wrapper

Новости - слайдер на главной

18-05-12-03Международный валютный фонд опубликовал доклад по Беларуси, в котором указывается на ряд рисков, которые могут вызвать проблемы в экономике страны уже в 2012-2013 годах.

Официально документ называется «Доклад персонала к консультациям 2012 года по Статье IV и второму обсуждению постпрограммного мониторинга». Он был подготовлен группой сотрудников МВФ по итогам обсуждений вопросов развития экономики и экономической политики с официальными лицами Беларуси, завершившихся 6 марта 2012 года. Подготовка доклада персонала была закончена 18 апреля 2012 года на основе информации, имевшейся во время проведения обсуждений. «В докладе персонала изложены взгляды указанной группы сотрудников, которые не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета МВФ», – отмечается в документе.

«Ежедневник» решил привести наиболее интересные выдержки из данного доклада.

За четыре года Беларусь пережила два кризиса.

Экономический кризис 2008–2009 годов был вызван мировым финансовым кризисом, который привел к потере внешнего финансирования и резкому сокращению экспорта, и усугублялся и без того высоким дефицитом счета текущих операций и низким уровнем резервов. Экономический кризис 2011 года имел внутренние причины и стал следствием отказа от политики макростабилизации, которая проводилась в рамках СБА 2009–2010 годов. Ориентированная на стимулирование экономического роста кредитная политика и политика заработной платы повлекла за собой увеличение дефицита счета текущих операций, а попытки сохранить фиксированный обменный курс создали давление на официальные резервы и в конечном итоге привели к утрате контроля над обменным курсом и резкому ускорению инфляции.

К настоящему времени Беларусь уже исчерпала большинство своих резервных возможностей.

По сравнению с 2008 годом внешний долг увеличился более чем в два раза и в 2011 году достиг 61,4 процента ВВП, поскольку дефицит счета текущих операций финансировался за счет внешних заимствований и продажи государственных активов. Два экономических кризиса подорвали общественное доверие к политике властей и к белорусскому рублю. Беларусь стала больше зависеть от финансовой помощи со стороны России, предоставляемой в форме низких цен на импортируемые нефть и газ, новых займов и покупки белорусских активов. Преследование оппозиции после президентских выборов 2010 года привело к тому, что ЕС и США сократили взаимодействие с властями Беларуси на официальном уровне и ужесточили санкции в отношении физических и юридических лиц, хотя значительного влияния этих мер на экономику не ожидается.

Реагируя на кризис и следуя рекомендациям МВФ, власти скорректировали меры экономической политики во втором полугодии.

Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) прекратил нестандартную поддержку ликвидности банков, начиная с июня 2011 года, а также ограничил предоставление стандартной поддержки ликвидности и существенно повысил процентные ставки во второй половине года. Данные изменения соответствовали рекомендациям МВФ и способствовали снижению роста кредитования, что было крайне необходимо.

Следуя рекомендациям персонала МВФ, которые были предложены во время первого обсуждения мониторинга в постпрограммный период, власти унифицировали обменный курс в октябре 2011 года. Это позволило валютному рынку возобновить работу, а переход к системе гибкого курсообразования помог привести реальный эффективный обменный курс в соответствие с фундаментальными экономическими показателями. Ограничение расходов бюджета позволило завершить год с бюджетным профицитом в размере 3,1 процента ВВП. На 2012 год власти взяли на себя обязательство жестко ограничить финансирование кредитования в рамках государственных программ (КГП) и обеспечить сбалансированность бюджета.

Помимо этого, в 2012 году Беларусь обеспечила существенное улучшение условий торговли, а в конце 2011 года нарастила резервы.

Соглашение с Россией, подписанное в ноябре 2011 года, обеспечило существенную скидку на газ , в результате чего цена поставок практически вдвое ниже той, которую республика платила в IV квартале 2011 года (при прошлогодних объемах импорта газа снижение цены дает эффект, примерно равный 5 процентам ВВП). Кроме того, власти добились улучшения условий поставок импортируемой российской нефти. Официальные резервы возросли до 7,9 млрд. долл. США за счет доходов от приватизации в результате продажи 50 процентов акций «Белтрансгаза» (2,5 млрд. долларов США), двух траншей кредита, предоставленного Антикризисным фондом (АКФ) Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), (1,24 млрд. долларов США) и займа Сбербанка в размере 1 млрд. долларов США.

Более совершенная экономическая политика оправдала себя, обеспечив первоначальную макроэкономическую стабилизацию.

Месячные темпы инфляции существенно сократились со среднего показателя 9,7 процента в августе–ноябре до менее 2 процентов в декабре–марте. Домашние хозяйства и юридические лица продавали доллары и увеличивали свои рублевые банковские депозиты, что указывает на снижение инфляционных и девальвационных ожиданий. Чтобы предотвратить укрепление курса белорусского рубля, НБРБ проводил интервенции, покупая иностранную валюту на рынке.

Первые данные за 2012 год указывают на продолжающееся улучшение сальдо внешнеторгового баланса.

Однако несоответствия в макроэкономической политике могут поставить под угрозу этот ранний успех.

С точки зрения персонала МВФ, амбициозный целевой показатель роста ВВП на уровне 5–5,5 процента, который установили власти на этот год, не соответствует цели снижения инфляции на 20 процентов в текущем году. Более того, ожидаемый рост реальной заработной платы на 4 процента, а также заявления высших должностных лиц о том, что среднемесячная заработная плата к середине 2013 года достигнет 500 долл. США, указывают на возможность смягчения политики в отношении внутреннего спроса. Повысив во второй половине 2011 года ставку рефинансирования и процентную ставку «овернайт» на 27 и 48 процентных пунктов соответственно, НБРБ испытывает давление в связи с требованиями снизить процентные ставки. НБРБ уже начал этот процесс, сократив ставку рефинансирования на 7 процентных пунктов в I квартале и на 2 процентных пункта во II квартале.

Базисный сценарий предполагает, что экономическая политика будет пока что оставаться жесткой, но будет ослаблена позднее в текущем году, когда станет очевидно, что экономическая активность и заработная плата не достигают целевых показателей. Попытки достигнуть несовместимых целей приведут к инфляции выше запланированной и росту ниже запланированного уровня. Базисный сценарий предполагает, что погашение долга в соответствии с графиком будет финансироваться за счет резервов, что приведет к сокращению отношения долга к ВВП и существенному уменьшению резервов в среднесрочной перспективе.

Риски ухудшения ситуации в рамках базисного сценария существенны. Наиболее существенный риск – возможное смягчение политики в отношении внутреннего спроса с целью добиться целевого показателя роста.

Стимулирование внутреннего спроса вновь приведет к витку раскручивания инфляции и ослабления обменного курса и снизит внешнюю конкурентоспособность. Попытки сдержать инфляцию и ослабление курса с помощью ценового контроля или масштабных интервенций усугубят перекосы и истощат резервы. Макроэкономическая неопределенность усиливает риски финансового сектора: она оказывает давление на капитал банков и создает для них риск резкого изменения настроения вкладчиков.

С точки зрения внешнеэкономических условий усугубление кризиса в зоне евро может создать существенные риски, хотя степень потрясения будет зависеть от воздействия на Россию.

Замедление экономического роста торговых партнеров Беларуси снизит спрос на экспорт белорусских товаров, а повышение уровня неприятия риска в глобальном масштабе спровоцирует снижение коэффициентов пролонгации внешнего заимствования. Принимая во внимание тесные связи с Россией, каналы передачи воздействия в сфере торговли и финансов будут зависеть от степени воздействия кризиса на экономику России. Высокие цены на сырьевые товары могут смягчить влияние возможного кризиса в зоне евро на российскую экономику и, следовательно, уменьшить его воздействие на Беларусь.

Цены на газ не всегда будут низкими.

Улучшение условий торговли, полученное недавно в результате заключения с «Газпромом» нового контракта на поставки газ, может быть потеряно в среднесрочной перспективе, если Россия решит повысить внутреннюю цену на газ, к которой привязан контракт с Беларусью.

Рекомендации персонала МВФ

Чтобы добиться внешней и внутренней стабильности, необходимо привести макроэкономическую ситуацию и политику в соответствие с целями в отношении инфляции.

Снижение внимания к достижению высоких темпов роста ВВП и отказ от установления целевых показателей заработной платы в долларах повысят уверенность в сохранении жесткой политики. Проведение жесткой политики будет сдерживать рост инфляции и, следовательно, позволит сохранить преимущества с точки зрения конкурентоспособности, полученные в результате девальвации. Снижение дефицита внешнеторгового сальдо, а также улучшение состояния финансового счета позволят в среднесрочной перспективе увеличить резервы до объема, превышающего 3 месяца импорта.

Действия НБРБ должны предопределяться двойной целью восстановления внутренней и внешней стабильности.

Внешняя стабильность требует дальнейшего увеличения резервов и предотвращения существенного укрепления реального обменного курса; при этом внутренняя стабильность требует ограничения роста кредитов приблизительно до 20 процентов — значение, предусмотренное денежно-кредитной программой и соответствующее целевому показателю инфляции. И рост кредитов, и процентные ставки имеют большое значение в Беларуси. Выбор роста кредитов в качестве промежуточного целевого показателя оправдан, учитывая относительную важность кредитного канала и тот факт, что некоторые кредиты не чувствительны к изменениям процентной ставки.

Однако процентные ставки влияют на поведение вкладчиков и некоторых заемщиков. Поэтому персонал МВФ призвал к осторожности в процессе снижения ставки рефинансирования: с точки зрения персонала, снижение ставки рефинансирования на 500 базисных пунктов в начале марта было преждевременным, т.к. в результате ставка рефинансирования оказалась ниже оценки ожидаемых темпов инфляции в марте. Несмотря на возможность дополнительного снижения ставок по мере дальнейшего замедления темпов инфляции, быстрое снижение ставок повлечет за собой риск увеличения инфляции. Персонал МВФ считает, что возникшую недавно проблему давления в сторону укрепления обменного курса, лучше решать за счет сочетания интервенций в целях стерилизации и дополнительной гибкости обменного курса, а не снижения процентных ставок.

Точка зрения властей

Власти сочли точку зрения персонала МВФ в отношении базисного сценария пессимистичной.

НБРБ обратил внимание на свою приверженность проведению жесткой денежно-кредитной политики, а правительство заявило, что запланированное сокращение «основанного на эмиссии» финансирования КГП (т.е. финансирования КГП с использованием бюджетных ресурсов) предотвратит чрезмерный рост кредита. По их мнению, сценарий корректировки, представленный персоналом МВФ (таблица 6), характеризует перспективу более точно, чем базисный сценарий. В то же время они считают свой курс макроэкономической политики последовательным и заявили, что структурные изменения экономики, такие как повышение энергоэффективности в производстве, позволят достичь целевого показателя роста.

Власти согласились с тем, что оценка персонала касательно реального эффективного обменного курса соответствует фундаментальным экономическим показателям, но указали на то, что оценки характеризуются значительным пределом погрешности. НБРБ признал текущую денежно-кредитную политику надлежащей. С точки зрения властей, снижение определяемых политикой процентных ставок было оправдано снижением инфляционных ожиданий. Они также были обеспокоены тем, что высокие процентные ставки стимулируют быструю конвертацию активов в иностранной валюте в активы в белорусских рублях, и этот процесс рассматривался ими как спекулятивный по своей природе и влекущий за собой риск резкого изменения направленности.

 

Источник: Ежедневник

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family