wrapper

Новости - слайдер на главной

Роберт КирхнерНемецкий экономист Роберт Кирхнер во время визита в Минск поделился с BEL.BIZ своим прогнозом по ситуации в Беларуси и путях развития белорусской экономики.

С 2003 г. эксперты «Немецкой экономической группы в Беларуси» (GET Беларусь) предоставляют независимые консультации для белорусского правительства и институтов управления, а также передают правительству Германии, немецким компаниям и другим заинтересованным организациям детальную информацию об экономической среде в Беларуси. Один из ведущих специалистов компании, эксперт в области макроэкономики и финансов Роберт Кирхнер рассказал BEL.BIZ об основных шагах, на которые придется пойти правительству Беларуси для стабилизации экономической обстановки.

– Господин Кирхнер, как вы оцениваете экономическую политику, которой следовало белорусское правительство в 2010 г.? Что было сделано для того, чтобы повысить привлекательность страны в глазах зарубежных инвесторов и потенциальных партнеров? Какие факторы будут играть решающую роль в экономическом развитии страны в 2011 г.?

– Когда мы говорим об экономической политике, то имеем ввиду две широкие области: макроэкономическая и структурная политика.

То, что мы наблюдали в отношении макроэкономической политики в 2010 г., дало повод для ряда беспокойств не только для Немецкой экономической группы, но так же и для Международного Валютного Фонда. После того, как в 2010 г. закончилась программа МВФ, власти существенно ослабили меры макроэкономической политики. Это привело как к внутренним (инфляция), так и к внешним (высокий дефицит текущего счета) дисбалансам. Мы предупреждали об этом власти еще в июле прошлого года, когда предоставили наш макроэкономический прогноз. То, что наблюдается сейчас, – прямой результат макроэкономической политики, проводимой в 2010 г.

Что же касается структурной политики, то мы видели ряд инициатив, направленных на улучшение бизнес-климата и процессов приватизации не только в прошлом году, но и начиная с 2007 г. Цели, поставленные правительством, достаточно амбициозны, но вот в плане их реализации наблюдается большой пробел. К сожалению, мы не видим прогресса в этом направлении. Стоит только посмотреть на объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за прошлый год – лишь $ 1.3 млн. Это очень низкий показатель и не та цифра, которая может исправить ситуацию в лучшую сторону.

В стране пока недостаточно хорошие условия для начала и развития бизнеса. И даже с учетом проведенных изменений все равно остается большой объем работы, который придется проделать. Беларусь снизила свои позиции в ежегодном рейтинге Doing business, поэтому не следует забывать, что страна находится в постоянной конкуренции с другими развивающимися странами в регионе, такими как Украина, например. А эти страны, в свою очередь, активно пытаются улучшить бизнес-климат. Я веду к тому, что в будущем властям придется внедрить более амбициозные и агрессивные планы для улучшения ситуации.

– Как вы считаете, на чем должно сфокусироваться (в экономическом плане) правительство в 2011 г.?

– Думаю, что ответ вполне очевиден: правительству необходимо сконцентрироваться на макроэкономической стабилизации. Власти должны ужесточить фискальную и денежно-кредитную политику, а также предоставить больше гибкости на валютном рынке, которая поможет и реальному сектору экономики в вопросах улучшения внешней конкурентоспособности. Опыт тех стран, которые во времена кризиса провели быструю и резкую девальвацию, подтверждает, что такой способ позволяет быстрее восстановиться. Безусловно, девальвация всегда влечет за собой проблемы, но они должны решаться другими способами. Мы считаем, что гибкость должна быть ключевой целью властей.

– Белорусское руководство отвергло предложения МВФ, поставленные по условию получения кредита. Теперь Россия выдвигает практически те же требования. Насколько реально выглядят шансы Беларуси получить кредит при таких обстоятельствах?

– Условия, выдвигаемые Россией, до конца не ясны. По крайней мере для нас. Но в любом случае, если россияне скажут, что для получения кредита Беларуси придется выполнять определенные требования, то это вполне оправдано. Иначе деньги будут просто потрачены впустую, и через некоторое время вы вернетесь к той же ситуации. Но кредит – это лишь часть решения проблемы. Сам по себе он не сможет улучшить ситуацию, поэтому очень важно, чтобы власти пошли на реформы в макроэкономической сфере.

– На ваш взгляд, как инвесторы будут оценивать перспективы начала своего бизнеса в Беларуси, учитывая нестабильные экономические условия?

– Уверен, что они займут выжидательную тактику из-за нестабильности макроэкономической среды. Потенциальные инвесторы хотят видеть надежную программу со стороны правительства и то, как оно отреагирует на нынешнюю ситуацию.

– Правительство утвердило план приватизации государственных предприятий на период 2011–  2013 гг. Как вы оцениваете перспективы реализации плана?

– Я думаю, что инициатива хорошая, но она была такой же и в 2007 г. Опять же, с точки зрения реализации мало что изменилось. Что касается приватизации, то мы поддерживали власти с 2007 г. И даже во время кризиса 2008 г. советовали правительству двигаться вперед, а не ждать момента, когда можно будет продать предприятия по стоимости, которая была актуальна в годом ранее. Правительству не стоит ориентироваться на самую высокую цену – надо искать пути создания более эффективных компаний, которые в долгосрочной перспективе могли бы принести больше прибыли при продаже. Для таких целей существует так называемый механизм «преприватизации». Суть его заключается в том, что правительство оставляет за собой, например, 75% акций, а 25% выставляет на продажу международным финансовым институтам. Деньги от продажи идут не государству, а в компанию. Другими словами, такой механизм позволяет компании улучшить свои производительность и в будущем акционеры смогут продать компанию по более высокой цене, чем изначально. Это очень привлекательный инструмент, который власти могут использовать.

– Как вы думаете, представляют ли интерес для инвесторов предприятия, выставленные на продажу? Или для них более выгодно начать бизнес с нуля, даже не пытаясь спасти убыточное предприятие?

– Мы общались со многими инвесторами и однозначного ответа на этот вопрос не получили. Нужно учитывать многие факторы. Если речь идет о банковском секторе, то инвесторам выгоднее купить уже существующий банк, чем строить новый. Мы сталкивались с тем, что немецкие бизнесмены были заинтересованы в выходе на белорусский рынок, но в процессе переговоров с Фондом госимущества, с властями, часто случалось так, что цены оказывались не реалистичными. Очень важно, чтобы власти, фонд госимущества, национальное агентство приватизации использовали современные методы оценки стоимости имущества, в противном случае план приватизации не будет прогрессировать.

– Какие секторы нашего рынка представляются наиболее перспективными для инвесторов?

– Беларусь имеет ряд преимуществ. Таких, как высоко образованная и дисциплинированная рабочая сила. Сфера IT, легкая промышленность, деревоперерабатывающая индустрия – вот отрасли, которые могут привлечь много инвестиций. В долгосрочной перспективе агробизнес и пищевая промышленность также могут заинтересовать инвесторов, но на теперешний момент в этих секторах давно не проводились реформы. Здесь надо проделать большой объем работы, поэтому я считаю, что немногие захотят инвестировать свои деньги в эти отрасли. Что касается российских инвесторов, то им скорее всего будут интересны такие сферы, как нефтеперерабатывающие заводы и тяжелая техника.

 

Источник: BEL.BIZ

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family