Эксперты обращают внимание на то, что успокаиваться рано, поскольку «не все риски платежного баланса сбалансировались».
Во-первых, еще не факт, что произойдет выход на докризисные объемы переработки нефти. Несмотря на завершение газового спора, «в третьем квартале Россия поставит в Беларусь 4,5 млн тонн нефти, что почти в два раза ниже ранее оговоренных 7 млн тонн. За первое полугодие Беларусь получила 9 млн тонн нефти». Если Россия будет поставлять по 4,5 млн тонн в квартал, то поставки останутся на уровне прошлого года. «В 2016 году из-за разногласий в газовом вопросе Беларусь потеряла около трети российской нефти, получив лишь 18,4 млн тонн», – напоминают авторы обзора.
Во-вторых, не все российские кредиты пойдут на поддержку золотовалютных резервов. «Большую часть российской поддержки Беларуси предстоит потратить на закупку военной техники. Так, сообщается, что Беларусь будет тратить по 200 млн долл. в год в ближайшие три года на закупку российских боевых самолетов. Финансироваться это будет за счет российских кредитов».
В-третьих, «Европейская комиссия установила, что Беларусь продавала сталь на рынке по ценам в два раза ниже рыночных. Следовательно, будут введены антидемпинговые пошлины на пять лет. Под ударом окажется Белорусский металлургический завод».
Аналитики отмечают, что оживление в экономике Беларуси происходит на фоне смягчения монетарной политики. И не приемлют напомнить, что «исторически к сильным девальвациям в Беларуси приводила как раз мягкая монетарная и квазифискальная политика».
«Тренд на снижение процентных ставок и увеличение предложения рублей через интервенции (примеч. на валютном рынке. – ред.) указывает на то, что политика Нацбанка в большей степени мягкая. Мягкая политика в сочетании с тем, что валютные потребности Беларуси покрыты лишь примерно на год, ставит вопрос об устойчивости белорусской валюты в 2018 году», – отмечается в обзоре.
Помимо состояния платежного баланса, сотрудники Центра развития ВШЭ проанализировали еще четыре фактора, которые определяют состояние внутренней политики и оказывают влияние на обменный курс: долгосрочное кредитование госпредприятий, спред между льготными и рыночными ставками кредитования, ставки денежного рынка, разрыв между производительностью труда и реальными зарплатами.
Правительство по-прежнему сильно искажает рыночные механизмы, поддерживая неконкурентоспособных производителей. По оценке аналитиков центра, «на сегодня государство по льготным кредитам компенсирует 1,4 процентных пункта, или 9% совокупных процентных платежей. Этот показатель находится несколько выше среднего за последние 4 года, что говорит о мягкости политики».
«С начала 2016 года банки предоставляют друг другу средства по стоимости ниже, чем ставка рефинансирования, и разница между ставками увеличивалась. Это говорит как о наличии избыточной ликвидности, так и об общих ожиданиях снижения ставки. С этой точки зрения монетарная политика мягкая.
По итогам мая реальная зарплата выросла на 4,1% в годовом выражении, что опережает рост производительности – повышая риски для платежного баланса.
Объем кредитов в экономике снизился на 8,6%, а объем долгосрочных кредитов госпредприятиям упал на 15,5% в годовом выражении. Таким образом, правительство не заливает деньгами неэффективные предприятия, как раньше, что повышает стабильность обменного курса. В то же время размещение еврооблигаций может возобновить эту тенденцию.
Таким образом, из всех индикаторов лишь долгосрочное кредитование госпредприятий показывает сдержанную динамику. Остальные указывают на мягкость денежной и квазифискальной политики. К тому же не исключено, что после размещения еврооблигаций усилится бюджетная поддержка госпредприятий. С учетом неопределенности вокруг платежного баланса, белорусский рубль будет находиться под давлением», – отмечают авторы обзора.
Источник: EKONOMIKA.BY
Фото на заставке к новости: Белрынок