wrapper

Новости - слайдер на главной

Актуальное интервью

Лученок: Только девальвации для выхода из кризиса мало

31-05-04О том, что происходит в белорусской экономике сегодня, как следует рассчитаться с теми, кто потерял на вкладах в белорусских рублях, и почему введение российского рубля может усугубить ситуацию, «АиФ» рассказал доктор экономических наук, профессор Александр Лученок.

- Основная экономическая проблема страны заключается в том, что у нас каждый месяц растет отрицательное сальдо во внешней торговле. За первые три месяца оно выросло на 3 млрд долларов, в апреле – чуть больше 700 млн долларов. Это значит, что импорт товаров по-прежнему превышает экспорт. И чтобы погасить разницу, отрицательное сальдо, надо где-то находить валюту.

До этого года нам удавалось находить дополнительный внешний финансовый источник – это были кредиты МВФ, России, затем мы стали выпускать евробонды. Но в этом году денежные власти не нашли достаточных источников для компенсации отрицательного сальдо. Поэтому мы были вынуждены использовать средства золотовалютных резервов. Но их было недостаточно. В результате возник дефицит валюты, а затем и паника среди населения.

- Фактически этот кризис мог наступить и раньше, если бы нам не предоставляли валютную помощь?

- Отрицательное сальдо в нашей экономике начало образовываться пять лет назад, когда Россия стала повышать цены на энергоносители. Уже давно нужно было принимать решительные меры по модернизации экономики.

- А что помешало получить кредит на этот раз?

- Россия могла бы более благожелательно отнестись к просьбам Беларуси о предоставлении кредитов. Но Россия хочет получить определенные преференции под свои кредиты. Когда партнер ставится в тяжелое положение, выбивать преференции гораздо легче.

- Выходит, что раньше Россия и МВФ подпитывали нашу неэффективную экономику кредитами?

- Если копать достаточно глубоко, то действительно, наша проблема заключается в том, что наша экономика недостаточно эффективна. Возьмем, например, Японию. Эта страна тоже закупает основные ресурсы за рубежом, но при этом производит современную технику, которую продает за рубеж, и ее экспорт значительно превышал импорт. Только в последние месяцы из-за землетрясения внешнеторговое сальдо Японии стало отрицательным. А у нас отрицательное сальдо уже многие годы. Хотя и землетрясений нет.

У нас единственно возможный путь – минимизация затрат и повышение рентабельности. Ученые неоднократно ставили вопрос о том, что необходимо повышать эффективность экономики через ее модернизацию. И нынешний финансовый кризис хорошо продемонстрировал, что нам необходима модернизация не только машин и оборудования, но и хозяйственного механизма.

И МВФ, и Россия ставят модернизацию одним из условий получения кредитов.

- Это стратегические планы. А как решить текущие проблемы?

- По моему мнению, девальвация национальной валюты на 56% – это чрезмерная девальвация. Она обусловлена паникой, царящей на валютном рынке, а также валютными спекулянтами. Очень жаль, что Национальный банк не сумел предпринять эффективных контрмер.

Главная задача сейчас – сбалансировать ситуацию. Девальвации для выхода из кризиса мало, нужен комплекс мер по ограничению денежной массы и предотвращению ее чрезмерного давления на валютный рынок. Уверен, после поступления в страну дополнительных валютных средств и при условии принятия Национальным банком энергичных мер страна быстро выйдет из кризиса.

- А каковы перспективы белорусского рубля?

- Нужно прежде всего вернуть доверие к нашей национальной валюте. Ведь население в белорусский рубль до последней девальвации очень даже верило. На 1 мая оно держало в депозитах более 10 триллионов рублей. Поверив заявлениям со стороны Нацбанка о невозможности девальвации, население в апреле положило еще 447 млрд белорусских рублей на депозиты. Но после девальвации 24 мая эти вкладчики серьезно пострадали. Поэтому надо повышать ставку рефинансирования, чтобы у населения и отчасти у предприятий был стимул хранить деньги именно в рублях. Для этого ставку к концу года надо постепенно поднять минимум до 35% (исходя из прогнозируемых темпов инфляции), а то и выше. Более того, целесообразно также рассмотреть вопрос об индексации рублевых вкладов  и хотя бы частичном возмещении потерь вкладчиков. Но всякая индексация приводит к увеличению денежной массы в рублях. Чтобы этого не произошло, следует компенсировать потери вкладов начислением денег на специальные пластиковые карточки, с условием, что ими можно будет расплатиться только после стабилизации ситуации на валютном рынке и только при покупке белорусских товаров. Тем самым, с одной стороны, мы будем стимулировать производителей белорусских товаров, а с другой, вернем доверие населения к белорусским рублям при минимальном давлении индексации вкладов на валютный рынок.

- А такая мера как переход на российский рубль сможет решить наши проблемы?

- Для простоты рассмотрим условный пример. Допустим, Россия, даст Беларуси 10 млрд российских рублей в долларовом эквиваленте. Но при том, что у нас за четыре месяца этого года отрицательное сальдо с Россией составило 3,5 миллиарда долларов, надолго нам этих денег не хватит. В конечном счете, у нас не останется российских денег для выплаты зарплаты бюджетникам, пенсий и др. В результате, отказываясь от собственной валюты, мы лишаемся экономической независимости и фактически превратимся в дотационный регион.

- Многие экономисты говорят о свободном курсе как необходимой мере стабилизации ситуации с валютой.

- В условиях панических настроений это достаточно рискованная мера. Так можно проесть все золотовалютные резервы и не добиться никакого эффекта. Сегодня я бы лишь расширил коридор колебаний курса белорусского рубля к корзине валют от 2% хотя бы до 10%. Но не уверен, что это мгновенно решит ситуацию. Все-таки нам необходимо резко ограничить давление рублевой массы на валютный рынок и очень желательно получить в ближайшие сроки или валютный кредит, или приватизировать за иностранную валюту достаточно крупное предприятие. Хотя и жалко «фамильное серебро», но проблему решать нужно. Главное при этом – не продешевить.

- И чего следует ожидать от правительства и Национального банка?

- Ближайшая цель – ликвидировать валютный кризис. Затем – борьба с инфляцией. Ну а самое главное – это борьба с отрицательным сальдо. Для этого, во-первых, надо перестать доводить предприятиям в качестве директивных показатели по росту объемов. Дело в том, что до 75% материальных затрат в промышленности – это импортная составляющая. И чем больше мы производим продукции, тем больше мы импортируем сырья, материалов и комплектующих, тем больше нам нужна валюта. Поэтому производить надо только ту продукцию, на которую есть спрос за границей.

Во-вторых, актуально подумать о модернизации экономики, о приватизации, которая привлечет в нашу страну дополнительные инвестиции. Также возможно принятие и других мер по стабилизации ситуации, но пока о них говорить рано.

 

Источник: Аргументы и факты в Беларуси


 

Read more...

Павел Медведев: Переход Беларуси на российский рубль сейчас абсолютно невозможен

27-05-01"Экономика все время балансировала на острие ножа. Дадут подпитку откуда-нибудь – опять бодро ходят. Если подпитка задерживается, то экономика вот-вот грозит свалиться в пропасть", – рассказал газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по финансовому рынку, финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Экономический кризис охватил Беларусь. Национальная валюта обесценивается, предприниматели боятся продолжать бизнес, в стране наблюдается ажиотажный спрос на товары.

О причинах кризиса, а также о путях выхода из него газета ВЗГЛЯД побеседовала с членом комитета Госдумы по финансовому рынку, финансовым омбудсменом Павлом Медведевым, который в свое время занимался вопросом перехода Беларуси на российский рубль.

ВЗГЛЯД: В чем ошибочность экономической политики властей Беларуси?

Павел Медведев: Экономика Беларуси не самодостаточна. Она всегда держалась на внешней подпитке. В основном на российских деньгах, которые давались либо напрямую, либо через дешевую нефть, которая шла на внутреннее потребление, а также на переработку и последующую продажу в Европе. Беларусь в свое время модернизировала НПЗ, построенные еще в советское время. И надо отдать ей должное, она производит неплохой бензин, который идет на продажу в европейские страны. То есть модернизация НПЗ соответствовала тому экономическому курсу, который выбрала для себя Беларусь. Но по большому счету они спекулировали бензином, поскольку покупали у нас дешевую нефть, а на Запад продавали дорогой бензин. Фактически за счет этого Беларусь и существовала.

Всякий раз, когда образовывалась дыра в бюджете, потому что потоков не хватало, белорусские власти все время приходили к России просить кредит. Хотя меня всегда интересовало, за счет чего они будут отдавать деньги. Думаю, что и те люди, которые принимали решение о выдаче кредита, также были не уверены в его возврате. Сейчас чаша терпения переполнена, и получить легко новый кредит не удастся.

ВЗГЛЯД: Это вы говорите об обсуждаемом кредите в размере 3 млрд долларов от ЕврАзЭС?

П.М.: Да, думаю именно 3 млрд долларов легко получить не удастся. Хотя какие-то деньги будут получены, потому что трудно разорвать отношения с Беларусью и поставить ее под угрозу экономической катастрофы. Я уверен, что "халява", которая была, для Беларуси закончилась. Даже из-за моральных принципов поддерживать абсолютно безнадежную экономику и политику нельзя.

ВЗГЛЯД: Получается так, что кризис в Беларуси начался с ограничением поставок беспошлинной нефти?

П.М.: Да, он так и начался, потому что зарабатывать оказалось не на чем.

ВЗГЛЯД: Многие считают, что причины нынешнего экономического кризиса в Беларуси носят чисто субъективный характер. Вы согласны с этим, действительно ли все проблемы Беларуси заключаются в Лукашенко?

П.М.: Фактор президентских выборов также сыграл здесь роль. Лукашенко – популист, а популизм всегда приводит к обесцениванию национальной валюты. Дворкович в этом плане прав, сказав, что кризис начал развиваться сразу после выборов. До выборов белорусские власти из последних сил раздавали направо и налево деньги, это привело к тому, что после выборов деньги стали обесцениваться катастрофически, потому что они ничем не обеспечены. Стало всем очевидно, что концы с концами не сходятся. Но среднестатистическому белорусу, особенно пенсионерам, это не было заметно, потому что еще два года тому назад пенсии в Беларуси были удовлетворительными. Теперь цены выросли, и концы с концами теперь не сходятся и у пенсионеров. Думаю, что сейчас над белорусскими пенсиями нависла очень большая угроза.

Беларусь может напечатать денег сколько угодно, в отличие от Греции, которая входит в зону евро. В краткосрочной перспективе эмиссия не будет заметна. Два месяца будет выдаваться пенсия – это большая радость. А обесценивание денег происходит не мгновенно, а с некоторым лагом, в течение которого ты успеваешь провести выборы, а потом вот приходится расплачиваться всей стране. Так что популистская политика накануне выборов стала спусковым крючком девальвации. Но дело шло к такому сценарию последние 15 лет, просто все проблемы имели скрытый характер.

ВЗГЛЯД: Говорят, что официальная статистика по Беларуси далека от реальности, что реальные цифры никому не известны. Это ведь также мешает оценке того, что сейчас происходит с белорусской экономикой?

П.М.: Да, это так на самом деле. Кроме того, та статистика, которая сейчас там есть, она советская – считается то, что произведено, а не то, что продано. Это очень сильно искажает картину, потому белорусская промышленность работает фактически на склад. Еще надо учитывать всевозможные приписки к статистике.

ВЗГЛЯД: То есть реальную экономику никто не видит?

П.М.: Реальную экономику не видит даже президент, хотя представление о ней более или менее точное он имеет.

ВЗГЛЯД: Переход на российский рубль вообще когда-нибудь возможен?

П.М.: Переход на российский рубль сейчас абсолютно невозможен. Дело в том, что непонятно, в каких объемах необходимо будет производить эмиссию российских рублей, чтобы их хватило для белорусской экономики. Сначала надо в целом перестроить экономику Беларуси, чтобы она стала самодостаточной.

Кстати, я начал наблюдать за Беларусью еще с 90-х годов, когда был впервые поставлен вопрос об общей валюте. Я лично ездил по приглашению самого Лукашенко во главе делегации из России, которая должна была договариваться об общей валюте. То есть уже в 90-е годы начал обсуждаться вопрос об общей валюте. Я сразу понял, что дело безнадежное. Дело в том, что президент, который нас пригласил, забыл встретиться, вдогонку сказал нам какие-то грубости по поводу этой валюты. Причем депутаты были очень доброжелательно настроены.

Но проблема единой валюты не может быть решена отдельно от проблем экономики, которые за последние 15 лет разумным образом не решались. Экономика все время балансировала на острие ножа. Дадут подпитку откуда-нибудь – опять бодро ходят. Если подпитка задерживается, то экономика вот-вот грозит свалиться в пропасть. Боюсь, что сейчас Беларусь совсем подошла к краю пропасти, может быть, даже начала сваливаться.

ВЗГЛЯД: Каким образом можно решить проблемы Беларуси?

П.М.: У них есть более или менее гарантированный путь улучшения ситуации – это приватизация. Есть большое количество активов, которые интересны российскому бизнесу. Думаю, что в краткосрочной перспективе у Беларуси не будет выбора. Приватизация – это ресурс для прекращения кризиса. Хотя, уверен, Минск попытается еще поканючить и получить от России кредит.

Кроме того, в краткосрочной перспективе они, конечно, должны девальвировать своего "зайчика" еще сильнее. Абсолютно очевидно, что сейчас он девальвирован недостаточно. По моим представлениям, можно девальвировать еще вдвое. Хотя для того чтобы понять, насколько переоценен белорусский рубль, необходима точная статистика по платежному балансу. В том, что он переоценен, нет никакого сомнения, поскольку в магазинах уже пустые полки и белорусы запаслись солью. Экономика очень сильно оторвалась от рыночных рельсов.

ВЗГЛЯД: Вот вы говорите, что экономика Беларуси должна быть самодостаточной, а за счет чего она станет таковой, если на нефти заработать уже не удастся?

П.М.: К сожалению, ничего революционного здесь предложить нельзя. Надо сделать более либеральным законодательство в области экономики, с тем чтобы вход на рынок для малого предпринимателя стал более простым. Дело в том, что целые отрасли, например сельское хозяйство, с помощью дотаций отгораживаются от рынка. Пока это будет продолжаться, конкурировать с госкомпаниями небольшим производителям будет невозможно.

 

Автор: Полина Спелова

Источник: Взгляд. Деловая газета


 

Read more...

Чигирь: Девальвация рубля не приведет к стабилизации валютного рынка Беларуси

26-05-08Бывший премьер-министр независимой Беларуси Михаил Чигирь в интервью Deutsche Welle дал оценку решению Нацбанка о девальвации белорусского рубля почти на 60 процентов, а также объяснил последствия этого шага для экономики страны.

- Насколько способно принятое Нацбанком решение о девальвации белорусского рубля стабилизировать ситуацию на валютном рынке?

- Девальвация временно закроет вопрос, но чтобы его решить в принципе, нужен целый ряд последовательных шагов. Если это будет сделано, тогда можно будет говорить о стабилизации.

- Что это за шаги? Можете перечислить самые главные?

- Сейчас в Беларуси экономика и не плановая, и не рыночная. Мы должны взять на вооружение классическую схему рыночной экономики. Прежде всего, надо сделать все для привлечения иностранных инвестиций в серьезных объемах. Тогда намного проще будет управлять валютным курсом и можно будет выйти из того затруднительного положения, в котором оказалась страна.

- Кто больше всего выиграл и кто проиграл от девальвации белорусского рубля?

- От такого решения выигрывает, прежде всего, экономика в целом. Она становится жизнеспособной.

- А если смотреть на уровень предприятий, кому это больше выгодно – экспортерам или тем, кто работает в больше степени на внутренний рынок?

- Конечно, экспортерам это выгодно. Теперь от продажи за рубеж товаров на каждый доллар они будут получать почти на 60 процентов больше белорусских рублей. И это обстоятельство будет стимулировать экспорт и станет серьезным препятствием для импорта. В итоге оно позитивно скажется на сальдо внешней торговли.

- Постоянно растущий внешнеторговый дефицит – давняя проблема белорусской экономики. Ее можно решить в рамках действующей экономической модели?

- Девальвация на какой-то срок улучшит ситуацию, но для кардинального решения этой проблемы надо использовать подходы, которые использует весь мир. Повторюсь, нужны серьезные иностранные инвестиции и кредиты от международных финансовых организаций.

- Ряд белорусских экономистов и политиков заговорили о переходе на российский рубль. Это выход?

- Считаю, что на данном этапе – нет.

- Буквально за несколько дней до девальвации сообщалось, что белорусский ВВП за первые четыре месяца вырос на 12 процентов. Что теперь будет с экономическим ростом?

- Чем больше мы будем сдерживать курс национальной валюты, тем быстрее будет расти ВВП. Такова действующая система подсчета. Если правильно считать, очевидно, что после девальвации такого экономического роста мы не увидим.

 

Источник: Немецкая волна


 

Read more...

Глава МВФ в Беларуси: Множественность курсов не дает стране зарабатывать валюту

21-05-10Поможет ли МВФ нашей стране справиться с финансовыми неурядицами, насколько опасна ситуация на валютном рынке, грозит ли Беларуси гиперинфляция и безработица...

В начале недели белорусский премьер Михаил Мясникович заявил, что не исключает обращения к Международному валютному фонду (МВФ) за очередным кредитом. Напомним, что во время мирового кризиса фонд выделил Беларуси 3,6 млрд. долларов на поддержку реформ в экономике. О том, какова вероятность, что МВФ снова поможет нашей стране справиться с финансовыми неурядицами, насколько опасна нынешняя ситуация на валютном рынке, грозит ли Беларуси гиперинфляция и безработица, корреспондент «Комсомолки» поговорила с главой представительства МВФ в Беларуси Наталией Колядиной.

«ВО ВРЕМЯ МИРОВОГО КРИЗИСА СИТУАЦИЯ БЫЛА ГОРАЗДО ХУЖЕ»

- Насколько нынешние проблемы на валютном рынке сложнее, острее того, с чем Беларусь столкнулась во время мирового экономического кризиса?

- Сейчас экономическая ситуация Беларуси более положительная, чем была в 2008 году. Внешние условия лучше: у основных экономических партнеров страны начался экономический рост, а это, безусловно, приведет к увеличению спроса на белорусские товары и услуги. К тому же Таможенный союз открыл для Беларуси беспрепятственный доступ на рынок России.

Детально экономическую нынешнюю ситуацию, в том числе и проблемы на валютном рынке, оценит миссия МВФ, которая будет работать в Беларуси с 1 по 13 июня. Лично я считаю, что экономическая ситуация остается управляемой. Но нужно больше ясности относительно мер экономической политики, которые правительство и Нацбанк собираются осуществить. Нужна четкая стратегия: что и когда будет предпринято. Это нужно и бизнесу, и населению.

- Можно ли было избежать проблем на валютном рынке? Насколько сложно их решить?

- Изначально проблема в том, что проводимая в стране макроэкономическая политика в целом и денежно-кредитная политика в частности были слишком мягкими, а значительное повышение зарплаты в конце прошлого года привело к повышению внутреннего спроса, то есть люди стали больше покупать. Мы это увидели на примере увеличения импорта легковых автомобилей, увеличения розничного товарооборота. В 2010 году рост производительности был медленнее, чем рост зарплаты. Но инфляционное давление в начале 2011 года сдерживалось потому, что Нацбанк совершал значительные интервенции на валютном рынке, то есть продавал валюту из резервов для поддержания обменного курса.

Сейчас необходимо ужесточить денежно-кредитную политику, ограничить рост зарплаты, валютный курс должен быть гибким.

Заработная плата работников должна позволять компаниям, производителям работать прибыльно, без поддержки государства в той или иной форме - будь-то субсидии, льготные процентные ставки по кредитам и так далее. Если все это будет сделано, я полагаю, что белорусская экономика сможет достаточно быстро выйти из данной ситуации. И проблемы на валютном рынке не распространятся на всю экономику.

«ВЫСОКАЯ ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ БОЛЬШОЙ РИСК ДЛЯ БЕЛАРУСИ»

- В последние месяцы в Беларуси наблюдается высокий рост цен. Товары, продукты у нас не дорожали такими темпами даже в кризис. Возможна ли гиперинфляция в Беларуси, когда цены будут расти на сотни процентов в месяц?

- Я не разделяю мнение, что сейчас есть признаки гиперинфляции, однако рост цен, который наблюдается в последнее время, особенно в апреле, безусловно, настораживает. Эта ситуация может быть изменена. Нацбанк уже принимает определенные меры, увеличивает процентные ставки (например, ставку рефинансирования, ставки по депозитам. - Ред.), но инфляция пока опережает это повышение.

Высокий уровень инфляции - это очень большой риск для Беларуси. Дело в том, что инфляция увеличивает затраты производителей. Неуправляемая или плохо управляемая инфляция означает, что повышается экономическая неопределенность. Предприятиям значительно сложнее принимать решения, подписывать контракты.

И еще более важный аспект - инфляция ударяет по покупательской способности населения, особенно по менее обеспеченным слоям населения.

- Можно как-то сдержать рост цен?

- В перспективе Беларуси необходимо перейти к таргетированию инфляции. Если говорить просто, то достижение и  поддержание определенного уровня цен должны стать главной целью политики Нацбанка. Он должен заниматься только этим и регулировать цены повышением или понижением процентных ставок. Курс рубля при этом должен быть совершенно свободным. Например, инфляция повысилась, Нацбанк принимает решение о повышении ставок. И наоборот. Это позволит бизнесу более точно прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед и снижать затраты. Но чтобы перейти к такому режиму работы экономики, требуется время и, безусловно, очень многое нужно изменить.

«ИЗБЕЖАТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РОСТА БЕЗРАБОТИЦЫ МОЖНО»

- В кризис эксперты во всем мире называли главной опасностью рост безработицы. Насколько сейчас Беларуси угрожает массовая безработица?

- По официальным данным, безработицы в Беларуси сейчас практически нет. Но как показывает опыт других стран, в существующей ситуации возможно довольно быстрое увеличение безработицы. Но в то же время есть и страны, которым удалось этого избежать, например Чехия. Там удалось провести структурные реформы, преобразовать экономику и избежать при этом появления большого числа безработных.

Что для этого нужно? Нужно, чтобы люди, которые, возможно, будут терять работу в результате реструктуризации госсектора (например, приватизации предприятий. - Ред.), должны в короткие сроки иметь возможность найти работу в другом секторе, на частном предприятии, открыть свое дело. Безусловно, все будет зависеть от того, насколько быстро власти пойдут на структурные реформы. Если это будет сделано, Беларусь может избежать значительного роста безработицы.

«ПЕРЕЙТИ К ЕДИНОМУ КУРСУ МОЖНО ОЧЕНЬ БЫСТРО»

- Уже больше месяца Беларусь живет с несколькими курсами валют. Насколько такая ситуация опасна?

- Меры, которые были приняты Нацбанком, в частности, частичное снятие ограничений на торговлю валютой, это движение в нужном направлении. Но нужен единый курс на всех сегментах рынка. Правительство поставило перед собой задачи: увеличивать экспорт и сокращать импорт. Но множественность курсов не позволяет решить эти задачи.

Смотрите, предприятия, которые занимаются экспортом, продают свои товары за границу и зарабатывают валюту, продают 30% своей выручки по официальному курсу. В то же время они вынуждены приобретать комплектующие, сырье, материалы по рыночным ценам либо на внутреннем рынке, где цены уже значительно повысились, или за рубежом, приобретая валюту на межбанковском рынке, где она стоит дороже. Это мешает развитию экспорта.

С другой стороны, у импортеров, которые имеют возможность покупать валюту по официальному курсу, нет стимула меньше закупать за границей. Они ожидают, что валютный курс будет повышаться в будущем и стараются приобрести больше товаров заранее.

Практика других стран показывает, что перейти к единому курсу можно довольно быстро, если власти решатся пойти на эти меры. Курс национальной валюты должен быть отпущен, не должно быть никаких ограничений для валютного курса, таким образом множественность курсов будет ликвидирована.

КСТАТИ

Стоит ли рассчитывать на новый кредит от МВФ?

Беларусь пока еще не начала погашать кредит, полученный от Фонда в кризис, но уже подумывает снова обратиться за помощью.

- Может ли МВФ выделить Беларуси очередной кредит?

- Пока что власти не обратились к нам с просьбой о выделение нового кредита, - говорит Наталия Колядина. - В любом случае это обращение будет рассмотрено. Беларусь является полноправным членом МВФ. Как ВФ уже заявлял, любая договоренность (о выделении кредита. - Ред.) должна сопровождаться смелой программой реформ.

 

Автор: Ольга Антипенко

Источник: Комсомольская правда в Беларуси


 

Read more...

Как вынудить белорусскую экономику потреблять меньше энергии

19-05-19Острый дефицит валюты не позволил компании «Белэнерго» оплатить апрельские счета за импорт электроэнергии из России и Украины. Поставки могут быть остановлены. Самым важным источником энергобезопасности в мире называют энергосбережение. Как оно влияет на импортозамещение и конкурентоспособность белорусской продукции, рассказывает руководитель Проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение препятствий в повышении энергоэффективности предприятий государственного сектора Беларуси» Александр ГРЕБЕНЬКОВ.

— По показателю энергопотребления на душу населения Беларусь уступает в полтора-два раза многим другим развитым странам со схожими климатическими условиями. Если страна стремится достичь достойного жизненного уровня людей и наращивать темпы роста экономики, она должна увеличивать свой энергетический потенциал и энергоэффективность. Тем более что в Беларуси практически отсутствуют собственные запасы ископаемого топлива. В результате ежегодные затраты государства на энергообеспечение в условиях роста цен на энергоносители постоянно увеличиваются. Их доля в 2009 году достигла 24% от валового внутреннего продукта (ВВП). Вот почему энергосбережение сейчас является приоритетом национальной политики.

Стоит отметить, что за последние пять лет энергоемкость ВВП снижена почти на 30%. Инвестиции в мероприятия по энергоэффективности выросли более чем в три раза и достигли почти 3.5% от ВВП. Доля возобновляемых источников энергии в балансе котельно-печного топлива выросла почти в полтора раза по сравнению с 2005 годом. Сейчас она составляет 13.1%.

Таким образом, за последние 15 лет в стране достигнуто более чем пятикратное сокращение углеродоемкости экономики и двукратный рост доли возобновляемой энергии.

Энергоэффективность повышает конкурентоспособность продукции в связи с сокращением издержек на потребление топлива, позволяет снизить зависимость экономики страны от импортируемых топливно-энергетических ресурсов и сократить дефицит платежного баланса. Пока энергоемкость еще очень высока.

— А что мешает ее снизить?

— Политика в сфере энергоэффективности в Беларуси раньше была основана в большей степени на мерах административного характера. В период после рецессии, которая, как считается, закончилась в 1996 году, это давало быстрые и существенные результаты. Удельные затраты на одну сэкономленную тонну условного топлива в конце 1990-х годов составляли менее 100 долларов. В нынешних условиях эти затраты выросли уже более чем в семь раз. Административные мероприятия по повышению энергоэффективности становятся достаточно затратными. Государство должно обратиться к другим механизмам и инструментам повышения энергоэффективности в стране.

— Вы не могли бы назвать эти механизмы?

— Дальнейшая значительная экономия энергоресурсов возможна только при условии введения экономических рычагов для технического перевооружения и замены энергоемкого оборудования, создания инфраструктуры для возобновляемых источников энергии и внедрения энергоэффективных технологий как на стороне производства и передачи энергии, так и на стороне ее потребления. Это требует значительных объемов финансовых средств и немало времени.

Государство не может нести бремя затрат на энергоэффективность без привлечения бизнеса в эту сферу. На данном этапе критически важно создать условия для мотивации предприятий к внедрению наилучших доступных технологий, увеличения доли заемных и собственных средств в общем объеме инвестиций в энергоэффективность, обеспечение устойчивой благоприятной инвестиционной среды в этой сфере.

— Как заинтересовать бизнес?

— Практика перекрестного субсидирования, большая доля бюджетных средств на невозвратной основе в объеме инвестиций, тарифные диспропорции — все это ограничивает стимулирование инвестиций в повышение энергоэффективности, а растущие цены на импортируемые топливно-энергетические ресурсы сдерживают аккумуляцию предприятиями средств, необходимых для модернизации. Необходимо создавать условия, чтобы было выгодно вкладывать средства в энергоэффективность и создавать среду для инвесторов. Нужны также изменения в законодательной базе.

— Через сколько лет наша экономика может приблизиться по энергоэффективности к европейской?

— Если будут произведены названные выше преобразования и достигнуты целевые показателей в области энергосбережения -- снижение энергоемкости ВВП до 2020 года на 60% к уровню 2005 года и увеличение доли возобновляемых источников энергии в балансе котельно-печного топлива до 25%, то это произойдет скоро, как раз в 2020 году. Положительной тенденцией является то, что со временем изменяется структура ВВП в Беларуси. Если раньше речь шла о формировании его за счет энергозатратных производств, теперь все большую долю занимает малоэнергоемкие, наукоемкие производства, сфера услуг. Это положительная тенденция, характерная для европейских стран.

— Как скажется на энергоэффективности производства валютный кризис?

— Кризис не может не влиять на наукоемкие сектора, каковым и является энергетика. Поскольку наиболее наукоемкий сектор пока ориентируется на импорт-технологии, передачу опыта и практику западной энергетики, Беларусь будет зависеть от валютного рынка в проведении мероприятий по энергоэффективности. При сложившейся ситуации государство вынуждено ограничивать себя в импорте, чтобы погасить дефицит платежного баланса. Однако наличие ряда возможностей и компетентного бизнес-сообщества в Беларуси вселяет уверенность и надежду на дальнейшие позитивные перспективы в сфере энергоэффективности.

Справка «Завтра твоей страны»

Проект «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» является совместной инициативой Глобального экологического фонда, Программы развития ООН, Европейской экономической комиссии ООН и Департамента по энергоэффективности Госстандарта Беларуси. На его финансирование выделен грант ГЭФ в размере 1,4 млн. долл. США.

Сроки реализации проекта: январь 2007 – декабрь 2011 года.

 

Источник: Завтра твоей страны

 

Read more...

Заико: Белорусский рубль стал денежным суррогатом

04-01-27-1Директор АЦ "Стратегия" Леонид Заико в интервью Deutsche Welle объяснил, какую угрозу несет рублевым вкладам населения валютный кризис в Беларуси, и дал совет, во что лучше всего вкладывать свои сбережения.

Директор Аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико в интервью Deutsche Welle проанализировал причины, которые привели Беларусь к острому валютному кризису. Заико также объяснил, что надо делать белорусам, чтобы спасти свои сбережения в условиях фактической девальвации национальной валюты, а также оценил возможное влияние экономических проблем на политическую ситуацию в стране.

Deutsche Welle: В чем причина того, что для покупки валюты белорусы вынуждены сутками дежурить у обменных пунктов?

Леонид Заико: Нынешняя ситуация в экономике Беларуси абсолютно абсурдна. Ее причины надо искать в 2009 году, и особенно - в конце 2010 года, когда в Беларуси была резко увеличена среднемесячная зарплата - с 330 до 500 долларов. Напомню, что в свое время в США зарплата росла до такой величины в течение нескольких лет - от 330 долларов в 1961 году до 550 долларов к 1969 году.

Но, возможно, белорусские чиновники полагают, что белорусы работают в 9 раз производительней, чем американцы. Резкий взлет доходов в Беларуси, приуроченный к президентским выборам, привел к тому, что из-за большого количества наличных денег в начале 2011 года вырос и внутренний спрос - рубли есть, а долларов нет, обменные пункты пусты.

К тому же мощный дисбаланс экспорта-импорта почти на 10 миллиардов в год привел к тому, что надо было корректировать курс рубля. Если бы шла мягкая девальвация на 1-1,5 процента в месяц, ее бы особо и не заметили, и Беларусь даже с такими ненормальными цифрами по росту доходов оставалась бы сегодня с более-менее сбалансированным валютным рынком.

Есть еще и ошибки чисто технические - надо было экономить, и президент должен был и себе, и чиновникам снизить зарплату. Вот где процветают раздутые расходы и абсолютно невразумительное потребление, когда деньги направляются на ремонты чиновничьих кабинетов и строительство жилья для молодых семей с кредитом под один процент в год. Это абсолютно антиэкономические действия. За это обычно чиновники либо сами уходят в отставку, либо их снимают с должностей.

- Чем грозит ситуация, сложившаяся на валютном рынке страны, рублевым сбережениям белорусов?

- Накопления граждан в национальной валюте уменьшатся, потому что на сегодняшний день белорусский рубль не выполняет две важные функции - меры стоимости и сбережения. То есть, это просто денежный суррогат, как заменитель сахара, например.

Средством сбережения сегодня могут быть мировые валюты - доллары, евро или региональные - российский рубль. Но граждане, которые хранили накопления только в белорусских рублях, сегодня несут серьезные потери, потому что слишком доверяют правительству и всем, кто говорит о хорошей ситуации в экономике. А потери тех, кто вел себя более рационально и сохранял сбережения в долларах, евро, в белорусских и российских рублях, будут незначительными - на уровне 3-4 процентов.

- Недавно мэр Минска заявил, что у белорусского населения есть сбережения на сумму 12-14 миллиардов долларов. По вашим оценкам, насколько эта цифра близка к реальной?

- Я думаю, что реальная раза в два меньше как минимум. Собственно, экспертные оценки накоплений делаются при помощи различных способов сопоставления доходов и расходов, поступлений денег из-за рубежа. Это так называемые неинституциональные сбережения, деньги для оперативного использования - для покупки товаров или поездок за границу. А сбережения институциональные могут быть и в белорусских, и в российских, и в швейцарских банках. Но о них надо говорить отдельно, потому что таких белорусских накоплений, по моим данным, свыше 4 миллиардов долларов.

- Как нынешние экономические проблемы в Беларуси могут повлиять на политическую ситуацию в стране?

- Правительству сейчас легче перейти на российский рубль, а гражданам нужно просто жить и радоваться жизни. Рекомендации и прогнозы в отношении экономической политики мне приходилось давать неоднократно, но любые предложения экспертов исполняются правительством в Беларуси с интервалом в 10-15 лет. К сожалению, властная элита плохо образованна и в профессиональном смысле просто никакая, поэтому мне жаль, что страна потеряла столько времени.

- Что бы вы посоветовали белорусам, как они могут спасти свои личные накопления от обесценивания?

- Белорусам некуда вкладывать деньги, это не Рио-де-Жанейро и не Москва, где можно купить акции предприятий, недвижимость или землю. В Беларуси к гражданам относятся как к временным субъектам пребывания на территории страны. Ни собственность, ни заводы и фабрики им принадлежать не должны. Такова установка нынешней номенклатуры, которая сама хочет делить все в свою пользу.

Можно порекомендовать белорусам воспользоваться старым хорошим правилом - хранить яйца в разных корзинах, то есть, не держать деньги только в одной валюте. А еще я советую купить то, что вы давно хотели. Не держите деньги за окошками сберегательных учреждений, купите себе новый костюм, стиральную машину, телевизор или компьютер. Выгоднее покупать товары отечественного производства, потому что инфляционные процессы на их ценах сказываются с небольшим лагом.

Деньги можно также превратить в товарную форму сбережений, которой белорусы уже пользовались в 90-е годы, когда покупали по два-три холодильника. Я помню, как в центральном универмаге Минска скупили даже красные знамена победителей соцсоревнований, потому что там материал был хороший.

Покупать золото и бриллианты не стоит, это рынок для профессионалов, а не для любителей. Зато хорошим вложением всегда был антиквариат. А вообще не стоит дергаться, чем больше население мечется между банками и обменными пунктами, тем хуже для самого населения. Смотрите телевизор и внимательно слушайте, что говорят президент и премьер-министр. В отношении политиков и женщин действует старая пословица: "Слушайте, что они говорят, и делайте наоборот".

 

Автор: Галина Петровская

Источник: Немецкая волна

Read more...

Экспансия инвесторов отменяется

Роберт КирхнерНемецкий экономист Роберт Кирхнер во время визита в Минск поделился с BEL.BIZ своим прогнозом по ситуации в Беларуси и путях развития белорусской экономики.

С 2003 г. эксперты «Немецкой экономической группы в Беларуси» (GET Беларусь) предоставляют независимые консультации для белорусского правительства и институтов управления, а также передают правительству Германии, немецким компаниям и другим заинтересованным организациям детальную информацию об экономической среде в Беларуси. Один из ведущих специалистов компании, эксперт в области макроэкономики и финансов Роберт Кирхнер рассказал BEL.BIZ об основных шагах, на которые придется пойти правительству Беларуси для стабилизации экономической обстановки.

– Господин Кирхнер, как вы оцениваете экономическую политику, которой следовало белорусское правительство в 2010 г.? Что было сделано для того, чтобы повысить привлекательность страны в глазах зарубежных инвесторов и потенциальных партнеров? Какие факторы будут играть решающую роль в экономическом развитии страны в 2011 г.?

– Когда мы говорим об экономической политике, то имеем ввиду две широкие области: макроэкономическая и структурная политика.

То, что мы наблюдали в отношении макроэкономической политики в 2010 г., дало повод для ряда беспокойств не только для Немецкой экономической группы, но так же и для Международного Валютного Фонда. После того, как в 2010 г. закончилась программа МВФ, власти существенно ослабили меры макроэкономической политики. Это привело как к внутренним (инфляция), так и к внешним (высокий дефицит текущего счета) дисбалансам. Мы предупреждали об этом власти еще в июле прошлого года, когда предоставили наш макроэкономический прогноз. То, что наблюдается сейчас, – прямой результат макроэкономической политики, проводимой в 2010 г.

Что же касается структурной политики, то мы видели ряд инициатив, направленных на улучшение бизнес-климата и процессов приватизации не только в прошлом году, но и начиная с 2007 г. Цели, поставленные правительством, достаточно амбициозны, но вот в плане их реализации наблюдается большой пробел. К сожалению, мы не видим прогресса в этом направлении. Стоит только посмотреть на объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за прошлый год – лишь $ 1.3 млн. Это очень низкий показатель и не та цифра, которая может исправить ситуацию в лучшую сторону.

В стране пока недостаточно хорошие условия для начала и развития бизнеса. И даже с учетом проведенных изменений все равно остается большой объем работы, который придется проделать. Беларусь снизила свои позиции в ежегодном рейтинге Doing business, поэтому не следует забывать, что страна находится в постоянной конкуренции с другими развивающимися странами в регионе, такими как Украина, например. А эти страны, в свою очередь, активно пытаются улучшить бизнес-климат. Я веду к тому, что в будущем властям придется внедрить более амбициозные и агрессивные планы для улучшения ситуации.

– Как вы считаете, на чем должно сфокусироваться (в экономическом плане) правительство в 2011 г.?

– Думаю, что ответ вполне очевиден: правительству необходимо сконцентрироваться на макроэкономической стабилизации. Власти должны ужесточить фискальную и денежно-кредитную политику, а также предоставить больше гибкости на валютном рынке, которая поможет и реальному сектору экономики в вопросах улучшения внешней конкурентоспособности. Опыт тех стран, которые во времена кризиса провели быструю и резкую девальвацию, подтверждает, что такой способ позволяет быстрее восстановиться. Безусловно, девальвация всегда влечет за собой проблемы, но они должны решаться другими способами. Мы считаем, что гибкость должна быть ключевой целью властей.

– Белорусское руководство отвергло предложения МВФ, поставленные по условию получения кредита. Теперь Россия выдвигает практически те же требования. Насколько реально выглядят шансы Беларуси получить кредит при таких обстоятельствах?

– Условия, выдвигаемые Россией, до конца не ясны. По крайней мере для нас. Но в любом случае, если россияне скажут, что для получения кредита Беларуси придется выполнять определенные требования, то это вполне оправдано. Иначе деньги будут просто потрачены впустую, и через некоторое время вы вернетесь к той же ситуации. Но кредит – это лишь часть решения проблемы. Сам по себе он не сможет улучшить ситуацию, поэтому очень важно, чтобы власти пошли на реформы в макроэкономической сфере.

– На ваш взгляд, как инвесторы будут оценивать перспективы начала своего бизнеса в Беларуси, учитывая нестабильные экономические условия?

– Уверен, что они займут выжидательную тактику из-за нестабильности макроэкономической среды. Потенциальные инвесторы хотят видеть надежную программу со стороны правительства и то, как оно отреагирует на нынешнюю ситуацию.

– Правительство утвердило план приватизации государственных предприятий на период 2011–  2013 гг. Как вы оцениваете перспективы реализации плана?

– Я думаю, что инициатива хорошая, но она была такой же и в 2007 г. Опять же, с точки зрения реализации мало что изменилось. Что касается приватизации, то мы поддерживали власти с 2007 г. И даже во время кризиса 2008 г. советовали правительству двигаться вперед, а не ждать момента, когда можно будет продать предприятия по стоимости, которая была актуальна в годом ранее. Правительству не стоит ориентироваться на самую высокую цену – надо искать пути создания более эффективных компаний, которые в долгосрочной перспективе могли бы принести больше прибыли при продаже. Для таких целей существует так называемый механизм «преприватизации». Суть его заключается в том, что правительство оставляет за собой, например, 75% акций, а 25% выставляет на продажу международным финансовым институтам. Деньги от продажи идут не государству, а в компанию. Другими словами, такой механизм позволяет компании улучшить свои производительность и в будущем акционеры смогут продать компанию по более высокой цене, чем изначально. Это очень привлекательный инструмент, который власти могут использовать.

– Как вы думаете, представляют ли интерес для инвесторов предприятия, выставленные на продажу? Или для них более выгодно начать бизнес с нуля, даже не пытаясь спасти убыточное предприятие?

– Мы общались со многими инвесторами и однозначного ответа на этот вопрос не получили. Нужно учитывать многие факторы. Если речь идет о банковском секторе, то инвесторам выгоднее купить уже существующий банк, чем строить новый. Мы сталкивались с тем, что немецкие бизнесмены были заинтересованы в выходе на белорусский рынок, но в процессе переговоров с Фондом госимущества, с властями, часто случалось так, что цены оказывались не реалистичными. Очень важно, чтобы власти, фонд госимущества, национальное агентство приватизации использовали современные методы оценки стоимости имущества, в противном случае план приватизации не будет прогрессировать.

– Какие секторы нашего рынка представляются наиболее перспективными для инвесторов?

– Беларусь имеет ряд преимуществ. Таких, как высоко образованная и дисциплинированная рабочая сила. Сфера IT, легкая промышленность, деревоперерабатывающая индустрия – вот отрасли, которые могут привлечь много инвестиций. В долгосрочной перспективе агробизнес и пищевая промышленность также могут заинтересовать инвесторов, но на теперешний момент в этих секторах давно не проводились реформы. Здесь надо проделать большой объем работы, поэтому я считаю, что немногие захотят инвестировать свои деньги в эти отрасли. Что касается российских инвесторов, то им скорее всего будут интересны такие сферы, как нефтеперерабатывающие заводы и тяжелая техника.

 

Источник: BEL.BIZ

 

Read more...

Когда белорусы начнут страховать свое здоровье

26-04-02В Беларуси собираются улучшить финансирование здравоохранения за счет добровольного медицинского страхования. Много ли желающих застраховать свое здоровье, что знают белорусы о такой модели получения медпомощи и как сделать ее привлекательной для населения, рассказывает заместитель директора страховой компании «Белэксимгарант» Ольга БАБАРЫКИНА.

-- Сегодня, к сожалению, добровольное медицинское страхование недостаточно популярно у населения, -- отмечает Ольга Бабарыкина. – В «портфеле личного страхования», куда входит страхование жизни, имущества, пенсий, медицинское -- составляет всего 8 процентов. В основном, за счет предприятий и организаций, руководству которых небезразлично здоровье своих работников. Кстати, нанимателям рекомендовано включать этот вид страхования в социальный пакет.

В прошлом году общий объем поступлений от медстраховок составил лишь 15,9 млрд. рублей. А по всем добровольным видам страхования в прошлом году страховщики получили от населения взносов на сумму 669,4 млрд. рублей. Правда, есть небольшие подвижки: в 2010 году рынок добровольного медицинского страхования по объемам поступления по сравнению с 2009-м вырос в 1,6 раза.

-- Почему же эта модель получения медицинской помощи не пользуется спросом у белорусов?

-- Мне кажется, что население просто мало знает о медицинском страховании. А это очень полезный продукт на страховом рынке, хорошая форма получение медицинских услуг, особенно, что касается профилактики заболеваний. Как показывает практика, когда страхуются крупные организации и работники проходят медицинские осмотры, выявляется немало злокачественных новообразований, получается «схватить» болезнь на ранней стадии и вовремя пройти курс лечения. Такая же картина наблюдается и по другим заболеваниям.

Есть одна хорошая тенденция – предприятия, которые начинают страховаться, через год по своей инициативе продлевают договора. И государство проявляет заинтересованность в продвижении добровольного медицинского страхования в массы. Например, специальным указом президента, предприятия, которые заключают договор медстрахования с государственной страховой компанией на медицинские услуги, которые также будет оказывать государственное медучреждение, данные расходы относят на себестоимость предприятия, а не на прибыль. Кроме того, есть постановление Совмина, согласно которому налоги в фонд соцзащиты на сумму страховых взносов не начисляются. Это норма касается и корпоративных страховок, и индивидуальных. Пока, правда, предприятия, которые хотят обслуживаться по страховке в частных медицинских центрах, должны эти расходы покрывать из прибыли, а не из себестоимости.

-- Объясните, пожалуйста, а как можно застраховаться в индивидуальном порядке? Что может выбирать клиент – врача, клинику? Сегодня ведь, например, частным центрам нельзя выписывать больничные листы, а если человек страхуется на услуги в частном центре, получается, ему все равно придется идти в поликлинику по месту жительства, чтобы взять листок нетрудоспособности…

-- Все зависит от того, как страховая компания строит свою работу с медицинским учреждением. Наша, например, заключила 197 договоров с медицинскими учреждениями страны – некоторыми районными больницами, областными центрами, со всеми учреждениями Минска, в том числе и частными. Человек сам выбирает, где он хочет обслуживаться. Можно сразу выбрать два центра – частный и поликлинику по месту жительства.

Кроме того, страховщики не только выдают полисы, оплачивают медицинские услуги, но и контролирует объем и качество лечения, поскольку не меньше клиента в этом заинтересованы.

-- Есть ли какие-то льготы для застрахованных лиц в получении медицинской помощи в госучреждениях?

-- В каждом медучреждении есть куратор. Как правило, это врач. И когда застрахованное лицо обращается за медицинской помощью, куратор направляет его к тому специалисту, в помощи которого пациент нуждается. Это позволяет человеку экономить время: не надо, например, сидеть в очереди к терапевту, чтобы взять необходимое направление на анализы, исследование или направление к узкому специалисту. Более того, куратор сопровождает такого пациента на протяжении всего времени, которое тот проводит в медицинском учреждении.

-- В чем выгода государственных медучреждений от медицинского страхования?

-- Для медучреждений это внебюджетная деятельность, дополнительное финансовое поступление.

-- Кто сегодня приобретает медицинскую страховку? Это обеспеченные люди?

-- Это те, кто заботиться о своем здоровье, и зачастую это совершенно обычные белорусы. Когда человек платит деньги, он обязательно обращается за помощью. Он не откладывает визит к врачу оттого, что не хочется сидеть в очереди. Добровольное медицинское страхование -- это уже совершенно иная модель получения помощи. Кроме того, страховые взносы в разы меньше тех затрат, которые человек нес бы в течение года на обследование и лечение. Эти суммы даже нельзя сравнивать. Просто наши люди еще не информированы о том, что уже сделано по программам добровольного медицинского страхования в стране.

-- А что конкретно представляют собой программы медицинского страхования?

-- Есть разные виды страховок: от минимального набора медицинских услуг до максимального. В каждой страховой компании свои пакеты услуг и свои цены. Клиент сам может выбрать наиболее подходящий для него вариант как с точки зрения набора услуг, так и с точки зрения их стоимости. Могу привести только средние цифры. Есть так называемый базовый страховой тариф. Приблизительно за минимальный взнос – 150 долларов в год, клиент может покрыть  свои медицинские расходы на сумму порядка 2000 долларов. Vip-полюс составляет уже 600 долларов в год с покрытием медицинских расходов на сумму 8 тысяч долларов, но сюда входит, например, уже и стоматологическая помощь. Многие компании предлагают разного рода скидки. Например, для клиентов старше 45 лет. Выгодно страховаться корпоративно, скидки начинаются действовать для группы из пяти человек и больше. Если страхуется 100 и один человек, то скидка может составлять до 25 процентов.

Мне кажется, что со временем белорусы поймут, насколько выгодно иметь медицинскую страховку.

Справка «Завтра твоей страны»

Медицинское страхование – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет накопленных страховщиком средств.

Страховым случаем признается расстройство здоровья застрахованного лица вследствие внезапного заболевания или несчастного случая, наступившего в период действия договора.

Есть два вида медицинского страхования – добровольное и обязательное. Добровольное существует, в основном, на коммерческой основе. Эта форма страхования стала базовой только в США. Обязательное страхование возникло 110 лет в Германии и теперь во многих странах составляет основу финансирования системы здравоохранения.

 

Автор: Мария Ковальчук

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family