wrapper

Новости - слайдер на главной

Сегодня Словакия занимает первое место в Европе по производству легковых автомобилей в пересчете на душу населения. Эту страну часто называют «европейским Детройтом» за то, что в ней разместили производства крупнейшие мировые автомобильные компании. Но когда Словакия начинала путь реформ в 1990-х годах, то не было программы о том, что они будут производить все для машиностроения. Этот сектор появился сам по себе благодаря тому, что были созданы возможности для компаний, которые там сегодня существуют. Это удачный опыт структурной перестройки экономики страны, когда на предприятиях бывшей оборонной промышленности были размещены производства автомобилей и авто компонентов. Ключевую роль при этом сыграли иностранные инвестиции. 

Такие выводы были озвучены на презентации рапорта о развитии машиностроительного сектора («Machine Industry Report») в Беларуси, Молдове, Украине и странах Вышеградской группы, который был подготовлен исследовательским центром CASE Belarus в сотрудничестве с SFPA Словакии и Венгерской академией наук. Директор CASE Belarus Серж Навродский надеется, что «в Беларуси удастся ускорить реформы в машиностроении на основе тех рекомендаций, которые сформулированы в рапорте на основе изучения опыта в странах Вышеградской группы». 

 

Серж Навродский

Особенно интересен опыт Словакии, которая при разделе с Чехией не имела собственных сборочных производств легковых автомобилей. Сегодня в Словакии производится 175 автомобилей на одну тысячу жителей  и по этому показателю страна занимает первое место в Европе (рис. 1).

 

Рис. 1. Продажи и производство легковых автомобилей на 1000 жителей

В Словакии создались 4-5 машиностроительных кластеров, преимущественно в западной части страны (рис. 2).

 

Рис. 2. Кластеры по производству легковых автомобилей в Словакии

«Эти кластеры отвечают за полный набор производства. Мы не говорим о том, что там собирают машины.  Это всего лишь маленькая часть истории. На самом деле там собирают все. На данный момент там 316 компаний поставщиков первого уровня. Первый уровень – это компании, которые напрямую производят запчасти, которые сразу вставляются в машину. То есть это максимальный уровень локальной комплектации», отмечает Серж Навродский. 

По мнению эксперта, «ключевое здесь то, что когда Словакия начинала путь реформ в 1990-х годах, то не было программы о том, что они будут производить все для машиностроения. Никто не знал, что они будут производить зеркала, фары, колеса или запчасти. Этот сектор появился сам по себе благодаря тому, что были созданы возможности для компаний, которые там сегодня существуют». 

В Словакии было создано более 50-ти индустриальных парков и зон, которые разбросаны по всей стране (рис. 3), и создавались в разные времена.  Для сравнения в Беларуси на сегодняшний день нет ни одного индустриального парка и строится пока лишь один.

 

Рис. 3. Индустриальные парки и зоны в Словакии

Прорыв Словакии в машиностроительном секторе стал возможен благодаря реформам на всех уровнях: на уровне самих компаний, на уровне местных органов управления и на уровне центральных властей.

Первая составляющая успеха – это действия компаний. Компании Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), по наблюдению экспертов CASE Belarus, пережили четыре основных способа трансформации. Во-первых, это традиционные компании с большой историей, которым сложно было дать умереть. Эти компании государство поддержало на плаву через заказы, субсидии, программы, европейские деньги. В основном это предприятия оборонной и электронной промышленности. Чехословакия занимала 5-е место в мире по производству оборонной техники, 70% которой создавалось на словацких заводах. Во-вторых, это большие компании с меньшей историей, которые были разделены на несколько более мелких компаний. Лишь немногим из них, к сожалению, удалось выжить. Но те, что выжили, сделали это благодаря разумной специализации или благодаря тому, что нашли сильных инвесторов (в основном ПИИ), которые вложили деньги в их модернизацию и открытие новых рынков. В-третьих, это новые малые и средние предприятия, которые создавались под то, на что есть спрос. Они производили уникальный продукт на рынке, имели узкую специализацию и нишу на рынке, были способны конкурировать на мировом рынке. В-четвертых, малые предприятия и те, которые остались, – они начали сливаться. В итоге они выросли в достаточно крупных производителей. Они оказались способными адаптироваться к потребностям огромных инвесторов в Центральной Европе и стали их поставщиками. Позже эти компании были приобретены более крупными инвесторами, в основном иностранными.

«Во всех случаях иностранные инвестиции играли ключевую роль. Хотя опять же в 90-е годы модель экономики Словакии не была под это подстроена. Но так получилось, что благодаря географическому положению, спросу на мировом рынке, быстрым темпам развития Германии, вступлению в ЕС, - иностранный капитал пришел», - отмечает директор CASE Belarus Серж Навродский. Основной приток иностранных инвестиций произошел в нулевых годах. Как следствие, в 2000-2009 гг., например, в Братиславском регионе Словакии темп прироста ВВП на душу населения составлял 7,5% в год.

Вторая составляющая успеха – это действия местных властей. Во всех странах Вышеградской группы, в том числе в Словакии, были проведены административные реформы, тем или иным способом изменено подчинение и переданы полномочия на низ для того чтобы инициативы создавались внизу. Результат не заставил себя долго ждать. По оценке исследователей CASE Belarus «инициативы местных органов власти позволили создать более 500 тысяч рабочих мест за последние 20 лет (если учитывать все страны Вышеградской группы)». Имеются случаи, когда в деревнях с численностью 1000 жителей местными органами власти было создано 2-3 тысячи тысяч рабочих мест. Сейчас в эти деревни приезжают на работу жители близлежащих крупных городов. 

Директор CASE Belarus Серж Навродский привел два таких примера из опыта Словакии и Польши. В деревне Кехнец (Kechnec) на востоке Словакии  усилиями местных властей была создана индустриальная зона, в которой в настоящее время работает 15 компаний-резидентов и 2500 сотрудников. При этом численность жителей самой деревни составляет 1050 человек. Второй пример, деревня Жарув в Польше. Местный мэр смог добиться выделения 300 гектаров для создания индустриального парка, который сейчас специализируется на производстве электротехники и оказании инжиниринговых услуг в машиностроении.  В итоге, за последние 7 лет местные власти смогли привлечь в этот парк инвестиции в объеме 217 млн. EUR. На 90% – это иностранные инвестиции. Для сравнения местный бюджет деревни составляет 13,6 млн. EUR. 

Третья составляющая успеха – это усилия центральных властей. Самое важное, по мнению Сержа Навродского, что «в течение всего периода времени наблюдался постоянный процесс реформ. Был полностью либерализирован рынок продуктов и внешней торговли: все что продается - продается свободно. В эти торговые сектора прямые инвестиции входили очень легко. Большое внимание уделялось финансовой системе. Финансирование инвестиций было основано на европейском подходе, на банковском капитале, которым владели иностранные банки. Был либерализирован рынок труда. Имели место достаточно слабые профсоюзы, что для иностранных инвесторов было хорошо. Была уменьшена нагрузка системы социальной защиты на предприятия».

По мнению эксперта, успешный опыт Словакии и других стран Вышеградской группы в части трансформации машиностроительного сектора указывает на то, что «гораздо лучше создавать стабильную налоговую систему, более квалифицированную рабочую силу и хорошую транспортную инфраструктуру, чем давать какие-то налоговые льготы, преференции или политические обещания». 

 «Нужна простая кооперация между инвесторами и властями, причем на всех уровнях (правительство, муниципалитет, компании). Вплоть до того, что нужно просто уметь разговаривать на английском языке. Не раз приходилось слышать от инвесторов, что мол, как хорошо, когда ты приходишь в деревню, и там с тобой разговаривают на твоем языке. Когда тебя понимают», – отмечает Серж Навродский.

«Кто мог сказать 20 лет назад, что Словакия будет производить так много легковых автомобилей? Не было такого плана. В Беларуси IT-сектор тоже никто не создавал. Он вырос из каких-то начинаний. Нужно посмотреть на машиностроение по-другому, как на IT-сектор. На сектор, который должен немного умереть, чтобы опять возродиться», – считает Серж Навродский.

С ним был согласен содокладчик, старший научный сотрудник Института мировой экономики Венгерской академии наук Андраш Деак, который полагает, что такие планы действительно строить бессмысленно. «Это многонациональные фирмы: что они хотят, то и делают. Можешь с ними разговаривать, можешь попробовать уговорить их. Но они сами решат. Решения принимают они: в Дюссельдорфе, Японии. (...) На протяжении последних 20-ти лет производство автомобилей иностранными компаниями обеспечивает Венгрии ежегодно 2% ВВП. Что будет через 20 лет - неизвестно, посмотрим. Но сейчас это хороший бизнес».

Власти Беларуси ставят задачу привлечь в следующей пятилетке не менее 16 млрд. USD прямых иностранных инвестиций на чистой основе (в предыдущей пятилетке их было привлечено 10,9 млрд. USD). Предусматривается, что прямые иностранные инвестиции станут главным источником бездолгового финансирования сохраняющегося дефицита текущего счета платежного баланса.

В программе социально-экономического развития на нынешнюю пятилетку предусмотрено выделение инвестиционных ресурсов с господдержкой на такие крупные инвестпроекты в области машиностроения, как организация производства легковых автомобилей СЗАО «БЕЛДЖИ», создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов в ОАО «БЕЛАЗ», модернизация и реконструкция производства ОАО «МАЗ». В Словакии практически все машиностроительные предприятия давно приватизированы и являются частными.

 

Автор: Ярослав Мельгуй, Екатерина Алексетович

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Другие новости по теме:

Ученые: Нефтехимия важнее для государства, чем машиностроение

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family