Например, ведущий фармацевтический концерн в странах Балтии – латвийская компания Grindex – после 6 лет попыток войти в акционерный капитал Борисовского завода медпрепаратов, убедился, что в Беларуси проще построить завод «в чистом поле», чем купить уже действующее предприятие. Притом, каких-то особых условий латвийская компания не ставила. Grindex собиралась купить контрольный пакет (50% плюс 1 акция) Борисовского завода и при этом хотела, чтобы ей позволили рентабельно продавать медпрепараты в рамках госзаказа, а также не включать в СП сельхозпредприятие, которое по Указу Президента ранее было присоединено к заводу. Эти, в общем-то, здравые предложения зарубежного инвестора белорусское правительство не приняло. Однако упорная Grindex не отказалась от идеи выйти на белорусский рынок. Она по-прежнему хочет реализовать здесь фармацевтический проект, правда, уже в другом формате. Теперь – в Китайско-белорусском индустриальном парке.
Кризис в Европе подстегнул интерес зарубежного бизнеса к восточному рынку, в том числе и к Беларуси, чья инвестиционная привлекательность базируется на вхождении страны в новое интеграционное детище Москвы – ЕЭП. В этих условиях Беларусь рассматривается многими инвесторами именно как плацдарм, с которого можно начать проникновение на рынки России и Казахстана.
– Нам до недавнего времени было очень комфортно работать в Евросоюзе. Но так как западные рынки сужаются и переживают кризисное время, экспортеры все больше обращают внимание на Восток, – говорит управляющй партнер литовской компании Raidla Lejins & Norcous Ирмантас Норкус. – Если раньше Беларусь была у них в очень дальних планах, то теперь эти планы стали более конкретными. Чтобы сохранить свои экспортные потоки, инвесторы ищут новые рынки. В этой связи вполне логично посмотреть на Восток, на Таможенный союз. Тем более, что это рынок с более чем 160-миллионным населением!
Как рассказал И. Норкус, прежде чем прийти на белорусский рынок, он много раз спрашивал своих клиентов: есть ли смысл это делать? Да, отвечали они, но ты должен себе сказать: я иду сюда, понимая все риски. Как в казино: можешь выиграть, а можешь и потерять.
Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Продукты питания».
Источник: Дело