wrapper

Новости - слайдер на главной

17-05-12-28Международное рейтинговое агентство Moody's считает экономический потенциал Беларуси умеренным, ресурс государственных финансов - низким, а институциональный потенциал - крайне низким.

Такая оценка содержится в сообщении, размещенном на сайте агентства 10 июля в связи с опубликованием ежегодного кредитного отчета Moody's по Беларуси. По мнению экспертов агентства, перечисленные особенности страны повышают ее чувствительность к рискам, что и отражено в низком кредитном рейтинге РБ.

В прошлом году Moody's дважды снижало рейтинги долговых обязательств Беларуси: с "B1" до "B2" в марте и до "B3" в июле. Прогноз по рейтингу был установлен "негативный".

Слишком много долгов.

В целом негативно эксперты Moody's оценивают и состояние внешнего долга Беларуси. Они отметили, что официальные валютные резервы и ежегодные валютные поступления в Беларусь остаются низкими по отношению к уровню внешнего долга и обязательствам по его погашению.

Уровень обязательств по погашению долга, считают в агентстве, является уязвимым к колебаниям доступности международного финансирования. В этом отношении, отметили в Moody's, Беларусь в основном зависит от России и поддерживаемых Россией финансовых институтов.

"Показатель внешней уязвимости страны (краткосрочный внешний долг, обязательства по долгосрочному внешнему долгу, сумма депозитов нерезидентов в течение года, поделенные на объем золотовалютных резервов) в 2011 году превысил 600%. И хотя с тех пор этот показатель сократился до 350%, он по-прежнему превышает средний коэффициент для стран, рейтинг которых находится на уровне "В", - сказано в сообщении агентства.

В Moody's также отметили, что значительное увеличение госдолга за последние несколько лет и вероятное сохранение зависимости от внешнего долга для финансирования экономического роста в РБ ослабляют кредитоспособность правительства Беларуси.

Кроме того, подчеркнули в агентстве, около 70% предприятий Беларуси, в том числе банков, являются государственными и любые возможные их убытки представляют собой условные обязательства правительства.

Страна стала устойчивее.

Однако следует отметить, что в текущем году ситуация с внешним долгом изменилась в лучшую сторону, причем произошло не только снижение абсолютного значения долга, но и улучшение некоторых критериев его устойчивости.

Так, по данным платежного баланса РБ за I квартал 2012 года, подготовленного Нацбанком Беларуси, валовой внешний долг страны с начала года по 1 апреля снизился с 34,022 до 33,727 млрд. USD. При этом отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 апреля составило 67,1% против 73,9% на 1 января. Валовой внешний долг в расчете на душу населения на 1 апреля составил 3.564,9 USD, тогда как на 1 января 2012 года он равнялся 3.594,3 USD.

Более того, международные резервные активы РБ на 1 апреля 2012 года покрывали 57,9% краткосрочного внешнего долга, тогда как на 1 января 2012 года - 54,9%, а на 1 января 2011 года - 39,7%.

Правда, отношение валового внешнего долга к ВВП на 1 апреля выросло до 63% с 62,3 на 1 января. А отношение внешнего долга сектора государственного управления к ВВП достигло 23,3% ВВП против 22,6% соответственно.

Чуть ухудшилось и покрытие международными резервами предстоящих в течение года выплат по внешнему долгу, составившее на 1 апреля 41,5% (на 1 января оно равнялось 41,8%).

Впрочем, показатель долговой нагрузки на государственные финансы - отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга сектора государственного управления к доходам республиканского бюджета - остался небольшим и составил 5,2%.

Управление никакое.

Наряду с указанием на высокую чувствительность экономики Беларуси к рискам эксперты Moody's отметили высокий реальный темп роста ВВП Беларуси, который в 2000-2011 годах составлял в среднем 7% ежегодно, многоотраслевой промышленный сектор, относительно высокий уровень дохода на душу населения и хорошее образование рабочей силы.

А вот качество управления в Moody's оценили очень низко: "Кроме того, международные исследования оценивают качество управленческого аппарата Беларуси, эффективность нормативных актов и судебной системы как очень низкие по сравнению с другими странами. Институциональный потенциал ослабляет отсутствие предсказуемой и прозрачной политики, а также общественных дебатов по вопросам экономической политики".

В сообщении Moody's было также отмечено, что дефицит бюджета в Беларуси ниже, чем в других странах с аналогичным рейтингом. Но финансовое положение правительства кажется экспертам агентства менее сильным по сравнению с другими странами с учетом расходов, связанных с мерами по реструктуризации банков и чистому кредитованию финансовых учреждений, а также с обеспечением гарантированного государством долга.

Вера возвращается.

Оценка Moody's выглядит справедливой, хотя она, как и оценки других рейтинговых агентств, запаздывает по отношению к происходящим событиям. По сравнению с июлем 2011 года, когда агентство в последний раз изменило рейтинг Беларуси, и в целом с 2011 годом ситуация в стране значительно изменилась, что агентством не отражено в полной мере.

С этой точки зрения более оперативной является оценка кредитоспособности Беларуси, даваемая инвесторами, приобретающими белорусские еврооблигации. А она уже давно изменилась в лучшую сторону, несмотря на сохранение кредитных рейтингов Беларуси на низком уровне. Существенное улучшение произошло в июне, после того как Беларусь получила третий транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Такое свидетельство поддержки Беларуси со стороны России, по-видимому, произвело сильное впечатление на некоторых инвесторов.

Так, эффективная доходность по белорусским еврооблигациям, котируемым на рынке России, с начала июня снизилась примерно на 2 процентных пункта, преодолев рубеж 10% годовых, от которого ранее дважды отражалась, и составила 11 июля 9,19% годовых. Это минимальное значение данного параметра с марта 2011 года, то есть ставка уже приблизилась к докризисному уровню (в начале января 2011 года она была немногим ниже 8% годовых).

Столь существенное постоянное снижение доходности облигаций в условиях отсутствия каких-либо важных новостей выглядит несколько странно. Не исключено, что возможными андеррайтерами осуществляется подготовка к размещению новых облигаций Беларуси.

Действительно, снижение доходности белорусских еврооблигаций делает реальной перспективу выпуска новых ценных бумаг Беларуси, что было бы неплохо для рефинансирования старого долга. Первые белорусские облигации были размещены в августе 2010 года с доходностью на уровне 8% годовых. Этот уровень, до которого осталось не так уж много, по-видимому, устроит белорусское правительство и сейчас.

 

Источник: Белорусы и рынок

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family