wrapper

Новости - слайдер на главной

14-05-12-02Точечным методом в Беларуси собираются продавать не только крупные, но и средние предприятия.

В 2008 году правительство Беларуси впервые заявило о новой масштабной стратегии привлечения иностранных инвестиций с помощью приватизации. На фоне долгого приватизационного затишья многие эксперты и наблюдатели были едва ли не шокированы амбициозными планами правительства. Тогда правительство утвердило не только план акционирования 519 крупных предприятий в течение 3 лет, но и публично огласило перечень предприятий, акции которых подлежат продаже в 2008-2010 годах. Сначала он включал 147 ОАО, а с учетом корректировки - 155 ОАО.

Громкое решение, получившее достаточно широкий резонанс, было принято на фоне обозначившегося тренда на снижение российских энергодотаций в белорусскую экономику. Власть стала понимать, что совсем скоро она лишится денег и не сможет далее поддерживать предприятия. «Так дальше продолжаться не может - масштабы растут, и мы должны переходить к цивилизованному процессу приватизации через акционирование», — заявил тогда первый вице-премьер Владимир Семашко.

Казалось, что процесс приватизации становится необратимым. После того, как истек трехлетний период, правительство в марте 2011 года утвердило новый трехлетний план приватизации на 2011-2013 годы. В него включили 245 ОАО: в 2011 году намечалось продать акции 180 ОАО, в 2012 году — 44 ОАО, в 2013 году — 16 ОАО.

Но так как документ претерпел ряд серьезных изменений до истечения срока его действия, правительство посчитало разумным принять новый приватизационный план. Он оказался даже более решительным, чем предыдущий. Правительство предложило в 2012 году провести приватизацию 133 акционерных обществ, в том числе выставить на продажу госпакеты 43 новых ОАО, которых раньше не было ни в одном списке, 83 ОАО перенести из плана 2011 года. В 2013 году предлагалось выставить на продажу госпакеты

22 предприятий: 13 ОАО, которые уже были в прежнем плане, а также 9 новых ОАО.

Продолжить конкурсные и аукционные торги по продаже госпакетов акций Госкомимущество планировало летом 2012 года. В целях повышения эффективности продаж ГКИ собиралось оптимизировать организационные процессы, а также усовершенствовать процедуру рассмотрения необходимых документов антимонопольными органами.

Проект нового плана был направлен в Администрацию президента. Чтобы документ заработал, его должен был одобрить Александр Лукашенко. Однако на совещании 30 марта он неожиданно отправил весь пакет на доработку, потребовав подготовить единый документ по регулированию приватизации в стране.

Тормоз на старте

Многие до сих пор гадают: что же за причины заставили затормозить едва начавшийся процесс приватизации — заметим, не «голубых фишек», а средних и небольших предприятий?

Правительство не вышло за рамки своих ограниченных полномочий — Госкомимущество по его поручению продавало госпакеты акций лишь небольших предприятий, персонал которых не превышает 500 человек. Единственное, что приватизационный орган сам решал, какие пакеты продавать по конкурсу, а какие — на аукционе.

Продажи начались в середине 2011 года. Первые торги продемонстрировали, с одной стороны, интерес инвесторов, а с другой, обозначили проблемные вопросы продажи госпакетов.

Тем не мене, результативными по итогам продаж в 2011 году стали торги по госпакетам 36 ОАО. Это случилось впервые за последние несколько лет, ибо раньше удалось заключать по 1-2 сделки в год.

Результативность торгов в прошлом году объяснялась тем, что правительство, невзирая на сопротивление снизу, продемонстрировало готовность продавать небольшие предприятия и обеспечило достаточно прозрачный механизм такой приватизации. Подстегнули процесс более либеральные правила продажи. Сейчас они позволяют продавать пакет даже одному участнику аукциона, если тот готов купить его с превышением стоимости на 5% от начальной цены (раньше требовалось участие не менее двух участников).

Больших денег от продажи госпакетов на конкурсах и аукционах бюджет не заработал — всего поступило около 20 млн. долларов. Но эффект от приватизации таких предприятий в другом — в приходе на предприятие инвестора, который дает дополнительный импульс для его развития.

Казалось, что в 2011 году наконец-то были созданы организационные предпосылки для системного проведения прозрачных торгов по приватизации небольших предприятий, что могло стать серьезным сигналом для инвесторов. Однако 30 марта белорусские власти по сути перечеркнули все, что было сделано за минувший год.

Власти защищаются от конкуренции и рейдерства

Причиной тормоза стал, скорее всего, страх белорусских чиновников «упустить» активы на фоне общей либерализации приватизационных процессов. Ведь в ноябре 2011 года Лукашенко их жестко предупредил: «Если у президента, читай правительства, нет в руках денег, собственности и власти, это никакие не органы власти. Запомните это, если кто-то этого не понимает».

Отметим, с 1 января 2011 года в Беларуси полностью отменен мораторий на обращение акций, приобретенных в ходе льготной приватизации. Многие миноритарные акционеры собирались воспользоваться возможностью продать свои акции. Но власть испугалось, что в результате свободного хождения акций можно «потерять» некоторые предприятия.

Поэтому движение ценных бумаг многих ОАО еще в прошлом году было взято под особый контроль. В соответствии с указом 14 марта 2011 года № 107 облисполкомам и Мингорисполкому с 1 января 2011 года предоставили преимущественное право на покупку тех акций предприятий сельхозпереработки, которые граждане Беларуси ранее купили на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на чеки «Имущество», а также переданных производителям сельхозпродукции по номинальной стоимости.

По сути, теперь государство патронирует все сделки по акциям предприятий сельхозпереработки как республиканского, так и коммунального уровня. В результате в стране активизировалась кампания по возвращению под контроль государства предприятий мясомолочной переработки. Чиновники уверены, что они таким образом защитят их от рейдерских захватов.

С этой целью, по имеющимся данным, подготовлен проект указа президента, расширяющий преимущественное право местной власти по приобретению акций на вторичном рынке.

Есть еще одно обстоятельство, которое могло потребовать заморозки приватизации малых и средних предприятий в Беларуси.

Похоже, что на фоне ожидаемого повышения конкуренции в Таможенном союзе, в том числе и в связи со вступлением России в ВТО, правительство путем создания холдингов пытается форсировать создание в стране крупных национальных компаний, которые смогут достойно конкурировать в новых условиях.

В частности, в феврале на совещании у президента чиновникам расписали план действий в мясомолочной отрасли. «Обязательно укрупняем молочные и мясные компании. Создаем в каждой области государственную компанию. Если у кого-то есть акции каких-то заводов, пожалуйста, заплатите им по номинальной стоимости — и до свидания», — подчеркнул А. Лукашенко.

Похоже, теперь госорганы собираются рассматривать предложения потенциальных инвесторов в индивидуальном порядке и рассчитывают, что те проявят интерес уже к создаваемым холдингам, а, значит, их акции удастся продать гораздо дороже, чем отдельных предприятий.

Это лишний раз говорит о том, что белорусские власти не рассматривают приватизацию в качестве инструмента структурных экономических реформ, но только как способ получить побольше денег. Как минимум, такую политику можно назвать недальновидной.

 

Автор: Татьяна Манёнок

Источник:  Агентство политической экспертизы

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family