wrapper

Новости - слайдер на главной

150201В последнее время все большей популярностью пользуется идея о необходимости развития в нашей стране сферы логистики.

Портал ЭКОНОМИКА.BY выяснял у студентов, обучающихся по специальности “Логистика”, как они оценивают перспективы развития этой относительно новой для Беларуси отрасли экономики, а вместе с тем и собственные перспективы на рынке труда.

В какой мере в Беларуси реализован потенциал развития логистики?

На данном этапе развития потенциал страны не использован в полной мере в этом направлении. Только совсем недавно государство поняло важность логистики и даже создало соответствующую программу, которая должна была (и должна до сих пор) каким-то чудесным образом развить логистическую структуру в стране до мировых уровней к 2015 году. Конечно, понятно, что реализовать не получится и половины намеченных планов, однако шаги в этом направлении все же делаются, по крайне мере «шажки».

Имеются ли какие-нибудь количественные оценки этого, назовем его, логистического потенциала?

Применение логистики приносит европейским странам по $120-140 млрд. ежегодно. Долгосрочный рост транспортно-логистических услуг в Европе оценивается в пределах 4-8%, что многократно превышает темпы роста ВВП. При этом к 2020 г. эксперты консалтинговой компании McKinsey предсказывают четырехкратное увеличение объемов мировой торговли, что повлечет многократное увеличение спроса и на логистические услуги. Более половины этой индустрии сконцентрированы в трех странах: Германии, Великобритании и Франции.

Европейские страны ежегодно получают по $120-140 млрд. от применения логистики. Долгосрочный рост транспортно-логистических услуг в Европе оценивают в 4-8%, что значительно превышает темпы роста ВВП. К 2020 г. эксперты консалтинговой компании McKinsey предсказывают увеличение объемов мировой торговли в четыре раза, что приведет к многократному увеличению спроса и на логистические услуги. Более половины этой индустрии сконцентрировано в трех странах: Германии, Великобритании и Франции.

Это огромный потенциал, которым Беларусь пока не может воспользоваться, а ведь располагает выгодным географическим расположением, что позволяет ей фактически использовать  и получать прибыль от оптимального управления всеми материальными  и сопутствующими потоками: финансовыми, информационными, услуг.

Я считаю, данное направление достаточно перспективным, его реализация может позволить извлекать доход фактически «из воздуха».

Каким образом?

Создавая распределительные центры, логистические центры, мы можем предоставлять ряд услуг, преобразовывать материальный поток, тем самым создавая добавленную стоимость, которая будет положительно сказываться на ВВП страны. При продуманном и рациональном подходе, как я считаю, Беларусь бы могла занять определенную нишу на мировом рынке по оказанию услуг в сфере логистики.

Поможет ли развитие сферы логистики повысить эффективность белорусской экономики?

Да, безусловно. Внедрение в хозяйственную практику белорусских предприятий логистического подхода к ведению бизнеса представляется эффективным направлением развития, которое позволит повысить конкурентоспособность белорусской продукции.

К примеру, ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, уже, по меньшей мере, двадцать лет применяют различные логистические приемы в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами своей деятельности. Ярким примером применения логистического подхода является внедрение системы KANBAN на производстве концерна Toyota, результатом которого стал успешный выход на американский рынок.

А имеются ли успешные примеры использования логистических приемов в хозяйственной деятельности белорусских предприятий?

Достаточно прозрачным примером успешной организации логистики является проектирование такой схемы производственно-коммерческой деятельности, при которой снижаются совокупные логистические издержки (издержки, связанные с движением материального и сопутствующих потоков: транспортные издержки, издержки складирования и т.д.). Приведем пример товара, в себестоимости которого логистические издержки занимают весьма значительную долю. Благодаря оптимальной логистике предприятие «Пинскдрев», занимаясь экспортом спичек в Украину, может снижать цену для потребителей. Важность примера связана с тем, что транспортные расходы составляют значительную долю в себестоимости. Географическое положение Пинска позволяет минимизировать эти издержки: расстояние от предприятия до украинской границы – менее 60 километров. На наш взгляд, этот пример напрямую связан с логистикой, ведь логистический подход к управлению предприятием предполагает проектирование всей логистической сети, выбор поставщиков и каналов распределения, географическое позиционирование производственных мощностей и т.д. – на основании системного подхода, с минимизацией совокупных издержек.

Так или иначе, отечественным предприятиям, в первую очередь, нужно развиваться. В сложившихся условиях повышение конкурентоспособности на мировом рынке благодаря только количественному росту невозможно. Именно поэтому применение методов и приемов логистики может позволить выйти на качественно новый уровень развития.

Очень интересно. А кроме «Пинскдрева», можете назвать примеры других белорусских предприятий, которые могут повысить свою конкурентоспособность благодаря применению методов и приемов логистики?

Примером построения международной логистической цепи на базе принципов сотрудничества, всеобщей оптимизации, системного подхода можно считать тот факт, что завод “Элема” активно сотрудничает с зарубежными предприятиями, являясь неотъемлемой частью логистической цепочки. 42-48% экспорта этого предприятия – это продажа услуг, причем по весьма выгодным расценкам. Сотрудничая с зарубежными торговыми марками, завод шьет коллекции под известными брендами, получая от этого немалую прибыль.

Еще один пример: производственное объединение “Гомсельмаш” планирует расширить номенклатуру техники, которую производит белорусско-китайское совместное предприятие ООО "Харбин Дон Цзин Гомель предприятие сельскохозяйственного машиностроения" (провинция Хэйлунцзян). Таким образом, предприятие оптимизирует логистическую сеть, делая выбор не в пользу, например, транспортировки и складирования произведенной в Беларуси продукции в Китай, а в пользу размещения производственных мощностей в Китае, где рабочая сила является сравнительно дешевой.

Что, помимо нехватки инвестиций, мешает развитию логистической отрасли в Беларуси?

Говоря о включении белорусских предприятий в международные логистические цепи и системы, нельзя не остановиться на субконтрактации и аутсорсинге как подходах к построению эффективных логистических систем.

В других странах сегодня немалую роль для предприятия играют посредники. Сотрудничество с маркетинговыми, логистическими посредниками позволяет полу­чить конкурентные преимущества за счет сокращения операционных логистических издержек, общего повыше­ния эффективности функционирования логистической системы, и как следствие – снижения себестоимости продукции. Кроме того, повышается адаптивность фирмы к изменениям окружающей среды, сокращается продолжительность операционных и логистических цик­лов. Возникающие при этом риски, связанные с потерей полного контроля над организацией товародвижения, сведены к минимуму благодаря  юридически правильно заключаемым  договорам, соглашениям. Большое значение приобретают сегодня логистические операторы, способные предложить как аутсорсинг отдельных задач, так и комплексные логистические решения для любого предприятия (услуги по координации движения товарного потока, информационные, консалтинговые, финансовые услуги).

Применение практик аутсорсинга и контрактации требует значительных денежных затрат, затрат времени на поиск качественных посредников и сокращения штата работников, поскольку многие их функции будут переданы другим фирмам. Но в то же время это позволяет максимизировать прибыль в будущем, сконцентрировать свое внимание непосредственно на производственной деятельности с целью повышения качества выпускаемой продукции, а также вкладывать высвободившиеся средства в развитие технологий.

Сегодня фирмы, планирующие занять определенное место в региональной и мировой экономической структуре, все чаще выбирают путь узкой специализации на основных видах деятельности. При этом выполнение отдельных функций и контроль над непрофильными видами бизнеса компании поручают другим фирмам, в том числе логистическим операторам. В Республике Беларусь имеются предпосылки к развитию данной деятельности.

А есть сегодня в Беларуси предприятия, которые готовы оказывать посреднические логистические услуги подобного рода?

Да, такие предприятия уже существуют. Например, совсем недавно был открыт 3PL-провайдер «Двадцать четыре». Это логистический центр нового поколения, оказывающий весь комплекс посреднических услуг в логистике: складские (хранение грузов), транспортные, услуги по обработке и переработке грузов.  «Двадцать четыре» работает на белорусском рынке, предоставляя полный комплекс современных логистических услуг и завоевывая доверие все большего числа клиентов.

Еще одной компанией такого рода является AsstrA. Важнейшим преимуществом системы 3PL является ее комплексность, позволяющая потребителям использовать различные услуги у одного подрядчика, минимизируя сроки и повышая качество логистики. Однако уровень спроса на данные услуги на белорусском рынке находится в стадии формирования. В наибольшей степени комплексными услугами пользуются компании в следующих регионах: Минская (24%), Гомельская (22%) и г. Минск (20%).

Что еще важно для включения белорусских предприятий в международные логистические цепи?

Также достаточно эффективным подходом к построению логистических систем является субконтрактация. Понятие «субконтрактация» в отличие от понятия «кооперация» применяют в том случае, когда количество партнеров по кооперации становится не просто большим, но и приобретает новое качество, соответствующее новой цели: сосредоточить свои усилия на основной продукции, отдав партнерам по кооперации все второстепенное. Таким образом, субконтрактация является особой формой организации промышленного производства, рассчитанной на использование широкой сети поставщиков и ведущей к существенному снижению глубины своего производства.

17 мая 2011 года в Беларуси впервые состоялась биржа субконтрактации в промышленности с участием малого и среднего бизнеса. В ней приняли участие белорусские предприятия: ОАО “МЗОР”, РУП “Могилевский завод лифтового машиностроения”, ОАО “ММЗ им. Вавилова”, ЗАО “Атлант”, ОАО “Автогидроусилитель” (Борисов), ОАО “Минский часовой завод”, а также предприятия легкой промышленности. Они обсудили с пришедшими на биржу представителями предприятий малого предпринимательства Беларуси возможность размещения у них заказов.

Не так давно в нашей стране был создан он-лайн центр промышленной субконтрактации и партнерства http://subcontract.by. На данном портале размещаются предложения по производственной кооперации, на нем есть такие разделы, как биржа субконтрактов, перечень импортируемых комплектующих изделий и материалов, складские запасы на реализацию и др.

Кто вкладывает инвестиции в строительство крупных логистических центров в странах-лидерах, например в Германии, Великобритании, Франции? И могут ли окупиться подобные инвестиции в Беларуси?

В Европе, кстати, к их созданию приступили порядка 10-15 лет назад. Как мы видим, довольно быстро единичные примеры строительства мультимодальных центров превратились в мощную тенденцию. В итоге, сегодня объем контрактной логистики в Европе ежегодно составляет 120-140 млрд. евро.

В Германии, занимающей первое место в мире по показателю LPI (примеч. индекс эффективности логистики, рассчитываемый Всемирным банком. – Д.С.), логистические центры управляются через наблюдательные органы, создаваемые различными компаниями – участниками проекта, такими как инвесторы или инвестиционные консорциумы, компании по развитию, муниципалитетами, профильными ассоциациями и союзами. В мультимодальных центрах осуществляется стыковка грузопотоков, обработка заказов, предоставление информации, сортировка, упаковка, маркировка, укладка на поддоны – то есть целый ряд услуг с добавленной стоимостью.

На наш взгляд, разработка такого направления, как создание крупных логистических центров (хабов), является благоприятной для Беларуси. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года предполагает строительство 41 логистического центра. С учетом анализа внешнеторговых и транзитных грузопотоков и проходящих через территорию Беларуси международных транспортных коридоров транспортно-логистические центры предполагается создать кроме областных центров в городах Жлобине, Речице, Мозыре, Солигорске, Пинске, Барановичах, Орше, Волковыске, Лиде, Борисове, Кричеве и Бобруйске. Предполагается, что основными логистическими объектами системы станут различные логистические центры. Другое дело, что все зависит от того, смогут ли власти создать благоприятные условия для ведения частного бизнеса, поскольку бюджетных средств на подобные инвестиционные проекты просто отсутствуют.

То есть Вы полагаете, что развитие сферы логистики в Беларуси принесет не только прямой эффект в виде появления новой отрасли, но и косвенный эффект – в виде повышения эффективности других отраслей экономики?

Да. На наш взгляд, модернизация подходов к ведению бизнеса на основании принципов логистики позволит повысить конкурентоспособность белорусской продукции на мировых рынках. С другой стороны, Беларусь имеет предпосылки для того, чтобы занять достойную нишу на мировом рынке логистических услуг.

 

Беседовала Дарья Сушкевич

На вопросы отвечали Екатерина Коврик и Мария Дворецкая

 

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family