Print this page

07-05-02Обещанные 500 USD уже практически в кошельке.

Не вызовет ли увеличение зарплаты до 500 USD повторения валютного кризиса 2011 года с высокой инфляцией и девальвацией рубля?

Этот актуальный вопрос все больше беспокоит многих белорусов.

Президентом поставлена задача: увеличить заработную плату в 2012 г. практически в полтора раза (с 343 USD в январе до 500 USD в декабре), при этом прирост ВВП запланирован на 5%.

Заметим, что это и есть запланированный прирост производительности общественного труда (одно из определений ВВП - сумма добавленных стоимостей, созданных всеми работниками страны). Отметим также, что рост зарплаты предполагает рост и других доходов населения (пенсий, социальных пособий).

То есть перед правительством поставлена задача: увеличить денежные доходы населения на 50% при росте производительности труда на 5%. Вероятно, подобная по грандиозности задача не была поставлена ни в одной стране мира.

Но нет такой крепости, которую не взяли бы штурмом большевики. В 2010 г. подобная задача была поставлена и решена. Потом, правда, в 2011 г. заработная плата с 515 USD в декабре 2010 г. скатилась до 340 USD в декабре 2011-го.

Возможно ли вообще решение этой задачи без потрясений в экономике в среднесрочной перспективе и без лишения страны перспектив долгосрочного развития?

Зарплату можно увеличить и без роста ВВП.

Один из вариантов повышения зарплат - перераспределение создаваемого в обществе валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП, напомним, распределяется на три части: доходы населения, государства (бюджет) и фирм (валовые инвестиции, состоящие из чистых инвестиций и амортизации). Доходы населения можно увеличить за счет снижения доходов других субъектов хозяйствования и без увеличения ВВП. Это, собственно, и происходит в 2012 г. Например, в первом полугодии 2012 г. расходы фирм и государства на инвестиции сократились на 18%. За счет этого частично были покрыты расходы на рост зарплат в 2012 г.

Еще один вариант повышения зарплат - перераспределение доходов и расходов субъектов хозяйствования. Например, в 2012 г. предусмотрено почти удвоение доли коммунальных платежей, которую будет выплачивать население из своих возросших доходов. Соответственно, можно уменьшить долю ВВП, которая поступает в доходы государства, уменьшив одновременно субсидии из бюджета на эти цели и расходы фирм на перекрестное субсидирование населения.

Сейчас в правительстве рассматривается также предложение об увеличении отчислений с зарплаты в Фонд социальной защиты населения и соответствующем снижении отчислений работодателей в бюджет.

В этих случаях статистика покажет увеличение реальной зарплаты, но благосостояние населения не увеличится (то есть не увеличится количество потребляемых населением товаров и услуг).

В 2012 г. Национальный банк использовал еще один способ статистического повышения реальных доходов населения без увеличения реального потребления. Реальная зарплата, как следует из статистических данных, в первом полугодии 2012 г. увеличилась (июнь к декабрю 2011 г. - рост на 16%). Денежная масса М2 в январе - июле выросла на 37,8% (на 15,5 трлн. BYR) при росте ВВП на 3%.

Из приведенных данных следует, что инфляция за июль - сентябрь (с учетом лага) должна была составить не менее 30%, то есть она должна привести в соответствие темпы роста ВВП и реальной зарплаты. Но высокой ставкой рефинансирования Нацбанк отвлек часть возросшей денежной массы на руках населения в срочные депозиты, которые увеличились на 49% (на 4,6 трлн. BYR).

С другой стороны, Нацбанк, используя инструменты денежно-кредитной политики, затормозил трансформацию накоплений населения и других денежных ресурсов банков (всего - около 7 трлн. BYR) в рост внутреннего спроса и искусственно понизил тем самым темпы инфляции в 2012 г.

Искусственное сдерживание инфляции столь же искусственно завысило показатели реальной зарплаты, в том числе и в долларах. В июле 2012 г. зарплата среднего белоруса составила 471 USD (по номинальному курсу) и выросла по сравнению с декабрем 2011 г. (340 USD) на 39%. В то же время ее покупательная способность, рассчитанная по реальному курсу, выросла на 18,8%.

Вероятно, обещание президента повысить среднюю зарплату с 345 USD в декабре 2011 г. до 500 USD к концу 2012 г. будет выполнено. Это достижимо при годовой инфляции в размере 23%, курсе доллара в конце года 9.000 BYR/USD (и то и другое - в пределах прогнозных параметров кредитно-денежной политики Нацбанка) и средней зарплате 4,5 млн. BYR. Но при этом на 500 USD в декабре 2012 г. можно будет купить столько же товаров, сколько на 425 USD в декабре 2011-го. Такое расхождение является прежде всего результатом искусственного сдерживания инфляции Национальным банком.

Таким образом, рост реальной зарплаты (ее покупательной способности) составит 25%. Следует еще учесть, что увеличение зарплат произойдет и за счет передачи населению части субсидий на оплату жилищно-коммунальных и других услуг, а это не увеличивает потребление населения. В итоге реальное повышение зарплат составит примерно 20%. Это не 50%, как можно судить по изменению зарплат в соответствии с номинальным курсом доллара, но тоже феноменально высокий результат.

Рост доходов порождает спрос предприятий на валюту.

В случае реализации планов правительства денежные доходы населения вырастут реально на 20%, а сам ВВП, в котором эти доходы составляют самую большую долю (около 60% в 2011 г.), - на 3-5%.

Зная итоги работы экономики в первом полугодии и предположив, что к концу года, в соответствии с прогнозом правительства, курс доллара составит 9.000 BYR/USD, годовая инфляция - 21-23%, нетрудно рассчитать, сколько дополнительных денежных доходов получит население при увеличении зарплат до уровня 500 USD (вместе с зарплатой будут расти пенсии, социальные выплаты и другие составляющие денежных доходов населения).

Прирост денежных доходов населения в первом полугодии составит 36,1 трлн. BYR в текущих ценах, во втором - 54,7 трлн. BYR (за год - 90,8 трлн. BYR). Предположим, что в 2013 г. реальные доходы населения не уменьшатся. Например, соответственно инфляции будут изменяться курсы валют и т. д. В этом случае для поддержки реальных доходов, достигнутых на конец 2012 г., потребуется 15 млрд. в долларовом выражении. (Повторим, наши расчеты верны лишь для случая, если будут достигнуты установленные правительством прогнозные показатели.)

Примерно на 20% возрастет и спрос населения. При этом увеличится импорт потребительских товаров, так как не все товары производятся в Беларуси. Но главное - увеличится спрос на валюту со стороны предприятий, потому что в стоимости материальных затрат на производство отечественных товаров половину и более составляет стоимость импортной энергии, материалов и др. Так или иначе половина прироста доходов населения трансформируется в спрос на валюту.

Заметим: в случае если предприятия производят товары для экспорта, то они возвращают свои производственные затраты в валюте; если для отечественного рынка потребительских товаров и непроизводственного строительства, то валюта проедается навсегда и новые циклы воспроизводства требуют непрерывного притока валюты.

Дополнительный приток валюты в страну, вызванный ростом рублевых доходов населения, должен составить около 6 млрд. USD в 2012 г. и 7,5 млрд. USD в 2013-м и последующих годах (в последнем случае курс в расчетах равен 9.000 BYR/USD).

Если такой приток валюты не будет обеспечен, если возросшим доходам населения не будет противостоять возросшее предложение потребительских товаров и услуг, то повторится ситуация 2011 г. (инфляция, девальвация).

Поверхностные резервы сняты.

В первой половине 2012 г. правительству удалось избежать обвала цен, а курс белорусского рубля даже укрепился. При этом золотовалютные резервы не уменьшились (за исключением запаса СКВ). Причин относительно стабильного состояния белорусской экономики в первой половине года несколько.

Во-первых, Национальный банк отвлек часть денежной массы из обращения (около 1 млрд. USD). Во-вторых, была проедена часть инвестиций: они сократились на 18% за январь - август 2012 г. (на 1,5 млрд. USD). В-третьих, высокая инфляция 2011 г. изъяла в пересчете на доллары около 4 млрд. USD из фирм и банков в бюджет (выплаты налогов на искусственно завышенную прибыль и курсовые разницы). Поэтому у государства в первой половине 2012 г. были средства для повышения зарплат бюджетникам. В-четвертых, благодаря увеличению доходов от экспорта нефтепродуктов, включая растворители и разбавители, в стране было достигнуто положительное сальдо торгового баланса и имелось достаточно валюты для увеличения производства и импорта товаров даже без давления на курс доллара.

Во втором полугодии действие некоторых благоприятных для экономики факторов уже исчерпано. Заканчиваются накопления бюджета. Достигнутое положительное сальдо текущего счета (0,92 млрд. USD за первое полугодие) после сокращения доходов от разбавителей вновь превратится в отрицательное.

Начиная с июня население стало покупать наличной валюты больше, чем продавать. Со II квартала увеличились покупки наличной и безналичной валюты нерезидентами. Но это все незначительные факторы перед лицом большой проблемы - возврата внешних долгов с одновременной поддержкой достигнутого уровня доходов населения.

В штопор?

В сентябре 2011 г. МВФ опубликовал таблицу, в которой показал потребности Беларуси в финансировании, необходимом для возврата внешних долгов и покрытия отрицательного сальдо текущего счета. В обозримом будущем (до 2016 г.) делается попытка решить главную задачу - накопить ЗВР страны. При этом приходится все время делать новые заимствования, чтобы вернуть предыдущие долги. К примеру, если в течение 2011 г. краткосрочный долг составил 5,3 млрд. USD, то он должен быть возвращен в 2012 г. После вывода страны на безопасный от колебаний внешней конъюнктуры уровень ЗВР уровень внешней задолженности мог бы несколько сократиться.

1

После расчета показателей, приведенных в указанной таблице (июнь 2011 г.), произошли непредвиденные изменения в экономике Беларуси. В конце 2011 г. был продан второй пакет акций "Белтрансгаза" и поступил неожиданный кредит российского Сбербанка. Это позволило увеличить ЗВР вдвое.

С начала 2012 г. Россия снизила цены на нефть и газ для Беларуси, что улучшило платежный баланс примерно на 3,5-4 млрд. USD в год. В первой половине 2012 г. резко увеличились доходы от продажи нефтепродуктов (в том числе от продажи растворителей). Все это улучшает показатели платежного баланса. Теперь в год надо выплачивать не 14-17 млрд. USD долгов, а 11-12 млрд.

В то же время некоторые условия экономической деятельности ухудшились. Инвесторы сейчас неохотно кредитуют развивающиеся страны. Тем более это относится к Беларуси. В первом полугодии 2012 г. валовой внешний долг сократился на 0,9 млрд. USD, а за тот же период 2011 г. он возрос на 4,7 млрд. USD. Поскольку кредитный рейтинг страны понизился, зарубежные партнеры все больше требуют от наших предприятий предоплату. В результате только в первом полугодии  2012 г. отток валюты из страны по статье "торговые кредиты" составил 1,5 млрд. USD (наши предприятия сократили задолженность примерно на 0,75 млрд. USD, зарубежные - на столько же ее увеличили). Снизилось внешнее кредитование банков. В ближайшие годы, весьма вероятно, внешние заимствования страны уменьшатся.

В данные таблицы нами внесены коррективы, отражающие упомянутые изменения в экономической ситуации (см. числа в скобках).

Обратим внимание на строку таблицы "Остаточный дефицит финансирования". Специалисты МВФ не добились сбалансированности платежного баланса страны. Для увеличения ЗВР на 3 млрд. USD в год и на возврат долгов известных источников займов и ПИИ недостаточно. Дефицит внешнего финансирования составляет 5-6 трлн. BYR в год по расчетам МВФ и примерно на 1 млрд. меньше после нашей корректировки. Это такой дефицит, который мог бы стимулировать правительство к поиску новых альтернатив (переход к либеральной экономике с более широкой приватизацией и созданием благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций - в этом случае можно было бы вести переговоры с МВФ о новом кредите и т. д.).

Последняя строка таблицы показывает, каким станет дефицит внешнего финансирования белорусской экономики после увеличения денежных доходов населения в 2012 г. Чтобы поддерживать повышенный уровень потребления населения, погашать отрицательное сальдо текущего счета и рассчитываться по долгам, необходимо привлекать в страну 20-22 млрд. USD в год. В условиях глобального кризиса эта задача явно неподъемная. Даже если полностью продать "Беларуськалий", то этого хватит лишь "на один зуб", то есть не больше, чем на один год.

В общем, трудно представить, как можно избежать повторения событий 2011 года.

 

Автор: Леонид Злотников

Источник: Белорусы и рынок


 

Tagged under
  • ,