошлины, которая была введена Россией с начала 2007 г. (Напомним, спецпошлина предназначалась для возврата России той части экспортной пошлины на нефтепродукты, изготовленные в Беларуси из российской нефти и экспортированные на Запад, которая должна была перечисляться после образования Таможенного союза.) Именно в том году и произошло снижение доходов от внешнеторговых операций страны с нефтью и нефтепродуктами.

Во-вторых, спецпошлина вводилась на всю нефть, поступающую в Беларусь, а теперешняя экспортная пошлина не введена для той части нефти, которая потребляется внутри Беларуси. В-третьих, в январе - июле 2010 г. цены на экспорт белорусских нефтепродуктов выросли в большей степени, чем цены импорта нефти.

 

Когда в начале 2007 года Россия ввела спецпошлины на нефть, Беларусь потеряла почти миллиард долларов. Если в 2006 г. внешнеторговые операции с нефтью и нефтепродуктами не только окупали затраты на собственное потребление Беларуси, но давали еще прибыль и приток валюты в размере 1,29 млрд. USD, то в 2008 г. мы имели незначительный отток (0,23 млрд.USD) (см. таблицу 4 на 18-й странице.)

Этот отток валюты был фактически платой Беларуси за импорт нефти для собственного потребления (получалось около 55 USD за тонну). Затем ситуация стабилизировалась.

Из данных таблицы 4 следует, что в первом полугодии 2010 года Беларусь имела практически те же результаты от внешнеторговых операций с нефтью, что и в предыдущие два года (тонна нефти для собственного потребления обошлась белорусам примерно в 68 USD).

Химеры СССР не отпускают.

Проблемы Беларуси, если смотреть поверхностно, - в хроническом дефиците торгового баланса. За последние 15 лет он был отрицательным (за исключением 2005 г., когда изменилась методология расчетов по НДС во внешней торговле).

Негативное сальдо баланса за столь долгий срок свидетельствует об устойчивой неконкурентоспособности белорусской экономической модели или (что то же самое) о низкой эффективности производства и государственного управления экономикой.

Но руководству страны хотелось как можно быстрее, наперекор законам развития экономики, повысить уровень жизни населения и создать видимость процветающей страны. И это удалось сделать за счет проедания богатого наследства СССР (сейчас активная часть основных фондов промышленности имеет значительный износ и на них невозможно произвести конкурентоспособную продукцию), влезания в долги и использования российских дотаций не для модернизации экономики, а для текущего потребления.

Для достижения сегодняшнего результата приносилось в жертву ближайшее будущее, даже когда последствия принимаемых решений были очевидны.

Например, несколько лет аналитики доказывали, что экспорт сливочного масла в Россию осуществляется по ценам ниже себестоимости (в том числе об этом писал и один из министров сельского хозяйства). Это означает, что чем больше масла экспортируется, тем более бедной становится страна. Но президент принял решение построить еще больше молочных ферм, чтобы экспортировать еще больше масла (и сегодня масло экспортируется в Россию по цене около 3,7 USD/кг при его себестоимости не менее 5 USD/кг). Ведь валюта поступает сегодня, а рассуждения об эффективности экспорта кажутся такими эфемерными.

Вообще в социалистической экономике показатели объемов производства или продаж являются важнейшими, хотя они вовсе не являются показателями экономическими. Можно производить много, но быть нищими.

В СССР всего производили на душу населения намного больше, чем в капиталистических странах (кроме продукции некоторых высокотехнологичных отраслей), но люди жили гораздо беднее. А производительность общественного труда была ниже, чем у капиталистов, в 10 раз. Погубил экономику СССР знаменитый вал, порожденный директивным требованием производить всякой продукции и услуг больше, чем в предыдущем году, а также государственный контроль цен.

И то худшее, что было в экономике СССР, было воссоздано в Беларуси (насколько это возможно, конечно, с учетом ее нахождения в кольце рыночных экономик). И власть не может отказаться от директив сначала гнать ненужную продукцию на склад (даже в период кризиса директивные показатели роста объемов производства в условиях падения спроса были фантастическими - 108-110%), а затем разрешать ее продажу ниже себестоимости. Эти директивы много лет доводятся даже Минскому часовому заводу, который давно имеет на складах двух-трехлетний объем производства часов, которые никогда уже не продаст по ценам выше их себестоимости. Этот завод стал хрестоматийным примером абсурда государственного управления экономикой в Беларуси.

Но на этих директивных показателях, как на кащеевой игле, держится существующая власть. Не было бы директив - не было бы и контроля за их исполнением. Как тогда держать в подчинении "вертикаль"? ("Потому что не за что ругать", - заметил А. Лукашенко в речи на съезде профсоюзов, говоря о бесконтрольности российских чиновников.) Да и зачем тогда "вертикаль" нужна? Не было бы еще и контроля над ценами (хотя бы как в Китае, где контролируется лишь 5% цен), была бы рыночная экономика, которая, в конечном счете, несовместима с политической диктатурой.

Так что дело в данном случае не в России. Прирост потребления сверх возможностей низкоэффективной экономики составляет несколько миллиардов долларов в год (примерно 6 млрд. USD в 2009 г.). И если бы Россия не повышала цены на энергоресурсы, то это бы только отсрочило торможение экономики на 1-2 года.

Не слаще, чем в Греции.

Из таблиц 1-3, которые построены на основе данных платежных балансов страны, видно, как складываются наши финансовые отношения с внешним миром.

таблицы 1-3

Отрицательное сальдо текущего счета показывает величину оттока валюты из страны. Приходится оплачивать не только превышение импорта над экспортом (сальдо торгового баланса), но и обслуживать займы и кредиты, то есть выплачивать проценты и дивиденды (инвестиционные доходы) зарубежным инвесторам.

Выплаты иностранцам инвестиционных доходов быстро нарастают. Если за 2009 год они составили 1,2 млрд. USD, то уже за первую половину 2010 года - 1,02 млрд. USD.

Обратим внимание, как быстро нарастала доля негативного сальдо торгового баланса в ВВП. Она показывает, насколько больше ВВП страна потребляет, чем производит. И если в 2006 году белорусы потребляли больше, чем позволяли возможности экономики, на 4%, то уже в 2009 году - на 11,1%. (Если судить по динамике объемов импорта и экспорта, то можно ожидать, что доля негативного сальдо в этом году будет не меньше, чем в 2009 году.) И это без учета скрытого субсидирования экономики страны со стороны России в форме низких цен на энергоносители, которое составило в 2004-2009 годах 37,7 млрд. USD (по расчетам Е. Раковой. См. http://research.by/pdf/wp2010r04.pdf).

Если учесть то и другое, то окажется, что за 6 последних лет (2004-2009 гг.) белорусы потребляли ВВП больше, чем производили, на 19%. Настолько меньше может стать потребление страны (домашних хозяйств, государства, фирм), если вдруг белорусы станут, как и остальные страны, импортировать ресурсы по ценам мирового рынка и жить без долгов.

Отрицательное сальдо инвестиционных доходов в первом полугодии 2010 года составляло в Беларуси 3,9% ВВП (один из самых высоких показателей в мире!). Это означает, что столько созданного в стране ВВП белорусам уже не достается. А то, что достается, называется ВНП. В других странах различие между этими показателями находится в пределах одного процента, поэтому нет большой ошибки, когда уровень благосостояния оценивается по ВВП. А для Беларуси эта разница уже становится существенной. Отметим также, что ПИИ тоже не "бесплатные деньги", как утверждает вице-премьер В. Семашко.

Если учесть отрицательное сальдо торгового баланса и ту, все возрастающую, часть ВВП, которую придется отдать зарубежным инвесторам в форме их инвестиционных доходов, то все потребление страны (правительства, домашних хозяйств, фирм) снизится более чем на 14%. А если учтем возможное повышение цен на российские энергоносители до уровня цен мирового рынка, то потребление может снизиться до 19%. (Это с учетом ситуации в первой половине 2010 г. Получается такой же результат, как и при учете ситуации за 6 последних лет в среднем.) Таков может быть результат перехода страны к жизни по доходам.

Ситуация хуже, чем в Греции, где дефицит только бюджета доходил до 13%. (В странах южной Европы доля бюджета в ВВП равна примерно его половине.)

Успехи белорусской экономики и небольшой общий внешний долг (относительно ВВП он в 2-3 раза ниже, чем в Греции или США) уже не впечатляют не только многих белорусов, но и людей, хорошо разбирающихся в экономических проблемах, - зарубежных инвесторов. На рынке евробондов правительство смогло занять деньги только под очень высокие проценты - 8,5-8,75% годовых. (Это значит, что в течение 5 лет страна должна выплатить только процентов более 400 млн. USD (!), а потом вернуть миллиард самого долга.)

Для сравнения: Греции, которая находится на грани банкротства, при размещении облигаций правительства сейчас дают кредит под 5%, а США - вообще под 2%. Поскольку в нашем случае процент заимствований выше темпов роста ВВП, то это означает, что страна вползает в финансовую пирамиду.

В дымке будущего - призрак пирамиды.

Рассмотрим приток валюты в страну (положительное сальдо статей финансового счета). Отметим, что основным каналом притока валюты в страну были кредиты и займы, темпы заимствований тоже быстро нарастали. В 2009 году мы заняли за границей 9,26 млрд. USD! Но при этом пришлось и вернуть 4,95 млрд. USD ранее взятых долгов (напомним, около половины заимствований - краткосрочные, то есть подлежащие возврату в течение года). В этом году придется возвратить больше, чем в прошлом, поскольку в прошлом году заняли больше, чем в позапрошлом, и т. д.

В целом привлечение валюты в страну в первом полугодии 2010 года уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 1,14 млрд. USD (см. сальдо финансового счета). Это произошло в основном за счет перевода части активов белорусских банков за рубеж (см. сальдо по статье "Депозиты:") при сохранении чистого привлечения по другим статьям примерно на уровне прошлого года.

А теперь посмотрим на общий баланс (см. таблицу 3). Из него следует, что в первом полугодии 2010 г. чистое привлечение валюты в страну не покрыло отрицательного сальдо текущего счета (общий баланс - минус 0,9 млрд. USD). Этот дефицит финансируется в основном за счет резервов Национального банка. (В годы, когда общий баланс положителен, резервы банка пополняются.)

Экстраполируя приведенные данные, можно оценить потребность в валовом привлечении валюты (включая продажу госсобственности) в страну во втором полугодии 2010 года. Не менее 3 млрд. USD потребуется для возврата ранее взятых кредитов: примерно 0,8-1 млрд. - на выплаты инвестиционных доходов, 3 млрд. - на покрытие негативного сальдо торгового баланса. Итого - примерно 6-7 млрд. USD.

С 2011 г. добавятся выплаты по долгосрочным кредитам правительства. Не будем также забывать, что с 2011 г. сократятся и российские дотации на 0,7 млрд. USD (рост цен на газ).

В общем, для поддержки экономики страны на достигнутом уровне потребления ВВП валовое привлечение иностранной валюты должно составлять не менее 1 млрд. USD в месяц. (Насколько это много, можно представить себе из такого факта: продажа 30-процентного госпакета акций "Велком" за 330 млн. USD дает возможность продержаться лишь 10 дней.)

В то же время ситуация с привлечением валюты в этом и последующих годах гораздо хуже, чем в прошлом году. Во втором полугодии и в начале следующего года уже нельзя рассчитывать на кредиты России, МВФ или Мирового банка, выплаты "Газпрома" в размере 625 млн. USD. Недавняя попытка продать 5 предприятий (и выполнить, наконец, обещания Беларуси МВФ) закончилась безуспешно. Очередной выпуск евробондов, напомним, - путь к финансовой пирамиде.

04-11-040

Текущие проблемы китайские кредиты не решают.

Как в осажденной средневековой крепости надеялись на какое-то чудо, так сейчас в Беларуси ожидают больших китайских кредитов (16 млрд. USD) и перемещения сюда китайских производств (ближе к рынкам сбыта).

Точнее, речь идет не о кредитах, а о кредитной линии на 16 млрд. USD. То есть кредиты будут выдаваться правительству под конкретные проекты. Кроме того, эти кредиты являются связанными. За них нужно будет купить китайское оборудование, использовать китайских специалистов и т. п. Поэтому невозможно с помощью китайских кредитных линий пополнить золотовалютные резервы или поддержать другие предприятия-банкроты, а также выплачивать зарплаты и пенсии.

Пока есть подписанные соглашения о предоставлении кредитов на 3,5 млрд. USD на финансирование нескольких проектов.

Хорошо, конечно, что наконец-то кредиты пойдут на модернизацию производства, а не на текущее потребление. На небольшую величину увеличится и создаваемый ВВП (зарплата и прибыли строителей, производителей строительных материалов и т. д.). Но возможная отдача от этих инвестиций проявится лишь через 3-5 лет. После этого начнется возврат кредитов.

Так что текущих финансовых проблем китайские кредиты практически не решают. А вот проблемы ближайшего будущего они способны усугубить.

Привлечение китайских кредитов на 16 млрд. USD практически исчерпывает тот лимит доверия (доля долгов в ВВП), после которого к заемщику относятся с недоверием и перестают занимать или повышают проценты (за риск). Богатым странам, как и богатым людям, могут одолжить и больше, но Беларусь к их числу не относится. Так что эти связанные кредиты могут блокировать в будущем привлечение других кредитов.

Казалось бы, руководство страны уже осознало, что нужно остановить сползание в долговую яму. Президент даже указание давал "вертикали" привлекать ПИИ ("бесплатные деньги"), а не кредиты. Но ПИИ, даже китайские, сюда практически не идут (китайские ПИИ составляют всего лишь 10-20 млн. USD в год).

Через связанные кредиты мы привязываемся к технологическому уровню Китая, который, как отмечают эксперты, пока ниже, чем в развитых странах. (Например, в 2007 году мы купили в Китае более 30 рентгеновских установок на 1,7 млн. USD, которые потом просто списали, поскольку эти установки не соответствовали современным стандартам.)

Сейчас в проектах строительства новых энергоблоков (Береза, Лукомль) предусматривается использование ПГУ немецкого производства ("Сименс"). При нормальных отношениях с Западом нам не потребовалось бы посредничество китайских фирм (которое, возможно, тоже чего-то стоит), и мы могли бы выйти за счет ПИИ на современный технологический уровень в ряде отраслей (еще в середине 1990-х в Орше была установлена ПГУ французского производства в рамках реализации французского займа).

Перемещение сюда китайских производств и превращение Беларуси в площадку для сборки и продвижения китайских товаров в Европу и Россию грозит белорусам низкими зарплатами (200-300 USD). Иначе китайцам экономически невыгодно такое перемещение. (В мире идет процесс переноса производства из стран с высокими зарплатами в страны с низкими зарплатами, но не наоборот.) Импортные барьеры для вхождения в Таможенный союз (10-11%) не такие уж высокие, чтобы существенно повлиять на повышение зарплат.

Существенное вливание китайских ПИИ в Беларусь маловероятно. В развитых странах наметился процесс возврата производств из развивающихся стран для решения собственных социальных проблем. Найдет и Россия возможности затормозить продвижение китайских товаров на свои рынки (ТС создавался для расширения рынка сбыта российских товаров, которые тоже неконкурентоспособны на мировом рынке). Да и самому Китаю не до создания производств в Беларуси (в течение 10 лет в КНР необходимо каждый год создавать 20 млн. новых рабочих мест, чтобы занять своих безработных).

Следует отметить и общесистемную угрозу, связанную с привлечением внешнего кредитования. До сих пор кредиты попросту проедались (в общем объеме инвестиций в основные фонды доля инвестиций за счет иностранных источников составляла не более 3-4%).

Китайские кредиты непосредственно проесть нельзя (и это плюс). Но и отдача от них может быть близкой к нулю. То электричество, которое будет выработано на новых мощностях с гораздо меньшей затратой энергоносителей на 1 кВт.ч, будет использовано, к примеру, для производства того же сливочного масла (через производство удобрений, сельхозтехники, металла для той же сельхозтехники и т. д.). Пусть себестоимость масла снизится за счет дешевого электричества даже на 20%. Но все равно его экспорт останется убыточным, поскольку сегодня оно экспортируется по цене примерно в 2 раза ниже себестоимости (тем более если считать себестоимость для страны, а не для отдельного предприятия).

И если не будет реальных рыночных реформ в экономике, существенных реформ архаичной системы государственного управления экономикой и патерналистской социальной политики (то есть без модернизации всей страны), то и завтра белорусская экономика останется неконкурентоспособной. Экспорт не только масла, но и многих товаров будет по-прежнему убыточным.

Перед своим распадом СССР проел не только огромные золотовалютные резервы, накопления населения (на них нечего было купить), часть ранее созданных фондов (обновление основных фондов затормозилось задолго до распада), но и успел взять в долг и проесть более 100 млрд. USD.

История повторяется. Никакие вложения в экономическую модель, где до сих пор господствует прогнозный показатель и кнут погонщика, ее эффективность не повысят.

В общем, есть опасность, что и китайские долги лишь незначительно уменьшат толщину воды над утопленником.

Шарим по сусекам.

Китаю, возможно, нужен геополитический плацдарм в Европе, как когда-то Советскому Союзу нужна была Куба в Западном полушарии. И за стратегическое партнерство он может предоставить Беларуси 1-2 млрд. несвязанных кредитов (хотя и этого хватит на 1-2 месяца). Но ожидания несвязанных кредитов пока, похоже, не оправдываются.

Пока новых значимых кредитов до конца года не предвидится, а китайские кредиты - целевые, под проекты, властям приходится решать трудную задачу мобилизации ресурсов для улаживания текущих проблем финансирования, в том числе и за счет продажи "фамильного серебра".

Предпринимались попытки продавать землю, которую арендуют предприятия. Но процесс, как говорится, не пошел (пока известно о двух случаях выкупа), поскольку в стране туго с защитой частной собственности, да и по другим причинам. А продавать в месяц госимущества на 1 млрд. USD сейчас ни власти, ни инвесторы не готовы. Вообще, есть всего лишь несколько предприятий, которые можно продать за хорошую цену (они должны быть высокорентабельными и иметь свою нишу на мировом рынке).

Сокращается прирост производственных инвестиций (за первые 8 месяцев 2010 года они вообще сократились на 2%). Отнимаются свободные средства предприятий в распоряжение правительства. Увеличился экспорт необработанного леса, в том числе вырубаются дубовые рощи на Полесье, и т. д.

Уже включен печатный станок - денежная масса М2 на 1 августа 2010 г. была на 42% выше, чем год назад. Рост отмечен в основном в последние месяцы (в июле - на 8,5%). Образованный навес инфляции составляет, по нашей оценке, 25-30%. Рост цен пока сдерживается стерилизацией рублевой денежной массы посредством ее скупки при продаже валюты Национальным банком.

Каждый месяц население, а в основном - предприятия скупают валюты на несколько сотен миллионов долларов больше, чем продают. И если не будет раскручиваться спираль внешних долгов, золотовалютных резервов хватит лишь на несколько месяцев. А потом возможна и девальвация, и инфляция. Ноябрьское повышение зарплат и пенсий будет быстро нейтрализовано.

Пропаганда не поможет.

Белорусское "чудо" пошло на закат. Уже и в правительстве, похоже, догадываются, куда они завели страну. Как объяснить народу, почему он живет небогато по сравнению с соседями, а после выборов, весьма вероятно, придется вообще затянуть ремни?

Народ, казалось бы, может многое стерпеть, если внушить ему, что в его бедах виноват внешний враг, наступают мировые катаклизмы и всем будет плохо ("Мир голодает, и не только Россия. Вы видите, что в Европе произошло. В Африке вообще есть нечего", - из выступления А. Лукашенко на съезде профсоюзов), что именно этот народ - избранный и несет какую-то великую миссию (защита славяно-православной цивилизации от духовной агрессии Запада или спасение мира от губящих его ценностей потребительства и бездуховности) и тому подобные утопии. А еще проще, если бы в России восстали массы и свергли российских либералов, которые не хотят нас кормить. И все вернулось бы на круги своя.

Северная Корея - пример того, как пропаганда (одними репрессиями удержать народ в узде невозможно) заставила нищий народ (зарплата - несколько долларов в месяц) поверить, будто их соотечественники в Южной Корее мрут от голода. Но там этого удалось добиться, к примеру, расстрелами и посадками в тюрьмы тех, кто пытался связаться по мобильнику с заграницей или владел радиоприемником, который не калиброван на прием только Пхеньяна.

Превратить Беларусь в Северную Корею очень трудно. Хотя бы потому, что сегодня государственный суверенитет малой страны в отношении информационного пространства практически неосуществим. Отвлечь народ утопиями от вопроса, почему мы живем хуже, чем соседи, не удастся. А это чревато для власти потерей легитимности (доверия).

С вытекающими отсюда последствиями.

 

Статья опубликована в еженедельнике «Белорусы и Рынок», №№40,41. 2010.

 

Автор: Леонид Злотников

Источник: Белорусы и Рынок

 

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family