Концепцией предусмотрены механизмы и пути решения жилищных проблем, которые можно использовать не только очередникам (а этой группе традиционно уделялось особое внимание), но и всем категориям граждан. В проекте определены категории граждан, которым оказывается государственная поддержка при улучшении жилищных условий; нормы постановки на учет граждан, имеющих право на такую господдержку; возможности улучшения жилищных условий посредством развития экономических инструментов (ипотека, система строительных сбережений и пр.). В проекте документа перечислены меры по развитию индивидуального жилищного строительства, регламентируется ценообразование, арендные отношения, вопросы эксплуатации жилья и тарифная политика.
Как рассказал в эфире телеканала «Беларусь 1» начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль, в Беларуси уже давно возникла необходимость пересмотреть подходы к государственной жилищной политике. Именно такова задача концепции.
«В концепции представлены механизмы, которые позволяют накапливать средства, пользоваться ипотекой, залогом, системой жилищно-строительных сбережений, получать поддержку государства в части выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, которое должно стать 50%-м объемом в общем объеме ввода жилья», – отметил начальник управления.
При этом государство оставляет за собой обязанности помогать людям во всех ситуациях: в виде прямой господдержки, субсидирования, организационных мероприятий, преференций в налогообложении. «Разработан комплекс механизмов, позволяющих и в дальнейшем продолжать строительство жилья и каждому найти свою возможность улучшить жилищные условия», – пояснил А. Горваль.
Представитель министерства упомянул и указ № 184, которым предусмотрено, что строящих жилье граждан докредитуют на прежних условиях: «Для некоторых это хорошее подспорье и помощь в завершении строительства жилья, учитывая, что произошло удорожание квадратного метра. Теперь эти люди достроят жилье, и средства, полученные ими, помогут не только решить их жилищную проблему, но и позволят продолжать работы подрядным организациям и застройщикам, которые должны ввести в эксплуатацию жилищные дома в соответствии со сроками и планами».
По словам Александра Горваля, это решение позволит повысить темпы строительства, поскольку часть людей находятся в ожидании, смогут они получить дополнительный кредит или нет.
Но в самом ли деле проект «жилищной» концепции так хорош, как его расписывают чиновники? Мы попробовали разобраться и проанализировать проект концепции.
Документ насчитывает 21 страницу и состоит из 13 разделов с множеством подразделов. В самом начале констатируется: «Масштабная поддержка, оказываемая государством в сфере строительства нового жилья, и созданные беспрецедентные льготные условия для этого привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на улучшение своих жилищных условий исключительно с государственной поддержкой. … Очевидно, что рост числа претендующих на государственную поддержку не соответствует реальной потребности в ней и возможности государства по ее оказанию. Выросло число случаев недобросовестного поведения граждан, когда на вводимое жилье с государственной поддержкой претендуют те, кто в нем нуждается меньше остальных».
В разделе 2 перечисляются задачи государственной жилищной политики. Наиболее спорными здесь выглядят пункты 8 и 9: «8. Создать условия, при которых цены на жилье будут соответствовать доходам населения, приблизив стоимость 1 кв. метра к среднемесячной заработной плате гражданина». Это, наверное, можно сразу записывать в разряд благих пожеланий. Если только в Беларуси не найдут месторождений нефти побогаче кувейтских.
«9. Довести долю индивидуального жилищного строительства до 50% общего ввода жилья в эксплуатацию». Об этом BEL.BIZ писал в статье «Концепция «одноэтажной Беларуси» выведет строителей из кризиса?» . Свободной земли в Беларуси достаточно, поэтому государству достаточно лишь немного простимулировать этот сектор – и окрестности городов начнут «зарастать» коттеджами быстрее, чем в 1990-х.
Впервые в подобного рода программе в качестве одного из вариантов решения жилищной проблемы упоминается «аренда жилья из государственного жилищного фонда».
В разделах 3 и 4 речь идет о льготниках, которые получат поддержку от государства. Здесь нет ничего особо нового и интересного.
В подразделе 5.1 правительство всерьез заговорило об ипотеке: «В 2012 году получит развитие ипотечный механизм. В этих целях будет доработан Закон Беларуси от 20 июня 2008-го «Об ипотеке» исходя из принципа обеспечения доступности и привлекательности долгосрочных ипотечных кредитов для населения. В качестве конкретных мер предусматривается: предоставление гражданам-заемщикам налоговых льгот; внедрение прогрессивного механизма обращения закладных; создание Государственного агентства по ипотечному кредитованию для обеспечения функционирования вторичного рынка ипотечных кредитов».
Альтернативой ипотеке, согласно документу, может стать система строительных сбережений: «Всем гражданам будет предоставлена возможность целевого накопления средств на жилье. Данный механизм будет работать в два этапа – период накопления гражданином взносов и, после получения жилья, период возврата кредита. … После накопления 25-50% от стоимости строительства гражданину будет выделяться кредит на недостающую сумму под пониженную процентную ставку».
Надо сказать, что схема стройсбережений в проекте концепции прописана весьма приблизительно. Правительственным экономистам вместе с банкирами стоило бы поработать над ней значительно более серьезно. Не совсем понятно то, каковы преимущества строительных сбережений перед ипотекой.
В разделе 6 авторы документа вновь возвращаются к льготникам. Этот раздел посвящен президентскому указу № 13, определяющему нормативы площади строящегося жилого помещения для расчета льготного кредита.
Раздел 7 подробно расписывает вопросы уже упоминавшегося индивидуального жилищного строительства, прежде всего, на селе. По мнению автора статьи, это наиболее хорошо проработанный раздел во всей программе.
Раздел 8 – это прогноз строительства нового жилья в 2012–2015 годах. Ничего принципиально нового мы здесь не видим – любое министерство подобные прогнозы выдает каждый месяц.
А вот раздел 9 наверняка вызовет самые жаркие споры в профессиональном сообществе, т. к. определяет механизмы ценообразования в строительстве. Главный постулат здесь: «Договорная цена является фиксированной на весь период строительства, снижение в ходе строительства фактической стоимости работ является прямой выгодой подрядчика, а превышение относится на его финансовые результаты».
В разделе 10 рассматривается «Развитие долгосрочной аренды как механизма улучшения гражданами жилищных условий». Самое важное здесь – введение понятия «государственный фонд жилья коммерческого использования», т. е. механизм государственного арендного жилья.
Оставшиеся три пункта большого интереса не представляют. Несмотря на обилие цифр, это одни и те же тезисы Минстроительства и Минжилкомхоза, публикуемые год за годом без принципиальных изменений.
Обсуждение проекта концепции государственной жилищной политики Беларуси продлится до 15 мая нынешнего года. Документ размещен на сайте Министерства архитектуры и строительства.
Автор: Денис Лавникевич
Источник: BEL.BIZ