Белорусским властям, которые настороженно относятся к тотальной приватизации, совместное управление активами позволяет частично сохранять рычаги управления госсобственностью и при этом повышать конкурентоспособность и прибыльность госпредприятий. В различной стадии реализации находятся сейчас несколько проектов.
Один из них — это создание автомобилестроительного холдинга «Росбелавто». Минск готов отдать в него 75% минус 1 акция МАЗа, исходя из стоимости белорусского завода 1,1 млрд. долларов. Партнер белорусского правительства — российская госкорпорация «Ростехнологии» собирается внести в холдинг 49% принадлежащих ей акций КамАЗа, который оценивается в 1,6 млрд. долларов.
Белорусы хотели бы получить паритетный контроль в новом объединении. На прошлой неделе, комментируя процесс создания «Росбелавто», первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко заявил: «Думаю, холдинг будет создан на таких условиях».
По аналогичной схеме, которая дополняется присоединением к ней третьей стороны в лице правительства Казахстана, может быть создан государственный евразийский контейнерный оператор. Один из проектов приватизации российского оператора «Трансконтейнер» предполагает, что на его базе будет создано российско-белорусско-казахстанское совместное предприятие. ОАО «РЖД» как владелец одного из крупнейших в СНГ грузовых железнодорожных перевозчиков внесет в качестве своей доли в холдинг 50% плюс 1 акцию «Трансконтейнера», БелЖД — терминал в Бресте и 3 тысячи ситинговых платформ, а казахстанские коллеги активы двух компаний — «Казтранссервиса» и «Кедентранссервиса». Стоимость нового логистического оператора составит 2 млрд. долларов.
Во время недавнего отчета премьер-министра Михаила Мясниковича была озвучена идея создать совместных холдинг в области сельскохозяйственного машиностроения. Речь, в частности, идет о возможном объединении активов «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша». То, что ростовский завод является частной собственностью, никого не должно смущать. Белорусские власти готовы сотрудничать и с частным бизнесом, но только сохраняя за собой контрольные или блокирующие пакеты акций.
«Завтра твоей страны» составил топ-5 самых значимых белорусско-российских проектов, в которых уже реализован принцип совместного управления активами.
Компания |
Год создания |
Российский участник и его доля |
СП ОАО Брестгазоаппарат |
1994 |
Газпром,51% |
ОАО Мозырский НПЗ |
2002 |
Газпром нефть, ТНК-ВР, 49% |
СООО МТС |
2002 |
МТС, 49% |
ЗАО Белорусская калийная компания |
2005 |
Уралкалий,50% |
СЗАО Осиповичский вагоностроительный завод |
2007 |
Гранд Экспресс, 74% |
Автор: Алексей Тополько
Источник: Завтра твоей страны