wrapper

Новости - слайдер на главной

Рекомендации МВФ для Китая во многом схожи с рекомендациями для Беларуси. Главный посыл: стране необходимо ускорить структурные реформы, чтобы сильнее стимулировать среднесрочный рост и снизить риски для финансовой системы. Под структурными реформами МВФ понимает, прежде всего, реструктуризацию жизнеспособных и ликвидацию нежизнеспособных госпредприятий. 

Китай продолжает свой переход к устойчивому росту, имея хороший прогресс, однако на многих фронтах пока еще остаются проблемы. Рост ВВП замедлился до 6,9% в 2015 году. И, согласно прогнозам, снизится до 6,6% в текущем году из-за более медленного роста частных инвестиций и слабого внешнего спроса (рис. 1). 

 

Рис. 1. Увеличение доли потребления в ВВП (в % год к году)

Источник: МВФ

Экономика во многих областях показывает восстановление равновесия, в частности, при переходе от промышленности к сфере услуг и от инвестиций к потреблению. Но другие аспекты запаздывают, такие как реструктуризация государственных предприятий, повышение качества финансового управления и снижение роста кредитования.

Инфляция в 2015 году опустилась ниже 1,5% и ожидается, что поднимется примерно до 2% в этом году. Таким образом, отразится рост цен на сырьевые товары и снижение обменного курса с середины 2015 года. 

Платежный баланс оказался под давлением в 2015 году из-за большого оттока капитала, в основном, связанным с погашением внешнего долга. Согласно прогнозу МВФ, положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса Китая в текущем году снизится до 2,5% ВВП (с 3% ВВП в 2015 году). Импорт увеличится.

“Стране необходимо ускорить структурные реформы, чтобы сильнее стимулировать среднесрочный рост и снизить риски”, – сообщается в докладе МВФ после последней оценки состояния экономики Китая.

Глава миссии МВФ в Китае Джеймс Дэниал в своем последнем интервью отметил впечатляющий прогресс в сфере реформ. Он позитивно оценивает экономику Китая говоря о том, что страна активно мобилизует свои значительные ресурсы и догоняет страны с высоким уровнем доходов. В тоже время он подчеркнул, что без дальнейших реформ уже в среднесрочной перспективе, рост замедлится и будет велика вероятность резкого падения. 

Если реформы в стране будут “проактивными”, то в среднесрочной перспективе возможен рост ВВП до 6,5%. Но это ценой ослабленного краткосрочного роста и реструктуризации убыточных предприятий. Но если не проводить никаких реформ и продолжать неустойчивое стимулирование экономики, то в результате получим высокий краткосрочный рост, а затем значительное падение (рис. 2).

 

Рис. 2. Рост ВВП: иллюстрация сценариев (в % год к году)

Источник: МВФ

Были и остаются многие нерешенные вопросы, касающиеся экономики Китая. В отчете сообщается о необходимости восстановления равновесия в 4-х сферах:

– Внешнее равновесие – профицит текущего счета снизился в значительной мере, а чистый экспорт не стимулирует рост.

– Внутреннее равновесие состоит из 3-х компонентов: переход от инвестиций к потреблению, от промышленности к сфере услуг, и снижение зависимости от кредитования. Китай добился большого прогресса при переходе на сферу услуг, разумного перехода на потребление, но критически малого прогресса по снижению зависимости от кредитования.

– Равновесие в области экологии. Интенсивность выработки энергии сократилась, но уровень загрязнения остается очень высоким.

– Равновесие при распределении доходов. Несмотря на увеличение доходов населения, дифференциация остается значительной. И власти практически не уделяют этому внимания.

Экономике Китая необходимо восстановление равновесия в некоторых ключевых областях, но в тоже время за последние 12 месяцев китайские власти провели целый ряд важных реформ:

1. Денежная база в больше степени стала формироваться на рыночных принципах, а режим валютного курса стал более гибким.

2. Улучшена фискальная структура: расширено применение НДС на все услуги. Принят новый закон о бюджете для улучшения финансовой прозрачности местного самоуправления.

3. Увеличены права сельских жителей, улучшена пенсионная система, внедряются новые системы регистрации городских жителей. Так мигранты могут постепенно претендовать на основные системы социального обеспечения и получение пособий на проживание.

Как отмечает Джеймс Дэниал, имеющийся прогресс хоть и значительный, но неравномерный. До сих пор реформ требуют и другие важные сферы. Требуется повышение качества корпоративного управления, предотвращение кредитования убыточных госпредприятий, решение проблемы чрезмерного корпоративного долга, и открытости государственных секторов, где преобладают услуги. В данный момент, все это ухудшает распределение ресурсов, ослабляет долгосрочные перспективы роста и повышает уязвимость. 

Что касается краткосрочных рисков, то они имеют низкую вероятность и относятся больше к потенциальной потере доверия инвесторов, возобновившегося оттока капитала, и резкого падения цен на активы, которое может усилиться за счет более крупных, взаимосвязанных активов и непрозрачности финансовой системы.

В среднесрочной перспективе основным риском является медленный прогресс реформ и продолжение использования политики стимулирования и кредитования для достижения целевых показателей роста. По оценкам МВФ, долг китайских домохозяйств в 2016 году составит 41,8% к ВВП и затем увеличится до 57,5% к 2021 году (рис. 3).

 

Рис. 3. Долг домохозяйств в Китае (% к ВВП)

Источник: МВФ

Джеймс Дэниал считает, что для Китая сейчас главным приоритетом является замедление кредитования. Это может быть сделано только путем устранения его коренных причин: стремление к неоправданно высокому росту показателей, мягких бюджетных ограничений для государственных предприятий и местных органов власти, неявных государственных гарантий, а также принятия чрезмерных рисков в сфере финансового сектора. Это в свою очередь требует всеобъемлющей стратегии и решительных мер по устранению корпоративных долговых проблем, перехода от государственных инвестиций к финансовым мерам поддержки потребления, и продолжение политики поддержания гибкого валютного курса.

Корпоративный долг является одним из приоритетов реформирования. Он остается по-прежнему управляемым, но составляет 145% от ВВП, и это много по любым меркам. Кроме того, на госпредприятия приходится примерно половина банковского кредита, хотя они производят лишь пятую часть промышленной продукции. Так что в первую очередь, необходимо прекратить финансирование слабых предприятий. Требуется провести сортировку предприятий: на жизнеспособные, которые должны быть реструктуризированы, и на нежизнеспособные, которые должны быть ликвидированы. И, наконец, важно, чтобы социальные издержки, увольнения, были увязаны с адресной помощью за счет целевых бюджетных средств.

 

Автор: Ярослав Мельгуй

Источник: EKONOMIKA.BY

Изображение на заставке: businessbearing.com, doanhnhansaigon.vn

Другие новости по теме:

Экономика Польши демонстрирует уверенный рост

Экономика Украины вышла из продолжительной рецессии

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family