wrapper

Новости - слайдер на главной

Новости университетов

Новости университетов (237)

Средняя зарплата преподавателя БГУ в сентябре составила 6,7 млн рублей

02-09-03В БГУ средняя зарплата за сентябрь составила 5 млн 150 тыс. рублей, профессорско-преподавательского состава — 6 млн 700 тыс. рублей. Об этом сообщил ректор БГУ Сергей Абламейко на заседании профессорского собрания вуза 29 октября.

По словам Абламейко, профессура зарабатывает 6—7 млн рублей, а некоторые профессора и 15 млн рублей, что связано с ведением успешных проектов, которые приносят прибыль. Заработная плата профессора состоит из ряда доплат, например за звание, стаж работы, премии факультета, премии университета.

Между тем председатель президиума профессорского собрания Анатолий Лесникович отметил, что вопросы социальной защиты, медицинского обслуживания являются актуальными для профессуры. Особенно преподавателей беспокоит отсутствие доплат за профессорское звание при начислении пенсий. Лесникович привел пример Украины, где профессор получает пенсию порядка 6 млн в пересчете на белорусские рубли. В БГУ разработали проект пенсионного обеспечения профессорско-преподавательского состава, который, как планируется, попадет в Минтруда после согласования с Минобразования, где он сейчас находится.

Лесникович также отметил, что педагогическая общественность БГУ считает существующую систему менеджмента качества более подходящей для производственных предприятий, но не учебных заведений. От преподавателей приходится слышать, что система лишь увеличивает бумажную работу в БГУ.

Сергей Абламейко также сообщил, что БГУ планирует приобрести статус национального по аналогии с Московским государственным и Санкт-Петербургский государственным университетами в России. По словам Абламейко, уже разработано положение об особом статусе БГУ как национального университета, что будет обеспечивать вузу "ряд преференций". Ректор не исключил, что новшество "вызовет не всегда положительную реакцию в обществе". Он пояснил это тем, что в образовании "одна кубышка и чтобы кому-то добавить, у кого-то нужно забрать". Тем не менее БГУ нацелен на приобретение статуса национального университета, так как является лидером в белорусском образовании. По словам ректора, инициатива поддержана "на всех уровнях".

Абламейко подчеркнул, что БГУ активно участвует и занимает лидирующие позиции среди белорусских и вузов СНГ в различных международных рейтингах. В рейтинге университетов Webometrics БГУ занял 595-е место, в рейтинге Quacquarelli Symonds — 501—550-е место.

В последние годы преподаватели университета активно издают свои работы в различных международных рецензируемых журналах. "Мы публикуем столько, сколько все остальные белорусские университеты вместе взятые. БГУ хорошо развивается, хотя проблем хватает", — заявил ректор.

Говоря о проблемах БГУ, Абламейко отметил, что "хочется купить больше техники, провести ремонт, например, в главном корпусе, на что пока денег Минобразования не выделяет". Ремонт химического корпуса делается за средства БГУ, на балансе которого находится 180 сооружений и зданий.

На другую проблему указал профессор кафедры вычислительной математики ФПМИ, доктор физико-математических наук, профессор БГУ Владимир Бобков. Он выразил озабоченность уровнем профессорско-преподавательского состава, который, по его мнению, в вузе снижается: "Уровень БГУ падает менее быстро, чем других вузов. Однако то, что уровень университета снижается, это очевидно". Проблемой Бобков считает и то, что старшее поколение преподавателей уходит, а молодые кадры не имеют подпоры, что заставляет усомниться в успешности их работы.

В целом преподавательский состав стареет. В БГУ работает около 300 кандидатов наук до 40 лет (докторов наук в этой возрастной категории в БГУ нет). На начало 2012 года в БГУ работало 17 докторов наук до 50 лет. В 2006 году в этой возрастной категории их было в два раза больше.

Белгосуниверситет является единым учебно-научно-производственным комплексом, в состав которого входят: 21 факультет и образовательный институт; пять институтов дополнительного образования; четыре НИИ, 25 научных центров; 12 унитарных предприятий и другие образовательные, социально-культурные, научно-исследовательские, производственные структурные подразделения.

На заседании профессорского собрания вуза также были вручены награды по случаю 91-й годовщины со дня основания БГУ, которое отмечается 30 октября.

Профессорское собрание организовано в Белорусском государственном университете 9 февраля нынешнего года. Это сообщество научно-педагогических работников комплекса БГУ. Оно создано для консолидации наиболее авторитетной части научно-педагогических работников университета и призвано содействовать формированию позитивного общественного мнения, реализации программ и планов вуза в системе высшего образования Беларуси, обеспечению гарантий качественной подготовки специалистов с высшим образованием и кадров высшей квалификации, а также активному вхождению БГУ в мировое образовательное пространство.

Деятельность данного сообщества призвана способствовать оптимизации образовательного процесса в БГУ, развитию фундаментальных и прикладных наук, инновационных разработок вуза, а также направлена на сохранение и развитие научных школ, формирование высоких профессиональных и нравственных качеств у обучающихся и молодых специалистов.

Войти в состав профессорского собрания может любой сотрудник БГУ, имеющий ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора.

 

Автор: Елена Спасюк

Автор:  БелаПАН


 

Read more...

В БГУ в 2013 году появится около 12 новых специальностей

15-10-12-15В Белорусском государственном университете в 2013 году планируется открыть около 12 новых специальностей. Об этом сообщил на пресс-конференции ответственный секретарь приемной комиссии Белгосуниверситета Вячеслав Малафеев.

Новые специальности появятся в области IT-технологий. Например, откроется такое направление, как "космоаэрокартография" в рамках специальности "география".

В настоящее время задачи, которые решают компании IT-отрасли, постоянно меняются. С этим и связана необходимость введения новых специальностей. Раньше, когда выпускник хорошо знал программирование, то этого было достаточно для его дальнейшего трудоустройства. Сегодня же наиболее востребованы специалисты, которые знают технологии и особенности производственных процессов.

Последние 5-6 лет в БГУ интенсивно вводятся новые специальности. Каждая третья новая специальность связана с информационными технологиями, которые сегодня являются неотъемлемым элементом каждой предметной области, отметил Вячеслав Малафеев.

 

Источник: БЕЛТА

 

Read more...

БГУИР перейдет на четырехлетний срок обучения с 2013 года

24-01-12-06Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники с 2013 года перейдет на четырехлетний срок обучения студентов, получающих высшее образование первой ступени. Об этом сообщил проректор по учебной работе и информатизации БГУИР Борис Никульшин.

По словам проректора, в вузе практически все готово к переходу на четырехлетний срок обучения. Часть учебных курсов, которые сейчас изучают студенты, получающие высшее образование первой ступени, перейдет в магистратуру, исключено дублирование предметов. Молодым людям, которые в следующем году поступят в БГУИР, предстоит больше внимания уделять самоподготовке.

"Студенты к этому готовы, о чем свидетельствует большой интерес к заочной и дистанционной формам обучения. Более того, некоторым, как показывает опыт, пятый курс не нужен или даже мешает. К этому времени они успевают накопить достаточный запас знаний и выгодно устроиться на работу", - сказал Борис Никульшин. А те, кто хотел бы посвятить себя науке, могут поступать в магистратуру, добавил он.

Борис Никульшин отметил, что большое число ведущих российских вузов успешно перешли на четырехлетний срок обучения. Такая оптимизация учебного процесса, с одной стороны, позволяет снизить затраты на подготовку специалистов, а с другой - повышает ее качество.

 

Источник: БЕЛТА

 

Read more...

Как объяснить массовый недобор студентов в вузы

31-08-12-07Как и в прошлом году, по итогам нынешней вступительной кампании чиновники пообещали изменить правила приема в вузы. А именно: отменить льготы. При этом, в 2012-м наблюдался недобор студентов на платную форму обучения в государственные и частные вузы. Впрочем, это и неудивительно: платить за учебу надо все больше, а вот качество образовательных услуг, констатируют эксперты, не удовлетворяет потребителей.

В нынешнем году в Беларуси вели набор 54 вуза: 45 государственных и 9 частных. Министр образования Сергей Маскевич, подводя итоги вступительной кампании, отмечал, что остались свободными тысячи студенческих мест. Государственные вузы недобрали примерно 5,6 тысячи первокурсников на платные отделения и 198 человек на обучение за счет госбюджета. Частные вузы недобрали примерно 3 тысячи студентов. На дневную форму обучения частные вузы приняли только 34% абитуриентов от запланированного, на заочную — около 80%.

Как считает министр, эта ситуация возникла в связи с решением не допускать к участию во вступительной кампании в вузы абитуриентов, сдавших хотя бы одно из испытаний централизованного тестирования менее чем на семь баллов из 100. Таких абитуриентов оказалось почти 19 тысяч.

Между тем, тенденция недобора в вузы проявилась уже в прошлом году. Первое в Беларуси и СНГ учебное заведение для женщин — частное учреждение образования «Женский институт «Энвила» не набрало студенток, и в нынешнем году набора в вуз не было вообще.

Кандидат педагогических наук, эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич констатирует, что в Беларуси сложилась ситуация, когда «в условиях дефицита абитуриентов предложение образовательных услуг превышает спрос на них».

Независимый эксперт Владимир Дунаев отметил на круглом столе по вопросам образования, что в нынешнем году 65 тысяч выпускников средней школы претендовали на 92 тысячи мест в вузах.

«Спрашивается, откуда же должны взяться остальные? Это алхимия какая-то», — отмечает Дунаев. Он подчеркивает, что иностранные студенты не делают погоды в образовании: у нас их всего около 10 тысяч, и «даже если власти доведут их численность до 12-15 тысяч, то это не решит проблему». Выпускники средних специальных учебных заведений также не в состоянии заполнить оставшиеся пустыми студенческие скамьи.

Из-за недобора студентов снизился качественный состав первокурсников: во многих вузах на некоторые специальности брали абитуриентов с крайне низкими баллами. Например, в Мозырском педагогическом университете на физико-математический факультет на специальность «Физика. Информатика» был зачислен абитуриент, набравший 64 балла, на специальность «Математика. Информатика» — 95. В Белорусском педагогическом университете имени Максима Танка не было конкурса на специальности «Физика. Математика», «Физика. Техническое творчество». Максимальный балл при приме в вуз — 400 (средний балл аттестата умножается на 10, к нему прибавляется сумма баллов трех сертификатов ЦТ).

Дунаев отмечает, что вузы оказываются перед сложной задачей: «Созданные места надо же заполнять. Это не значит, что надо 92 тысячи принять, иначе народное хозяйство задохнется без специалистов. Это проблема самой системы высшего образования. Такое количество студентов нужно для того, чтобы высшее образование существовало, чтобы система функционировала. Там же есть преподаватели, которых надо нагружать. Плюс есть вспомогательные службы, которые также в этом участвуют».

Дунаев считает, что проблема вызвана, в числе прочего, тем, что в Беларуси «совершенно непропорционально развита система высшего образования». Соотношение между преподавателями и студентами в стране один к десяти, это прописано в Кодексе об образовании. Для сравнения: в Литве на одного преподавателя приходится двадцать студентов.

По словам Дунаева, в Беларуси пытались в 2001 году увеличить соотношение до 13 студентов на одного преподавателя, а потом до 15. Однако в год президентских выборов этого не стали делать из опасения, что сокращение числа преподавателей может вызвать социальную напряженность. И не сделали и до сих пор. Однако, как видим, проблемы сами собой не исчезли.

Для вузов с их значительным количеством преподавателей, мощной инфраструктурой недобор студентов означает экономические трудности, в частности, сложности с выплатой зарплат и проблемы с оплатой текущих счетов.

Например, по данным ректората Белорусского государственного университета (БГУ), бюджетное финансирование вуза в 2011 году составило 291,85 млрд. рублей (около 45% доходов). Основные доходы вуз получает за оказание платных образовательных услуг. На платном отделении обучается 60% студентов БГУ.

Не будет преувеличением сказать, что во многом за счет студентов-платников вся система и существует. И для последних факт недобора в вузы будет означать дальнейшее повышение платы за обучение.

Так, с 1 сентября стоимость платного обучения на дневной форме в вузах системы Минобразования составит от 7 млн. 153 тысяч до 14 млн. 950 тысяч рублей за учебный год. Стоимость платного обучения на заочной форме в вузах будет колебаться от 2 млн. 23 тысяч до 6 млн. 472 тысяч рублей.

При этом стоимость обучения в медицинских вузах, которые подчинены Министерству здравоохранения, еще выше — от 12,5 млн. до 15 млн. 960 тысяч рублей в зависимости от специальности. Таким образом, оплата обучения уже является достаточно весомой для бюджета белорусских семей: в июле номинальная начисленная средняя заработная плата работников достигла 3 млн. 925,9 тысячи рублей.

Когда для получения высшего образования препятствием становится финансовый ценз, абитуриенты особенно болезненно воспринимают факт наличия льгот для определенных категорий населения при поступлении.

Например, существует раздельный конкурс для городских и сельских абитуриентов, в результате которого на престижные специальности сельчане часто поступают со значительно более низкими баллами, чем у горожан. Например, в Белорусском медицинском университете на лечебном факультете разница в проходных баллах между городскими и сельскими абитуриентами составила в этом году 67 (342 и 275 соответственно), в Витебском медицинском университете на лечебном факультете — 48 баллов (278 и 230), на фармацевтическом — 55 (308 и 253).

Льготы при поступлении имеют также сироты и дети-инвалиды. В БГУ на специальности «Социальные коммуникации» при проходном балле 364 на бюджет поступили дети-сироты с баллами 156 и 208. В Белорусском национальном техническом университете при поступлении на специальность «Таможенное дело» абитуриент, набравший 318 баллов, был вытеснен льготником, имеющим 170 баллов. В БГУ на специальности «Международное право» 7 из 15 бюджетных мест были заняты победителями республиканских олимпиад, а абитуриенты с очень высокими баллами (366 из 400) не прошли по конкурсу.

К вступительной кампании 2013 года планируется отменить большинство льгот. Об этом заявил председатель Совета республики Национального собрания, глава государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2012 году Анатолий Рубинов. По его словам, это предусмотрено проектом новой редакции правил приема в вузы, который в ближайшее время планируется вынести на общественное обсуждение. До 1 ноября документ будет представлен на рассмотрение главы государства.

Предлагается в числе прочего отменить раздельный конкурс для выпускников сельских и городских учреждений образования.

«Льготы не должны быть решающим аргументом при зачислении. Надо зачислять на основе равного, одинакового конкурса, на основе знаний. Тем, кто нуждается, надо давать социальные льготы: отмена платы за проведение тестирования, освобождение от платы за обучение, предоставление общежития, льготных кредитов и так далее», — сказал Рубинов.

Светлана Мацкевич между тем подчеркивает, что эта и вообще любая вступительная кампания фиксирует скорее количественные, а не качественные тренды в образовании, и понять, куда движется система, достаточно сложно.

«Мне кажется, — отмечает эксперт, — что какой-то умысел здесь присутствует: увлечь всех в длительную процедуру приема, сдачи экзаменов и тестов, чтобы некому было даже подумать и отрефлексировать содержание этого образования, его реальные цели».

В результате белорусские граждане хотят получить высшее образование, дать его своим детям, но не уверены в его качестве. Мацкевич считает, что ответов на вопросы, соответствует ли спросу населения качество образования, какова качественная структура спроса, нет. По мнению эксперта, для этого нужны дополнительные исследования и социологические опросы…

 

Автор: Елена Спасюк

Источник: Белорусские новости


 

Read more...

Обучение в вузе обойдется студентам в сумму от 7 до 15 миллионов в год

22-08-12-03Министерство образования провело мониторинг цен на платное обучение в подведомственных учреждениях высшего и среднего специального образования. Как рассказала пресс-секретарь Министерства образования Юлия Ванина, цены будут установлены в 23 вузах и 46 ссузах, которые подведомственны Министерству образования, с 1 сентября 2012 года.

В учреждениях образования стоимость платного обучения устанавливается по формам получения образования, курсам, а также может быть установлена и в разрезе специальностей. Это означает, что в одном вузе, например, цена на обучение может быть установлена одна для всех специальностей, в другом - на каждую специальность своя стоимость.

По оперативным данным учреждений образования, стоимость платного обучения в учреждениях высшего образования с 1 сентября в среднем по 1-5 курсам составит - на дневной форме Br9 млн. 687 тыс. (от Br7 млн. 153 тыс. до Br14 млн. 950 тыс.) за год, на заочной - Br3 млн. 883 тыс. (от Br2 млн. 263 тыс. до Br6 млн.472 тыс.).

В учреждениях среднего специального образования на дневной - Br5 млн. 919 тыс. (от Br2 млн. 730 тыс. до Br9 млн. 811 тыс.), а на заочной - Br2 млн.231 тыс. (от Br1 млн. 285 тыс. до Br3 млн.122 тыс.).

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Выпускники международных отношений работают лаборантами за 2 миллиона

15-08-12-06А первокурсники этого факультета надеются на высокие посты с зарплатой в 2 тысячи долларов.

– Международные отношения, мировая экономика — вероятно, буду работать на серьезной должности, разбираться в процессах, происходящих в мировой экономике, анализировать. О зарплате особенно не думаю. Но надеюсь, что зарплата будет пропорциональной проходному баллу. Может тысячи две-три долларов, уже после карьерного роста, — рассказывает Екатерина Нессан.

Екатерина поступила на бюджет, по трем тестам и аттестату набирает 397 баллов, и это рекорд по БГУ.

Выпускница факультета международных отношений Василина закончила БГУ по специальности "культурология". Работает в частной фирме менеджером по персоналу за 2,5 миллиона в месяц и... ищет другую работу.

Василина: "У нас было мало заявок на распределение, поэтому заявки мы приносили сами. Я распределялся менеджером по персоналу в частную фирму".

Сейчас Василина хочет податься в рекламу, потому что это интереснее.

Тоже выпускник факультета международных отношений Александра первый день приходит на работу в Минский городской институт развития образования. Работает... лаборантом.

"Я попала сюда на преддипломную практику, мне понравилось. Знала, что буду искать что-нибудь другое, но здесь меня, если что, примут", — рассказывает Александра.

В месяц ей обещали около 2 миллионов. Маловато для выпускницы одного из самых престижных факультетов.

Выпускница ФМО БГУ Женя с дипломом культуролога, исследователя и преподавателя работает в консульстве Кипра. Повезло! Правда, не по распределению — работу нашла сама.

"Много выпускников сидят без работы или идут работать администраторами, если был опыт работы, хостессами в рестораны, в гостиничный бизнес", — объясняет Женя.

На дипдолжности зарабатывает около 300 долларов. Не очень-то и много...

Лингвист и переводчик Кристина после факультета международных отношений распределение находит сама. Как и остальные 18 выпускников, рассказывает девушка.

– Пришли всего три заявки. Из Минска не было ни одной. Поэтому искали сами. Я устроилась в "Белагропромбанк". В принципе, по специальности. Остальные находили работу в частных фирмах. А так... сложно было найти, — говорит Кристина.

Странно, что выпускников с факультета, где проходной балл не менее 330 по всем специальностям, неохотно берут на работу. Вот и в Министерстве экономики не припоминают, чтобы к ним шли выпускники с "мировой экономики" международных отношений. А проходной балл там в этом году — 366.

 

Автор: Артем Мартынович

Источник: Еврорадио


 

Read more...

Новые цены в вузах. Год в БГУ - 9-12 млн рублей, в Академии искусств 8-15 млн

22-06-12-17Согласно информации, размещенной на официальном сайте Белорусского государственного университета, стоимость обучения на дневной форме за год с 1 июня составляет от 9 млн 335 тыс. 700 рублей до 12 млн 486 тыс. 900 рублей; на заочной - от 3 млн 926 тыс. 500 до 6 млн 452 тыс. 700 рублей.

На официальном сайте Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка сообщается, что с 1 июня стоимость обучения на дневной форме составляет от 6 млн 454 тыс. 800 до 9 млн 498 тыс. 900 рублей; на заочной - от 1 млн 875 тыс. 800 до 3 млн 774 тыс. 300 рублей.

Сайт Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники информирует, что стоимость обучения с 1 июня на дневной форме составляет от 8 млн 125 тыс. до 10 млн 155 тыс. рублей; на заочной - от 3 млн 650 тыс. до 4 млн 85 тыс.; на вечерней - 6 млн 615 тыс. рублей.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Белорусской государственной академии искусств, с 1 июня стоимость обучения на дневной форме составляет от 8 млн 800 тыс. рублей до 15 млн 120 тыс. рублей; на заочной - от 3 млн 255 тыс. до 5 млн 10 тыс. рублей.

Сообщение о повышении стоимости обучения с 1 июня также размещено на официальном сайте Белорусского национального технического университета.

Напомним, на прошлой неделе стало известно, что с 1 июня по предложению Министерства образования на 5% увеличена стоимость обучения в вузах и ссузах. Это связано с повышением тарифной ставки первого разряда. В нынешнем учебном году стоимость обучения в вузах и ссузах уже повышалась три раза: 1 сентября 2011 года - примерно на 20%, в октябре-ноябре 2011 года - на 25%, 1 февраля - на 29%.

 

Автор: Анастасия Янушевская

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Британские вузы отказались считать иностранных студентов мигрантами

31-05-12-05-1Около 70 глав британских высших учебных заведений написали письмо премьер-министру Дэвиду Кэмерону с предупреждением о том, что ужесточение миграционного законодательства приведет к снижению потока иностранных студентов в страну.

В частности, как сообщает BBC News, главы университетов попросили исключить студентов из числа лиц, которых коснется ужесточение миграционного режима.

Иностранные студенты ежегодно приносят Великобритании около 8 миллиардов фунтов, складывающиеся из оплаты за обучение. По статистике, примерно каждый десятый молодой человек, решающий учиться за рубежом, едет в Великобританию.

Главы учебных заведений ожидают прироста этой суммы до 17 миллиардов к 2025 году, но обеспокоены тем, что новое миграционное законодательство перенаправит поток желающих получить образование в страны-конкуренты: США, Германию, Австралию и Канаду.

Впервые об ограничении притока иммигрантов в правительстве Дэвида Кэмерона заговорили в 2010 году. В частности, тогда было объявлено, что к 2015 году сальдо миграции (разница между числом въехавших в страну мигрантов и числом покинувших ее людей) должна снизиться со 190 тысяч человек (показатель за 2009 год) до нескольких десятков тысяч.

В 2011 году министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй сообщила, что одной из мер по сокращению числа мигрантов может стать введение ограничения на въезд студентов. В частности, высказывалось предложение разрешить въезжать в страну только тем из них, кто намерен получить ученую степень, а также будет учиться у руководителей "с высокой степенью доверия".

Отвечая на письмо руководителей вузов, министр по делам миграции Дэймиан Грин заверил их, что новая политика правительства не скажется на студентах. По его словам, власти прежде всего будут обращать внимание на тех мигрантов, которые будут пытаться въехать в страну по поддельным студенческим визам. В то же время он подчеркнул, что переводить студентов в категорию временных мигрантов, как того попросили ректоры, не целесообразно. "Студенты, приезжающие на длительный срок - это не просто туристы. Их число влияет на целые группы людей, различные службы, инфраструктуру", - констатировал министр.

Тем не менее, учащимся все же приходится мириться с некоторыми ограничениями. Так, одно из них запрещает студентам привозить с собой лиц, находящихся у них на иждивении (например, детей).

По данным BBC News, с сентября 2010 года по сентябрь 2011 года в страну въехали 250 тысяч учащихся вузов. В общей сложности за этот период в стране был зарегистрирован приезд 589 тысяч мигрантов, рассчитывающих остаться в Великобритании на длительный срок. В 2009/2010 году их было чуть больше - 600 тысяч, из них 245 тысяч студентов.

 

Источник: Лента.Ру


 

Read more...

В каких ВУЗах Беларуси учат на миллионеров

16-05-12-01«Ежедневник» изучил, какую образовательную базу имеют белорусские миллионеры и какие «альма-матер» выпустили наибольшее количество крупных представителей белорусского бизнеса.

Очень скоро, уже в этом месяце, многих студентов ждут госэкзамены, а после них – поиск ответа, может быть, на один из главных вопросов в жизни: «Что делать и где найти работу?» В свое время такой же вопрос встал перед фигурантами топ-200 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. «Ежедневник» изучил, какую образовательную базу имеют белорусские миллионеры и какие «альма-матер» выпустили наибольшее количество крупных представителей белорусского бизнеса.

Пока приходится признать, что связи между экономическим высшим образованием и успехами на предпринимательском поприще для бизнес-поколений 1990-х да и 2000-х не просматривается. Даже наоборот: окончивших специализированные государственные экономические вузы среди белорусских миллионеров – мизер. В самом лучшем случае лучшие выпускники этих заведений работают за границей. Просто в лучшем случае они составляют менеджерское звено в частных компаниях, рассчитывая, что когда-нибудь отцы-основатели устанут от тотального контроля за своими бизнес-детищами и вручат им рычаги управления бизнесами. Наконец, в худшем случае их ждет дорога на госпредприятие, где получить достойный уровень и объем ноу-хау для дальнейшего профессионального роста весьма проблематично.

Среди участников первой сотни топ-200 «Ежедневника» высшее экономическое образование имеют, например, учредитель «Дариды» Владимир Делендик и главный кондитер страны Марат Новиков («Спартак» и «Коммунарка»). Они студентствовали еще во времена Советского Союза.

Делендик по специальности бухгалтер-экономист, он окончил Киевский государственный экономический университет. Новиков закончил БГЭУ по специальности «Товароведение и организация торговли промышленными товарами».

Бывший акционер и руководитель «Оливарии» Николай Дудко первое образование получал уже в независимой Беларуси – в БГЭУ. Он учился, в частности, на финансово-экономическом факультете главного экономического вуза страны. Нархоз, а затем Академия управления при Президенте РБ значатся в биографии генерального директора ОАО «БАТЭ» и холдинга «Автокомпоненты» Анатолия Капского. Он учился в БГЭУ бухучету и анализу хозяйственной деятельности в промышленности, а в Академии – госуправлению национальной экономикой. Экономфак Витебского государственного технологического университета за плечами витебского фармацевта Леонида Томчина («Фарммаркет»).

Бывшие студенты-математики, компьютерщики и радиофизики, авиационные инженеры – это основа сегодняшнего белорусского бизнес истеблишмента. По, крайней мере, так это выглядит, если проанализировать первую сотню самых успешных и влиятельных представителей белорусского бизнеса по версии «Ежедневника».

Механико-математический факультет БГУ закончили Александр Мошенский («Санта Импэкс Брест») и Владимир Сиротко из «Софтклуба». Факультет прикладной математики этого же вуза за спиной у основателя IT-компании Itransition Сергея Гвардейцева и владельца компании «Сквирел» Дмитрия Лазаря. Сергей Левин («Сябар Кэпитал») окончил Ленинградское высшее военное инженерное училище по специальности «инженер-математик».

Компьютерщики, электроники, радиофизики, электротехники из БГУ – это Аркадий Добкин (EPAM Systems), Сергей Костюченко («Приорбанк»), Виктор Шевцов («Трастбанк»), Борис Концевой (Intetics Co.), из БГУИР или МРТИ – Сергей Костевич (ASBISc Enterprises), Сергей Левтеев (IBA Group), Андрей Бахирев (SaM Solutions), Виктор Лаврусенко («Белросстрах»), Валентин Буйкевич («Унифлекс»), Сергей Коренько («Арэса-сервис»).

Основатель группы компаний «Стецкевич» Анатолий Стецкевич-Чебоганов оканчивал в советские времена Ленинградский институт точной механики и имеет специальность «электронные вычислительные машины». Основатель портала TUT.BY Юрий Зиссер получил такую же запись в дипломе там же, в Ленинграде, но в Северо-Западном политехническом институте.

Глава фонда прямых инвестиций «Зубр Кэпитал» Олег Хусаенов – также инженер-электрик, он получил это образование в Московском институте инженеров гражданской авиации. Авиационные вузы бывшего СССР дали около десятка крупных белорусских миллионеров. Особенно отличилась Рига: Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса стало «альма-матер» для Александра Садового (бывший акционер «Белтехэкспорта»), Алексея Жукова («Алютех») и Чермена Шоканова («Фрелиэйсэксим»), Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола – для производителя «Бульбаша» Сергея Борока («Дионис»).

Совладелец конкурента «Диониса» компании «Белвингрупп» Сергей Тюшкевич в свое время получал образование на авиационно-радиотехническом факультете Харьковского высшего военного авиационного училища.

Наконец, профессиональный летчик, полковник авиации – это бывший руководитель «Лукойла» в Беларуси Валерий Яляев. Он заканчивал Армавирское высшее летное училище летчиков ПВО, а потом еще и Высшую командную академию им. Г.К.Жукова.

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» – написал когда-то Александр Сергеевич Пушкин.

Рекордсменом по числу выпускников – состоявшихся бизнесменов, безусловно, является БГПА, или бывший БПИ. Его несостоявшиеся инженеры, кроме вышеперечисленных, – это Юрий Чиж («Трайпл»), Виталий Арбузов (Fenox Global Group), Сергей Савицкий («Атлант-М»), Упендра Махато («Амкодор»), Александр Центер («А-100»).

Выпускниками Могилевского машиностроительного института, нынешнего Белорусско-Российского университета, являются два крупнейших бизнесмена Могилевщины – Евгений Баскин («Серволюкс») и Виталий Нис («Савит»). Харьковский политех по специальности «металлорежущие станки и инструменты» заканчивал владелец «Белиты» и «Вітэкса» Виктор Терещенко, пензенский – владелица группы компаний «Белсвязьэнергосбережение» Ирина Соборова.

Медицинское образование у акционера «Амкодора» Александра Шакутина (Белорусский государственный медицинский университет) и владельца гродненской компании «Биоком» Андрея Павловского (Санкт-Петербургская военно-медицинская академия им. С.Кирова). Бывшие студенты-физики БГУ – это Виктор Кислый из Wargaming.net и Алексей Ваганов из группы «Лада ОМС».

Владелец «Марко» Николай Мартынов обучался в Институте политологии и социального управления КП БССР, один из акционеров сети магазинов «Рублевский» Сергей Ткачук – в Высшей школе КГБ в Москве. Среди бизнесменов-физкультурников – Владимир Япринцев («Трайпл»), Сергей Усов («Мебесон»), Александр Яцук («Виталюр»).

Официальная информация о том, где учился самый богатый белорусский бизнесмен Владимир Пефтиев, отсутствует. Но, по неподтвержденной информации «Ежедневника», он по профессии железнодорожник.

Профессии бизнесмена как таковой нет. На бизнесменов не учат, ими становятся в силу врожденных и приобретенных качеств. Причем, по мировой статистике, в среднем пробуют стать бизнесменами около 15% населения той или иной страны, становятся «успешными и влиятельными» от силы 2–3% от его активной части.

Это на самом деле сложный выбор, поскольку, как выразился однажды один знакомый бизнесмен, любой человек, который решил стать бизнесменом, прежде всего, принимает на себя огромный груз ответственности. И этот груз он несет, как правило, всю свою жизнь. Это ответственность перед государством, которому он должен платить налоги, это ответственность перед деловыми партнерами, с которыми вместе он зарабатывает и делит прибыль, это – ответственность перед сотрудниками, которым берется обеспечить достойную зарплату. И жизнь, наконец, это ответственность перед своей семьей, потому что все риски и угрозы, которые возникают, автоматически распространяются на родных.

Как говорится, welcom!

 

Источник: Ежедневник


 

Read more...

Около четверти абитуриентов в Беларуси выбирают экономику

14-05-12-06В Беларуси около 25% абитуриентов выбирают при поступлении специальности, связанные с экономикой. Такие данные привел министр образования Сергей Маскевич на областном родительском собрании Минской области.

Между тем наиболее востребованную профессию можно получить в учебных заведениях, готовящих кадры для машиностроения, энергетики, сельского хозяйства. "Нам очень нужны инженеры, энергетики, строители. И о том, что они сильно востребованы на производствах, говорит такой факт: до 30% учащихся вечерних отделений наших профессиональных колледжей - люди с высшим образованием, получающие рабочую профессию", - сказал министр.

В Беларуси все большее значение приобретает умение пользоваться информационными технологиями. Предприятиям необходимы инженеры среднего звена - рабочие, владеющие компьютерными технологиями.

Задача педагогов, родителей и руководителей предприятий, заказчиков кадров помочь абитуриентам выбрать наиболее востребованную на белорусском рынке труда профессию.

Сергей Маскевич подчеркнул, что в союзе с родителями, педагогами, абитуриентами заказчики кадров имеют возможность найти своих будущих специалистов. В этой связи особого внимания заслуживает опыт Минской области в работе с семьей. "Здесь накоплен большой опыт, достойный изучения другими регионами. Основная цель проводимой работы - повышение статуса родительской ответственности, статуса отцовства и материнства, укрепление имиджа семьи", - сказал министр. На Минщине уже не первый год практикуются новые формы общения с семьей. Родители участвуют в работе детско-родительских клубов, которых в области более 220. Заслуживает внимания деятельность школы обучения родителей, которая ежегодно собирает более 100 родителей из всех районов области. Стало традиционным проведение областных родительских собраний, создана система родительских университетов, работают школы молодых родителей, клубы и объединения отцов, проходят семинары.

В областном родительском собрании Минской области приняли участие более 2 тыс. родителей и педагогов. На образовательный форум в Борисов прибыли около 720 человек, еще более 1,3 тыс. участников обсудили актуальные проблемы в сфере образования во время работы тематических площадок в регионах. Это уже пятое подобное мероприятие на Минщине, которое стало хорошей традицией. На форуме работали педагогические мастерские, состоялись мастер-классы, была организована видеосвязь с регионами Минской области. Кроме того, участники смогли ознакомиться с выставкой "Дети - наше будущее". Ярким финалом родительского собрания стала творческая программа "Калейдоскоп талантов".

 

Источник: БЕЛТА

 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family