В 2012 году «погоду» на белорусском автомобильном рынке определяли, в первую очередь, налоговые и таможенные факторы. В частности, изменение формы взимания НДС, «отладка» механизма согласования новых цен с производителями, необходимость унификации прайс-листов белорусских дилеров с рынками стран Таможенного союза. Свое влияние на продажи, причем, прямо противоположное, оказывали также развитие программ Trade-in, малодоступные кредитные ресурсы и… серый ввоз автомобилей из России.
17 января 2012 года «в целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза» был подписан Указ № 36 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 года № 546 и от 4 апреля 2009 года № 175». Он отменял льготы по расчету НДС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при ввозе и реализации в нашу страну транспортных средств в коммерческих целях. То есть, при продажах новых автомобилей в Беларуси стала применяться стандартная ставка налога в размере 20%. В связи с чем их стоимость в начале 2012-го увеличилась на 17-18%.
Естественно, что такое резкое повышение цен изменило потребительские предпочтения и привело к кардинальному переформатированию белорусского авторынка. Поэтому, хотя по итогам прошлого года продажи в сегменте SUV (внедорожников и кроссоверов) и увеличились на 9,82%, их рыночная доля при этом… уменьшилась с 34,35% до 31,7%.
Рост в сегменте SUV произошел в основном за счет российских брэндов, и этот факт наилучшим образом отразился на их местах в рейтинге продаж. Как и в 2011 году, первое место в нем стабильно удерживала российская Lada 4x4. Продажи этой классической модели Волжского автозавода приросли за год на 128%, и в количественном выражении опережают ближайшего преследователя более чем в два раза. В десятку также вошли две модели Ульяновского автомобильного завода и выпускаемая в Тольятти Chevrolet NIVA. Но самый яркий успех в 2012 году ожидал Kia Sportage – второе место в рейтинге и статус самого продаваемого кроссовера из иностранных брэндов.
Эксперты «Дела» отмечают, что в 2013 году каких-либо глобальных изменений на рынке, в том числе в сегменте SUV, не ожидается. Ситуация будет зависеть от условий финансирования. Действующие ставки по кредитам в 40-45% для покупателей не представляют интереса. Так что, катализатором роста продаж может стать лишь падение ставки рефинансирования хотя бы до запланированных правительством 20-21%.
Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».
Источник: Дело