wrapper

Новости - слайдер на главной

Новости университетов

Новости университетов (237)

Белорусские вузы начали публиковать на своих сайтах стоимость обучения на платной основе

24-07-13-03Первыми из государственных вузов цены обновили БГЭУ и БНТУ.

миллиона рублей. Для студентов 1-го курса заочной формы обучения стоимость составит 4,749 миллиона рублей.

1

На 2-5-х курсах стоимость обучения варьируется по группам специальностей. Студенты 1-й группы специальностей на 2-3-х курсах заплатят 12,426 миллиона за грядущий учебный год, студенты 4-го курса – 11,655 миллиона. Пятикурсники заплатят за последний год учебы 9,609 миллиона рублей.

Обучение для студентов второй группы специальностей будет стоить немного дороже. Второкурсники и третьекурсники заплатят 12,875 миллиона рублей, студенты 4-го курса – 11,803 миллиона. Для 5 выпускного курса стоимость составит 9,833 миллиона.

Студенты-заочники 2-5-х курсов в 2013-2014 учебном году заплатят 4,655 миллиона рублей.

2

Также цены на обучение обновил БНТУ, но пока только для первого курса. Цена зависит от специальности и колеблется от 13,335 до 15,36 миллиона рублей. Самые дорогие специальности – "Архитектура" и "Архитектурный дизайн".

На сайте БГУИР висит объявление о том, что актуальные цены для студентов 1-5-х курсов на 2013-2014 учебный год будут опубликованы после согласования с Министерством образования.

В Белорусском государственном педагогическом университете им. М.Танка студентам первого курса необходимо будет заплатить от 11 миллионов 371 тысяч до 12 миллионов 10 тысяч, остальным обучающимся — от 9 миллионов 267 тысяч до 12 миллионов 563 тысяч.

Обновили стоимость обучения и некоторые частные вузы. Так, в Минском институте управления установлена сумма первой части оплаты за обучение. Для студентов дневной формы обучения она составляет от 2,64 до 2,925 миллиона рублей в зависимости от специальности. Для заочников обучение будет стоить 2,95 миллиона рублей на всех специальностях.

Студенты дневного отделения МИУ оплачивают обучение четырьмя частями, заочники - двумя частями.

3

В прошлом учебном году первокурсники БГЭУ платили около 11,5 миллиона рублей. Стоимость обучения в БНТУ колебалась от 12,6 до 12,8 миллиона рублей.

Обновлять цены на обучение начали и медицинские вузы

Первокурсники лечебного, педиатрического и фармацевтического факультетов БГМУ заплатят за учебу 16, 4 миллиона рублей, медико-профилактического – 15 миллионов. Обучение на самом "дорогом" стоматологическом факультете обойдется в 19,15 миллиона рублей, сообщает БелаПАН. В 2012-2013 учебном году будущие стоматологи платили 15,96 миллиона.

Обучение в Гродненском медицинском университете обойдется в сумму от 15,46 до 16,15 миллиона рублей в зависимости от факультета.

На сайте Витебского "меда" выложена информация об ориентировочной стоимости обучения. Согласно ей, студенты лечебного и фармацевтического факультетов в будущем учебном году будут платить 16,099 миллиона рублей, студенты стоматологического – 18,576 миллиона.

4

 

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Недобор в вузы не снизит конкурс на самые престижные специальности

12-07-13-20В силу демографической ситуации в Беларуси мест в вузах в нынешнем году почти столько же, сколько желающих поступить.

Вузам придется бороться за абитуриентов и повышать стоимость обучения, а заполучить студенческий билет на престижных специальностях легче не станет.

Много стобалльников и более 40 тысяч выбывших

В вузы в этом году планировалось набрать 79,3 тыс. человек, из них на обучение за счет республиканского бюджета — 30,5 тыс. человек (в 2012 году 32,2 тыс.). Во вступительной кампании имеют возможность принять участие 72 766 абитуриентов — это меньше, чем мест в вузах.

Согласно анализу Республиканского института контроля знаний, на ЦТ зарегистрировались 117 768 абитуриентов, приняли участие — 113 448 абитуриентов. Не преодолели нижний порог тестового балла, необходимого для участия в конкурсе в вузы, 40 682 абитуриента (35,86% от числа принявших участие).

— Это очень много — более 40 тысяч человек, которые не смогут участвовать в конкурсе для поступления в вузы. Теперь количество мест в вузах на бюджетной и платной форме обучения сопоставимо с количеством абитуриентов, которые теоретически могут участвовать в конкурсе, — отмечает декан факультета доуниверситетского образования БГУ Вячеслав Молофеев, который в последние годы возглавлял приемную комиссию ведущего вуза страны. — К тому же, в этом году выпускников в школах примерно на 10% меньше, чем в прошлом. А ведь именно этот контингент активно участвует во вступительной кампании.

Но на проходные баллы это может особо и не повлиять. Увеличилось количество стобалльных результатов, а результаты по ЦТ среди тех, кто преодолел нижнюю планку, очень неплохие.

— Сертификатов с достаточно высокими баллами достаточно много. Это позволит таким абитуриентам быть конкурентоспособными, — считает Вячеслав Молофеев.

Если говорить о самых престижных специальностях в белорусских вузах (тех, на которые проходной балл выше трехсот), то, по прогнозам репетитора по физике и математике Евгения Ливянта, он возрастет еще больше.

— В этом году тесты, не то чтобы легче, а качественнее. В прошлом году в тестах по физике было много задач, не соответствующих программе вступительных экзаменов, были и некорректные задачи. В этом же году по всем параметрам я считаю их идеальными, — говорит репетитор.

По его оценке, такого количества стобалльных работ, как в этом году, не было никогда, а значит, возросло и количество абитуриентов, которые получили высокие баллы (больше 70). Репетитор прогнозирует увеличение конкуренции между сильными абитуриентами. Скорее всего, вырастут проходные баллы на самые престижные специальности на факультет прикладной математики, международных отношений, экономический и юридический факультеты в БГУ, а также на специальности в других вузах, где проходной балл выше 300.

Вячеслав Молофеев прогнозирует, в свою очередь, что сокращение мест в вузах по таким весьма популярным у абитуриентов направлениям, как экономика, правоведение, может привести к тому, что на тех специальностях, куда набирают немного людей, проходные баллы могут сохраниться на уровне последних двух лет.

В 2012 году, напомним, самые высокие проходные баллы (из 400 возможных) были среди социально-гуманитарных и экономических специальностей: «международное право» - 374 (в 2011-м - 369), «международные отношения» - 369 (359), «мировая экономика» - 368 (363). Среди естественнонаучных специальностей рекорды били «актуарная математика» - 345 (361), «информатика» - 328 (338).

Где будет недобор студентов?

Что касается других профилей, например, инженерного или научно-технического, в силу того, что очень много абитуриентов в этом году написали математику и физику плохо, можно ожидать даже недобор.

Евгений Ливянт прогнозирует недобор студентов в педагогических, сельскохозяйственных вузах, а также на платных отделениях государственных вузов и во всех коммерческих вузах:

— Боюсь, в связи с этим стоит ожидать с одной стороны сокращения преподавательского состава. А с другой — что многие успешные абитуриенты, оценив соотношение «цена-качество», выберут зарубежные вузы.

Массовый прием на платную форму с нижайшими результатами — не решение проблемы.

— По моим наблюдениям примерно 20% студентов, которые обучаются на платных отделениях белорусских вузов, можно отчислить, — замечает Вячеслав Молофеев. — И вузы не пострадают от потери людей, не способных к обучению по программе высшего образования в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к специалистам. Если в зачетке по физике стоит три-четыре четверки, с чистой совестью такого студента можно отчислять: это вымученные и выпрошенные оценки.

Вузам в этом году придется бороться за абитуриента

Особенно с учетом того, что российские вузы охотятся на белорусских интеллектуалов, приглашая их учиться на своих самых престижных факультетах. Причем, приглашают победителей областных, республиканских олимпиад. В большинстве российских вузов и ссузов прием граждан Беларуси для обучения на платной основе осуществляется по результатам собеседования, при этом сроки подачи документов фактически не ограничены (обучение начинается по мере комплектования групп).

В то же время и граждане стран ЕврАзЭс смогут поступить в белорусские вузы на платную форму обучения по результатам собеседования. Соответствующий документ, как сообщает пресс-центр Министерства образования, подписан министром Сергеем Маскевичем.

Ранее абитуриенты, являющиеся гражданами Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и поступающие в вузы и ссузы Беларуси на платной основе, зачислялась на конкурсной основе только по результатам сдачи централизованного тестирования.

Придется резко повышать стоимость обучения в вузах

Между тем, это вовсе не значит, что в Беларусь массово хлынут зарубежные абитуриенты. Евгений Ливянт отмечает, что в ситуации недобора первокурсников вузам придется резко повышать стоимость платного обучения. Ведь вузам надо оплачивать растущие коммунальные платежи и повышать зарплаты преподавательскому составу. Значит, сделают это за счет студентов, которые уже учатся платно.

— Если бы мой ребенок в этом году поступал в университет, я бы хорошо подумал, отдавать ли его вообще на платное отделение. Ведь в договоре с университетом не прописано, что оплата может подниматься, к примеру, только на 5% в год. На первом курсе вы заплатите определенную сумму, на втором она будет больше, а на третьем еще больше. Как бы сумма ни повышалась, вы в любом случае будете искать деньги, чтобы оплатить и закончить обучение, — говорит репетитор.

В американских и европейских вузах, например, в договоре прописано, что сумма оплаты за обучение не может изменяться (или изменяется незначительно).

— Аналогичное решение следует принять и у нас на государственном уровне, как это сделано, например, с оплатой коммунальных услуг, — предлагает Евгений Ливянт.

 

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Почему я бы опасался в этом году поступать в вуз на платное отделение

12-07-13-11В договорах с белорусскими вузами нет пункта, по которому плату нельзя было бы поднимать.

Более 35% абитуриентов не преодолели нижнюю планку на ЦТи не смогут поступить в вуз в этом учебном году. Этот факт означает, что платные отделения государственных вузов и коммерческие вузы недосчитаются первокурсников. В результате вузы останутся без существенной доли финансирования. Но коммунальные платежи только растут, среднюю зарплату работников вуза надо поднимать. Где на все это взять деньги? Получается, что придется повышать стоимость учебы студентам, которые получают образование на платной основе. В отличие от европейских и американских вузов, где стоимость обучения не может значительно изменяться на протяжении всего периода обучения, у нас стоимость обучения может серьезно изменяться несколько раз даже в течение одного семестра. Причем плата студентами или их родителями вносится вовремя, практически без отсрочек, неплатежей не бывает.

Итак, существует большая вероятность значительного повышения стоимости обучения в вузах, и студенты платных отделений никуда не денутся и заплатят. А вот поступающим на первый курс за плату есть еще время подумать, оценить свои возможности оплачивать образование в условиях, когда его стоимость постоянно растет. То, что стоимость существенно возрастет после недобора первокурсников, очевидно. Уже сейчас многие родители сравнивают соотношение «цена - качество» обучения у нас и в соседних странах и делают выбор в пользу российских, литовских, польских и чешских вузов.

На месте студентов, заключающих договор на платное обучение сейчас, я бы требовал внести в него пункт о невозможности существенного повышения суммы оплаты. Государство нам пообещало, что коммунальные платежи за жилье могут расти не более чем на 5 долларов в год. Аналогичную гарантию надо давать и студентам.

 

Источник: Народная воля


 

Read more...

Двое белорусов вошли в число 24 сильнейших программистов мира по версии TopCoder Open

25-06-13-12Двое студентов-белорусов внесены в список 24 сильнейших программистов планеты по версии TopCoder Open — престижного соревнования по программированию и дизайну. Один из них, Алексей Ропан, учится в Беларуси, сообщает пресс-служба БГУИР.

Алексей Ропан является студентом кафедры информатики факультета компьютерных систем и сетей БГУИР.

"Для меня достаточно сложным было просто выйти в полуфинальную часть соревнования. Сам же выход в финал был не настолько сложным, я не ставил перед собой цели, что должен обязательно пройти, и решать было проще", — передает слова Алексея пресс-служба БГУИР. "Из-за международного статуса и того, что в течение всего года регулярно проводятся соревнования, TCO является одним из самых престижных соревнований в мире среди людей, занимающихся спортивным программированием".

Также Беларусь в финале турнира представит Геннадий Короткевич из Гомеля, студент Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

Проректор БГУИР Б.В Никульшин вручает свидетельство Международного Алферовского Фонда Алексею Ропану, 24 апреля 2013 года. Фото: БГУИР

TopCoder Open - ежегодный индивидуальный турнир по программированию и дизайну, проводящийся с 2001 года. Финал пройдет в отеле Hilton в Вашингтоне, США. Общий призовой фонд в 2013 году составляет 300 тысяч долларов.

Самым популярным видом соревнований на турнире является Algorithm Competition, в котором принимают участие 3 тысячи человек из общего числа в 5 тысяч участников. В ходе первых трех квалификационных раундов отбираются 2 тысячи участников для основных раундов, затем проводятся пять онлайн-раундов, где участники постепенно отсеиваются, пока не остается 24 финалиста.

Каждый раунд имеет формат стандартного SRM (Single Round Match) - 3 алгоритмические задачи разной сложности на 75 минут и 15 минут на поиск ошибок в чужих решениях.

Участники финала TCO13 в номинации Algorithm по странам:

Россия: 6 участников

Япония: 3 участника

Беларусь: 2 участника

Китай: 2 участника

Польша: 2 участника

Тайвань: 2 участника

США: 2 участника

Украина: 2 участника

Канада: 1 участник

Грузия: 1 участник

Словакия: 1 участник

 

Источник: IT.TUT.BY

 


 

Read more...

В Беларуси сократилось количество бюджетных мест в вузах и ссузах

07-06-13-19В белорусских университетах сократили число бесплатных мест на экономические и юридические факультеты, а ряд специальностей в ведущих вузах страны закрыли. Таким образом, количество мест в вузах сократилось на 10%, а в ссузах - на 41%. Это связано с тем, что юристы и экономисты являются наименее востребованными на рынке труда.

С 2013 года в 22 университетах закрыты такие специальности, как "мировая экономика", "экономика и управление на предприятии", "менеджмент", "коммерческая деятельность", "бухгалтерский учет, анализ и аудит" и другие. Эти же и похожие специальностей закрыты в БНТУ, БрГУ им. А.С.Пушкина, Барановичском государственном университете, Витебском государственном технологическом университете, Могилевском государственном университете продовольствия, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, пишет БелТА.

При сокращении бюджетных мест и отдельных специальностей, учитывался демографический фактор – уменьшение количества выпускников 9-х и 11-х классов, количество человек, регистрирующихся как безработные, с экономическим или юридическим образованием, а также перераспределение средств бюджета на востребованные высокотехнологичные специальности.

Экономические и юридические специальности закрыты в большинстве своем в непрофильных учреждениях образования.

Всего подавать документы в университеты страны собирается 79,3 тысячи выпускников, что на 10% меньше, чем в прошлом году. В ссузы в этом году поступает около 46,7 тысяч человек, а это на 3% меньше, чем в прошлом.

 

Источник: Телеграф


 

Read more...

Без свободы у белорусских вузов нет европейского будущего

29-05-13-15Беларусь заявила о решимости вступить в Болонский процесс. Но у властей, гражданского общества и европейских партнеров разное понимание, как это будет происходить. Достижению компромисса в вопросах реформирования высшего образования могла бы посодействовать инициатива «Европейский диалог о модернизации c Беларусью».

Для Беларуси участие в Болонском процессе выгодно по экономическим, политическим, имиджевым позициям. И власти это понимают, убеждена эксперт Агентства гуманитарных технологий, член Общественного Болонского комитета Светлана Мацкевич.

Болонский процесс может поспособствовать модернизации белорусского высшего образования, оживить академическую жизнь, создать базу для перестройки. Однако чтобы сделать шаг в этом направлении, как минимум, надо признать конфликт ценностей, то есть решить вопросы автономии, академических свобод, участия в управлении образованием.

— Белорусские власти заинтересованы в получении экономических дивидендов от вступления в Болонский процесс, то есть в привлечении иностранных студентов в Беларусь. Но сам процесс является многоплановым, — отмечает координатор проекта «Летучий университет» Татьяна Водолажская. — А когда речь идет об изменении статуса университетов, включенных в Болонский процесс, здесь нет выгод для белорусского государства. На государственном уровне Беларусь не готова наделить университеты академическими свободами, в том числе экономической самостоятельностью.

Удастся ли Беларуси втихаря присоединиться к Болонскому процессу?

Именно невыполнение основополагающих принципов и стало причиной снятия заявки о присоединении Беларуси к Болонскому процессу с повестки дня в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования в Бухаресте. И все же официальный Минск надеется, что этот вопрос может быть рассмотрен ранее 2015 года, когда состоится очередная встреча министров. Но в том, что касается реформирования, Министерство образования занимает выжидательную позицию.

По пути к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО) нужно «соблюдать национальные интересы, плавно трансформировать общество и приводить его к осознанию такого решения», заявил министр образования Сергей Маскевич на информационно-образовательном семинаре с участием Еврокомиссии и экспертов в сфере образования по проблеме вступления Беларуси в Болонский процесс.

Власти, не будучи готовыми выполнить необходимые условия, делают вид, что «нам не так уж и надо» и при этом рассчитывают договориться в кулуарах, считает Светлана Мацкевич.

— Переговоры по Болонскому процессу пытаются переместить в непубличную сферу. Власти хотят провести решение тихо, без участия общественности и без учета альтернативной точки зрения, — отмечает эксперт.

По мнению Светланы Мацкевич, диалог должен разворачиваться между Общественным Болонским комитетом и лицами, принимающими решения со стороны правительства. Евросоюз в этой ситуации может выступать в качестве посредника, организатора.

Без реформ ничего не получится

— Несмотря на то, что в Евросоюзе действительно есть различные позиции в отношении условий вступления Беларуси, иного способа быть принятой в Болонский процесс, кроме принятия решения на заседании министров образования в 2015 году, не существует, — убежден эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

Чтобы заявку Беларуси не сняли досрочно с повестки дня, нужны реформы по приближению системы высшего образования к Болонской модели. Хотя многие постсоветские страны вступали в процесс без участия общественности и проведения соответствующих реформ. Однако в случае с Беларусью, убеждена Светлана Мацкевич, «так не получится, теперь требования другие».

Глава представительства Европейского союза в Беларуси Майра Мора считает, что для присоединения к Болонской декларации государство должно реализовать в учреждениях высшего образования преподавательскую и студенческую мобильность, академическую независимость, повышать конкурентоспособность учреждений высшего образования, способность выпускников трудоустроиться после окончания университета, соблюдение прав и обязанностей студентов.

Главный вопрос модернизации высшего образования в Беларуси — будет ли она исходить от административного центра или вузы смогут сами обновлять содержание образования и быть открытыми социальным партнерам.

Даже если не принимать во внимание внешние вызовы, связанные со вступлением Беларуси в Болонский процесс, просто для выживания университета необходимо выстраивать новые отношения с социальными партнерами, особенно с теми, кто участвует в финансировании образования: родителями и работодателями.

— Те, кто дает деньги, должны получить право распоряжаться и управлять, — уверен Владимир Дунаев.

Однако вся законодательно-нормативная база высшего образования в Беларуси пока ориентирует на использование инструментов внешнего управления высшей школой.

Эксперт: Достаточно просто не мешать

В «ситуации концептуальных политических разногласий» трудно проводить реформы в системе образования по приближению ее к Болонской модели. Тем не менее, Татьяна Водолажская предлагает выделить определенное направление действий, связанное, к примеру, со стандартизацией системы образования, и заниматься им вплотную.

В важном вопросе — развития академических свобод — можно было бы, отмечает эксперт, хотя бы «немного отпустить идеологическое давление на научную работу, самоорганизацию, самостоятельность ученых в университетах».

Это показало бы решимость в намерении вступить в Болонский процесс и продемонстрировало бы белорусским властям, что академические свободы не угрожают устоям государства, а работают на качество образования.

— Если государство не в состоянии помогать академическому сообществу, то пусть хотя бы даст возможность ему развивать систему собственного контроля, коммуникаций, — подчеркивает эксперт. — Это продвинуло бы нас в сторону Болонского процесса не в формально, а содержательно.

Даже сейчас в Беларуси существуют инициативы среди академического сообщества, например, Конгресс исследователей Беларуси, сообщества политологов, историков. — Однако воля властей работает скорее против, а не в поддержку инициатив, — констатирует Татьяна Водолажская.

«Белая книга» реформ

Общественный Болонский комитет ведет мониторинг состояния и перемен в высшем образовании и разрабатывает предложения по реформированию высшей школы, направленные на сближение c основными направлениями политики ЕПВО.

— Мы стремимся в максимальной степени интернационализировать экспертизу, привлекая для оценки наших предложений специалистов из стран, участвующих в программе «Восточное партнерство», — отмечает Владимир Дунаев.

В июне эксперты намерены представить «Белую книгу» — программу реформ для белорусской высшей школы.

Общественный Болонский комитет заинтересован в сотрудничестве с белорусскими университетами, стейкхолдерами и социальными партнерами высшего образования, Министерством образования, другими государственными институтами.

— Мы хотели бы видеть в них союзников, а не оппонентов. На базе таких ценностей, как академическая свобода и университетская автономия, можно добиться реального повышения качества и интернационализации белорусского высшего образования, — резюмирует эксперт.

Без свободы у белорусских вузов нет европейского будущего

 

Автор: Татьяна Атрощенко

Источник: Завтра твоей страны

 

 

 


 

Read more...

Белорусские вузы сократят план приема на будущий учебный год на 10%

29-05-13-05В Минске состоялось совещание ответственных секретарей приемных комиссий учреждений высшего образования Участие в заседании принял первый заместитель министра образования Александр Жук.

Контрольные цифры приема в учреждения высшего образования на 2013 год утверждены и согласованы. При этом первый замминистра отметил, что их согласование осуществлялось в нынешнем году медленно и не просто. Это связано с тем, что учредители с трудом соглашались на сокращение контрольных цифр приема, особенно по таким специальностям, как экономика, управление, правоведение, сообщает пресс-центр Министерства образования.

Общий прием на уровень высшего образования в 54 учреждения высшего образования составит 79,3 тыс. человек. На обучение за счет средств республиканского бюджета планируется принять 30,5 тыс. человек, что на 5,2% меньше, чем в 2012 году (32,2 тыс.). На платное обучение намечено принять 47 тыс. человек, что на 15% меньше (55,8 тыс.).

Александр Жук пояснил, что цифры приема в пределах средств, определяемых бюджетом, и на платной основе были сформированы с учетом сложившейся демографической ситуации (выпуск составит 59 тыс. человек, что на 6,4 тыс., или 10% меньше, чем 2012 году), сокращения на 10% общего объема подготовки специалистов с высшим образованием по сравнению с 2012 годом, перераспределения бюджетных ресурсов на востребованные, высокотехнологичные специальности в сфере IТ-технологий, атомной энергетики, наноматериалов и нанотехнологий, биотехнологий, космических технологий, строительства и других областях, сокращения приема на экономические и юридические специальности в непрофильных вузах.

Проблемные вопросы

Анализ итогов вступительной кампании 2012 года в Беларуси выявил ряд проблем, на которые необходимо не только обратить внимание, но и срочно их исправить. По словам Александра Жука, первый из таких вопросов - это недобор абитуриентов на бюджетную форму получения образования. Несмотря на то что прием на дневную бюджетную форму обучения в 2012 году был сокращен на 5%, по результатам зачисления незаполненными остались 200 дневных бюджетных мест, или 2% от контрольных цифр приема, в основном по специальностям педагогического профиля. Незаполненными оказались бюджетные места в БГУ, БГПУ имени М.Танка, ВГТУ, БарГУ, МогГУ имени Кулешова и других вузах. Как считает первый заместитель министра образования, это свидетельствует в том числе и о недостаточной профориентационной работе учреждений образования.

Также анализ показал, что в ряде учреждений высшего образования осуществляется подготовка по специальностям, которые являются непрофильными для данных учреждений образования. Например, в учреждениях Минсельхозпрода четверть первокурсников в 2012 году были зачислены на специальности экономического и юридического профилей. "Выпускники вузов, получившие образование платно по названным специальностям, регистрируются в службах занятости населения, пополняя ряды безработных", - отметил первй замминистра. При этом качество подготовки по этим специальностям, считает Александр Жук, оставляет желать лучшего.

В 2013 году на экономические и юридические специальности, как наименее востребованные организациями - заказчиками кадров, прием сокращен на 160 бюджетных мест. Кроме того, в 22 вузах закрыт прием по некоторым экономическим специальностям, в частности "мировая экономика", "экономика и управление на предприятии", "менеджмент", "коммерческая деятельность", "бухгалтерский учет, анализ и аудит".

Новые специальности

Как подчеркнул Александр Жук, в Беларуси с 1 сентября 2013 года в вузах планируется начать обучение по специальностям, по которым ранее подготовка на уровне высшего образования не велась.

В 2013 году проведена большая работа с организациями-заказчиками кадров по обновлению структуры подготовки специалистов с высшим образованием. Учитывая спрос на новые приоритетные направления развития реального сектора экономики, в Общегосударственный классификатор "Специальности и квалификации" включены более 30 новых специальностей высшего образования первой ступени.

Так, в Белорусском государственном университете будет начато обучение по 7 специальностям ("гидрометеорология", "космоаэрокартография", "математика и информационные технологии", "механика и математическое моделирование", "ядерные физика и технологии", "химия лекарственных соединений" и "химия высоких энергий"). В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники будет открыто обучение по специальностям ("экономика электронного бизнеса", "электронный маркетинг", "программируемые мобильные системы", "электронные и информационно-управляющие системы физических установок", "информатика и технологии программирования", "микро- и наноэлектронные технологии и системы", "инфокоммуникационные технологии" (по направлениям) и "информационные системы и технологии"). В Белорусском национальном техническом университете вводятся специальности "управление инновационными проектами промышленных предприятий", "управление дизайн-проектами на промышленном предприятии", "дизайн производственного оборудования", "дизайн гусеничных и колесных машин", "информационные системы и технологии". В Белорусском государственном технологическом университете - специальность "информационные системы и технологии". В Витебском государственном технологическом университете - "информационные системы и технологии" (в проектировании и производстве), "производство текстильных материалов", в Минском государственном колледже связи - "инфокоммуникационные технологии" (по направлениям), в Международном гуманитарном экологическом университете имени Сахарова - "медицинская физика".

Качество образования

Касаясь работы учреждений образования частной формы собственности, Александр Жук отметил, что базовые ориентиры некоторых частных вузов Беларуси, уровень подготовки в них студентов откровенно не дотягивают до конкурентоспособного уровня. "Во-первых, большинство из них никак нельзя назвать крупными, у них слабая база и контингент преподавателей. Во-вторых, они заняли нишу наименее затратных специальностей - с чисто теоретической подготовкой. Причем, как правило, упор делается не столько на очную форму образования, сколько на менее затратную заочную. Дошло до того, что ежегодный выпуск заочников стал превышать выпуск специалистов, получивших полноценное очное образование. Продолжение такой тенденции крайне опасно. В-третьих, эти вузы ориентируются исключительно на спрос населения и готовят в основном специалистов так называемых престижных профессий - юристов, экономистов. И забывают два других важнейших параметра - качество их подготовки и востребованность экономикой", - сказал Александр Жук.

Проблема получения качественного высшего образования в заочной форме, особенно в вузах частной формы собственности, стоит очень остро. "Качественную подготовку могут дать только вузы с сильным составом преподавателей, современной материально-технической базой и эффективными связями с рынком труда, - уверен первый замминистра образования. - Ничего не имею против частного сектора высшей школы как такового. Всем известно, что большинство ведущих университетов планеты негосударственные, и во многих странах, прежде всего в США, этот сектор превалирует. Но если в 2013 году в частных вузах Беларуси не изменится картина с удельным весом зачисленных абитуриентов, где только треть от всех зачисленных составляют очники, то ситуацию придется менять кардинально".

Первый замминистра также подчеркнул, что вузы со студентами-первокурсниками до 100 человек (подготовка осуществляется по 5-7 специальностям в каждом вузе) объективно не нужны.

  

Источник: OPEN.BY


 

Read more...

Студенты требуют привязать стоимость обучения к уровню инфляции

30-04-13-03Группа белорусских студентов начала общественную интернет-кампанию с требованием привязать стоимость обучения к уровню инфляции в стране.

Как сообщается в пресс-релизе организаторов кампании, студенты хотят, чтобы «изменение стоимости платного обучения во всех учебных заведениях страны с 2013 года было привязано исключительно к фактической и планируемой инфляции в стране и проходило один раз в год». В рамках кампании планируется собрать и отправить 10 000 электронных обращений на имя президента Беларуси и министра образования.

Студенты призывают всех небезразличных граждан, которых волнует эта проблема, присоединиться к кампании — помочь распространить информацию о ней в социальных сетях.

С сентября 2010 года по апрель 2013 года стоимость обучения на платной основе увеличивалась и пересчитывалась девять раз. Последнее увеличение произошло в апреле 2013 года. Как отмечают авторы обращения, стоимость обучения увеличилась примерно в три раза.

«Постоянное повышение стоимости платного обучения негативно сказывается на родителях студентов, которые в основном оплачивают их обучение, так как родители не могут планировать расходы на образование из-за их постоянного увеличения. Все больше и больше родителей вынуждены забирать документы своих детей из вузов либо брать дорогостоящие кредиты на обучение. Все это указывает на отсутствие экономической стабильности и уверенности студентов и родителей в завтрашнем дне», — говорится в обращении.

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Так уж ли это несправедливо, что в Минске учиться дороже, чем в Сорбонне

02-04-13-07Цены волнуют всех и всегда — на услуги ЖКХ, лекарства, проезд в общественном транспорте и так далее и тому подобное. Почему они идут в гору или, наоборот, застывают на месте? Что за этим стоит? Какие расчеты? О стоимости платного образования тоже заходит речь. Иногда даже звучит: мол, учиться в Минске уже дороже, чем в Сорбонне. Почему? Давайте разберемся спокойно, с цифрами и фактами в руках.

С формальной точки зрения действительно по ценам мы уже догнали университеты Балтии и Польши. Во Франции, Германии, Австрии обучение обходится в среднем 500-1.000 евро в год. Причем эта сумма страховых или профсоюзных взносов, а сама учеба считается бесплатной. В Италии студенты платят так называемый налог на образование от 170 до 3,5 тысячи евро в год в зависимости от доходов семьи. В наших же вузах нынче путь к диплому стоит от 800 до 1.750 долларов на дневном отделении за год. Но... Это ведь для тех, кто не выдержал конкурс на бюджетные места.

В этом году, например, государственные вузы планируют принять 30,5 тысячи первокурсников за счет бюджета. То есть больше половины выпускников школ! Поэтому сравнивать цены некорректно. Можно говорить, что в Чехии и Финляндии обучение бесплатное даже для иностранцев. Но туда не берут всех подряд. Конкурс до 300 человек на место! И иностранцы участвуют в нем на общих основаниях с коренными жителями, доказывая свое право на учебу на официальном языке страны. Так что шансы невелики, откровенно говоря (представьте поступление корейцев в наш БГУ через ЦТ!). Кроме того, отсев жесткий. Действует "принцип воронки". Не справляющихся с программой безжалостно отчисляют. Например, в Англии только процентов 60 студентов добираются до финишной черты. Никто не делает скидки на то, что ты — иностранец, не понял, не успел, забыл, пропустил...

Вообще, у образования есть несколько базовых характеристик. Во–первых, это доступность. Беларусь по количеству студентов едва ли не впереди планеты всей. Сегодня гранит науки грызут в 6 раз больше белорусов, чем в 1960 году, когда на 10 тысяч населения было всего 73 студента. Сегодня — 467! 85 процентов выпускников школ становятся студентами. Это очень высокий показатель. Для сравнения: Швеция — самая развитая страна Европы, а высшее образование там имеют всего 13 процентов населения. В Европе, если чувствуют, что выбрали неправильную дорогу, уходят как можно скорее, чтобы не терять время даром. У нас же некоторые поступают в университеты только для того, чтобы на 5 лет отложить выбор профессии, "чтобы корка была", а там как повезет... Так нам ли сетовать на недоступность высшего образования?

В Беларуси на финансирование сферы образования из бюджета ежегодно выделяется около 5-5,5 процента ВВП. Тоже относительно высокий уровень. В Германии и Польше, например, этот показатель составляет 5,1 процента, Финляндии — 6,8. Только масштабы ВВП у нас несоизмеримы. Поэтому абсолютные расходы совсем другие. По данным ЮНЕСКО, у нас на одного студента расходуется примерно 1.900 долларов, а в странах ЕС — 13 тысяч долларов в год. Университеты — лидеры различных мировых рейтингов и вовсе тратят до 300 тысяч долларов на одного студента. В итоге повышению доступности образования противостоит неизбежное уменьшение затрат государства на каждого учащегося.

Известно, что "платники" покрывают пока лишь 50-60 процентов от того, что дотируется на бюджетника. А за свой счет в белорусских вузах учатся две трети студентов. По полной счет выставляется только иностранцам. И ректоры дружно возмущаются, когда слышат, что вуз живет за деньги "платников". Ведь, получается, государство еще и компенсирует часть затрат на их обучение! А это бьет по качеству подготовки. Тем более что о строгом отборе речь вообще зачастую не идет. Да, сейчас планку для поступления в вуз подняли, но сумма, скажем, 10 баллов по языку вызывает у преподавателей тоже горькую улыбку. Куда это годится, если сначала ученик рассуждает: "А зачем мне учиться, если я и так поступлю?", а потом студент–"платник" негодует: "Я плачу и еще учиться должен?" Все острее вопрос: нужны ли нам такие "студенты"?

В белорусской (как, впрочем, и в российской) модели платного высшего образования вместо "принципа воронки" — "принцип трубы". Поступив на платное, студент с вероятностью 90-95 процентов получит диплом. Может быть, дело в том, что количество преподавателей нормировано по количеству студентов. Отчислить треть из них — нужно будет сокращать преподавательские ставки. И потому многие просто тихо получают минимальные оценки, не напрягаясь. А зачем, если работодатели никогда не интересуются вкладышем к диплому, в котором указаны оценки?

Высшее образование не может быть массовым и бесплатным одновременно. Когда специалисты с высшим и средним специальным образованием устраиваются рабочими, с экономической точки зрения это сродни разбазариванию и без того недостаточных средств. Зачем же выбрасывать деньги на подготовку учителей, которые не пойдут в школу? Лучше резко повысить учительские зарплаты — и тогда студенты возьмут кредит, чтобы учиться в педвузе. Так или иначе, но решать нужно сразу две проблемы: соответствующего финансирования вузов и отбора студентов, способных оправдать вложенные в них средства.

 

Автор: Мария Кучерова

Источник: Советская Белоруссия


 

Read more...

БГУИР переходит на сокращенную форму обучения по всем специальностям

26-03-13-06Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники с 2013/2014 учебного года по всем 36 специальностям переходит на обучение на 1 и 2 ступенях высшего образования по системе 4+2. Об этом сообщил журналистам ректор БГУИР Михаил Батура.

Михаил Батура отметил, что по окончании первого и второго курсов студент при желании будет иметь возможность перейти на любую специальность с минимальной досдачей академической разницы, поскольку учебные планы и программы по всем специальностям на первом и втором курсах максимально унифицированы.

После 4-х лет обучения молодые люди смогут поступить в магистратуру, научно-исследовательскую или практико-ориентированную, срок обучения в которой составляет два года. В первой будут готовить исследователей, нацеленных на поступление в аспирантуру, а во второй будет вестись углубленная инженерная подготовка. Таким образом, на рынок труда будут приходить кадры, готовые не только работать с современными технологиями, но и разрабатывать свои инновационные продукты, пояснил Михаил Батура.

БГУИР в 2013 году откроет 12 новых специальностей

Михаил Батура особенно выделил новое направление - электронная экономика. Планируется открыть две специальности "электронный маркетинг" и "экономика электронного бизнеса". Молодые люди, освоившие эти специальности, смогут работать как в сфере традиционного маркетинга, так и специалистами в области электронной коммерции, а также интернет-маркетологами. Выпускники получат возможность устроиться на предприятиях как ИТ-сектора, так и любой другой отрасли экономики для организации ее электронного представительства в Интернете. Михаил Батура подчеркнул, что перед открытием всех новых специальностей вуз тщательно проанализировал спрос на будущих выпускников.

Во время нынешней вступительной кампании БГУИР продолжит действовать автоматизированная система подачи заявлений и зачисления. Абитуриенты вуза смогут участвовать в конкурсе на 7 специальностей технико-технологического профиля и на 2 экономического, расставив их при подаче документов в порядке приоритета. Абитуриентов будут делить исходя из общей суммы набранных ими на ЦТ баллов и зачислять в соответствии с указанными ими приоритетами. Молодой человек, не прошедший по конкурсу на первую из указанных специальностей, сможет участвовать в конкурсе на вторую, третью и т.д. из своего списка. Тем, кто не пройдет ни на одну из перечисленных в заявлении специальностей, будут предложены вакантные места других специальностей.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family