По совокупному объему выручки, полученному вошедшими в состав холдинга предприятиями в первом квартале 2011 года (около 300 млрд рублей), он опередил Минский моторный завод, «Савушкин продукт», «Брестгазоаппарат», «Гомельтранснефть «Дружба», Гомельский химический завод и ряд других крупных и известных производств. Среди открытых акционерных обществ больше выручки получили только «Беларуськалий», Мозырский НПЗ и «Нафтан», «Белтрансгаз», «Гродно Азот», МАЗ и БелАЗ, МАПИД, «Белшина» и «Могилевхимволокно».
Общее число сотрудников холдинга (18,7 тысячи человек) сейчас больше, чем, например, на «Беларуськалии» (18,3 тысячи). По этому показателю он входит в топ-10 предприятий Беларуси с самой большой численностью занятых.
Холдинг де-факто получает под контроль основные объемы поставок автокомпонентов на первичный сегмент внутреннего рынка, а также часть вторичного.
Неплохие перспективы для него эксперты видят и на российском рынке автокомпонентов. Объем последнего в 2010 году был оценен в 30,2 млрд долларов (прирост по сравнению с 2009 годом – 38%), из которых 80% -- это вторичный рынок и 20% -- первичный. Пока только 10,5 млрд долларов из указанной суммы – это продажи автокомпонентов для иномарок, хотя этот объем растет с каждым годом. С другой стороны пример еще одной белорусской частной компании по производству автокомпонентов -- FENOX -- показывает, что белорусские автозапчасти могут быть конкурентоспособны и на конвейерах западных производителей.
По мнению экспертов «Завтра твоей страны», сейчас в России благоприятное время для белорусских производителей автозапчастей.
Во-первых, рынок восстанавливается после падения 2009 года, растут объемы производства автомобилей.
Во-вторых, основные игроки и сам рынок сейчас проходят стадию реорганизации. По разным причинам в 2010 году с него ушли две крупнейшие компании СОК и «АвтоКом», еще одна – «Тадем» -- ведет переговоры о продаже бизнеса. Активы СОК получил под свой контроль новый игрок «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), который контролируется инвестиционной компанией «Тройка Диалог». «Тройка Диалог» является партнером госкорпорации «Ростехнологии» в «АвтоВАЗе» и «КаМАЗе». А «Ростехнологии», как известно, являются претендентом №1 на МАЗ, так что ОАТ можно рассматривать в перспективе не как конкурента, а как члена некоего альянса с белорусским холдингом.
С другой стороны, уход ряда игроков на российском рынке автокомпонентов – это реакция на новый тренд. Он заключается в росте производства автомобилей на территории России западными концернами и локализации выпуска автокомпонентов крупнейшими мировыми производителями. Из большой мировой десятки, например, уже имеют свои производства в России немецкие Robert Bosch Gmbh и ZF Friedrichshafen, канадская компания Magna International. Вот почему с точки зрения будущего отрасли первоочередной задачей инициатора создания холдинга и его руководителя Анатолия Капского становится поиск стратегических партнеров и инвесторов прежде всего среди известных компаний -- уровня не менее топ-100 международных производителей автокомпонентов по версии журнала Automotive New Europe.
Показатели предприятий, вошедших в холдинг, по итогам 1 квартала 2011 года
Компания |
Продукция |
Выручка, в млн. рублей |
Прибыль, в млн. рублей |
Чистая прибыль, в млн. рублей |
Численность сотрудников |
Иностранные потребители |
ОАО БАТЭ |
Стартеры, генераторы |
69 188 |
434 |
121 |
3620 |
АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗиЛ, ЗМЗ (Россия) |
ОАО «Белкард» (Гродно) |
Карданные валы и передачи |
46 480 |
1688 |
1661 |
3059 |
КамАЗ, Урал, «Яровит», КАЗ, УАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, КавЗ, «Волжанин», Волгоградский, Алтайский, Онежский, Чебоксарский тракторные заводы, АвтоВАЗ, GM - АвтоВАЗ, К ia (Россия), АвтоКраЗ, ЛАЗ (Украина), Павлодарский тракторный завод (Казахстан) |
ОАО «Щучинский завод «Автопровод» |
Автомобильные провода и кабели, жгуты |
31 011 |
2301 |
1663 |
596 |
|
ОАО «Радиоволна» (Гродно) |
Автомобильные и тракторные генераторы, теплообенники, оборудование для систем отопления, запорные устройства |
14 500 |
166 |
17 |
1714 |
ПАЗ (Россия) |
ОАО «Радиотехника» (Ошмяны) |
Автотракторные светотехнические устройства |
1 656 |
104 |
47 |
247 |
ЛиАЗ (Россия) |
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» |
Механизмы рулевого управления, насосы гидроусилителя, гидроцилиндры, узлы МОК |
48 852 |
295 |
86 |
4066 |
КамАЗ, ЛиАХ, Урал, КаВЗ, ПАЗ, Толза, УАЗ, ЗиЛ, ГАЗ (Россия), АвтокрАЗ (Украина) |
ОАО «Витебский завод электроизмерительных приборов» |
Цифровые измерители, счетчики электроэнергии, щитовые малогабаритные приборы переменного тока, приборы для бортовой сети автомобилей и тракторов (указатели, щитки приборов, спидометры, тахометры электрические, тахоспидометры |
14 282 |
616 |
532 |
1201 |
|
ОАО «Завод гидравлического машиностроения» (Кобрин) |
Гидроцилиндры, пневмоцилиндры |
13 328 |
164 |
53 |
766 |
|
ОАО «Жодинский опытно-экспериментальный механический завод РЕМИЗ» |
Воздушные фильтры в сборе |
1 997 |
105 |
61 |
94 |
|
ОАО «Руденск» |
Фары, фонари, световозвращатели |
7 087 |
511 |
363 |
423 |
|
ОАО «Экран» (Борисов) |
Датчики уровня топлива, датчики давления, датчики температуры, стеклоомыватели, выключатели массы, антиблокировочные системы торможения |
19 639 |
899 |
597 |
1362 |
Урал, КамАЗ, ПАЗ (Россия) |
ОАО «Борисовский завод агрегатов» |
Турбокомпрессоры для дизельных двигателей |
28 673 |
827 |
492 |
1452 |
Урал, Алтайский моторный завод, ЛиАЗ, Владимирский моторно-тракторный завод, Брянский завод колесных тягачей, ЗиЛ, Уралвагонзавод, «Волжанин», КамАЗ-Дизель, «Ростсельмаш» (Россия), ХТЗ и АвтокрАЗ (Украина) |
ОАО «Према» (Горки) |
Отопители к автомобильной технике, кондиционеры, вентиляторы, электродвигатели малой мощности, щиты сопротивления; |
1 826 |
-184 |
-199 |
121 |
|
Итого |
|
298 519 |
7 926 |
5 494 |
18721 |
|
Таблица составлена по данным Министерства финансов Беларуси
Автор: Алексей Тополько
Источник: Завтра твоей страны