По итогам первого квартала 2013 года, доля белорусского производителя на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн по сравнению с первым кварталом 2012 года сократилась с 14,3% до 7,4%. Доля его основного конкурента КамАЗа, наоборот, выросла: с 40,6% до 48,6%. Еще один российский производитель — АЗ «Урал» нарастил в первом квартале поставки на рынке с 5,3% до 7,4%.
Для МАЗа — это тревожный звонок. Хуже рыночная ситуация была только по итогам 2009 года. Тогда его доля на российском рынке, который является основным для белорусского производителя, снизилась до 3,4%.
В 2010-2012 годах доля МАЗа росла, хотя так и не достигла 17,7%, которые белорусский производитель имел на российском рынке в 2005 году.
Главный конкурент — КамАЗ несколько улучшил свои позиции, но он находится под постоянным давлением иностранных производителей. В первом квартале текущего года рыночная доля иностранных компаний, локализовавших производство в России, несколько сократилась — с 39,1% до 36,6%. Но эксперты прогнозируют, что это временное явление и в ближайшие годы она будет увеличиваться (как это было до кризиса и после него) по мере увеличения мощностей действующих заводов и организации новых производств.
Свои заводы по сборке тяжелых грузовиков в России открыли в Калуге Volvo и Renault, под Санкт-Петербургом Scania расширяет мощности с 6,5 до 8 тыс. автомобилей, Mercedes-Benz и IVECO построили заводы, соответственно, в Набережных Челнах и Миассе.
В ближайшее время планирует открыть сборочное производство под Санкт-Петербургом и немецкая компания MAN (мощность — 6 тыс. автомобилей в год), ищет возможность организации сборки грузовиков в России голландская компания DAF. Китайская корпорация FAW собралась организовать сборку тяжелых грузовиков на площадях АЗ «Урал».
Около трех лет КамАЗ и МАЗ вели переговоры о создании стратегического альянса, чтобы совместно противостоять экспансии на российском и белорусском рынках иностранных компаний.
В июле прошлого года Александр Лукашенко дал согласие на создание совместного холдинга «Росбелавто» на базе МАЗа и КамАЗа. Но уже в ноябре белорусский президент заявил, что не видит экономической выгоды для МАЗа в приватизации и слиянии его с российским КамАЗом.
В апреле текущего года глава белорусского государства, выступая с традиционным посланием народу и парламенту, был еще более категоричен в оценке этого проекта.
«Меня начинают информировать, что за ними (КамАЗом) стоят иностранцы, они являются там акционерами, и они будут заинтересованы, чтобы МАЗ опустить, закрыть. Им не надо лишних конкурентов. Я — президент Беларуси, и я на эту бандитскую акцию, иначе не назовешь, не пойду», – сказал Александр Лукашенко.
Доли участников российского рынка автомобилей полной массой 14 – 40 тонн № п/п
|
Участник рынка |
Страна |
Доля на рынке, % |
||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
3 мес. 2013 |
|||
1 |
ОАО «КАМАЗ» |
Россия |
36,1 |
33,5 |
29,9 |
28,1 |
55,0 |
46,8 |
38,4 |
33,5 |
48,6 |
2 |
ОАО «МАЗ» |
Беларусь |
17,7 |
11,4 |
9,8 |
9,0 |
3,4 |
9,5 |
11,1 |
12,8 |
7,4 |
3 |
ОАО «АЗ «УРАЛ» |
Россия |
10,1 |
10,3 |
11,3 |
10,7 |
16,9 |
17,8 |
10,7 |
4,9 |
7,4 |
4 |
ОАО «КРАЗ» |
Украина |
1,1 |
1,5 |
1,7 |
0,9 |
0,5 |
0,8 |
0,7 |
0,5 |
0,0 |
5 |
ОАМО «ЗИЛ» |
Россия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6 |
Автомобили иностранного производства |
Разные |
34,9 |
43,1 |
47,3 |
51,3 |
24,2 |
25,1 |
39,1 |
48,3 |
36,6 |
Данные ОАО «КамАЗ»
Автор: Алексей Тополько
Источник: Завтра твоей страны