Год назад бизнес-союзы объединили свои усилия по решению проблем внедрения электронного документооборота в стране. О проблемах и перспективах электронного бизнеса с порталом BEL.BIZ делится Игорь Ледник, заместитель директора Центра защиты прав собственности Союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства».
– Игорь, расскажите, что послужило поводом для объединения бизнес-союзов в данном вопросе?
– Открытое принуждение предпринимателей к участию в системе электронного декларирования налогов. Мотивы нарушения свободы выбора (бумажная декларация или электронная) очевидны – монополизм. В Информационно-издательском центре по налогам и сборам при МНС установили плату за выдачу сертификата открытого ключа электронно-цифровой подписи (ЭЦП) $ 100 за год. При подключении всех налогоплательщиков к системе, ежегодные доходы оператора в 14 раз превышали бы бюджет, потраченный на создание АИС «Расчет налогов». После наших обращений началось существенное снижение тарифов.
– А как обстоят дела с электронным декларированием на Западе?
– В качестве примера я чаще всего привожу Данию, где на электронном декларировании налогов физические лица экономят в год порядка € 150 млн, а бизнес – € 50 млн. В целом же по ЕС экономия превышает € 50 млрд.
– Почему так происходит: у них – экономия, у нас – затраты?
– Дело в том, что в Беларуси электронное правительство формируется по принципу ведомственного подчинения. С помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в первую очередь совершенствуются фискальные функции государства: контроль, учет и ведомственная отчетность. Более того, каждый госорган выдает свой вариант электронной цифровой подписи. Такая практика привела к проблеме несовместимости различных средств криптографической защиты информации, применяемых в электронном документообороте, и, как следствие, к отсутствию его юридической значимости.
– Так ведь для регулирования есть Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
– Верно. В нем установлены правовые нормы и правила использования цифровой подписи, при которых она признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Но, уверяю, сегодня ни одна из ЭЦП, применяемых в Беларуси, не будет признана в рамках трансграничного документооборота. Наша страна стала изолированным «островом» в сфере их применения. Предвидя это, мы еще год назад призывали Нацбанк и Совмин, ответственных за реализацию Закона, привести в соответствие с ним существующую нормативно-правовую базу. Однако, как оказалось, очень сложно сейчас перестроить систему электронного документооборота ведомственного типа, созданную за счет налогоплательщиков, в интересах бизнеса и граждан.
– А электронная регистрация бизнеса будет способствовать решению проблемы?
– Нет. Ключ ЭЦП Минюста, с которым будет зарегистрировано предприятие, неприменим для электронного бизнеса с большинством зарубежных партнеров. С ним можно только отчитываться перед МНС и Белгосстрахом. Представители Минюста также понимают, что Закон не действует. Более того, отсутствие решения данной проблемы привело к тому, что Нацбанком до сих пор не создана Государственная система управления открытыми ключами. Она должна представлять собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней поставщиков услуг и обеспечивать возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах в Беларуси.
– Тогда каким способом можно решить вопрос юридической силы электронного документооборота?
– Через принятие европейских норм и стандартов, обеспечивающих трансграничный электронный бизнес. Наша организация заключила с Институтом прикладных и программных систем Минсвязи соглашение о создании Корпоративной ИКТ-инфраструктуры бизнеса Республики Беларусь. Разработчиком и оператором выступает институт, а собственником и заказчиком – Конфедерация. Проект осуществляется в рамках Стратегии развития информационного общества в Беларуси на период до 2015 года.
– Какие услуги будут предоставляться бизнесу?
– В первую очередь, это защита прав собственности путем ведения личного архива электронных документов в составе корпоративного. Таким образом будет максимально ограничен контакт с контролирующими органами. По примеру России мы будем добиваться унификации законодательства в части предоставления истребуемых документов в электронном виде путем обращения к корпоративному архиву. Это касается и хозяйственного судопроизводства. Второе – обеспечение возможности ведения электронного бизнеса, как на местном, так и трансграничном уровне. Для этого будет организован собственный удостоверяющий центр сертификатов открытых ключей с прохождением процедуры их признания за рубежом. Третье – ИКТ-инфраструктура будет интегрирована с ПК «Одно окно» Минюста, что позволит получать электронные документы в относительном масштабе времени из госорганов, включая местные исполнительные и распорядительные органы. Это далеко не исчерпывающий перечень услуг для бизнеса. Мы будем изучать и внедрять лучшие на данный момент мировые практики.
– Но без привлечения западных денег, опыта и технологий здесь не обойтись.
– Внешние кредиторы постоянно говорят о необходимости проведения структурных реформ в экономике. На данном этапе это: совершенствование и развитие услуг государства бизнесу, включая реинжениринг административных процедур для электронных услуг; создание инфраструктуры, обеспечивающей заключение сделок между нашим и зарубежным бизнесом в электронной форме; создание условий по привлечению инновационных ИКТ для бизнеса, обеспечивающих подготовку сделок; снижение инвестиционных рисков и т. д. Структурные реформы сегодня подразумевают под собой и переход к информационной экономике.
– Беларусь является участником программы ЕС «Восточное партнерство». Как повлияет внедрение европейских стандартов ИКТ на развитие интеграционных процессов?
– Данная программа нацелена на постепенную интеграцию восточных партнеров в экономику Евросоюза. С каждым из них ЕС подпишет соглашение об ассоциации по созданию углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Помимо членства в ВТО нам необходимо обладать и должной инфраструктурой. О какой конкуренции можно сейчас говорить, если в ЕС уже порядка 80% торговли составляет электронный бизнес. Все это стало возможным благодаря европейской программе eUnion с участием стран ЕС, государств-кандидатов и участников Европейской зоны свободной торговли. Наша цель – присоединение Беларуси к Европейской декларации по электронному правительству. Для этого будет разработана дорожная карта «eBelarus + eUnion: регулятивное сближение с ЕС через поддержку формирования в Беларуси электронного правительства», это предусмотренная соглашением по созданию Корпоративной ИКТ-инфраструктуры.
– Готов ли наш бизнес к интеграции в мировую информационную экономику?
– Все зависит от понимания существующих проблем. Если предприниматель видит себя реальным хозяином своего бизнеса, а не «дойной коровой», то процесс пойдет. И тогда стоит говорить о смене нынешней структуры прав собственности на рыночную, в основе которой – общественный договор. Любой бизнес может быть парализован экономической преступностью и коррупцией, «конкуренты» могут осуществлять незарегистрированную предпринимательскую деятельность, а прокурор в суде – отказаться от обвинения в пользу государства. Реализация программы дала бы возможность финансировать местные социальные программы из внебюджетных накоплений. Если бы у нас существовал электронный документооборот, приведенных примеров нарушений прав собственности не было бы. Поэтому интеграция в мировую информационную экономику – это взаимоувязанный процесс, предусматривающий развитие цивилизованного рынка капитала при поддержке ИКТ. И через осознание этой данности IT-зрелость нашего бизнеса будет расти.
Автор: Иван Ильичев
Источник: BEL.BIZ