wrapper

Новости - слайдер на главной

Новости университетов

Новости университетов (237)

АЭС в Беларуси: первое распределение студентов-ядерщиков

27-12.13Первых студентов-ядерщиков распределят уже в 2010 году. Среди четырех вузов – БНТУ, МГЭУ имени Сахарова, БГУ, БГУИР, – осуществляющих подготовку кадров для обслуживания будущей атомной электростанции, первыми путевку в жизнь получат студенты химфака Белорусского государственного университета.

О поступлении, обучении и распределении студентов-ядерщиков читайте в эксклюзивном интервью заместителя декана по научной работе химического факультета БГУ Татьяны Савицкой обозревателю портала www.interfax.by.

Специальности и квалификация

– В настоящее время на химическом факультете обучается 80 человек по специализациям 1-31 05 01-01 12 «Радиационная химия» и 1-31 05 01-01 13 «Радиохимия», которые относятся к направлению «Научно-производственная деятельность». Из них на 5 курсе – 4 студента, на 4-м – 7, на 3-м – 9 и по 30 человек на 1 и 2 курсах.

С 2009 года, в соответствии с Государственной программой подготовки специалистов для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008–2020 гг., ежегодный прием будет составлять 30 человек.

В соответствии с учебным планом, эти студенты, как и все, обучаются в течение 5 лет. По диплому они получат квалификацию «Химик. Химик-исследователь».

Распределение по специализациям происходит на третьем курсе. Однако студенты, обучающиеся на специализациях 1-31 05 01-01 12 «Радиационная химия» и 1-31 05 01-01 13 «Радиохимия», начиная с 2009 года, сразу поступают на 1 курс для обучения по программам, соответствующим этим специализациям.

Конкурс на химический факультет общий: в этом году он составил 1,4 человек на место. При подаче заявлений студенты указывают направление или специализацию, по которым они желают пройти обучение.

Распределение по направлениям и на «ядерные» специализации осуществляется во время собеседования с прошедшими по конкурсу в соответствии с набранными баллами.

В последние два года большого конкурса на «ядерные» специальности не было, но не было и вакансий, группы были укомплектованы полностью.

На химический факультет традиционно в основном поступают девушки. Например, на нынешнем 1-м курсе соотношение девушки / юноши составляет 3:1, в группе ядерщиков 1,3:1.

Стипендия студентов-ядерщиков незначительно превышает стипендию остальных студентов. Например, при среднем балле успеваемости 8–9 размер обычной стипендии – Br207 148, «ядерной» – Br227 864.

Химический факультет большое внимание уделяет повышению квалификации преподавателей, занимающихся подготовкой студентов-ядерщиков. Они проходят обучение в международных школах, специализированных научно-исследовательских и учебных центрах в России и странах дальнего зарубежья, имеющих опыт подготовки специалистов для ядерной энергетики.

Практика и распределение

– В этом году производственная практика у студентов 3–4 курса прошла в Объединенном Институте ядерных исследований (г. Дубна, Россия).

Это была международная летняя практика с 5 по 25 июля, в которой принимали участие также студенты Словакии, Чехии, Болгарии и других стран. В ходе практики студенты выполнили и защитили курсовые проекты на английском языке.

Первое распределение будет в этом году. У нас 4 студента. Одного-двух мы планируем для обучения в магистратуре. Остальные студенты будут распределены в научно-исследовательские институты и лаборатории соответствующего профиля.

В направлении не будет оговорена обязанность работать на АЭС.

В настоящее время у нас уже есть договоренность с Центром ядерных исследований (SCK-CEN, Бельгия) для обучения в магистратуре, а также прохождения практики студентами на базе научно-исследовательских лабораторий Института Пауля Шерера и подземной лаборатории «Grimsel Test Site» Агентства по захоронению радиоактивных отходов «NAGRA» (Швейцария).

Узнать подробнее об учебе и нюансах поступления можно во время Дней открытых дверей, которые будут проводиться 5 января и 30 марта 2011 года с 10:00 по адресу: Минск, ул. Ленинградская, 14, ауд. 201.

 

Автор: Вячеслав Жегуло

Источник: Интерфакс


Read more...

Шведским студентам выдали для вскрытия тело преподавателя

211203Шведским студентам для первого в их практике анатомического вскрытия выдали тело их бывшего преподавателя, пишет The Local.

Как рассказали студенты Каролинского института в Стокгольме, когда их группа впервые пришла на аутопсию и увидела на секционном столе тело бывшего учителя, все были поражены. Однако никто ничего не сказал инструктору. Обстановка, по словам студентов, была нервной, и они начали перешептываться, однако потом сосредоточились на работе.

«Первая аутопсия воспринимается очень эмоционально, а нам еще пришлось вскрывать кого–то знакомого», – рассказал один из них. «Я был сверхшокирован», – заявил другой.

Профессор Биргитта Сунделин (Birgitta Sundelin), которая отвечала за организацию занятий, выразила сожаления об инциденте, назвав его «крайне досадным». По ее словам, студентам назвали имя умершего, которого планируется вскрывать, однако никакой реакции не последовало. Сами студенты заявили, что убедились в том, кто лежит на столе, лишь прочитав имя на бирке.

Заведующая кафедрой онкологии и патанатомии Тина Далианис (Tina Dalianis) заявила, что сопереживает студентам и понимает, что происшедшее стало для них тяжелым переживанием, однако не считает действия института ошибкой. «Это действительно ужасно, однако иногда учебный процесс включает подобные события. К сожалению, они [студенты – ред.] должны с этим смириться», – сказала она.

Президент Ассоциации шведских медицинских студентов Мария Эхлин Колк (Maria Ehlin Kolk) выразила возмущение этой позицией и заявила, что в подобной ситуации студенты не могли сосредоточиться на обучении. Она призвала медицинские вузы принять меры, чтобы не допустить таких инцидентов в дальнейшем.

 

Источник:  medportal.ru

Read more...

Классический университет превращается в предпринимательский

14-12-14Профессор Стенфордского университета Генри Ицковиц уверен, что сегодня именно университет становится центром национальной инновационной системы.


Недавно в Москве по приглашению Академии народного хозяйства при правительстве РФ побывал профессор Стенфордского университета и Центра исследований в области предпринимательства Бизнес-школы Эдинбургского университета Генри Ицковиц — автор и активный пропагандист новой модели организации инновационного процесса, названной им «тройной спиралью». Модель основана на утверждении, что в современном обществе ядром инновационной деятельности оказывается университет. Он вступает в тесное сотрудничество с бизнесом, во многом беря на себя функции его отделений R&D, и становится главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Классический университет превращается в предпринимательский. Конечно, он сохраняет всю академическую составляющую, но при этом делает упор на развитие в студентах предпринимательских начал.

Возможно, не всем поклонникам классического образования покажется привлекательной перспектива превращения храма науки в бизнес-центр. Действительно, не каждому студенту, изучающему филологию или теоретическую физику, потребуются предпринимательские навыки, да и не каждому инженеру они нужны. Но тренд изменения характера образования налицо во всем мире, ведь инновационное развитие стало синонимом успешности государства. Модель «тройной спирали» объединяет инновационные усилия вузов, бизнеса и государства при центральной роли университетов и, по мнению профессора Ицковица, является самой рациональной формой инновационной системы, которая подходит и для рыночного, и для нерыночного общества.

— Основная идея в том, что в обществе, основанном на знаниях, университет играет все более важную роль. В индустриальном обществе университет готовит обученных работников и занимается научными исследованиями, как фундаментальными, так и прикладными, но очень редко участвует в трансфере технологий в промышленность. А в обществе, основанном на знаниях, университет начинает играть расширенную роль, ставя «капитализацию знаний» в качестве академической цели. Модель «тройной спирали» предполагает, что именно университеты становятся центрами, генерирующими технологии и новые формы предпринимательства, оставляя за собой, естественно, и научные исследования.

Обучение в таких предпринимательских университетах должно наряду с академической стимулировать и предпринимательскую деятельность выпускников, чтобы они, покинув альма-матер, не побоялись брать на себя эти функции. Главный аргумент в пользу такого развития университетов заключается в том, что они для этого имеют все необходимое, больше даже, чем научно-исследовательские институты или научно-исследовательские отделы компаний. Потому что университет — это место, через которое течет человеческий капитал, тысячи студентов с новыми идеями, которые можно апробировать и довести до коммерциализации.

Университет — одна из составляющих «тройной спирали». Говоря об этой модели, нельзя забывать о двух других ее элементах. О промышленных предприятиях и государственных структурах и их взаимодействии с университетами. Потому что, продолжая выполнять свои традиционные функции, эти структуры приобретают новые роли в таком сотрудничестве.

— Какова роль государства в вашей модели?

— Правительство помимо того, что оно, как всегда, устанавливает правила игры и занимается управлением общества, теперь выполняет еще одну функцию — оно обеспечивает необходимые ресурсы для стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в университетах.

А промышленные предприятия помимо своего традиционного направления — производства продукции — теперь размещают свои структурные единицы на территориях научных парков тех же университетов. Это позволяет предприятиям находиться в более тесном контакте с академическими исследовательскими группами, дает больше возможностей для разработки новых товаров, найма нужных сотрудников и отслеживания научных открытий, имеющих коммерческое применение. Впервые опыт объединения этих трех элементов спирали произошел во времена экономического кризиса.

— В тридцатые годы?

— Да, в двадцатые–тридцатые. Я разработал свою модель «тройной спирали», анализируя историю экономического развития американского штата Новая Англия: как в этом штате была решена проблема падения промышленного производства во время мирового экономического кризиса. Власти пришли к выводу, что у штата есть один большой плюс — высокая концентрация научно-исследовательских институтов и университетов. В самом начале ХХ века там уже были успешные примеры формирования маленьких фирм, которые занимались научно-исследовательской деятельностью. И по результатам массированного обсуждения дальнейшего пути развития региона была изобретена модель использования венчурного капитала. Вторая мировая война этот процесс приостановила, но сразу после войны первая венчурная компания там была создана. В этом участвовали Гарвардский университет, MIT, государственные власти региона и представители бизнес-сообщества. Начался поиск новых научно-исследовательских проектов в университетах. Под эти проекты предоставлялись исходный капитал и бизнес-консультирование. Обычно фирмы открывались на основе научно-исследовательских проектов, которые финансировались правительством США, и очень часто это были оборонные проекты. Но потом были найдены и другие возможности. Там была компания, которая разрабатывала тренажер для пилотов бомбардировщиков. А после того, как был завершен проект, в компании поняли, что они на самом деле изобрели не симулятор, а мини-компьютер. И это дало начало новой отрасли промышленности — промышленности мини-компьютеров.

Анализ этого процесса сыграл очень важную роль в разработке модели «тройной спирали». Люди объединяются для анализа сильных сторон своего региона и решения его проблем. И, таким образом, они либо договариваются об адаптации существующих моделей развития, либо разрабатывают новую модель. В различных регионах и странах есть свои сильные стороны и свои проблемы — везде разные. Наверняка многие будут заимствовать успешные модели развития у своих соседей. Но самое главное — организовать трехстороннее взаимодействие между основными составляющими спирали.

Недавно я выступал консультантом в одном норвежском регионе. Там оказалась в упадке ведущая отрасль — целлюлозно-бумажная промышленность. Собралось все руководство региона, чтобы понять, чего же не хватает. И пришли к интересному выводу: не хватает университета. Было решено, что подъем промышленности нужно начинать с создания университета. То есть они решили сделать акцент на развитии уже существующей отрасли промышленности, но для этого зашли с совершенно другой стороны. Фирмы, созданные вокруг университета и разработок самого университета, дали новую жизнь старой промышленности.

— В Америке развитие вашей модели в каком-то смысле было гармоничным. В России наука, образование и промышленность развивались совершенно другим образом. Крупные научные институты, поделенные во время советской власти на фундаментальные и прикладные, поглощали студентов и занимались научными разработками. А власти организовывали передачу результатов этих разработок от академических институтов в прикладные и дальше в промышленность. Сейчас академические институты оказались отрезанными от прикладных, прикладные — от промышленности. А промышленность предпочитает покупать готовые изделия на Западе, а не заказывать разработки собственной науке.

— Да, я знаю об этом.

— При этом большинство университетов оказалось оторвано от научных центров. Более того, между ними существует зачастую нездоровая конкуренция за ресурсы.

— На мой взгляд, есть два подхода для решения этих проблем. Первый — создать сильные сети для сотрудничества между всеми разрозненными элементами. Пример налаживания такого сотрудничества между элементами старой системы показала Бразилия.

Второй — слить их как бы воедино в один-единственный университет. Это французский ответ на вопрос. Они что сделали? Взяли национальную французскую систему научно-исследовательских институтов и присоединили ее к университетской системе. Так что теперь исследователи исполняют еще и функции преподавателей, а преподаватели университетов имеют возможность какое-то время проводить в научно-исследовательских институтах, осуществляя исследование.

Но каким бы путем вы ни пошли, все равно очень важно понять, что, во-первых, для этого требуется определенная критическая масса ресурсов, особенно если речь идет о разработке каких-то новых направлений — направлений, которые имеют не только теоретический, то есть академический, потенциал, но и практический. Во-вторых, нужно следить за тем, чтобы процесс преобразования не ограничился только организационными мероприятиями. Его результатом должны стать новые идеи, новые разработки. И в-третьих, этот процесс не должен быть зацентрализованным. Очень важно дать возможность молодым исследователям самим взять в руки свою научно-исследовательскую деятельность, организовать группы, чтобы доводить до ума свои разработки. Такой университет перестает быть просто учебным заведением, его роль становится шире — он помогает в открытии маленьких фирм, которые будут доводить до состояния коммерциализации продукты и технологии, будут делать их полезными для промышленных компаний. Возможно даже, что такие фирмы войдут в состав компаний. А правительство может стимулировать процесс, давая заказы и покупая продукцию у этих маленьких фирм, что придаст новую динамику всей системе.

— У нас есть пример издавшего вашу книгу Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Там ваша модель уже реализована. Но есть примеры, когда аналогичная модель формируется не от университета, а от крупного научного института. Институт прикладной физики РАН в Нижнем Новгороде фактически создал при себе собственный мини-университет, а вокруг — сеть малых инновационных предприятий, реализующих его фундаментальные разработки. То есть стал одновременно и своеобразным инкубатором, и венчурной компанией, помогая за счет своих ресурсов в становлении и малым предприятиям, и каким-то новым научным направлениям. Наверное, такую же роль могут играть промышленные предприятия и крупные компании?

— Конечно. Именно на основе таких своих, доморощенных скажем, моделей могут зародиться региональные и национальная инновационные системы. Очень важно в этой ситуации делиться положительным опытом внедрения таких моделей, чтобы желание применить и у себя что-то подобное возникало у многих университетов и институтов. Я думаю, такой обмен опытом был бы не менее полезен, чем посещение Силиконовой долины. Слишком пристальное внимание к i-phone и i-pad, а также другим инновационным достижениям в продуктовом сегменте вводит в заблуждение и отвлекает внимание от движущих сил в инновационной теории и практике.



Прежде всего надо изучать успешные примеры организации инновационной деятельности у себя в стране. После этого надо разработать программы расширения и распространения этой модели на другие регионы, на другие вузы и институты. В Швеции, например, было создано специальное инновационное агентство для стимулирования таких процессов, чтобы каждый регион мог разработать свой подход к оптимальному использованию своих ресурсов. И если регион предоставлял достойный план, то правительство страны помогало его финансировать.

Роль государства в модели «тройной спирали» состоит в стимулировании таких подходов, в финансировании дальнейших шагов в этом направлении, чтобы такие центры объединяли все больше университетов, институтов, компаний вокруг себя, создавая научно- и образовательно-промышленные сети.

— У нас было довольно много построено инкубаторов. Но, к сожалению, во многих случаях они превратились в структуры, которым предоставлялись определенные льготы, а инновационного толчка не получилось. Как избежать, на ваш взгляд, этой ловушки?

— Это обычная ошибка тех, кто вырывает из определенного контекста какую-то мысль, какую-то идею или модель и пытается ее внедрить в совершенно другом контексте, не учитывая особенности ситуации. Если нет культуры предпринимательства, ее надо развивать. Здесь требуются специальное обучение и специальные навыки. Если университетская система, система вузов настолько косная, что говорит молодым ученым, выбирай: либо ты остаешься в науке, либо открываешь свой бизнес, это надо менять. Инкубаторная модель работает там, где и студенты, и исследователи могут и заниматься наукой, и внедрять на практике свои разработки. Либо, одновременно работая и в университете, и, скажем в инновационной фирме, легко переходить из компании в университет и обратно. Инкубатор может быть успешным, если он выступает в качестве лидера, научного наставника, бизнес-наставника, тогда он, что называется, обречен на успех. А иначе это просто здание, помещение. А для инкубатора и здания-то отдельного не нужно, правильно? В университете будущего не будет отдельного здания, в котором будет находиться инкубатор. В XIX веке, когда появилась такая вещь, как лаборатория, она располагалась в отдельном здании, достаточно далеко от самого университета. А сегодня мы представляем университетское здание с лабораторией в непосредственной близости от него. В будущем же мы не представляем себе университета, где не будут связаны воедино в систему лаборатории, учебные помещения и инкубаторы, потому что эти функции будут взаимно интегрированы. Уже давно обнаружено, что, если вести учебные занятия в лабораториях, студенты быстрее рождают новые идеи. То есть научно-исследовательская деятельность является производной учебной деятельности. При этом многие из новых идей, которые рождаются в лабораториях, имеют потенциал для применения на практике. И логично предпринять следующие шаги — инкубировать эти идеи в маленькие фирмочки.

— Остается ли место в вашей модели традиционному фундаментальному университету или в современном обществе все они должны постепенно превратиться в предпринимательские университеты?

— Много лет у нас в США все говорили, что Университет Джона Хопкинса исключение из правил, что он не пойдет по пути трансформации в предпринимательский университет. Но потом и в этом университете пришли к выводу, что у них есть огромные ресурсы в медицинских разработках. Экономика же города, где они находились, была в упадке. И вот они поняли, что настал момент, когда они должны сыграть свою роль в восстановлении экономики города, и занялись созданием биотехнологической индустрии вокруг университета. Это совершенно не значит, что та часть университета, которая занимается фундаментальными исследованиями, ушла или сейчас уходит в прошлое. По фундаментальным исследованиям Университет Джона Хопкинса до сих пор является мировым лидером. Но сейчас у них появился новый элемент — внедрение на практике результатов научных разработок. И это увеличивает ресурсы университета. Они уже стали примером для других университетов по внедрению на практике научных разработок.

На самом деле непреодолимой границы между академическим и прикладным знанием нет. Физики в США, которые во время войны работали в оборонке, были вынуждены отложить в долгий ящик научные работы. Но потом они поняли, что в ходе выполнения оборонных заказов они все равно генерируют чисто научные инновации, и совершенно иначе взглянули на свою деятельность. А после войны поняли, что можно одновременно заниматься и прикладной наукой, и фундаментальной.

— А как научить инноваторов? Я беседовал с несколькими крупными учеными в академических институтах, которые ведут довольно успешные прикладные разработки, но они жалуются, что не в состоянии превратить их в продукт. Как сказал один из таких специалистов, «я не научен этому».



— Обучить инновациям, конечно, в буквальном смысле невозможно. Но вы можете помочь им работать в паре с теми людьми, которые имеют необходимый опыт и могут помочь. Одни исследователи заинтересованы в том, чтобы самим принять участие во внедрении своих разработок на практике, выполнить предпринимательскую функцию. Другим хочется увидеть, как их разработка будет внедрена, но сами в этом участвовать они не хотят, предпочитают быть консультантами. И здесь нужно создать такую гибкую систему, которая допустит сосуществование двух подходов для трансфера идей и технологий. Потому что если от всех исследователей мы будем ожидать, что они сами начнут внедрять свои разработки на практике, то очень малый процент инноваций увидит свет. Намного больше инноваций удастся внедрить при гибридном подходе.

— Один из самых известных сейчас инновационных проектов в России — Сколково. Насколько, на ваш взгляд, он отвечает и вашей модели, и вообще вашим представлениям о совместном развитии науки, образования и бизнеса.

— Детально я не знаком со сколковским проектом. Я не уверен даже, что основатели этого проекта детально знают, что они создают. Но насколько я понимаю, этот проект имеет две составляющие. Первая — привлечь ведущие международные крупные компании, их филиалы, для того, чтобы они здесь открыли свой бизнес. А вторая составляющая — создание нового университета по модели MIT, предпринимательского университета. Чтобы там студентов и аспирантов обучали не просто голой науке, но они также получали и практические навыки. Чтобы стимулировалась инновационная и предпринимательская деятельность. Чтобы молодые исследователи могли гибко подходить к решению вопроса о своей дальнейшей карьере и не надо было выбирать между наукой и практикой. Чтобы, наконец, они получили шанс взять руководство научной деятельностью на себя.

Несколько лет назад в Европе муссировалась идея создать 50 новых университетов типа MIT. В результате от проекта мало что осталось. Решили ограничиться увеличением помощи существующим университетам. Европе не хватило духа создать совершенно новый университет с нуля. Не хватило смелости создать предпринимательский университет по самым высоким стандартам предпринимательства и научных исследований. А в Сколкове у России есть шанс сделать то, на что Западная Европа не решилась. И тогда такой университет мог бы стать примером, моделью для подражания не только для других научно-исследовательских институтов и вузов страны, но и для европейских стран в целом.

— Должно ли государство не только стимулировать такую деятельность, о которой вы говорите, но и задавать приоритеты научной и промышленной политики тем же университетам, научным центрам?

— С одной стороны, должны быть ресурсы, использование которых не полностью определяется государством. То есть необходимо дать свободу университетам в распределении ресурсов. Но с другой стороны, государство может задавать определенные приоритеты в направлении исследований, куда желательно прежде всего тратить эти ресурсы. И должны быть агентства, которые организовали бы деятельность исследователей по всей стране, чтобы эти приоритеты воплощались. В Бразилии есть агентство фундаментальных исследований в Сан-Пауло. Сан-Пауло — самый развитый штат Бразилии. В какой-то момент они поняли, что развитие штата требует не только фундаментальных исследований, но и практического результата от их внедрения. И нашли такую объединяющую проблему, которая позволила свести все научные научно-исследовательские институты, вузы, всех ученых штата. Это была проблема борьбы с каким-то вредителем, который портил апельсиновые деревья. И вот агентство фундаментальных исследований организовало программу и взяло на себя функции центра инновационной деятельности в этом вопросе.

Хотя в США не любят говорить о роли государства в инновационном процессе, но тем не менее государство и там играет достаточно большую роль в установлении приоритетных направлений научных разработок. Возьмите тот же «Гугл». Часто про «Гугл» говорят как про результат сотрудничества между двумя кандидатами наук, которые в какой-то момент времени встретились и объединились для выполнения задачи. На самом деле они работали в рамках научно-исследовательского проекта, посвященного поиску данных, который финансировался правительством и Стенфордом. Это была работа в интересах оборонки. Но они увидели, что результат их научных разработок имеет более широкий потенциал, чем изначально казалось. И поскольку они работали в Стенфорде, в Силиконовой долине, то поняли, что там есть все необходимое для реализации этого потенциала.

Сейчас правительство США выделяет большие ресурсы на разработку экологически чистых технологий. Это приоритет на дальнюю перспективу. Было очень непросто принять такое решение и сделать такой смелый шаг. Но, к сожалению, в администрации Обамы забыли, что нельзя смотреть исключительно в далекое будущее, надо думать и о краткосрочных делах, в первую очередь о безработице. И в результате они просчитались с краткосрочной перспективой и потеряли поддержку части избирателей. А ведь могли бы организовать аналоги программ, существовавших в двадцатых–тридцатых годах, когда во время Великой депрессии также была очень высокая безработица. Например, расширить подготовку программистов.

— В своей книге вы пишете, что очень важно, чтобы научные центры, университеты располагались в больших городах. А совсем недавно их было принято выносить за городскую черту. Почему, по-вашему, так важен большой город?

— Большой город то место, где встречаются и соприкасаются люди с разным образованием, разным менталитетом и разной культурой. Поэтому большой город уже сам по себе имеет характеристики своеобразного инкубатора. Кроме того, там есть источники финансирования. Есть места, где люди с новыми идеями могут встретиться, обсудить их, договориться о сотрудничестве. В больших городах есть старые здания, которые не используются, и новые фирмы могут получить доступ к таким недорогим помещениям. Можно, конечно, создавать такой центр в совершенно изолированном месте, так делалось раньше, но для этого требуются совсем другие ресурсы. Почему не воспользоваться уже готовой инфраструктурой? Важно, что в таких районах могут селиться не только научно-технические инкубаторы, но художественные галереи, музеи. Например, в Барселоне возникла мысль обновить старый заводской район, где многие помещения были самовольно заняты художниками. Вначале художников выкинули, снесли часть старых зданий и на их месте построили новые для филиалов хайтековских компаний. Но потом городские власти увидели, что район потерял свою уникальность, свою динамичность, свою атмосферу. И сейчас снова призывают художников вернуться и разделить соседство с инноваторами.

Источник: Эксперт 

Read more...

Частные вузы Беларуси прижали к стенке

081227Без права выбора все вузы негосударственной формы собственности, не имеющие на балансе общежитий, обязаны будут построить их за свой счет.

«В каждом негосударственном вузе должно быть общежитие для студентов», – заявил председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович, представляя 2 декабря 2010 года парламентариям проект Кодекса об образовании.

Что по данному поводу говорят в самих частных учреждениях образования, выяснял обозреватель портала www.interfax.by.

БИП – Институт правоведения

– Общежитие – это имидж вуза и дело чести каждого учебного заведения. Конечно, общежития надо строить! – сказал учредитель, председатель попечительского координационного Совета БИП, доктор юридических наук, профессор Степан Сокол, обратив внимание на то, что «с юридической точки зрения не должно быть квалифицирующего правила давать или нет лицензию вузу, если у него нет общежития. Человек сам выбирает для себя, поступать ему в частный или в государственный вуз».

Решение о строительстве общежития было принято институтом задолго до обсуждения Кодекса об образовании, однако из-за бюрократических проволочек его строительство начнется только в 2011 году.

На купленном участке в поселке Ратомка около Минска появится современное общежитие на 112 мест (при реальной потребности 80–90), где помимо студентов смогут проживать и преподаватели вуза, которым, скорее всего, будет выделен этаж с отдельным входом.

Пока же институт арендует места в одном из общежитий Минска, в котором, как показывает практика, не все желающие хотят жить: приблизительно 40–50 иногородних студентов пишут отказы в предоставлении им жилья.

МИТСО

– Не имея общежития, мы сдерживаем возможность поступления студентов в вузы, – сказал ректор Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений», кандидат исторических наук, доцент Валерий Толкачев, подчеркнув, что «в МИТСО есть общежитие на 340 мест».

Образование не должно быть просто формальностью. Должны быть и общежития, и спортивные залы, и современные учебные корпуса, новое оборудование и т. д. Все, чтобы человек учился и получал от этого только удовольствие.

В 2012 году мы планируем сдать в эксплуатацию новый 7-этажный учебный корпус (площадь здания около 4 000 кв. метров) с современными аудиториями, оборудованными по последнему слову техники.

Кроме этого, уже получено официальное разрешение на строительство легкого крытого спортивного манежа. МИТСО готов реализовать свой план и сдать в эксплуатацию манеж к лету 2011 году.

Позиция Владимира Здановича касательно того, что в каждом негосударственном вузе должно быть общежитие для студентов, безусловно, оправданная. Пусть даже это дело и не приносит прибыли, что мешает, например, скооперироваться учебным заведениям и возвести хотя бы одно общежитие? Мы должны работать на благо студентов!

Женский институт ЭНВИЛА

– В первом в Беларуси и СНГ учебном заведении только для женщин иногородние студентки проживают в служебной квартире (7 человек, из которых одна россиянка), арендуемой у Энвила-М, учредителя института, и рабочих общежитиях Минска (35 человек), также арендуемых вузом, – рассказали обозревателю портала www.interfax.by сотрудники Женского института ЭНВИЛА.

Собственного общежития в институте нет, и решения о строительстве пока нет.

Несмотря на большое количество иногородних студентов (только среди первокурсников их число составляет 47%; всего на стационаре сегодня обучается 343 человека) не все слышат клич писать заявление на предоставление мест в общежитиях. Из числа нуждающихся в жилье сегодня на очереди стоят только 14 человек.

В женском институте есть специальный журнал учета тех, кому нужно общежитие и кто от него отказался; кто заселился и когда выселился.

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

Как выяснил обозреватель портала www.interfax.by, проблем с общежитием у студентов гомельского вуза нет: иногородним предоставляются места в четырех общежитиях, располагающихся недалеко от университета. Преподавателям для проживания выделяют комнаты в «малосемейке».

Институт парламентаризма и предпринимательства

«Своего общежития в Институте парламентаризма и предпринимательства нет. Для иногородних студентов вуз арендует небольшое количество мест в одном из общежитий Минска», – сообщили в приемной комиссии института, обратив внимание на то, что первокурсникам места не предоставляются (после всеобщего собрания студенты 1-го курса, как правило, договариваются между собой и снимают квартиры).

На вопрос, реально ли на старших курсах получить общежитие, представитель вуза ответила, что «с выделением мест для мальчиков ситуация немного сложнее, чем с девочками».

Приказы не обсуждаются, а выполняются беспрекословно?

Дозвонившись до ректора одного из негосударственных минских вузов, предварительно рассказав секретарю о том, что заявил председатель комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания, обозреватель www.interfax.by услышал буквально следующее: «Как решил, как там его… Зданович, так и сделаем. Конечно, говорю в шутку».

Частным вузам в Студенческой деревне делать нечего!

 

Как рассказал обозревателю портала www.interfax.by ректор одного из минских вузов негосударственной формы собственности, обратившись в Минобразования Беларуси с инициативой построить за свой счет общежитие в «Студенческой деревне» в Минске, он получил отказ...

Частные вузы Беларуси

Имеют общежитие:

Международный институт трудовых и социальных отношений (Минск).

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (Гомель).

Не имеют общежития:

Институт современных знаний имени А. М. Широкова (Минск).

Институт предпринимательской деятельности (Минск).

Частный институт управления и предпринимательства (Минск).

Женский институт «ЭНВИЛА» (Минск).

Международный гуманитарно-экономический институт (Минск).

Институт парламентаризма и предпринимательства (Минск).

Минский институт управления (Минск).

БИП – Институт правоведения (Минск).

 

Автор: Вячеслав Жегуло

Источник: Интерфакс

Read more...

В трех университетах Финляндии будет введено платное обучение для студентов из–за пределов ЕС

061207В трех финских университетах будет введена плата за учебу для студентов из–за пределов ЕС и Европейской экономической зоны.

По информации газеты «Этеля–Саймаа», технический университет Лаппеенранта, университет Ювяскюля и университет Аалто в Хельсинки планируют ввести плату за учебу на некоторых факультетах в размере 8 000–10 000 евро.

В университете Лаппеенранта, в частности, введение платной учебы касается, прежде всего, российских студентов.

Министерство образования разрешает эксперимент по платному образованию при условии, что в университетах будет создана система стипендий для оказания материальной помощи части студентов.

 

Источник:  yle.fi, penki.lt

Read more...

НИЭИ Минэкономики - будет главным по госпрограммам

271115Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Минэкономики Беларуси определен головным научно-исследовательским учреждением по подготовке госпрогнозов и программ социально-экономического развития страны.

В указе №605, подписанном президентом Беларуси А.Лукашенко 25 ноября, отмечено:

«В целях модернизации работы НИЭИ Минэкономики и повышения результативности научных разработок на институт возложены новые задачи по мониторингу, обобщению и подготовке аналитических материалов по результатам исследований национальной, региональной, отраслевой и мировой экономики, разработке научно обоснованных предложений по эффективному и сбалансированному развитию белорусской экономики, созданию условий для повышения ее конкурентоспособности», - отмечается в сообщении.

В соответствии с указом в областях Беларуси и городе Минске создаются региональные центры социально-экономических исследований НИЭИ Минэкономики, говорится в сообщении пресс-службы президента.

Указ вступает в силу с 1 января 2011 года.

 

Источник: БДГ on-line

Read more...

Условия льготного зачисления в вузы пересмотрят

26-11-04Условия льготного зачисления в вузы Беларуси планируется пересмотреть. Об этом сообщил 25 ноября на заседании коллегии Минобразования в Минске первый заместитель министра образования Александр Жук.

По его словам, будет создана межведомственная комиссия по изучению обоснованности и целесообразности предоставления льгот различным группам абитуриентов. Комиссия "должна выйти на конкретные предложения по упорядочению льгот".

Как заявил первый замминистра, в ходе вступительной кампании 2010 года условия внеконкурсного зачисления абитуриентов-льготников на отдельные престижные специальности не оставляли шансов на участие в конкурсе абитуриентам со значительно более высокими баллами.

Например, в БГУ на специальность "политология" на бюджетную форму обучения при проходном балле 348 вне конкурса были зачислены льготники, набравшие всего 118 баллов (почти в три раза меньше). При этом льготники заняли около 40% бюджетных мест и вытеснили абитуриентов, набравших на 200 баллов больше, отметил Жук. По его словам, на специальность "бизнес-администрирование" на бюджетную форму при проходном балле более 336 вне конкурса был зачислен абитуриент, который набрал 109 баллов, но не прошли по конкурсу лица, которые набрали более 300 баллов. Подобные случаи были и в Минском государственном лингвистическом университете, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка и других вузах.

Жук отметил, что введенные раньше определенные нормы по ограничению льгот при зачислении на популярные специальности на практике до конца не работают. "Дело в том, что эта норма распространяется на те специальности, на которые конкурс был в предыдущие годы пять и более человек на место. На практике абитуриенты отслеживают информацию и не подают документы на подобные специальности", - сказал первый замминистра. В ряде случаев подобная ситуация складывается и при проведении раздельного конкурса между сельскими и городскими выпускниками.

"Поэтому необходимо всесторонне проанализировать льготы, предоставляемые абитуриентам при поступлении, посмотреть их оправданность и порядок применения", - заключил Жук.

 

Источник: БелаПАН


Read more...

В Полоцке появилась скульптура средневекового студента

20110917 ноября в Международный день студента в Полоцке состоялось открытие скульптуры «Средневековый студент». Бронзовый мученик науки высотой около двух метров и весом в 400 килограмм установлен в дворике на исторической территории возле здания бывшего кадетского корпуса, где сейчас располагаются историко-филологический факультет и факультет информационных технологий Полоцкого государственного университета.

Из шести проектов представленных на конкурс первой в Беларуси скульптуры в честь студенчества предпочтение было отдано работе Александра Прохорова. По проекту этого минского скульптора город над Двиной уже украсили дородный купец и памятник князю Всеславу Чародею.

Права открыть скульптуру были удостоены ее автор и стипендиат Специального фонда Президента РБ студентка финансово-экономического факультета Екатерина Корейша.

Самые искренние поздравления в адрес учащихся с обретением своего памятника и днем студента прозвучали от ректора университета Дмитрия Лозовского и мэров двух городов.

Стоило только появиться талисману у полоцких студентов, как он тут же начал обрастать приметами. Например, чтобы повезло на защите дипломной работы нужно потереть печать с гербом университета.

 

Источник: Химик.info

Read more...

В Европе составили рейтинг вузов

131102Лучшими высшими учебными заведениями Европы стали английские Кембридж и Оксфорд, поделившие между собой шестое месте рейтинга, пропустив вперед американские Гарвард, Калифорнийский и Массачусетский технологические институты, Стэнфорд и Принстон.

Еще один британский вуз – Имперский колледж Лондона – на 9-м месте. Он пропустил вперед Калифорнийский университет в Беркли. Замыкает десятку лидеров Йельский университет.

В качестве заслуг Кембриджа составители рейтинга напомнили, что именно выпускники этого вуза причастны к открытиям, изменившим все человечество – законы Ньютона, теория расщепления атома, теория эволюции Дарвина, создание прототипа компьютера, а также расшифровка ДНК. В настоящее время 8614 преподавателей Кембриджа обучают 18396 студентов.

Что касается Оксфорда, то 26 его выпускников стали премьер-министрами Великобритании. Кроме того, Оксфорд закончили 30 будущих мировых глав государств.

Второе место по числу лучших вузов Европы заняла Германия, 14 университетов которой оказались в списке. Лучшим вузом Германии признан Гёттингенский университет.

Третья строчка досталась Нидерландам – 10 голландских вузов оказались в списке, лучшим из которых стал Эйндховенский технологический университет.

Кроме того, в рейтинге присутствуют по два университета из Бельгии, Австрии, Ирландии и Испании, а также Университет Хельсинки (Финляндия) и Университет Бергена (Норвегия).

Ни один итальянский, чешский или российский вуз в рейтинг не попал.

 

Источник:  euromag /RUS Media, penk.lt

Read more...

Открылся первый в стране Институт третьего возраста

13-11-04_copyНекоторые студенты преклонного возраста уже приступили к занятиям.

На нынешний момент институт, разместившийся в территориальном центре социального обслуживания населения Ленинского района Бреста, посещают более семидесяти пенсионеров. Занятия для слушателей разделены на несколько направлений: образовательное, редакторское, историко-краеведческое, нравственно-духовное и культурно-досуговое, направление физической активности, творческие мастерские. Самые популярные у пожилых людей обучение навыкам пользователя персонального компьютера и занятия физической активностью (оздоровительной йогой).

— Идея пришла после посещения подобного учебного заведения в Люблине, — рассказывает Татьяна Матук, заведующая отделением соцадаптации и реабилитации территориального центра. — Совместно с БрГУ им.Пушкина мы и воплотили в жизнь эту задумку, чем весьма обрадовали брестских пенсионеров.

 

Автор: Андрей Гомыляев

Источник: Народная газета


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family