wrapper

Новости - слайдер на главной

06-01-20_copyИнновации, инвестиции и инициатива станут двигателями отечественной экономики в 2011 году, считает министр экономики Николай Снопков

Декабрь и январь - одни из самых напряженных, но одновременно и интересных месяцев в году: подведение и анализ итогов и выстраивание планов на будущее. Прошедший год для белорусской экономики оказался несколько знаковым: окончательный выход из кризиса, налаживание стратегических международных отношений, подготовка к приватизации и структурным изменениям… Перспективы будущего года оценил министр экономики Николай СНОПКОВ:

- Николай Геннадиевич, какое событие, на ваш взгляд, может стать "сенсацией-2011" в реальном секторе и в финансовой системе?

- Министерство экономики совместно с другими ведомствами и общественными организациями в прошлом году работало над Директивой № 4 Президента "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". На мой взгляд, именно этому документу предстоит стать "сенсацией-2011".

Директива предусматривает комплекс мер по основным направлениям регулирования предпринимательской деятельности: имущественному обеспечению, финансово-кредитной поддержке, налоговым отношениям, ценообразованию, инвестиционной и инновационной деятельности, совершенствованию административных процедур, контрольно-проверочной деятельности, повышению кадрового потенциала малых и средних предприятий. Реализация предложенных мер позволит создать стабильное правовое поле, обеспечить равные условия для государственных и частных организаций, сократить временные и финансовые издержки на администрирование бизнеса, повысив тем самым его инвестиционные возможности.

- Какие основные факторы будут способствовать развитию экономики Беларуси в следующем году?

- Сбалансированный устойчивый экономический рост в этом году будет достигнут за счет триады ключевых факторов: инноваций, инвестиций и инициативы.

Беларусь вошла в тридцатку лучших в мире стран по индексу научно-технического потенциала. Наша задача - реализовать эти возможности на практике. Развитие инновационной экономики предполагает значительное повышение эффективности использования интеллектуального капитала страны на базе возрождения и всестороннего развития отечественной научной школы. Перспективная структура экономики должна опираться на формирование и развитие:

- конкурентоспособной структуры традиционных отраслей за счет создания интегрированных холдинговых компаний с вливанием в них отраслевой и академической науки как предпосылки для активизации инновационных направлений развития;

- перспективных отраслей экономики в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями на основе конкурентных преимуществ страны;

- новых наукоемких производств на базе создания системы взаимодействия "университет - наука - производство и бизнес", целью которой является коммерциализация результатов научной деятельности.

Главой государства поставлена цель - каждую вторую единицу произведенной продукции продать на внешнем рынке. Мы должны системно выстроить работу для реализации этой цели. Именно инновационная продукция станет основой наращивания экспортного потенциала республики.

В решении задачи инновационного преобразования национальной экономики страны важная роль принадлежит инвестициям и связанной с ними деятельности, в первую очередь прямым иностранным инвестициям. Совершенствование инвестиционной деятельности и активизация инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами должны стать трамплином для мощного экономического рывка. Для осуществления намеченного предполагается изменить подходы к организации инвестиционной деятельности и перейти от точечного привлечения инвестиций для реализации отдельных проектов к широкомасштабному международному инвестиционному сотрудничеству с потенциальными инвесторами.

Именно за счет повышения производительности труда будет обеспечен рост производства во всех отраслях экономики. Это основа развития и репутации нашей страны. Существующее отставание от мировых параметров наносит ущерб экономике и имиджу государства, снижает динамику развития. Приоритетное направление работы - снижение затрат и потерь. Мы еще не научились по-хозяйски относиться к ресурсам, искать альтернативу дорогостоящему импорту.

Белорусская модель развития государства предполагает не застывшее состояние, а постоянный кропотливый целенаправленный поиск решений и работу в области модернизации механизмов государственного управления. Главное - совершенствование стиля руководства экономическими процессами. Необходим постепенный уход от прямого управления хозяйственной деятельностью организаций, смещение акцентов на экономические инструменты государственного регулирования, расширение свобод для всех форм собственности, формирование благоприятного бизнес-климата.

Ориентация Беларуси на осуществление политики массированного инвестирования требует креативных подходов и развития предпринимательской инициативы и активности. В ближайшее время национальную модель экономики необходимо обновить за счет встраивания в нее институтов частно-государственного партнерства и свободного от административных барьеров предпринимательства. В экономике следует создать все базовые условия для создания и развития собственного дела. Возрождение веры личности в себя, свои способности, перспективу на будущее и незыблемость проводимых государством мер по укреплению позиций частного бизнеса - основополагающее условие для проявления инициативы, реализации созидательных идей и решений, творческого труда. Инициатива на местах должна быть основой социально-экономического развития страны.

 

Развитие инициативы мы рассматриваем в неразрывной связи с фактором мотивации труда руководителей всех уровней, стимулирования ответственного отношения к делу и творческую инициативу. Реализация потенциала перечисленных факторов роста позволит перенаправить вектор развития экономики в пользу производств с высокой добавленной стоимостью, увеличить производительность труда, обеспечить дальнейший рост благосостояния населения, динамичное развитие государства, укрепление его позиций на международной арене и решить амбициозную, но выполнимую задачу вхождения Беларуси в число наиболее конкурентоспособных государств мира. Альтернативного пути нет.

- За счет каких ресурсов и резервов удастся минимизировать влияние внешних факторов и за счет этого сохранить стабильность национальной валюты и удержать уровень инфляции в запланированном коридоре?

- Приоритетной целью денежно-кредитной политики Беларуси является обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. Обменный курс национальной денежной единицы сохранит за собой ключевую роль в обеспечении адаптации экономики к возможным внешним шокам и ограничении роста потребительских цен. Как в прошлом, так и в этом году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс-минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года. Повышение гибкости курса за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

Традиционно основой стабильности курса национальных валют выступают золотовалютные резервы. В настоящее время их объем составляет около 7 млрд долларов США, что свидетельствует об их достаточности для целей поддержания стабильности денежных единиц в рамках установленных прогнозных значений. С учетом складывающейся макроэкономической ситуации правительством и Национальным банком проводится работа по увеличению золотовалютных резервов как за счет внутренних, так и внешних источников, в качестве которых выступают внешние заимствования, осуществляемые с учетом соблюдения норм экономической безопасности страны, размещение государственных ценных бумаг на внешних рынках и другие механизмы. Вследствие намеченных мероприятий предполагается, что в 2011 году золотовалютные резервы увеличатся не менее чем на 1,2 млрд долларов США, что будет способствовать сохранению стабильности белорусского рубля не только в 2011 году, но и в ближайшей перспективе.

Что касается инфляции, то за 11 месяцев 2010 г. рост индекса потребительских цен - один из основных показателей инфляции - составил 108,9 процента при предусмотренных прогнозом 108-110 процентах. С учетом складывающейся ценовой ситуации по итогам 2010 года мы не выйдем за рамки прогнозных значений. На 2011 год предусматривается снижение роста индекса потребительских цен до 107,5-108,5 процента в целом за год. При расчете прогноза на 2011 год были учтены меры по дальнейшей либерализации ценообразования, а также возможные изменения регулируемых цен и тарифов на отдельные группы товаров и услуг. Вместе с тем в условиях проводимой широкомасштабной либерализации ценообразования, сокращения сферы ценового регулирования управлять инфляционными процессами можно только путем взаимоувязанных мер в области денежно-кредитной и валютной, налогово-бюджетной и таможенной, собственно ценовой политики, политики доходов. Воздействие на инфляционные процессы только средствами прямого ценового регулирования с учетом сложившегося финансового положения предприятий и действия ряда других отрицательных факторов не может обеспечить достижение целей их снижения до прогнозного уровня.

Для того чтобы удержать инфляцию в рамках намеченного прогнозного интервала, должны быть задействованы инструменты монетарной и немонетарной политики. Особое значение приобретают мероприятия, направленные на стимулирование реализации производимой продукции, а также на совершенствование и усиление мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования равных условий конкуренции на рынке, пресечение фактов запрета или ограничения в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений на продажу, покупку товаров при межобластных поставках.

Справочно

В 2011 году величина удельного веса отгруженной инновационной продукции в целом по экономике должна составить 12-13 %, наибольшее значение прогнозируется в Министерстве промышленности - 26-27%. 70% инновационной продукции будет поставляться на внешние рынки, что обеспечит в 2011 году приток валютных средств в размере 4,5 млрд долларов США.

***

В 2011 году общий объем инвестиций должен составить 68 трлн рублей, из которых свыше 55% запланировано использовать на модернизацию и ввод около 160 тыс. рабочих мест, порядка 27% - на строительство жилья и более 16% - на социальные программы и проекты. В 2011 году поставлена задача привлечь 6,5 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций, из которых в свою очередь 2,5 млрд будет использовано на создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест.

***

Только применение инновационных технологий позволит снизить уровень материалоемкости в промышленности на 1,5 %, в сельском хозяйстве - на 1,1%, что обеспечит рост рентабельности продаж в организациях промышленности на уровне 8-9 %, а в организациях сельского хозяйства - до 6-8 %.

 

Автор: Владимир Волчков

Источник: Рэспубліка

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family