wrapper

Новости - слайдер на главной

Занятость и социальная политика

Реформы по-белорусски: и поздно, и некому

03-06-15-31В пресс-релизах экспертов и МВФ (от 13 мая с.г.), и Евразийского банка развития (от 28 мая с.г.) указывается на острую необходимость для страны структурных реформ - ввиду крайней неэффективности имеющейся структуры экономики и невозможности на ее базе выйти на траекторию роста. И сразу вспоминаешь, как в 2011-м году наш президент заявлял, что для изменения структуры экономики ему требуется триллион долларов. Кажется, что такое структурные реформы - наша власть даже не подозревает, их варианты властью не рассматривались и не просчитывались.

Дорогая ошибка

А между тем в мире уже накоплен богатый опыт структурных реформ. Как успешных, так и не очень. Впрочем, есть и опыт полностью провальных, особенно в Латинской Америке и на постсоветском пространстве.

Как представляется, сегодня и чисто либеральная модель экономики, как и советская, уже отправлены в архив. Сегодня практически для любой страны не очень сложно просчитать ближайшие последствия воздействия мировой экономики на экономику страны. И нет в мире ни одного правительства, которое готово безропотно смириться с неблагоприятным прогнозом. Вмешиваются в экономику все. Но в разной степени и с разным успехом. Большой мировой опыт провалов таких вмешательств привел только к тому, что вмешиваются, как правило, все осторожнее.

С развитием глобализации экономическая политика любой страны становится очень сложной, последствия ошибок становятся все дороже. Волевые, стратегические в экономике, решения для страны остались разве что в Африке и в Беларуси, для нормальных стран существенные решения готовятся большими группами авторитетных экспертов. Недостаточно своих - приглашают зарубежных: ошибки обходятся дороже.

Для нашей страны, структура экономики которой застряла в советских временах, а внешняя конкуренция добивает наши структурообразующие предприятия, цена ошибок очень велика. Мы больше не можем позволить себе "по наитию", как это было с деревообработкой, инвестировать в создание заведомо неконкурентоспособных предприятий и отраслей. Тем более что перед глазами опыт других стран.

Есть успешный опыт структурных реформ Кореи. Когда экономика страны выстраивалась на базе крупных многопрофильных концернов (т.н. "чеболей"). Преимущественно частных, хотя и с участием государства. Однако невозможно не заметить роль и участие государства в постепенной и планомерной трансформации экономики страны из аграрной в "текстильную", потом – в преимущественном развитии судостроения и производства бытовой электроники, позже – в развитии автомобилестроения и микроэлектроники. Постепенно формируя современную многопрофильную экономику. На всех этапах трансформаций поддержка и направляющая роль государства была очень существенной. Шла закупка технологий, опережающая подготовка кадров. Массы работников перемещались из отрасли в отрасль. Процесс трансформации занял около 20 лет. В таких масштабах без участия государства, наличия страновой стратегии это было невозможно.

Для нас опыт Кореи был актуален на рубеже веков, когда большой ненасыщенный рынок России позволял выстроить более-менее крупные концерны. Этот этап мы проспали.

Есть и другой, актуальный для нашей страны, опыт Китая.

В начале реформ структура экономики Китая была подобна советской: крупные госпредприятия, жесткое планирование. Вход иностранного капитала в прибрежные районы, масса мелкого частного капитала в торговле, легпроме, некоторых других отраслях национальную экономическую безопасность обеспечить заведомо не могли. Что особенно подчеркнул кризис 1998 года, когда экономика страны с трудом выстояла под ударами внешних шоков.

На Западе на рубеже веков промышленную инфраструктуру формировали масса небольших, но высокотехнологичных, оснащенных современными станками с ЧПУ, предприятий. Китай тогда же массой стал скупать б\у 5-6-летние станки. По свидетельству участника процесса, станки выкупали госбанки, передавая их малым частным предприятиям в лизинг. Причем передавали не просто тем, у кого есть деньги: лизинг шел под залог самих станков, требовалось лишь иметь у хозяина опыт работы на таком оборудовании (или среди его персонала иметь таких специалистов). Банки имели четкие рекомендации, сколько и каких марок станков необходимо завезти.

В результате за несколько лет была создана промышленная инфраструктура, и Китай буквально обрушился на рынок промышленной кооперации США и ЕС. Не говоря уже о том, что такие фирмы буквально смели в аутсорсинг заготовительные цеха своих госпредприятий, обеспечив рост производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Очевидно, что и здесь имела место локальная структурная реформа, проводимая государством. В Китае общая трансформация страны и состоит из таких локальных реформ, когда – одновременных, когда – последовательных. Но мы, похоже, с аналогом такой реформы уже запоздали: на российском рынке достаточно предложений в этой отрасли. Да и китайцев тут потеснить нереально. А ведь еще 4-5 лет назад шансы у нас были, и неплохие.

Можно было бы привести и примеры локальных структурных реформ на Тайване, во Вьетнаме, в ЕС (станкостроение во Франции в 50-х, ветроэнергетика, проч.) и даже в США (интернет, производство сланцевой нефти и газа, проч.). Ясно, по крайней мере, одно: структурные реформы проводятся государством, в рамках страновой стратегии. Направление выбирается исходя из анализа тенденций на мировых рынках. И это – дело не политиков, а профессионалов, располагающих серьезными базами данных. К тому же структурные реформы – дело не быстрое. И достаточно дорогостоящее.

Однако и избежать их нет возможности. В России это осознали раньше, там говорят, что "если страна не проведет реиндустриализации, она может выпасть из истории". Впрочем, хоть и говорят уже лет восемь, но запустить процесс реиндустриализации до сих пор толком не удается. Несмотря на наличие средств. А для нас отсутствие структурных реформ – прямой путь в Гондурас.

"Социальность" - не оправдание

Это ведь совершенно неважно, есть у страны средства на проведение необходимых реформ, нравятся эти реформы правительству или нет. Мировой рынок, в конце концов, безжалостно выбросит на обочину любую страну, которая не пожелает или не сумеет их провести. Их необходимость определяется объективно, и далеко не всегда внутренними причинами.

Мало того, внутренние причины, в том числе социальные, как показывает опыт Беларуси, не могут иметь приоритета перед структурными реформами. Во-первых, потому, что любая локальная структурная реформа четко привязана по времени: упустишь или растянешь по времени – обстановка на рынках может измениться, и реформа может потерять смысл. И не факт, что обстановка позволит начать ее снова.

Во-вторых, абсолютный приоритет общегосударственных и социальных проблем, как показывает опыт Беларуси, блокирует проведение структурных реформ. В свою очередь, их отсутствие со временем усугубляет социальные и общегосударственные проблемы и даже может сделать их неразрешимыми.

А что касается средств… Тут уж приходится выбирать. Например, в Китае, на старте, когда денег у страны было мало, госчиновники несколько месяцев не получали зарплату, по сути – пожертвовали социальной системой, но финансирование реформ шло непрерывно. На Востоке часто финансируют реформы и за счет снижения потребления населения. Латинская Америка пробовала за счет помощи МВФ и иностранного капитала. Правда, плоховато получилось. Многие, от США и Японии до Латинской Америки, лезли в долги.

И не стоит слишком надеяться на иностранный капитал. Особенно – на крупный. Во-первых, сегодня, в кризис (а кризис еще надолго), он не очень охотно идет в страны со слабой экономикой. Во-вторых, для крупного капитала встраивание наших бывших промышленных гигантов в мировые цепочки добавленной стоимости заведомо бесперспективно: свои мощности недозагружены, и затраты на реинжиниринг наших предприятий непомерно высоки. В-третьих, мировой опыт показывает, что в успешных структурных реформах роль иностранного капитала иногда была существенной, но всегда вспомогательной. В-четвертых, по свидетельству Пола Кругмана, Аргентина-2002, Индонезия-1998, Мексика-1995, Чили-1982 (список можно продолжить) дали тип кризиса, возникающего у экономики, ставшей уязвимой в результате крупномасштабных заимствований из-за рубежа. И где находится тот порог безопасности, до которого заимствования или инвестиции из-за рубежа не представляют опасности для страны – пока толком неизвестно. Например, "повалить" экономику России движением капитала в декабре-январе не удалось, но Кремлю пришлось тяжко. Привлекать, на взаимовыгодной основе, иностранный капитал для решения конкретных локальных задач, безусловно, стоит, но проводить структурные реформы придется самим.

Вопрос в том, придется ли? Для их проведения как минимум необходимо иметь реалистичную, хорошо проработанную экономическую политику и институты (не в плане НИИ, а в плане организаций, законодательной базы, системы отношений), созданные под нее и способные ее реализовать.

Экономической политики у нас нет. Кое-как, из благих пожеланий, слепленные в рамках "белорусской модели" промышленная, аграрная и финансовые политики обанкротились в 2011 году. Замены им нет и даже не прорабатываются. Навязанная кредиторами жесткая кредитно-денежная политика "от Ермаковой" проблемы страны только усугубляет. Другие части экономической политики в сложившихся условиях просто неадекватны.

Сохраненная с советских времен система институтов управления (где просто подменили ЦК КПБ Администрацией президента) реально ничем не управляет. С одной стороны, вертикаль на всех уровнях вмешивается в дела предприятий, не неся при этом никакой ответственности. С другой стороны, реальные деньги и возможность оказать реальную помощь только у вертикали. Отраслевые органы управления ни объективной информацией о положении дел на предприятиях не располагают, ни серьезной помощи оказать не могут. Кроме, конечно, случаев, когда все толпой бросаются "спасать предприятие".

Кроме того, сегодня уже ясно, что в имеющейся номенклатуре экспорта потребности страны в валюте закрыть невозможно: нет таких объемов спроса на рынках. А это означает сокращение производства с увольнениями. Нужно осваивать новую продукцию. Но! Какую? Нет проработок рынков. Как? Некому провести подготовку производства. Своих кадров на предприятиях не осталось, внешнюю помощь получить негде. За какие деньги? Предприятия (уже больше 50%) в убытках, своих денег нет. Принятая под нажимом кредиторов "жесткая" кредитно-денежная политика отрезает для большинства предприятий и возможность использовать кредиты (слишком высоки ставки и в ближайшем будущем существенно не снизятся), и возможность получить госфинансирование (которое существенно сокращено). Реальных возможностей в масштабном освоении новой продукции в рамках существующей системы управления просто нет. Существующие в стране институты ни к проведению структурных реформ, ни к поддержанию уровня жизни населения просто непригодны.

Правда, и правительство, и либералы о структурных реформах говорят. Но понимают их строго как массовую приватизацию. Либералы – исходя из своего "символа веры", чиновники – надеясь процессом попользоваться.

Так про какие структурные реформы нам говорят кредиторы? Кто и как будет их проводить? Разве что марсиан выписать.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY

 

Автор: Александр Обухович

Источник: TUT.BY

Read more...

Диагноз «рецессия» слишком оптимистичен. Экономика ушла в депрессию

03-06-15-16 «Белорусскую модель» пора было похоронить, по крайней мере, в 2011 году. Еще лучше – в 2009 году или даже в 1998 году, уже тогда с ней было все ясно. Не так больно было бы сегодня. Но что взамен?

На фоне нарастающих трудностей в белорусской экономике в мае вышло два отчета независимых экспертов, оценивающих ее состояние и ближайшие перспективы.

13 мая свой пресс-релиз по итогам миссии экспертов опубликовал Исполнительный совет МВФ, 28 мая - команда экспертов Евразийского банка развития (ЕАБР) опубликовала мнение проектной группы Антикризисного фонда (АКФ) по заявке Беларуси на получение финансового кредита АКФ на поддержку стабилизационной программы правительства и Нацбанка на 2015-2017 г.г., поступившей в ЕАБР в марте 2015 года.

Во-первых, само по себе интересно, что, оказывается, существует стабилизационная программа правительства и Нацбанка. Под которую просят кредиты. Обсуждать с белорусской общественностью ее не сочли нужным, для нас сочли достаточным клятвы в верности «белорусской модели», от которой, судя по реакции внешних экспертов, планируют камня на камне не оставить. Выборы «на носу», однако.

«Белорусскую модель» пора было похоронить, по крайней мере, в 2011 году. Еще лучше – в 2009 году или даже в 1998 году, уже тогда с ней было все ясно. Не так больно было бы сегодня. Но что взамен?

Ни одна экономическая модель не может быть на все времена. Вопрос в том, как она соответствует имеющемуся в стране экономическому потенциалу и как способна решать поставленные перед обществом задачи. «Белорусская модель», безусловно, спасла экономику страны в середине 90-х, позволила сформировать белорусскую государственность. Но уже потенциалу начала века не соответствовала, а дальше – только тормозила развитие страны. И чем дальше – тем больше.

Вот и в пресс-релизе Исполнительного совета МВФ указывается:

Неэффективность экономической модели Беларуси по-прежнему делает ее весьма уязвимой к экономическим шокам… …периоды применения мер макроэкономической политики, направленной на стимулирование экономики, в условиях высокой структурной негибкости спровоцировали повышение темпов инфляции и усиление внешних дисбалансов и поставили Беларусь в зависимость от эпизодической внешней поддержки.

Прогноз указывает на рецессию и сохранение внешнего давления. С учетом того, что Россия, являющаяся крупнейшим торговым партнером, переживает экономический спад, прогнозируется, что в 2015 году экономика Беларуси сократится на 2¼ процента, в первую очередь по причине снижения объема экспорта.

Ожидается, что дефицит счета текущих операций останется приблизительно на уровне 7 процентов ВВП, увеличивая значительные потребности в финансировании. По прогнозам, в этом году девальвация приведет к росту уровня инфляции до 22 процентов, несмотря на слабый внутренний спрос. В среднесрочной перспективе ожидается, что … ввиду структурной негибкости рост останется низким.

Этим оценкам вторят заключения экспертов Евразийского банка:

Накопленные в экономике диспропорции все еще высоки и представляют значительный риск для перехода РБ на траекторию устойчивого роста.

Масштабное кредитование в рамках государственных программ поддерживает избыточную занятость и низкую эффективность использования производственных мощностей государственных предприятий и снижает мобильность ресурсов экономики.

Ничего такого, о чем бы не писали почти все независимые аналитики. Кстати, я считаю, что этот анализ излишне оптимистичен. В частности, речь уже не идет о рецессии. Это – термин из экономических циклов, обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Предполагается, что за рецессией хоть когда-нибудь последует подъем. На Западе при наступлении рецессии предприятия, как правило, снижают издержки и ждут подъема. В нашем случае уместнее говорить о депрессии, которая уже установилась в регионах (как пишут корреспонденты, «работать некому, да уже и негде»), подходит к областным центрам и угрожает экономике страны в целом. Из депрессивных регионов в рыночной экономике предприятия, как правило, уходят.

На то, что основным диагнозом болезни белорусской экономики является депрессия, указывает и прогрессирующее снижение конкурентоспособности белорусской продукции, и продолжающееся ухудшение финансового состояния большой массы предприятий. Для многих небольших предприятий в регионах вообще непонятно, как они самостоятельно могут выйти на выпуск достаточных объемов конкурентоспособной продукции.

А что в таких условиях советуют эксперты?

Рекомендации Исполнительного совета МВФ вызывают массу вопросов. Директора считают:

Макроэкономическую политику следует ориентировать на уменьшение внешних дисбалансов и снижение уровня инфляции, а для повышения потенциала роста экономики требуются структурные реформы.

(Государственное) кредитование должно дополнительно сократиться в текущем году и должно быть отменено в среднесрочной перспективе

Необходимо сдерживать повышение заработной платы.

Повысить гибкость обменного курса. Национальному банку Республики Беларусь в полном объеме внедрить систему таргетирования денежной массы, которая направлена на снижение инфляции до однозначных величин.

Принять и решительно реализовать смелую программу реформ с хорошо спланированной последовательностью действий, которая включает либерализацию цен, меры для вывода тарифов на услуги предприятий коммунального хозяйства и транспорта на уровень полного возмещения затрат, поэтапную отмену обязательных целевых показателей для предприятий, и приватизацию в секторе предприятий и банковском секторе.

Для защиты наиболее уязвимых слоев необходимо усилить системы социальной защиты, включая страхование от безработицы.

Суть – проста и понятна: стране – жить по средствам, для чего снизить госрасходы (за счет госкредитования и субсидирования услуг ЖКХ и транспорта) и потребление населения (за счет сдерживания роста зарплат и регулярных девальваций). Нацбанку сжимать денежную массу под имеющийся приток валюты. И, уж конечно, приватизация на фоне "структурных реформ".

Недалеко ушли и эксперты Евразийского банка.

Принятие более решительных мер по сокращению и оптимизации роли государства в экономической деятельности и либерализации цен и рынков, включая рынок труда. Проведение этих реформ должно сопровождаться поддержанием жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, нацеленной на снижение темпов инфляции, сокращение внешних дисбалансов и наращивание международных резервов.

Существенное сокращение директивного кредитования.

Сокращения госпрограмм также требует либерализации цен и рынков, коммерциализации государственных предприятий, их нацеленности на повышение рентабельности производства и повышения роли частного сектора через приватизацию.

Переход к окупаемым тарифам на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения должен пройти как можно быстрее.

Повысить эффективность денежно-кредитной политики в деле борьбы с инфляцией и способствовать дальнейшей либерализации курсообразования через политику монетарного таргетирования.

Не тот диагноз

Непонятно, правда, о каких «структурных реформах» говорят эксперты. Понятно, что в нынешней структуре экономики и управления выхода из кризиса нет. А где есть? Но финансисты и не могут это определять, не их профиль. Сумеете их провести – хорошо, не сумеете – вперед, в Гондурас. За какие средства будете их проводить – ваше дело. Туманно обещают поддержку и МВФ, и Евразийский банк. Если программа структурных реформ им понравится. Притом что жесткая кредитно-денежная политика (еще жестче, чем политика «от Ермаковой») обязательна, череда девальваций и безработица – тоже, есть программа или нет.

Грубо говоря, и директора МВФ, и эксперты Евразийского банка нам советуют: вычеркните 20 лет «белорусской модели», вернитесь в 1991 год и двигайтесь в рамках гайдаровских реформ. И, возможно, будет вам счастье. Если выживете.

Это нам давно советовали. И настоятельно. Только последствия следования таким советам вряд ли устроят наше общество.

Экспертов можно понять. Начиная с 2010 года хватаем кредиты где только можно. МВФ, Россия, Китай, Венесуэла, Азербайджан. Обещаем при этом все, что попросят. Кредиты уходят на текущие нужды бюджета и госаппарата, экономика топчется на месте. Обещания при этом не выполняем, просим новые кредиты, из части новых кредитов закрываем прежние, растим долги.

Любому эксперту ясно: в этой, доставшейся в наследство от БССР, структуре экономика страны неэффективна. Не желая никаких реформ, заявляем: для структурных реформ требуется триллион (!!!) долларов. Что, впрочем, показывает: никакие структурные реформы не прорабатывались и не просчитывались. Вместо того – опять просим кредиты. И как кредиторы должны к этому относиться?

Вот и отнеслись. Не можешь организовать нормальную экономику – так хоть живи по средствам. На то, что зарабатываешь.

А что последовательное проведение такого подхода несет Беларуси?

В краткосрочном плане, несомненно, сокращение производства, банкротства части предприятий (Какой части? Непредсказуемо), реальную безработицу, сокращение экспортной выручки, череду девальваций (называют ее "либерализацией курсообразования"), сокращение платежеспособного спроса с проблемами в торговле. Украина показала, что сокращать потребление населения можно, и сокращать сильно. Терпят.

Предполагается, что, если таким образом ужать всю экономику, можно добиться ее сбалансированности. Точнее говоря, балансируется часть экономики, остальная просто списывается. И уже на основе сбалансированной экономики можно пробовать обеспечивать ее рост.

Подход не новый, применялся под эгидой МВФ в Латинской Америке и странах ЮВА и нигде не привел к удовлетворительным результатам. Не случайно поэтому ведущие экономисты Запада ратуют за переход от таргетирования денежной массы к таргетированию инфляции. А самые «продвинутые» - за разработку методик таргетирования роста. А для нас – и таргетирование денежной массы сойдет. Плевать, что при этом гробятся даже частично жизнеспособные предприятия, зато курс доллара почти стабилен.

В наших условиях, при жесткой реализации, по нашим подсчетам, подход приведет к ликвидации не менее миллиона рабочих мест и высвобождению не менее 40% производственных мощностей. Причем и после предположительной сбалансированности экономики (не очень верится, что сбалансированность таким путем возможна: слишком мала наша экономика, и слишком важную роль играют внешние факторы), никак не просматривается формирование факторов, способных обеспечить ее быстрый рост. Что, рынки вдруг откроются? Накопления вырастут настолько, что деньги девать будет некуда?

К тому же в оценках экспертов, что МВФ, что Евразийского банка, содержится существенная ошибка. Экономическое положение страны они характеризуют как «рецессию». На самом деле по стране расползается депрессия.

Рецессия – часть экономического цикла, явление кратковременное, за которым следует подъем. Остановленные в рецессии мощности не успевают устареть и на стадии подъема могут быть востребованы. Это экономит потребность в инвестициях, необходимых на стадии подъема.

Депрессия – это тупик. Остановленные кризисом мощности в депрессивных регионах в целом уже никогда не будут востребованы. Как и квалификация тамошних работников. Там экономику нужно строить заново. А это – инвестиции, которые может сделать только государство: частнику лезть в депрессивный регион нет никакой нужды. Вот поэтому сжатие экономики, рекомендованное экспертами, при отказе государства от крупных инвестиций сделает это сжатие, с его безработицей и непрерывным снижением уровня жизни населения, необратимым.

Я далек от мысли, что рекомендации и МВФ, и Евразийского банка сформированы со злым умыслом против Беларуси. Как финансисты эксперты свою работу выполнили и профессионально, и объективно. Просто проблема выхода экономики Беларуси из кризиса в рамках только кредитно-денежной политики, даже при активной помощи кредитами, вообще не решается. А необходимое подключение активной промышленной политики шлагбаумом блокирует «белорусская модель».

 

Автор: Александр Обухович

Источник: TUT.BY


 

Read more...

Богданкевич: Пока Беларуси дают взаймы - реформ не будет

03-06-15-15Если белорусское руководство не найдет валютную подпитку извне, это приведет к обвалу валютного курса.

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами Беларуси в январе-апреле 2015 года составило 934,7 млн долларов против отрицательного сальдо в 604,5 млн долларов в январе-апреле 2014 года, сообщает Национальный статистический комитет.

По данным Белстата, объем внешней торговли товарами в январе-апреле 2015 года составил 17 млрд 934,7 млн долларов, что на 28,4% меньше, чем в аналогичном прошлогоднем периоде. Экспорт сократился на 30,5% - до 8 млрд 500 млн долларов, импорт - на 26,5% - до 9 млрд 434,7 млн долларов.

Чем грозит белорусской экономике дисбаланс внешней торговли? Где искать выход из тупика?

На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» ответил бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.

- Отрицательное сальдо внешней торговли по товарам за 2015 год приблизилось к миллиарду долларов. Какой сбой произошел в экономике?

- Сбой известный – падение экспорта. Экспорт в Россию упал на 40%, упал экспорт и на Запад. Импорт тоже снизился, но не так существенно. Объем производства упал на 7,5%, валовый внутренний продукт упал на 2,5% - все сказывается. Кризис глобальный: ситуация не улучшается, а ухудшается.

- Какие угрозы несет белорусской экономике отрицательное сальдо торговли по товарам?

- Отрицательное сальдо внешней торговли по товарам наблюдалось у нас и раньше, но компенсировалось за счет большого положительного сальдо по услугам. Я не смотрел статистические данные, но если сальдо по услугам компенсирует минус по товарам, то это имеет не такого большое значение.

Отрицательное сальдо ухудшает платежный баланс, увеличивает разрыв счета текущего платежного баланса – то есть, требует дополнительных внешних займов. Если белорусское руководство не найдет валютную подпитку извне, это приведет к обвалу валютного курса.

Я полагаю, что государство не хуже нас с вами видит проблему и ищет финансовую подпитку извне, чтобы покрыть этот дефицит. Известно, что ведутся переговоры о новых займам с Антикризисным фондом ЕврАзЭс, с МВФ, - видимо, власти надеются получить кредиты от них.

- Сколько может длиться такой бардак во внешней торговле?

- В свое время в Беларуси был и больший дисбаланс, все зависит от того, будут ли давать кредиты. Разницу – 1 миллиард долларов – нужно где-то взять. Но мне кажется, это показатель только по товарной части внешнеторгового баланса, а с учетом баланса по услугам общий баланс является несколько меньше, и не является обвальной угрозой на сегодняшний день.

Надо оживить экспорт, находить новые рынки сбыта – у нас же скопились огромные залежи готовой продукции. Складские запасы составляют трехмесячный объем производства, четырехмесячный объем производства, а по обуви – едва ли не пятимесячный запас. Полный коллапс по всем направлениям.

- Какой выход из этого тупика?

- Выход – в реализации программы комплексной модернизации экономики Республики Беларусь. Надо немедленно начинать реформы, начинать оживление бизнеса. Ради чего мы содержим убыточные заводы? Надо немедленно избавляться от убыточных отраслей и предприятий, приватизировать. Некоторые предприятия нужно санировать, некоторые – ликвидировать, укрупнить и дать «зеленый свет» развитию частного бизнеса, и прежде всего – малого.

Сегодня главное - не получение новых кредитов, а поступление прямых иностранных инвестиций. Недавно читал статью помощника Лукашенко – Рудого, который пишет, что свободные ресурсы в мире в три раза превышают объем мирового ВВП, который составляет 70 с лишним триллионов долларов, значит, в мире достаточно финансовых ресурсов. Их использует Сингапур, Бангкок, другие страны – почему мы не используем? Почему мы не создадим условия, приемлемые для притока инвестиций в Беларусь? Мы должны не набирать кредитов на 7 миллиардов долларов (речь не только о государственных кредитах, но и о кредитах коммерческих банков, предприятий), а 5-6 миллиардов инвестиций. Если раньше инвестор вкладывал средства в Беларусь, государство обязалось не ухудшать для него налоговые и другие условия, - сейчас это отменено. Сегодня могут привлечь инвестора, а завтра – повысить налоги или ввести «золотую акцию».

Совокупный налог в Беларуси составляет 38-39%, в России – 33%, а в Казахстане – 25%. Надо снизить налоги, и таким образом отказаться от финансирования убыточного сектора, сельское хозяйство, промышленность. Все, что лежит на складах, - неликвид, поэтому есть возможность сократить и налоги, и расходы.

- Заставит ли нынешний кризис белорусское руководство изменить экономический курс?

- Если бы никто не дал Беларуси денег – власти пошли бы на реформы. А раз деньги дают, значит, все хорошо – зачем тогда шоковая терапия?

 

Источник: ЕвроБеларусь


 

Read more...

Тревожная безработица и ее частичная занятость

03-06-15-1229 мая Мингорисполком выпустил постановление, которым обязывает официально ставших на учет безработных для получения пособия отработать по два дня в месяц и по одному – с сентября по декабрь. 

Read more...

Первый замминистра экономики в Риге пообещал структурные реформы и открытую экономику

12-05-15-29Конкурентными преимуществами Беларуси являются развитая инфраструктура, человеческий капитал и политическая стабильность, которые государство будет укреплять и в дальнейшем. Об этом заявил первый замминистра экономики Александр Заборовский в ходе пленарной дискуссии на третьем бизнес-форуме Восточного партнерства в Риге.

Сегодняшнюю ситуацию Заборовский охарактеризовал как "возрастание рисков в Европе, рисков, которые не содействуют долгосрочному, устойчивому росту".

"Что мы можем сделать для нивелирования этих рисков? Мы думаем, что бизнес-компонент Восточного партнерства - очень важное измерение, где мы можем обсуждать возможности для создания новых совместных предприятий", - добавил первый замминистра.

Беларусь считает, что именно бизнес-измерение должно стать "флагманской частью Восточного партнерства", отметил Заборовский.

Он назвал Беларусь предсказуемым, надежным и стабильным партнером для Европы. "И в нашем диалоге с Европой мы показываем эту предсказуемость и стабильность. Мы готовы сотрудничать с европейскими партнерами, европейскими институтами настолько, насколько они готовы сотрудничать с Беларусью", - заявил первый замминистра экономики.

Среди конкурентных преимуществ Беларуси он назвал развитую инфраструктуру, человеческий капитал и политическую стабильность и заявил о готовности государства "последовательно развивать их, строить открытую экономику, привлекать иностранные инвестиции, реализовывать структурные реформы".

"На уровне Евросоюза и белорусского правительства есть согласие принимать необходимое законодательство, заключать соглашения, чтобы способствовать бизнес-сотрудничеству", - добавил Заборовский.

Отвечая на вопрос о сложностях диалога власти и бизнеса, первый замминистра экономики подчеркнул, что как раз представители бизнеса, входящие в белорусскую делегацию на третьем бизнес-форуме Восточного партнерства, избрали его главой этой делегации, крупнейшей на форуме, по его словам. Это, по мнению Заборовского, знак плодотворного сотрудничества власти и бизнеса. Как сообщил TUT.BY один из членов белорусской делегации, в нее входят более 20 человек, большинство из которых представляют бизнес-ассоциации.

"Да, есть много вопросов по госрегулированию, по совершенствованию институтов, как и в других странах. Но именно в интенсивном диалоге с бизнесом мы видим возможность улучшать регулирование экономики", - сказал Заборовский.

Кроме того, первый замминистра подчеркнул, что Беларусь выступает за мирную Европу без разделительных линий и навешивания ярлыков: "Мы, разумеется, призываем к интенсивному экономическому сотрудничеству на принципах свободы торговли, инвестиций и финансовых операций, взаимного уважения и конструктивного диалога".

Александр Заборовский выступил в первой пленарной дискуссии на саммите вместе с еврокомиссаром по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханнесом Ханом, министром экономики Латвии Даной Рейзниеце-Озола и другими высокопоставленными гостями.

И как сообщила БЕЛТА, во время 3-го бизнес-форума инициативы "Восточное партнерство" ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) и владельцы компании SIA Woodison Terminal подписали соглашение о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском свободном порту.

Подписи под соглашением поставили гендиректор БНК Александр Демидов, председатель правления латвийской компании Андрей Максимов и член ее правления Олег Черненко. При подписании соглашения присутствовали первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский и министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола.

По словам Александра Демидова, стороны готовили соглашение около двух лет. Реализация документа позволит оптимизировать логистику доставки белорусских нефтепродуктов и обеспечить стабильный поток этих товаров через порт Риги.

Гендиректор БНК также добавил, что планируется модернизация одного из терминалов в Рижском свободном порту. Это займет от двух до двух с половиной лет.

 

Источник: TUT.BY

Read more...

Беларуси нужна фискальная прозрачность

10-03-15-08Отчеты Всемирного банка и другие исследования свидетельствуют о том, что существующая в Беларуси система управления государственными финансами только частично адаптирована к вызовам, с которыми сталкивается экономика Беларуси.

Об этом говорится в аналитической записке, подготовленной Исследовательским центром ИПМ совместно с Немецкой экономической группой в Беларуси.

Как говорится в документе, в основе необходимой реформы системы управления госфинансами лежит фискальная прозрачность, которую составляют, по словам представителей МВФ, «полнота, ясность, достоверность, своевременность и актуальность государственной финансовой отчетности и открытость для общественности процесса принятия решений в области фискальной политики». Эмпирические исследования подтверждают, что фискальная прозрачность содействует увеличению эффективности государственных расходов, улучшает доступ к внешнему финансированию и снижает фискальные риски.

Как отмечают авторы исследования, к основным инструментам, с помощью которых можно повысить прозрачность, относят публикацию бюджетных отчетов и следование международным стандартам, которые регулируют качество публикуемых статистических данных и другой информации, содержащейся в отчетах. Данная тема пользуется большим интересом в последние годы, что привело к появлению ряда новых методик по оценке фискальной прозрачности.

В аналитической записке подчеркивается, что качество публикуемой в Беларуси статистки сектора государственных финансов соответствует международным требованиям и в целом не вызывает нареканий, несмотря на наличие определенных недостатков. Основным из них является недостаточность публикуемой информации для анализа фискальной политики, связанная с тем, что в бюджетных отчетах, например, не в полной мере отражается квазифискальная деятельность сектора государственных предприятий и банков.

"Соответственно, существует определенный потенциал по повышению фискальной прозрачности за счет повышения полноты собираемых данных, а также их публикации в открытых источниках. Улучшению фискальной прозрачности в Беларуси в краткосрочном периоде может способствовать выполнение следующих рекомендаций. Необходимо продолжить совершенствование правовых рамок", - сказано в документе.

В частности, его авторы обращают внимание на то, что введение обязательного утверждения прогнозных и плановых документов будет способствовать увеличению надежности и объективности бюджетного планирования и политики распределения расходов. Принятие законодательных актов, связанных с финансированием государственных программ, которые разрабатывают Министерство финансов и Министерство экономики, должно существенно улучшить эффективность государственных расходов за счет достижения большей ориентированности на результат. Еще одним правовым аспектом, требующим улучшения, являются процедуры сбора и обмена статистической информацией между различными государственными органами, в особенности в сфере деятельности сектора государственных предприятий.

"Для повышения фискальной прозрачности также необходимо улучшить качество и доступность статистики сектора государственных финансов, в том числе в удобном для пользователей виде. В частности, деятельность Банка развития должна в большей мере отражаться в бюджетной статистике (отчете об исполнении бюджета). Большей эффективности государственных расходов можно также добиться за счет усиления роли Комитета государственного контроля", - говорится в аналитической записке.

Там отмечается, что КГК успешно выполняет контрольные функции, а потенциал роста заключается в расширении практики проведения аудита эффективности. Кроме того, КГК следует продолжить работу по увеличению открытости своей деятельности и повышению эффективности коммуникаций с общественностью за счет публикации большего объема информации о результатах проведенных проверок. Заключительная рекомендация связана с использованием потенциала реформы системы УГФ в Беларуси. На эту тему был проведен достаточно большой объем исследований, а международные организации способны предоставить финансовую поддержку на проведение подобной реформы.

"Открывшиеся возможности по реформированию системы управления госфинансами позволяют устранить недостатки, снижающие эффективность распределения государственных расходов, их выполнения, ведения отчетности и оценки. Реализация данной ре- формы требует установления ее высокого приоритета и обеспечения жесткой координации органов государственного управления в ходе ее осуществления", - сказано в документе.

 

Источник: Ежедневник

 

Read more...

Деноминация на данном этапе не поможет повысить доверие к белорусскому рублю

05-02-15-29Деноминация на данном этапе не поможет повысить доверие к белорусскому рублю. Об этом сегодня во время онлайн-видеобрифинга на сайте Национального пресс-центра заявила заведующая кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Беларуси доктор экономических наук, профессор Ирина Новикова.

Ирина Новикова прокомментировала предложение белорусского бизнеса провести в стране деноминацию. По мнению делового сообщества, это будет одним из шагов по дедолларизации экономики и повысит доверие к национальной валюте. "Деноминация - это техническая, но достаточно дорогостоящая операция. Можно ее провести, но если экономика в нестабильном состоянии, то через какое-то время опять придется дописывать нули", - отметила она. Ситуацию в белорусской экономике стабильной пока не назовешь, поэтому, по мнению эксперта, проводить деноминацию преждевременно.

Дедолларизация экономики будет проходить легче, если белорусы смогут покупать отечественные аналоги товаров, за которыми они ранее ездили за границу. "Будет также повышаться доверие к своей валюте. Если будет все, что мы можем купить за нашу валюту, то зачем нам иностранная?" - сказала эксперт.

На данном этапе белорусские власти принимают меры, чтобы сдержать инфляцию. Ирина Новикова подчеркнула, что это единственный метод не допустить социальной напряженности в условиях, когда рост заработной платы привязан к производительности труда. Если отпустить цены, то на те товары, которые производятся монополистами, они могут вырасти в разы. "В этой ситуации в связи с тем, что сдерживается инфляция можно поощрять развитие малого бизнеса именно в тех секторах, где пока есть нехватка тех или иных товаров", - полагает эксперт.

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Эксперт: Мы перестанем думать в долларах, если цены будут расти не больше, чем на 10% в год

05-02-15-23В начале года Нацбанк заявил о том, что будет проводить политику дедолларизации. Но действительно ли мы сможем отвязаться от "зеленого" и начнем считать все цены в национальной валюте, как это, например, делают в России?

"Само направление на дедолларизацию - абсолютно правильное. Мы должны перестать считать зарплаты в долларах, должны отказаться от ставок аренды в евро, от того, что тарифы ЖКХ у нас поднимаются на 5 долларов и так далее. Но этого недостаточно, - поделился своим мнением аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб. - Дедолларизация - это не тогда, когда мы отказались от доллара и начали все считать в российских рублях или, например, в юанях. Подразумевается, что мы начнем думать в белорусских рублях. А это произойдет, когда будет более-менее длительный период стабильности цен".

Эксперт уверен, пока цены растут больше, чем на 10% в год, никто не будет считать в белорусских рублях, особенно если речь идет о квартирах или машинах.

Кстати, в России после декабрьской девальвации, по словам директора аналитического департамента Альпари по странам СНГ Александра Разуваева, "доверие к российскому рублю хоть и было подорвано, но население не начало думать в долларах". Помогло этому в том числе и решение повысить ключевые ставки, которое многие не одобряли.

"Что это значит - повышение ключевой ставки? Это значит рост ставок по депозитам. И сейчас эти ставки сопоставимы с инфляцией, и сбережения граждан в национальной валюте защищены".

С инфляцией увязана и еще одна финансовая тема - деноминация. Напомним, недавно бизнес высказался за ее скорейшее проведение, предложив убрать с банкнот четыре нуля. Но по мнению Вадима Иосуба, делать это сейчас бессмысленно.

"В ситуации, когда, по самым скромным оценкам, инфляция за год будет 16-20%, проводить деноминацию не целесообразно, ведь не исключено, что через несколько лет снова придется менять деньги. Должно пройти хотя бы три года с однозначной инфляцией".

Новый режим курсообразования - когда рубль привязан к корзине из трех валют, а не к доллару - аналитик считает более гибким.

"Всем очевидно, что в прошлом году курс белорусского рубля был привязан к доллару и менялся как будто под линейку, - напоминает Вадим Иосуб. - Сейчас все валюты, входящие в корзину, совершают колебания как в одну, так и в другую сторону. Однако при этом стоимость самой валютной корзины начиная с 15 января меняется незначительно".

На примере последних трех недель можно предположить, что новая курсовая политика и заключается в том, чтобы стоимость корзины была на протяжении какого-то промежутка времени практически постоянной. Здесь стоит вспомнить прогноз Нацбанка о том, что стоимость валютной корзины до конца года изменится на 3-7% "по отношению к уровню, сложившемуся при переходе к механизму привязки курса белорусского рубля к корзине валют". Этот показатель успешно достигнут уже 15 января. Плохо это или хорошо?

"Предположим, российский рубль падает на 10% к доллару. В прошлом году, когда доллар у нас был стабилен, российский рубль падал на те же 10% к белорусскому рублю, и это не соответствовало экономическим реалиям, - приводит пример аналитик. - Если предположить, что у нас сейчас будет действовать жесткая фиксация стоимости валютной корзины, то доллар в этой ситуации у нас подорожает на 5%, евро не изменится, а российский рубль подешевеет на 5%. То есть курсы валют на нашем рынке будут определяться исключительно под влиянием событий на внешних рынках, а спрос и предложение на внутреннем рынке не будут играть значительной роли".

Источник: TUT.BY

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family