wrapper

Новости - слайдер на главной

Новости университетов

Новости университетов (237)

Пять самых дорогих специальностей в белорусских университетах

01-07-15-33Многие белорусские вузы подняли цены на обучение. Чтобы получать высшее образование за свой счет, семьям надо реально оценивать свои финансовые возможности и перспективы трудоустройства по той или иной специальности.

В этом году учебные заведения планируют принять 66,7 тыс. человек, в том числе на бюджет 27,9 тыс. Это почти на тысячу меньше, чем было набрано в 2014- м (28 993 чел.). По-прежнему большинство белорусских студентов — платники.

Вузы поднимают и держат цены на определенные специальности как раз потому, что они являются самыми востребованными у абитуриентов, и, несмотря на высокие цены, места там не пустуют.

Итак, самые дорогие специальности

Юристы-международники

На юрфаке Белорусского государственного университета обучение на специальности «правоведение», «экономическое право» стоит 24,68 млн рублей в год. Такая же цена на «международном праве».

При том, что обучение по этим специальностям востребованное, с трудоустройством в силу избытка специалистов могут быть проблемы.

Согласно анализу проекта Работа.TUT.by, спрос на юристов на рынке труда значительно меньше, чем число желающих трудоустроиться. Например, конкуренция по сравнению с прошлым годом выросла в два раза и более. На одну вакансию юриста приходится 16,8 резюме.

Айтишники

Учеба в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники на факультете компьютерных систем и сетей (ФКСиС) обойдется 23,5 млн рублей.

Если абитуриент потянет обучение на айтишника, что под силу далеко не всем как из-за высокой цены, так и специфики предметов, материальные и временные затраты окупятся. На IT-специальности сохраняется высокий спрос, а зарплата очень хорошая. В апреле в Минске средняя зарплата IT-специалистов составляла почти 25 млн рублей — это одна из самых высоких зарплат в стране.

Белорусский программист — это бренд, как когда-то трактор «Беларус», говорят в Парке высоких технологий.

Врачи

На врача учиться дорого, дороже всего в Белорусском государственном медицинском университете (БГМУ), если сравнивать с региональными медвузами. Традиционно самая дорогая специальность в БГМУ — «стоматология» (22,9 млн рублей). «Лечебное дело», «педиатрия», «фармация» — 19,6 млн рублей.

Характерно, что медицинские вузы не увеличили стоимость обучения в этом году. Некоторые, возможно пока, а вот в Белорусском государственном медуниверситете уже опубликовали цены на новый учебный год, которые от старых не отличаются.

Медикам работу найти — не проблема, их не хватает и в городе, и на селе. Однако заработки в сфере государственного здравоохранения оставляют желать лучшего.

Энергетики

Самые дорогие специальности в Белорусском национальном техническом университете — на энергетическом факультете и на факультете информационных технологий и робототехники. За год надо заплатить 20,3 млн рублей.

Столько же стоит обучение на специальности «таможенное дело».

По этим специальностям выпускники всегда найдут работу в реальном секторе, если, конечно, в стране будет нормально работать экономика.

Экономисты

Самые дорогие специальности в Белорусском экономическом университете связаны с магическим для абитуриента словом «международный». Получить диплом по специальностям «финансы и контроль в сфере таможенной деятельности», «бухгалтерский учет, анализ и аудит во внешнеэкономической деятельности», «международные инвестиции», «международный маркетинг» и так далее можно за 19,6 млн рублей в год.

Выпускники университета ценятся у работодателя. И если выпускник не имеет амбиций сразу после окончания вуза стать главой представительства белорусской компании за рубежом, у него есть вполне реальный шанс найти высокооплачиваемую работу в хорошей компании.

 

Автор: Елена Спасюк

Источник: Белорусские новости


 

Read more...

Белорусские вузы начали прием документов от абитуриентов

01-07-15-11До конца вступительной кампании в Беларуси осталось двадцать пять дней. Сегодня высшие учебные заведения страны начали прием документов от абитуриентов.

Приемная кампания на бюджетную форму обучения продлится ровно неделю – до 15 июля. До этой же даты документы должны подать и потенциальные студенты-платники творческих, военных и некоторых факультетов гражданских вузов. Дело в том, что помимо результатов централизованного тестирования, их проходной балл будет зависеть и от оценки на обязательном профильном экзамене в самом университете. Эти испытания начнутся с 16 июля.

Подавать документы на платную форму обучения можно до 2 августа.

Правда, для тех, кто поступает в творческие вузы без дополнительных экзаменов, а лишь по трем результатам ЦТ, эти сроки сокращены до 31 июля, для абитуриентов вузов МВД и МЧС – до 29 июля.

01-07-15-11-1

Инфографика: Антон Девятов

Министр образования Михаил Журавков накануне отметил, что в последние годы наиболее популярные направления для поступления – медицинские университеты и специальности, связанные с IT, нано- и биотехнологиями.

"Хотелось бы, чтобы будущие студенты серьезно подумали и подавали свои документы на технические и инженерные специальности. С каждым годом растет потребность в высококвалифицированных кадрах в различных областях инженерии. Те, кто поступит на эти специальности сейчас – через 4-6 лет будут иметь отличную возможность с хорошими знаниями продвинуться по служебной лестнице, стать успешными", – сказал Михаил Журавков.

 

Источник: TUT.BY


Read more...

В Беларуси будет расширяться практика двойных дипломов после присоединения к Болонскому процессу

12-05-15-10В Беларуси в связи с присоединением к Болонскому процессу будет расширяться практика двойных дипломов. Об этом сегодня в эфире телеканала ОНТ сообщил министр образования Михаил Журавков.

Министр рассказал об изменениях, которые ожидают систему высшего образования. "Будет определенная унификация специальностей в соответствие с теми, что есть в других европейских странах, - отметил он. – Мы будем расширять практику двойных дипломов - совместных с университетами из других европейских стран". Ко всему в белорусских дипломах появится приложение, которое знают во всех странах Европы.

Кроме того, в Беларуси ожидают роста числа студентов, которые будут приезжать на учебу, кратковременные курсы из других европейских стран. В свою очередь белорусским студентам, вернувшимся из зарубежных стажировок, будут засчитывать специальные курсы, которые они прослушали в других университетах, добавил Михаил Журавков.Что касается обязательного распределения для молодых людей, которые получили диплом и нашли работу за рубежом, то этот вопрос, по словам министра, требует проработки, в том числе на законодательном уровне.

Как сообщалось, на текущей неделе Беларусь решением министров образования стран общеевропейского пространства была принята в Болонский процесс.

Идеи создания европейского университетского сообщества и единого Европейского пространства высшего образования исходят от старейшего в Италии Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к 900-летнему юбилею, руководство вуза обратилось ко всем университетам Европы с предложением принять Великую хартию университетов - Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов. В 1999 году на родине Magna Charta, в Болонье, состоялась историческая Первая конференция тридцати европейских министров образования. Принятая ими декларация "Зона европейского высшего образования" определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой декларации и начинается Болонский процесс.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Белорусские студенты напичканы гендерными стереотипами

01-04-14-50Головы современных белорусских студентов напичканы гендерными стереотипами. Они распространены как среди девушек, так и среди юношей, но мужчины подвержены им больше — таковы данные исследования «Гендерное равенство в университетах Минска», проведенного социологом Светланой Буровой.

Исследование проводилось в нескольких вузах в 2012 году. По его данным, стереотипы в отношении женщин присущи в большей степени студентам, а не студенткам. Девушки в своих суждениях выглядят современнее, парни — традиционнее.

Девушки предъявляют к юношам меньше требований, чем те сами к себе. Так, 58% опрошенных считают, что «мужчина должен быть сильным и всегда скрывать свои эмоции». Среди мужчин согласны с этим утверждением 69%, среди женщин — 47%.

В целом стереотипы в отношении мужчин распространены не меньше, чем в отношении женщин.

Взгляды на профессиональную успешность и политическую деятельность как на мужскую доминируют и у парней, и у девушек. Более половины опрошенных мужчин считают, что политика — это сугубо мужское дело, в то время как среди женщин такого мнения придерживаются около четверти.

Относительно профессиональной деятельности около пятой части респондентов придерживаются стереотипа, согласно которому «женщина не может быть хорошим хирургом, адвокатом, политиком». При этом парней, согласных с этим утверждением, в три раза больше, чем девушек.

На протяжении многих лет, отметила автор исследования, в нашей стране идет поступательное переосмысление степени участия мужской части населения в ведении домашнего хозяйства.

«Не без труда, но этот процесс имеет нарастающую тенденцию. Участие мужчин в домашних делах воспринимается как нормальное явление большинством студентов и студенток, однако почти 30% мужчин и 12% женщин считают, что мужчина не должен заниматься домашними делами», — отмечает Светлана Бурова.

Вместе с тем подавляющее большинство студентов (86%) и студенток (92%) считают, что мужчины умеют хорошо заботиться о детях. Большинство также согласно с мнением, что женщине труднее совмещать профессиональные и семейные роли (68% девушек, 62% юношей).

К утверждению о том, что большинство женщин — это сильные личности, студентки и студенты отнеслись по-разному. Согласились с ним 63% девушек и всего 23% юношей, то есть разрыв составил 40% (!). Мнение о том, что следует прекратить относиться к женщинам как к слабым существам, было поддержано менее чем половиной опрошенных. В среде молодежи женский пол, как правило, воспринимается до сих пор как слабый.

«Возрастающее самосознание молодых женщин и появление у них большей уверенности в своих силах и непонимание этого молодыми мужчинами может стать серьезным испытанием межличностного полового взаимодействия», — отмечает Светлана Бурова.

Около половины опрошенной студенческой молодежи считают, что гендерное равенство невозможно. Такое мнение выразили 46% девушек и 59% юношей.

Чтобы гендерная толерантность в белорусском обществе стала нормой, современная молодежь должна иметь доступ к качественным обучающим программам по гендерному равенству. Однако в стране не так много специалистов. Ранее в Европейском гуманитарном университете была магистратура по гендерной проблематике, теперь ее нет. А имеющихся в белорусских вузах спецкурсов, освещающих вопросы гендерного равенства и прав женщин, явно недостаточно.

Отметим, что трансформация общественного сознания, искоренение гендерных стереотипов, связанных с идеей превосходства и доминирования одного пола над другим, является задачей Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы.

Проблема гендерных стереотипов среди молодежи не является отвлеченной или касающейся только этой категории населения. Это вопрос развития всего общества и достижения социальной справедливости.

 

Источник: Завтра твоей страны


 

Read more...

Каждый пятый студент минского медуниверситета — иностранец

01-04-14-43Белорусский государственный медицинский университет вошел в первую тройку вузов СНГ по привлечению студентов из-за рубежа.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило первый международный рейтинг высших учебных заведений СНГ. В него вошли 153 лучших вуза из России, Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы, Узбекистана Азербайджана и Кыргызстана.

Рейтинг опирается как на статистические данные, так и на результаты опросов свыше 5,5 тысяч респондентов – преподавателей, работодателей, ученых, студентов и выпускников. Главный критерий — оценка качества обучения.

«Подавляющее большинство успешных и востребованных вузов стран СНГ, в отличие от университетов англосаксонской модели, исторически сильны высоким качеством образовательного процесса, а не уровнем научных исследований и коммерциализации технологий», — поясняют авторы исследования.

Больше всего вузов, вошедших в итоговый список лучших учебных заведений, сосредоточено в России (95 вузов) и на Украине (33 вуза). Следом идут вузы Беларуси (10) и Казахстана (9).

Все вузы разбиты на классы, от А до Е. Почетную букву «А» получил только Московский государственный университет. Класс В присвоен 14 вузам из России, трем вузам Украины и Белорусскому государственному университету.

Большинство победителей рейтинга – вузы, представляющие столичные города: среди университетов СНГ классов А и В доля учебных заведений Москвы, Киева и Минска составляет 63%.

«Столичный университет в Беларуси вполне сопоставим с региональным вузом в России», — утверждают составители рейтинга.

01-04-14-46-1

Данные рейтингового агентства «Эксперт РА»

Отличительной особенностью лидеров рейтинга является высокая стоимость платного обучения: у вузов класса В она в среднем эквивалентна 4,6 тысячи долларов в год, в то время как для класса С аналогичная цифра составляет 3,3 тысячи долларов, для класса D – 2,9 тысячи долларов.

Успехи вузов СНГ по привлечению студентов из-за рубежа пока довольно скромны, отмечают составители рейтинга. Лишь у 21 вуза из списка лучших доля иностранных студентов превышает 10%. Наибольшую популярность у зарубежных студентов сегодня имеют медицинские вузы. В Белорусском государственном медицинском университете она составляет 19%. Причем, только 1% — представители стран СНГ.

01-04-14-46-2

Данные рейтингового агентства «Эксперт РА»

В двадцатку лидеров СНГ по привлечению магистрантов из других стран вошли Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (32% от общего числа магистрантов), Белорусский национальный технический университет (39%), Белорусский государственный медицинский университет (46%).

01-04-14-46-3

Данные рейтингового агентства «Эксперт РА»

 

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

40% бюджетников теперь будут отрабатывать не 2 года, а 5

04-03-14-30Ассоциация клиник Израиля выберет Вам лучшее место лечения без коммисионных

По новым правилам поступления в вузы, на целевое обучение возьмут 60% аграриев и 40% — на всех других специальностях.

На совещании по вопросам поступления в университеты руководитель государства предлагает посчитать количество абитуриентов, поступающих с направлением от будущего работодателя.

"Ведь легко определить будущего педагога, будущего военного. У нас этого нет. Это основные изменения в приемных экзаменах", — говорит Александр Лукашенко.

Новые правила принимают 20 марта, за два месяца до поступления. На целевое обучение по всем специальностям будут набирать до 40%, а на аграрные специальности — до 60% студентов, передает БелТА.

Не станет ли из-за этих "основных изменений" меньше мест для обычных бюджетников, которые учатся без направления и, соответственно, отрабатывают по распределению только два года? Интересуемся в главном вузе страны.

"Шла речь об адресных заявках — от сельского хозяйства, Минобороны. На специальность, например, менеджмент навряд ли будут такие заявки. К тому же, если такие изменения будут, надо менять положение "О целевом наборе", — отвечают Еврорадио в приемной комиссии БГУ.

Здесь надеются, что много целевиков не пойдет. В прошлом году по направлению в БГУ поступало всего около 20 человек.

"Общее число мест не уменьшится. Например, есть 40 мест на какой-то специальности, 10 мест на целевой прием. Эти тоже бюджетные места, такая же форма обучения. Соответственно, то же самое, только выпускник пойдет к конкретному работодателю, ну, и будет там отрабатывать 5 лет", — рассказывают в Белорусском государственном технологическом университете.

А если бы поступал без направления — только два года.

Треть первокурсников Белорусского аграрно-технического университета сейчас учатся для конкретного предприятия — поступили по целевому запросу.

"Государство что за того деньги платит, что за того. Но один отрабатывает два года, другой — пять. Если готовы конкурировать, хорошо, если не готовы — пусть берут целевой запрос и после 5 лет отрабатывают", — высказываются в этом вузе.

Практика целевого обучения есть везде, высказывается эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич. Но абитуриент сам договаривается, как потом будет отрабатывать.

"Работодатели сами заключают договоры с будущим студентом и сами с ним решают, каким будет партнерство. А у нас это решает государство, и фактически это закрепляет всю систему распределения", — делится Светлана Маскевич.

В прошлом году вступительные экзамены не смогли сдать более 30% от всех абитуриентов: они не набрали необходимые пороговые баллы на централизованном тестировании.

 

Автор: Артем Мартынович

Источник: Еврорадио


 

Read more...

Меняются правила поступления в вузы и ссузы

04-03-14-14

На совещании, прошедшем 11 марта, посвященном приему в средние и высшие учебные заведения, Лукашенко высказал несколько мыслей, которые начали облекаться в правовые акты.

По крайней мере, уже стало известно о некоторых изменениях в новой редакции правил приема. В частности, отменяется раздельный конкурс для выпускников сельских и городских школ, в результате которого абитуриенты из города, имевшие очень высокие баллы, могли не попасть в вуз.

Теперь те, кто будет поступать на сельскохозяйственные специальности, смогут выбирать, каким образом стать студентом, сдавая централизованное тестирование или экзамены непосредственно в вузе.

Вообще без экзаменов будут принимать на военные специальности выпускников суворовского и кадетских училищ, а также лицея при Гомельском инженерном институте МЧС. Без экзаменов могут стать студентами победители олимпиад, но лишь при поступлении в педагогические учебные заведения.

Облегчится и получение диплома вуза именитым спортсменам – членам сборных команд страны. Предполагается, что они смогут получать высшее образование заочно по специальностям, не связанным с физической культурой и спортом, за счет средств госбюджета.

Вузы теперь не смогут самостоятельно устанавливать количество бюджетных и платных мест, разнарядка будет приходить из Министерства образования.

 

Источник: ex-Press.by


 

Read more...

В Министерстве образования разработали рейтинг белорусских вузов

09-01-14-19В Министерстве образования Беларуси впервые разработан рейтинг отечественных учреждений высшего образования по итогам приемной кампании 2013 года, сообщает пресс-служба министерства. 

Первое место в рейтинге занял Белорусский государственный университет, второе – Белорусский национальный технический университет, третье – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. В первую пятерку вошли также Белорусский государственный экономический университет (4 место) и Минский государственный лингвистический университет (5 место).

Цель составления рейтинга – оценить потенциал студентов I курса в 2013 г. Для оценки учитывались как количественные показатели (количество абитуриентов, принятых в УВО за счет средств бюджета; количество абитуриентов, принятых на условиях оплаты и др.), так и качественные показатели (проходной балл по специальности).

В формулу расчета вошли следующие значения:

– сумма баллов, набранных студентами по всем специальностям, с учетом выполнения контрольных цифр приема;

– количество абитуриентов, принятых на бюджет по определенной специальности;

– количество абитуриентов, принятых на условиях оплаты по определенной специальности;

– проходной балл по определенной специальности для абитуриентов, принятых за счет бюджета и на условиях оплаты;

– количество абитуриентов, зачисленных в УВО без вступительных экзаменов (победители международных и республиканских олимпиад, творческих конкурсов и фестивалей, лауреаты специальных фондов Президента Республики Беларусь);

количество зачисленных иностранных граждан;

– процент выполнения контрольных цифр приема.

 

Наименование учреждения высшего образования

Позиция в рейтинге

Белорусский государственный университет           

1

Белорусский национальный технический университет  

2

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники 

3

Белорусский государственный экономический университет

4

Минский государственный лингвистический университет  

5

Белорусский государственный медицинский университет  

6

Гродненский государственный университет им. Янки Купалы      

7

Витебский государственный ордена дружбы народов медицинский университет            

8

Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины      

9

Гродненский государственный медицинский университет  

10

Витебский государственный университет им. П.М.Машерова         

11

Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина

12

Гомельский государственный медицинский университет  

13

Брестский государственный технический университет  

14

Полоцкий государственный университет 

15

Белорусский государственный технологический университет        

16

Белорусский государственный университет транспорта    

17

Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка 

18

Белорусский государственный университет культуры и искусств

19

Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова    

20

Полесский государственный университет            

21

Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия       

22

Белорусско-российский университет        

23

Барановичский государственный университет  

24

 Белорусский государственный аграрный технический университет 

25

Белорусский государственный университет физической культуры          

26

Гродненский государственный аграрный университет  

27

Витебская ордена "Знак почета" государственная академия ветеринарной медицины      

28

Гомельский государственный технический университет им. П.О.Сухого          

29

Белорусская государственная академия музыки          

30

Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина     

31

Международный университет "МИТСО"  

32

Могилевский государственный университет продовольствия        

33

Белорусская государственная академия искусств        

34

Международный государственный экологический университет им.А.Сахарова            

35

Академия управления при Президенте Республики Беларусь           

36

Витебский государственный технологический университет        

37

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

38

БИП - Институт правоведения       

39

Минский институт управления      

40

Минский государственный авиационный колледж         

41

Институт парламентаризма и предпринимательства          

42

Институт предпринимательской деятельности            

43

Минский государственный высший радиотехнический колледж 

44

Институт современных знаний      

45

Высший государственный колледж связи 

46

Частный институт управления и предпринимательства          

47

Международный гуманитарно-экономический институт     

48

 

Источник: edu.gov.by

 

 

Read more...

Останется десять университетов

03-01-14-01Формирование глобальной системы дистанционного получения высшего образования через интернет только началось, и потому до конца не ясно, насколько успешной окажется эта модель.  

Экспансия университетского образования в интернет приведет к тотальному изменению научного мира. В нем останется лишь несколько университетов, профессора утратят свой статус, а наука сконцентрируется в США, считает немецкий профессор Эрвин Хеберле, долгие годы преподававший в Берлинском университете имени Гумбольтдта, Университете Женевы и Университете Сан-Франциско.

— Вы говорите о грядущей революции в высшем образовании, которая должна произойти благодаря доступу к вузовским курсам через интернет. О чем вообще идет речь?

— В развивающихся странах живут миллионы высокомотивированных и очень умных молодых людей, у которых нет возможности получать научное образование. У них либо нет рядом университетов и библиотек, либо нет денег на учебу. Да, немецкие вузы предлагают интернет-курсы. Но предлагают их только для студентов, которые и так ходят в университет. Такие студенты получают пароль для доступа к цифровым материалам курса. Но почему этот пароль дают только студентам? Потому что материалы защищены копирайтом. Мои дорогие немецкие коллеги часто делают так: сканируют три-четыре книги, которые им не принадлежат, — и готов курс. Копирайт разрешает такое копирование для ограниченных групп. Но такие курсы нельзя распространять широко. Американцы поступают иначе.

— Распространяют их бесплатно?

— Да. Два года назад известный профессор Себастиан Трун поставил эксперимент. Он объявил запись на бесплатный курс в интернете, посвященный искусственному интеллекту. В течение нескольких недель к нему записались 160 тысяч студентов. Тогда он работал в Стэнфорде, и там ему сказали: вы можете выписывать для окончивших курс дипломы, но не от имени Стэнфордского университета, а от своего имени, как частное лицо. «Отлично!» — сказал профессор. И подготовил с помощью компании Google курс, разработал механизмы проверки работ, в итоге сертификат о прохождении этого курса получили 20 тысяч студентов из 160 тысяч. На основании этого опыта Себастиан Трун сказал: «Дорогой Стэнфорд, вы для меня слишком медлительны. Я основываю свой университет». И основал его, назвав Udacity.

Огромное количество молодежи по всему миру видит: вот здесь доступны бесплатные курсы. Даже если немногие выдерживают их до конца, это не играет роли. Пусть диплом от профессора Труна и не очень много значит, но все же это лучше, чем ничего. Трун — известный специалист, такой диплом может помочь на собеседовании. Но теперь его диплом не просто диплом от одного человека, а диплом университета.

Другой пример. Массачусетский технологический институт (MIT) в Бостоне уже несколько лет предлагает бесплатные материалы для своих курсов, распространяя их по сети. Не сами курсы, а материалы к ним. Примерно две тысячи курсов на шести языках. И президент MIT Сьюзен Хокфилд сказала: «Для чего мы это делаем? Чтобы обеспечить MIT главенствующее положение в мире!» В MIT говорят: вот наши материалы, используйте их по всему миру, нам все равно, каким образом.

Но вернемся к Труну. Когда он начал реализовывать свой проект, на интернет-образование обратили внимание и в Гарварде. Там решили распространять уже не материалы к курсам, а сами курсы. И тоже бесплатно. Они запустили проект онлайн-университета под названием edX. Так вот, как только они с этим проектом охватили достаточно студентов, возник закономерный вопрос: как после этих курсов получить какой-нибудь диплом или сертификат? В этот момент и начинается процесс зарабатывания денег. Потому что каждый, кто хочет после бесплатного курса получить диплом, должен зарегистрироваться и начать платить: регистрационный взнос, экзаменационный взнос и так далее.

— То есть оплата происходит лишь в том случае, если человек хочет получить подтверждение пройденного курса — диплом с именем?

— Да, только если он хочет диплом. Профессор Трун в своем университете Udacity тоже перешел на эту схему. Здесь принципиально то, что такое огромное количество студентов можно получить только благодаря бесплатным курсам. Понимаете? У нас в Германии думают совершенно иначе. В немецких университетах сначала нужно зарегистрироваться. Но так нельзя делать дело, так ничего не выйдет! Я сказал недавно в интервью газете Die Welt: лишь тот, кто дарит знания, может в итоге рассчитывать, что заработает деньги. А немцы этого не понимают.

— Но насколько серьезны дипломы, которые получают дистанционно? Ведь учеба в университете предполагает, что студенты тесно общаются с преподавателями и учебный процесс состоит не только из лекций.

— Разумеется, я не утверждаю, что эти дипломы равноценны классическим университетским. Вообще, есть идеальная модель университета, придуманная еще Вильгельмом фон Гумбольдтом. Этот гумбольдтовский идеал всестороннего образования в интернет-образовании недостижим. Конечно, не во всех областях. В медицине, химии, где необходимы большие лаборатории, такое скорее невозможно. Однако есть неожиданно много специальностей, где дистанционное образование работает. Кроме того, не нужно мне рассказывать, что, мол, в немецких поточных университетах так уж много контакта студентов с профессорами. Это неправда. Я учился в Гейдельберге больше пятидесяти лет назад. И уже тогда мы сидели на поточном семинаре — 130 студентов. Двух из трех своих экзаменаторов я видел на экзамене в первый и последний раз в жизни. То, что раньше якобы было лучше и был контакт, — оставьте эти сказки! У немецких профессоров в неделю два приемных «окна» по два часа. Это курам на смех, это стыдоба! С другой стороны, не забывайте, что по скайпу сегодня вполне возможно установить личный контакт с профессором. Можно устроить маленькие группы студентов — один из Бангладеш, другой из Австралии, третий из Перу.

— Что произойдет в таком случае с национальными университетами?

— Да, может случиться, что какой-нибудь колледж из Айдахо за три недели обойдет берлинский Университет имени Гумбольдта. Если немцы этого не понимают и почивают на лаврах, то конкуренты не спят. Чего немцы не хотят понять, так это того, что с интернетом наука входит в новую фазу, становится глобальной.

— Но если конкуренция выходит на глобальный уровень, не получится ли так, что дешевый агрессивный вуз просто убьет своих более серьезных конкурентов?

— Я убежден: побеждает качество. Но и цена играет свою роль. Представьте себе, что вы бедный студент из Бангладеш. И вот вам Гарвард предлагает курс за пять тысяч долларов. И параллельно вы получаете предложение из Community College в Миссисипи — за половину этой цены. И каков будет ваш выбор? Пока не ясно. Однако про университеты, которые не участвуют в этой гонке, вообще можно забыть. Они не будут играть никакой роли.

Знаете, что меня все годы раздражало в немецких университетах, при любых президентах? Они все говорили: ой, да мы тоже в интернете. Конечно, они в интернете. Но вы зайдите и посмотрите — это же сплошной рассказ о себе: какие мы замечательные, какой у нас президент, вице-президент, какие факультеты, институты... Кого это волнует в Пакистане? Никого! Где ваши учебные материалы, курсы? Никто их не выкладывает в сеть, тем более на иностранных языках.

— И почему так?

— Потому что не хотят понять. Потому что, если они начнут понимать, это будет означать невероятное изменение в распределении бюджетов. Вот возьмите ситуацию с назначением нового профессора. Я это наблюдал много раз. Когда коллега получает место профессора, с ним начинают вести переговоры о том, какие ставки он получит в свое распоряжение. И вот все сидят за столом переговоров и решают: полставки секретаря или целую ставку. Ставку ассистента, или полставки, или полторы ставки. Вот о чем они спорят! И если профессор говорит, что ему нужен программист, они не понимают. Зачем тебе программист? Он тебе не нужен, пусть студенты в свободное время что-нибудь напрограммируют. Дать профессору в распоряжение ставку программиста с окладом 50 тысяч евро в год — немыслимо. А это значит, что о конкуренции с Гарвардом можно забыть.

— Кстати, сколько программистов у профессоров Гарварда?

— Когда Трун пришел в Гарвард, ему сказали: мы инвестируем 60 миллионов долларов в бесплатные курсы. Они сделали именно то, что немцы отказывались делать годами. Вот еще один пример. Технический университет Джорджии в Атланте предлагает в этом году курс с дипломом магистра в области Сomputer Science. Если вы идете учиться в кампус, курс стоит 45 тысяч долларов. Однако тот же самый университет предлагает тот же самый курс в интернете за семь тысяч.

— Тот же самый? Тогда зачем платить 45 тысяч?

— Очень хороший вопрос, который задает себе каждый разумный человек. Дипломы ведь одинаковые. И понятно, что произойдет: гораздо больше студентов выберут курс за семь тысяч. Технический университет Джорджии заработает на онлайн-студентах, которые платят лишь по семь тысяч долларов, куда больше, чем на дорогих, но немногочисленных студентах в кампусе, платящих по 45 тысяч. Все меньше студентов будут делать выбор в пользу кампуса, большинство из них будут учиться онлайн за семь тысяч. А университет в итоге будет зарабатывать больше.

Даже живущие прямо в Атланте молодые люди рано или поздно начнут задаваться вопросом: зачем мне идти в кампус, если я могу обойтись и не платить эти 45 тысяч, а заплатить лишь 7 тысяч

— Но онлайн-курсы лишь потому пользуются популярностью, что у университета хорошая репутация в обычных образовательных моделях. И если эта репутация умрет, то как убедить студентов учиться онлайн?

— Это верно. Но даже живущие прямо в Атланте молодые люди рано или поздно начнут задаваться вопросом: зачем мне идти в кампус, если я могу обойтись и не платить эти 45 тысяч? Не забывайте, в США образование часто оплачивается за счет кредита. Его потом нужно отдавать, а работу после университета могут найти далеко не все выпускники. Так почему бы не получить тот же самый диплом магистра всего за семь тысяч долларов? Благодаря увеличению числа студентов университет будет зарабатывать на дешевых курсах куда больше денег, чем когда-либо в истории.

Но затем неизбежен следующий шаг. Уже сейчас есть профессора-звезды, они известны во всем мире, они публикуют свои бесплатные курсы. И когда MIT и Гарвард полностью завершат разработку своих курсов, то скажут: вот, курсы готовы. А зачем нам теперь дорогие профессора? Мы лучше наймем дешевых ассистентов, супервайзеров, которые будут следить за использованием курсов. Профессор получит свои комиссионные за имя, какие-то деньги за общий контроль над курсом и за регулярное обновление его материалов. Зачем нанимать кого-то, да еще на пожизненный профессорский контракт? Профессорам будут заказывать только разовые обновления курсов, а работу всю будут делать дешевые ассистенты. Это революция, к которой вузы еще совершенно не готовы.

— Прежде чем говорить о долгосрочном развитии, я хотел бы понять, как при таком массовом дистанционном образовании проводить экзамены, как осуществлять контроль?

— Ну эту проблему уже давно решили. Много лет существуют открытые университеты — в Великобритании, в других странах. Проблемы надежности экзаменов не существует, она технически решена задолго до появления бесплатных курсов. Важно другое. В новой схеме, например, преподаватели внезапно начнут приносить гораздо больше денег. А исследователи нет, потому что наука требует расходов. Таким образом, исследовательская и преподавательская функции университета все больше отдаляются друг от друга. Вся идея Вильгельма фон Гумбольдта базировалась на единстве науки и преподавания. Студенты учились у профессоров, которые занимались наукой, студенты участвовали в исследованиях. Теперь эта связка разрывается. С помощью дешевых преподавателей университеты будут зарабатывать кучу денег, отказываясь при этом от дорогих профессоров.

— Насколько опасно такое быстрое изменение университетского ландшафта?

— Я бы не переживал, если бы за дело не взялись Гарвард и MIT. Вот это переломный момент, когда всем уже надо начинать бояться. Но никто ведь не боится! Смотрите: MIT уже несколько лет предлагает бесплатные курсы на шести языках при поддержке американских фондов. По всему миру! Это инвестиция, на которую немцы никогда бы не решились. Теперь Гарвард вложил 60 миллионов долларов. И студенты могут выбирать, сразу они регистрируются и платят или только когда решат получить диплом, как только поймут, что готовы сдать курс. При этом MIT и Гарвард настолько умно подошли к делу, что на первых порах предлагают очень низкие цены. Так что после того, как они закрепят свои лидирующие позиции в мире, они будут лучшими, самыми быстрыми и самыми глобальными.

— Но если на рынок год за годом будет выплескиваться даже не в десять, а в сто или тысячу раз больше дипломов первоклассных вузов, насколько обесценятся эти дипломы? И не упадут ли зарплаты специалистов, а с ними и спрос на образование?

— Думаю, в Гарварде и MIT задавали себе тот же вопрос. Видимо, они сознательно и добровольно пошли на такой риск.

— Почему? Там считают, что спрос на специалистов столь огромен?

— Что произойдет, если каждый год в мире будет выпускаться 100 тысяч специалистов с дипломом Гарварда, никому не известно. Но это будет революция.

— Сколько денег можно заработать на рынке дистанционного обучения, где сейчас ведут наступление Гарвард и MIT?

— Никто пока не знает точных цифр. Гарвард и другие вузы сейчас делают первые шаги, прицениваются. Смотрят, что произойдет, если поиграть с ценой.

— Что будет означать для научного мира такое господство английского языка и американской университетской модели?

— Американские университеты имеют в своей основе все ту же гумбольдтовскую модель. И даже американским профессорам сейчас страшно. Потому что под угрозой не только немецкие профессора, но и американские — им больше не дают пожизненных контрактов. У меня был решающий для меня академический опыт. Это было в 1969 году, я был тогда постдоком из Йеля и поехал на «рынок рабов» — так в шутку называли ярмарку университетских вакансий, тогда она была в Денвере. Моей специальностью была американистика, я защищался по литературе. Наивный, я думал, что раз я из Йеля, то меня оторвут с руками. Не тут-то было! Первый раз в своей жизни я услышал выражение «избыточная квалификация». Потом мне его повторяли во всех университетах — больших и маленьких, известных и не очень. А что это означает по-немецки? По-немецки это означает: ты слишком дорогой. Вместо одного человека из Йеля можно взять двух дешевых преподавателей-ассистентов. Уже тогда это все было! А с новыми курсами этот путь развития становится совершено неизбежным. Будет профессор, разработавший курс и получивший гонорар. Его имя стоит на программе, он обновляет ее, а настоящую работу делают так называемые мониторы, за очень небольшие деньги. Подумайте теперь, что ждет малоизвестных профессоров, которые и сегодня-то получают десять студентов в кампусе?

Знаете, я всегда вспоминаю в связи с этим 14 июля 1789 года. В этот день Людовик Шестнадцатый вернулся с охоты. Он никого не подстрелил и написал в дневнике: «Rien», то есть «ничего». А ночью его разбудил камердинер и сказал, что взята Бастилия. «Это что же такое? Восстание?» — спросил король. «Нет, сир. Это революция!» С электронной революцией то же самое. Все говорят о революции, но никто не понимает, что такое настоящая революция! (Смеется.)

— В чем еще будет выражаться революция?

— Смотрите. Есть, например, еще один совместный проект дистанционного обучения в ряде университетов, в том числе американском Беркли и нескольких немецких вузах. Он называется Coursera. В рамках этого проекта предлагаются бесплатные онлайн-курсы. Так вот, Фрейбургский университет в Германии начал признавать некоторые курсы Coursera как собственные внутренние экзамены. А что это означает? Как только какой-то немецкий вуз начинает, например, признавать внутренние курсы других вузов, то рано или поздно руководство университета задумается: а зачем нам свои преподаватели по этому предмету? Это путь к самокастрации университета. Происходят и другие вещи, которые, например, вам подтвердит любой университетский библиотекарь. Когда университет подписывается на научные журналы, он платит не только за подписку, но и за использование студентами и преподавателями электронной версии журнала. Стоимость таких подписок растет, и университеты от них отказываются. Например, Технический университет Мюнхена отказался от подписки на математические журналы издательства Elsevier — а это были лучшие журналы. Но как только вы отказались от подписки, то не можете пользоваться статьями журнала. А копирайт на статьи сохраняется за издательством. Получается, что профессора университета писали в черную дыру! Ситуация настолько абсурдная, что президенты вузов должны об этом криком кричать, но никто не шевелится. Кроме Принстона, где всё уже понимают, — и потому руководство Принстона прямо запретило своим сотрудникам отдавать кому бы то ни было права на распространение электронных версий своих работ. Это открытое объявление Принстоном войны издательствам. Это исторический шаг.

— Вам семьдесят семь лет. Как воспринимают ваши призывы более молодые ученые, занимающие посты в немецкой науке?

— Они не понимают, о чем я говорю: дескать, что с него взять, старик сам не знает, что несет. Но это самозащита. Они же умные. Если они не в состоянии понять такие простые вещи, то не от недостатка ума. Это психологическая защита от неприятной реальности. Профессор Трун в полемике заявил, что через пятьдесят лет во всем мире останется только десять университетов. Конечно, это преувеличение. Но даже если его пророчество сбудется не буквально, в целом развитие идет в этом направлении.

Я всем в своей академической карьере обязан Америке. Всем. Но когда я сейчас вынужден наблюдать, что американцам снова достанется все, — о, как мне больно на это смотреть! Я благодарен американцам, они давали мне стипендии, но как же мне больно!

Немцы все проспали, немецкие фонды такие тупые. Что они делают с деньгами? Они финансируют какие-то струнные квартеты, выступающие на развалинах замков! К ним можно приходить с любыми проектами, только не с инновационными. Америка другая. Там фонды финансируют развитие. Университет имени Гумбольдта получил миллион от Google для открытия Института Google. И что они сделали с деньгами? То, что немецкие профессора всегда делают: начали проводить заседания. В результате получили только исписанную бумагу.

Охота началась

Перспективы интернет-образования в России и в мире «Эксперту» прокомментировал Александр Оганов, основатель и генеральный директор программы UNIWEB.

— Если брать как некий объективный ориентир рынок образования в Северной Америке, то его опыт показывает, что есть все основания для того, чтобы дистанционное высшее образование быстро развивалось и на постсоветском пространстве. Совершит ли обучение через интернет какую-то глобальную революцию в системах образования, говорить преждевременно постольку, поскольку всегда были, есть и будут ниши традиционного планового образования и ниши дополнительного образования. Классические образовательные продукты, предполагающие последующую сертификацию, аккредитацию, выдачу дипломов и так далее, — одна история, а самообразование — история другая. Если в первом случае пока идет поиск новых подходов, то во втором революция уже свершилась: появилась масса онлайн-курсов самой разной направленности. При этом надо понимать, что есть существенная разница между тем, чтобы сделать просто какой-нибудь хаотичный онлайн-курс, который станет неким вкраплением в траекторию саморазвития, и тем, чтобы развернуть полноценную образовательную программу онлайн. Во втором случае курсы должны каким-то образом пересекаться с точки зрения траекторий обучения, должны быть взаимоувязаны различного рода контрольные мероприятия и так далее.

Какие есть преимущества у онлайна? Все меряется. Меряется успеваемость, меряется посещаемость, меряется уровень когнитивного восприятия той или иной информации. Можно эффективно замерять успеваемость ученика, а у ученика есть возможность потреблять контент в удобном, размеренном темпе. Ведь, скажем, на классическом занятии в два академических часа каждый из двух десятков учеников все равно уникальным образом потребляет информацию. Но измерить, кто потребил лучше, кто хуже, кто быстрее, кто медленнее, на самом занятии практически не представляется возможным. В онлайне благодаря сетевым технологиям это возможно.

Достаточно далеко продвинулись и технологии, предполагающие и живой, и асинхронный форматы общения. Проработаны форматы общения студентов друг с другом, в том числе при выполнении групповых заданий. Отработаны технологии проверки выполнения заданий студентами друг у друга.

В России понимание проблематики онлайн-образования начинает формироваться. Об этом говорят достаточно активно, поскольку уже ясно, что с применением интернет-технологий конкурентная борьба за слушателя приобретает другие очертания. Многие зарубежные игроки (университеты, крупные площадки-агрегаторы и прочие) уже начали охотиться на русскоязычных, российских абитуриентов, студентов, слушателей. Поэтому российская образовательная система начинает реагировать, предпринимать какие-то практические шаги. Пока это происходит недостаточно быстро, хотя в области интернет-образования появилась, например, и какая-то стартап-активность.

 

Автор: Сергей Сумленный

Источник: Эксперт


 

Read more...

Какие правила приема отсеют слабых абитуриентов

17-09-13-24Когда льгота при поступлении становиться тяжелым испытанием для абитуриента, каким вузам не грозит недобор студентов и стоит ли делать высшее образование уделом избранных — о том, какие исключения мешают правилам приема в вузы и ссузы, «ЗТС» рассказали депутат, декан и независимый эксперт.

У белорусского государства к образованию граждан отношение потребительское. Чиновников заботит, что не всегда удается укомплектовать отдельные очень важные для страны специальности в сфере военного, аграрного, педагогического образования. В то же время наметился явный перебор специалистов с высшим образованием. Если не регулировать ситуацию, то подобные диспропорции могут навредить экономике страны. Назревшие изменения по заданию главы государства должны быть учтены в новой редакции Правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Что в них пора менять?

Выиграет тот вуз, где за абитуриента борются

Председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Геннадий Пальчик отмечает безусловную социальную значимость правил поступления в вузы и ссузы — они ведь определяют основные принципы, механизм конкурсного отбора при поступлении.

Комиссия выступает с инициативой провести парламентские слушания по развитию системы образования. Среди проблем, которые хотят обозначить депутаты, например, недобор в вузы на социально значимые специальности.

— Во многом это связано с несоответствующей современным требованиям профориентацией в школе. Да и многие вузы не полностью используют потенциал привлечения абитуриентов. Сегодня выиграет тот вуз, где за абитуриента борются, где в партнерстве с работодателем создается система закрепления выпускника на рабочем месте с предоставлением определенных социальных гарантий. В этой связи актуальным является государственно-частное партнерство, — считает Геннадий Пальчик.

По его мнению, положительно сказалось бы на привлечении абитуриентов на определенные специальности и развитие целевого обучения.

— Стоит рассмотреть не только вариант, когда такое направление получает абитуриент из сельской местности. Если гарантировать хорошее место работы, предоставление жилья на селе городскому жителю, это может привлечь молодых специалистов из города в сельскую местность, — считает эксперт.

Без раздельного конкурса, сельчан поступило бы еще меньше

Декан факультета доуниверситетского образования Белорусского государственного университета Вячеслав Молофеев, много лет проработавший в приемной комиссии, отмечает: в 2013 году в БГУ оказалось меньше выходцев из сельской местности, чем раньше.

— Сыграли роль демографический фактор, процесс урбанизации, наблюдающийся в последние годы, а также введени е планки минимальных баллов для участия в конкурсе для поступления в вузы, — считает эксперт.

В ряде случаев именно сельские абитуриенты не набрали необходимый минимальный балл. В целом в БГУ средний балл у сельских абитуриентов оказался ниже, чем у городских.

— Я не стал бы утверждать, что уровень их подготовки сравнялся с городским. Он ниже по большинству предметов за редким исключением, которым стали, например, география и немецкий язык, — говорит Вячеслав Молофеев.

Если бы не было раздельного конкурса, уверен эксперт, сельчан поступило бы еще меньше. Он предлагает в масштабах всей страны провести экспертную оценку эффекта от раздельного конкурса, а решение о его необходимости принимать на основании фактов и целей, которые стоят перед системой образования.

Что касается льгот для людей с инвалидностью и сирот, в БГУ были случаи, когда льготников зачисляли со 120-150 баллами на специальности, где конкурс превышает 300.

 

— Абитуриенту со слабой подготовкой предстоит учиться в аудитории, где все набрали по 300 баллов, и именно на таких студентов будет ориентироваться преподаватель, — подчеркивает Вячеслав Молофеев.

Приоритет при приеме в учреждения высшего и среднего специального образования необходимо отдавать тем, у кого выше уровень знаний, считает Геннадий Пальчик.

— Исходя из своего педагогического опыта, могу сказать: абитуриент с низкой суммой баллов не готов к определенному уровню требований в вузах. Таким образом, раздельный конкурс для сельских абитуриентов не всегда сослужит им добрую службу. Льгота при поступлении может стать серьезным испытанием, — отмечает эксперт.

Чтобы предоставить социальную защиту уязвимым категориям абитуриентов, Геннадий Пальчик предлагает развивать систему подготовки в вузы и ссузы. Например, предусмотреть для определенных категорий абитуриентов учебу на подготовительных факультетах за счет бюджета.

На платной основе изучение одного предмета в течение года обойдется на факультете доуниверситетского образования БГУ в 3 млн. 50 тысяч рублей. Иногородние имеют общежитие.

— Опыт показывает, что при нормальной работе абитуриент добирает к своему предыдущему результату по каждому предмету 10-15 баллов. Результаты выпускников подготовительных отделений очень неплохие. В этом году практически все наши выпускники поступили в вузы, а среди тех, кто подавал документы в БГУ, студентами стали 80%. Выигрывает и вуз, и абитуриент, — резюмирует декан факультета Вячеслав Молофеев.

Планку для поступления «опускать некуда»

Одно из возможных нововведений в правилах приема – электронное зачисление, когда перед поступлением при регистрации абитуриент сразу указывает, куда и на какие специальности он хотел бы поступить, а зачисление на ту или иную специальность проводится в зависимости от набранных на экзаменах баллов.

Что еще можно было бы изменить в правилах приема в вузы? Минимальную планку для поступления, по словам Вячеслава Молофеева, «опускать некуда». А вот для абитуриентов-технарей, которые набрали высокие баллы по математике и физике, но не преодолели нижний порог по языкам (которые не являлись профильным предметом), эксперт считает целесообразным ввести систему зачет-незачет.

— Но исключить из вступительных испытаний экзамен по языкам нельзя, — уверен он. —

Язык — средство коммуникации. Человек, претендующий на получение высшего образования, должен уметь излагать мысли. Языки должны присутствовать среди экзаменов, иначе некоторые абитуриенты скоро смогут читать только форумы в интернете.

Как олимпиады «ломают» конкурс

По наблюдениям эксперта, в последнихе годы в Белгосуниверситете значительную часть бюджетных мест на факультете международных отношений занимают победители олимпиады по обществоведению. Между тем, обществоведение изучается в школе лишь один год, а количество бюджетных мест гуманитарного цикла невелико и с каждым годом все больше сокращается.

— Более двух десятков победителей олимпиады по обществоведению — цифра весьма значимая, — считает Вячеслав Молофеев. — Конечно, чем больше олимпиад в стране, тем лучше. Однако, возможно, в случае с обществоведением было бы достаточно выдавать победителям сертификат ЦТ по этому предмету на 100 баллов.

Доля победителей олимпиад по естественнонаучным дисциплинам среди студентов-бюджетников незначительна.

— Они конкурс «не ломают». Более того, в случае с естественнонаучными дисциплинами даже победителей областных олимпиад можно зачислять без экзаменов в вузы на соответствующие специальности. Судя по анализу успеваемости студентов первого курса, который в БГУ постоянно проводится, у них очень высокие показатели, — отмечает Вячеслав Молофеев.

От перемены правил концепция не меняется

Эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич относится к правилам как к процедуре, которая изменяется в зависимости от поставленных целей.

— Однако от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Балл поднимается, опускается. Задается та или иная планка — например, выдвигаются определенные идеологические требования через проведение собеседования. Здесь много вариантов, и у властей есть достаточно возможностей для регулирования этого процесса. Но правила должны исходить из содержательных установок, — отмечает эксперт.

Основную проблему системы образования Беларуси Светлана Мацкевич видит в отсутствии концепции образования, которая позволила бы дать толчок его развитию. Например, настроена наша система на массовость высшего образования или наоборот? Ориентируется она на подготовку специалистов или на классическое фундаментальное образование?

— Если мы говорим о концепции элитарного образования, то необходимо сокращать прием в вузы, предъявлять более высокие требования к профессорско-преподавательскому составу, — считает эксперт. — И тогда актуальным является изменение технологии образования в высшей школе, сокращение аудиторной нагрузки у преподавателя, увеличение времени на свободную деятельность.

Однако установление прежних традиций, когда высшее образование было не для всех, — маловероятный путь. В условиях тренда по включению стран в Болонский процесс в мире постепенно устанавливается средний уровень высшего образования. А проблему качества и элитарности решает система постдипломного образования: магистратура, аспирантура, докторантура. Этот процесс, отмечает Светлана Мацкевич, требует и реформы системы образования, и капиталовложений.

— При сложившихся же условиях защиты диссертаций система постдипломного образования скорее разрушается и сокращается, чем развивается. Хотя именно здесь остался высококвалифицированный человеческий ресурс. То же можно сказать и о системе дополнительного образования, стажировок, академических обменов — считает эксперт.

Задача элитарной подготовки и системы образования должна быть тщательно продумана. Иначе, как прогнозирует Светлана Мацкевич, заинтересованные в развитии выпускники будут искать ту инфраструктуру, где их оценят и где они смогут реализовать свои устремления.

 

Автор: Виктор Листопадов

Источник: Завтра твоей страны

 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family