wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Правительство пытается снизить ставки по кредитам, но опасается оттока рублевых вкладов

18-04-13-01На недавнем заседании правительства, где обсуждались итоги социально-экономического развития страны за 2012 год и задачи на 2013-й, Президент Беларуси выразил недовольство высокими процентными ставками по кредитам и призвал правительство и Нацбанк навести порядок на этом рынке.

В итоге первым делом, с целью нормализации ситуации в строительстве, где проблема недофинансирования встала особенно остро, трем госбанкам (Беларусбанку, Белагропромбанку и Белинвестбанку) было «рекомендовано» снизить стоимость кредитных ресурсов для льготников до 12-16% годовых, что они незамедлительно и сделали. Нацбанк, который долго сопротивлялся смягчению монетарной политики (последний раз ставка рефинансирования (СР) снижалась в сентябре 2012-го), также не устоял и принял решение о снижении с 13 марта СР на 1,5 процентных пункта до 28,5% годовых. Правда, при этом сделал оговорку, что при «закреплении положительных тенденций в экономике» ставка рефинансирования к концу 2013 года может снизиться до 13-15% годовых, но, если ситуация ухудшится, то СР может быть снова повышена. Кроме того, регулятор провел экстренное совещание с руководителями крупнейших коммерческих банков, где обсуждалась возможность снижения ставок по кредитам для экономики и физлиц. По некоторым данным, использовать с этой целью административный ресурс Нацбанк не планирует, да это и вряд ли возможно: иностранные банки просто свернут кредитные программы под тем или иным предлогом, но работать себе в убыток не станут. Поэтому банкирам в довольно мягкой форме «посоветовали» сделать хоть что-то в требуемом направлении. Судя по всему, они к этому совету прислушаются, но кардинального удешевления ресурсов, конечно, ожидать не стоит.

На самом деле, дорогие кредиты не нравятся банкам, пожалуй, еще в большей степени, чем их клиентам. «Сегодня на рынке не та активность, которая была в период «кредитного бума», – говорит председатель правления ОАО «Банк БелВЭБ» Павел Каллаур. – Не скрою, что мы ожидали большего роста кредитного портфеля предприятий в рублях. Доля белорусского рубля у нас в активах – 20%. В текущем году мы планируем нарастить корпоративный кредитный портфель в белорусских рублях в 1,9 раза при запланированном росте всего корпоративного кредитного портфеля в 1,4 раза».
Конечно, удешевить депозиты для юрлиц банки смогут. Сегодня на рынке достаточно ресурсов, причем на межбанке их можно найти даже дешевле. Но с депозитами физлиц этот номер так легко не пройдет. Между тем, население сегодня – крупнейший источник ресурсной базы для финансового сектора! За 2012 год объем средств населения в банках вырос на 59% и достиг Br80,5 трлн. Это – 25% всех пассивов белорусских банков! Заметим, что на начало прошлого года эта цифра составляла 19,5%.

В целом, как считают большинство аналитиков финансового рынка, для значительного снижения ставки рефинансирования и, соответственно, ставок по рублевым кредитам, пока нет экономических оснований. Можно сказать, что политика правительства, упустившего благоприятный момент для реформирования экономики после девальвации 2011 года, привела финансовый рынок в своеобразный тупик.

Подробнее об этом читайте в свежем номере журнала «Дело», главная тема которого – «Телекоммуникации и связь».

 

Источник: Дело

 

Read more...

Какую участь экономике на 2014 год уготовит правительство

11-04-13-33Белорусские власти официально приступили к подготовке макроэкономичеких показателей на 2014 год. На днях было опубликовано правительственное постановление о создании межведомственной группы, которая и будет заниматься этим вопросом. Интернет-газета Naviny.by с помощью профильных экспертов попыталась разобраться, какая участь белорусской экономике может быть уготована на 2014 год.

Новые планы в рамках старого прогноза

Межведомственную группу, которой поручено заниматься подготовкой прогноза на 2014 год, возглавил вице-премьер Петр Прокопович.

С одной стороны, это вполне логично, так как Петр Петрович курирует в правительстве экономический блок. С другой, этот факт может оказать решающее влияние на подготовку макроэкономического прогноза. Дело в том, что мандат Петра Прокоповича в правительстве довольно специфичный.

Назначая Прокоповича вице-премьером, глава государства возложил на последнего «ответственность за обеспечение выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны». Поэтому можно ожидать, что прогноз на 2014 год вице-премьер будет рассматривать с точки зрения необходимости достижения плановых показателей, утвержденных на пятилетку.

Вероятно, что механизм подготовки макропрогноза на 2014 год будет таким же, как и в прошлом году. Черновой работой (подготовкой концепции прогноза) будут заниматься профильные специалисты (из Минэкономики и НИЭИ Минэкономики), а тон им будет задавать межведомственная группа во главе с вице-премьером Петром Прокоповичем.

Скорее всего, как и в прошлом году, в мае-июне черновой вариант макропрогноза на будущий год будет готов. Не исключено, что разработчики прогноза во главу угла вновь поставят высокие темпы экономического роста.

«Можно предположить, что снова в качестве приоритета при планировании показателей на 2014 год может выйти экономический рост. Если в 2012 многие понимали, что нужно ликвидировать дисбалансы 2011-го, стабилизировать курс, снизить инфляцию, то, скорее всего, сейчас после совещания 1 марта взоры вновь будут обращены на экономический рост», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт, знакомый с проектами правительственных макропрогнозов прошлых лет.

Напомним, что 1 марта во время заседания Совмина Александр Лукашенко, комментируя экономические результаты 2012 года, заявил, что «повторение прошлого года будет означать немедленную отставку правительства». Тем самым белорусский лидер недвусмысленно дал понять, что недоволен ситуацией, когда рост ВВП, как в прошлом году, составил всего лишь 1,5% ВВП.

Памятуя об этом, экономические власти, вероятно, будут закладывать более высокие темпы экономического роста на 2014 год. Ключевой вопрос: какие именно?

Прогноз социально-экономического развития страны на пятилетку предполагает рост ВВП в 2011-2015 гг. на уровне 62-68%. После результатов 2011-го и 2012-го годов, когда темпы экономического роста составили 5,3% и 1,5% соответственно, стало понятно, что достичь пятилетних показателей практически нереально. Тем не менее, может быть предпринята попытка приблизиться к выполнению пятилетнего плана. На текущий год, как известно, власти поставили амбициозную задачу — достичь роста ВВП на уровне 8,5%. Планка на 2014 год будет выше?

Желания не совпадают с возможностями

Сценарий макроэкономического прогноза, который выбрали власти в 2012 году, предполагал, что, начиная с 2013-го, темпы экономического роста в стране будут продолжать расти и в последующие годы. В расчетных материалах фигурировали, в частности, оценки, что в 2013-м рост ВВП составит 8,5%, в 2014-м — около 10%, а в 2015-м — более 12%.

Данные за последние восемь лет показывают, что темпы экономического роста в Беларуси сильно зависят от темпов роста инвестиций в основной капитал.

Динамика роста ВВП и инвестиций

в основной капитал в Беларуси*

2

*в % к соответствующему периоду прошлого года

Источник: Белстат

Как видим, в годы, когда наблюдались высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, темпы экономического роста тоже были высокими. А в те годы, когда инвестиционная активность снижалось, падали и темпы экономического роста.

«Инвестиции в основной капитал в последние годы рассматривались в Беларуси как инструмент по стимулированию экономического роста. Для реализации этой задачи использовалось директивное кредитование», — объясняет тенденцию последних лет экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

При этом эксперт отмечает, что во многих случаях наращивание инвестиций в основной капитал было нацелено на увеличение производства в текущем, а не в будущих периодах. Как следствие, это приводило к тому, что директивные показатели в краткосрочном периоде достигались, но при этом снижалась отдача от вложенных инвестиций.

«Когда инвестиции заточены для стимулирования выпуска в текущем периоде, а не на повышение производительности в будущем, снижается отдача от вложенных средств», — говорит Дмитрий Крук.

Данные, которые в феврале привел во время выступления в правительстве министр экономики Николай Снопков, подтверждают, что отдача от инвестиций в Беларуси невысока. По данным Минэкономики, объем инвестиций в экономику в 2005-2011 гг. составил 31,5 млрд. долларов, а отдача в виде прироста добавленной стоимости составила только 19,2 млрд. долларов.

Тем не менее, несмотря на неэффективность использованных средств, сегодня белорусские власти вновь планируют многомиллиардные инвестиции, направленные на модернизацию экономики. По замыслу правительства, модернизация позволит ускорить темпы экономического роста.

Теоретически, такой результат действительно может быть получен, если модернизация будет проводиться за счет отечественного оборудования, что приведет к росту промпроизводства. Главный минус такой модернизации состоит в том, что вряд ли отечественное оборудование обеспечит предприятиям рост эффективности в долгосрочном периоде. Если же модернизация будет проводиться за счет импортного оборудования, то эффект от нее на рост ВВП в краткосрочном периоде будет практически нулевым.

Эксперты считают, что второй путь более вероятен, поэтому страна нескоро получит эффект от продекларированной модернизации.

«Эффект от модернизации в краткосрочном периоде будет, видимо, очень ограниченным. Поэтому, скорее всего, сегодняшняя структура экономики в 2014 году сохранится. В случае отсутствия внешних и внутренних шоков нынешняя экономическая модель может генерировать рост ВВП не более 5%», — полагает Дмитрий Крук.

Попытка достичь более высоких значений, отмечает эксперт, может нарушить макроэкономическую стабильность, которая ассоциируется у обывателей с устойчивостью цен и обменного курса.

 

Автор: Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости


 

Read more...

Власти обещают поддержать частный бизнес, запретив пересмотр итогов приватизации

02-04-13-25Правительство Беларуси утвердило комплекс мер по достижению показателей развития малого и среднего предпринимательства в областях и Минске на 2013-2015 годы. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета министров от 30 марта 2013 года № 241, сообщает пресс-служба правительства.

«Постановление принято в целях повышения роли малого и среднего предпринимательства в развитии экономики Беларуси, определения основных мер государственной политики в данной сфере», - говорится в сообщении. Всего данным постановлением утверждено более 30 мероприятий по достижению вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны с 20% в 2013 году до 30% в 2015 году.

В первом полугодии 2013 года должен быть подготовлен проект нормативного правового акта, предусматривающий продажу по заявительному принципу недвижимости, находящейся в госсобственности, а также в собственности хозобществ, в уставных фондах которых более 50% акций принадлежит государству, которую субъект хозяйствования арендует более трех лет. Будет введена административная ответственность должностных лиц за необоснованный отказ либо непринятие решения об отчуждении такого имущества.

Планируется подготовка законопроекта, предусматривающего увеличение не менее чем в пять раз ставок налога на недвижимость по объектам неиспользуемого и неэффективно используемого госимущества.

Кроме того, готовится к представлению в правительство еще один важный документ - проект закона, который вносит изменения в закон о приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. В нем будет установлен запрет на пересмотр (отмену) результатов приватизации государственного имущества после ее проведения.

Власти обещают создать «условия для выдачи листков нетрудоспособности организациями, оказывающими платные медицинские услуги, независимо от формы собственности».

Готовятся предложения о совершенствовании порядка лицензирования для внесения изменений в указ от 1 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этой части намечено сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введения бессрочного действия лицензии, прекращения действия лицензии при выявлении нарушений по отдельным лицензируемым работам, услугам.

Запланирована также реорганизация в 2013 году Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства в специализированную государственную организацию по поддержке предпринимательства, подчиненную Минэкономики. В этой связи будут расширены источники финансирования деятельности этой организации с 10-кратным увеличением пассивов. В 2014 году должна быть создана территориальная сеть этой организации. Также предусмотрено развитие национальной системы субконтрактации с ведением баз данных контракторов и субконтракторов. Будет оказываться содействие производственной кооперации крупных государственных предприятий с субъектами малого и среднего бизнеса. Намечено создание и развитие системы гарантийных фондов.

В 2014 году ожидается принятие нескольких решений для развития добросовестной конкуренции и обеспечения противодействия монополистической деятельности. В частности, предполагается «создание системы антимонопольного регулирования с выстроенной территориальной вертикалью и определением полномочий по противодействию монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечивающей гармонизацию антимонопольной деятельности в рамках Единого экономического пространства». Кроме того, в комплексе мер зафиксирована «подготовка предложений об отмене ограничения по осуществлению обязательных видов страхования (за исключением обязательного государственного страхования) только государственными страховыми организациями и (или) страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц». Как отметили в пресс-службе правительства, «тем самым будут реализованы и нормы директивы № 4. Над выполнением этого мероприятия будут работать Министерство экономики и объединения предпринимателей».

Лидеры бизнес-ассоциаций особого эффекта не ждут

«Бумага подтвердила направление развития, но она не носит революционного характера. Это робкий перечень мер, он не является рычагом для форсированного роста», — так прокомментировал документ БелаПАНу руководитель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Владимир Карягин.

По его словам, представители бизнес-ассоциаций присутствовали на президиуме Совмина, где обсуждался данный документ. «Мы очень активно поработали, внесли много предложений, однако целый ряд предложений был выхолощен», — сказал Карягин.

Утвержденный документ он назвал «результатом определенного компромисса». По мнению эксперта, намеченные меры не будут эффективными без более интенсивной поддержки экономического развития субъектов предпринимательской деятельности. «Прежде всего необходимо обеспечить доступ к финансам, собственности, а также создать равные условия для государственных и частных предприятий», — подчеркнул Карягин.

«Пока государственная форма собственности «своя», ей дается преимущество. Даже за сотрудничество с частными предприятиями строгий спрос. Это телефонное право противоречит законодательству, директиве президента № 4 («О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». — БелаПАН.), но это — факт. Не все, что в столице говорится, выполняется на местах», — резюмировал Карягин.

Скептически оценивает утвержденный правительством комплекс мер и руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

«Государство откручивает одни гайки, закручивая другие. Малому и среднему предпринимательству и поддержка-то не нужна, главное — не мешать, не регулировать, не доставать людей придирками, проверками. Бизнес сам выплывет, главное — не топить его», — отметил эксперт.

Он, в частности, прокомментировал одну из предусмотренных комплексом мер — подготовку проекта нормативного правового акта о продаже по заявительному принципу недвижимого имущества, арендуемого субъектом хозяйствования более трех лет, которое находится в собственности государства.

«Еще неизвестно, по каким правилам можно будет выкупать арендованные помещения. Может быть, это будет совершенно неудобно. В нашей стране многое определяется не столько писанными нормативными актами, сколько некими неформальными указами. Например, кто заставляет налоговиков ругать субъект хозяйствования за снижение выручки? Есть такое указание «сверху», — сказал Балыкин.

По его мнению, предпринимаемые в Беларуси меры для развития бизнеса «делаются в незначительных масштабах и очень забюрократизированы».

 

Источник: TUT.BY

Read more...

Надежда Ермакова: Нацбанк видит возможность снижения ставки рефинансирования

02-04-13-14Как сообщила 2 апреля журналистам в парламенте председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова, Нацбанк Беларуси видит возможность для снижения ставки рефинансирования в ближайшее время.

Комментируя высказывание главы миссии Международного валютного фонда в Беларуси Дэвида Хофмана, согласно которому последнее снижение ставки рефинансирования в Беларуси в марте с 30% до 28,5% годовых было преждевременным и Нацбанку следует задуматься о возможном повышении процентных ставок, Надежда Ермакова отметила: "Надо ко всем прислушиваться, но иметь свою голову и принимать те решения, которые на пользу нам".

"Я думаю, что у ставки есть перспектива на снижение, учитывая инфляцию, которая сложилась за 20 дней марта в стране", - сказала глава Нацбанка. Решение будет принято после того, как будет опубликовано значение инфляции за март. "Но по нашим расчетам, ставка будет иметь возможность снижения", - добавила Надежда Ермакова. При этом она пока затруднилась сказать, на сколько может быть снижена ставка.

Что касается возможного повышения ставки рефинансирования, то в этом месяце его точно не будет. В дальнейшем динамика будет зависеть от складывающейся ситуации на финансовом рынке и экономике в целом, уровня инфляции.

Ставка рефинансирования была снижена в Беларуси 13 марта 2013 года - с 30% до 28,5% годовых, до этого она не снижалась с сентября 2012 года. В целом в текущем году ставку рефинансирования планируется снизить до 13-15% годовых.

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Власти пояснили мотивы вмешательства государства в частный бизнес

02-04-13-02Введение института госпредставителей волнует как деловое сообщество, так и кредиторов Беларуси. На этой неделе Международный валютный фонд заявил, что практика назначения госпредставителей в акционерные общества «может подорвать преимущества приватизации» в Беларуси. Однако у властей своя точка зрения на этот счет. Интернет-газета Naviny.by располагает письмом Минэкономики, в котором ведомство подробно объясняет, зачем стране институт госпредставителей.

Механизм для «критического момента»

Напомним, что в настоящее время в парламенте находится законопроект, расширяющий права государства на участие в деятельности предприятий. Действие законопроекта распространяется на акционерные общества, созданные в процессе преобразования арендных, коллективных (народных) предприятий, государственных, государственных унитарных предприятий и в процессе приватизации арендных предприятий.

Фактически, под названные критерии подпадает сегодня подавляющее большинство акционерных обществ.

Согласно законопроекту, в тех акционерных обществах, где есть госдоля, госпредставители смогут голосовать на общем собрании акционеров голосами, принадлежащими миноритарным акционерам (в случае отсутствия последних на собрании).

В то же время в тех акционерных обществах, где госдоля отсутствует, госпредставители могут назначаться местными органами власти и также распоряжаться голосами миноритарных акционеров. Более того, госпредставители смогут блокировать, если посчитают нужным, решения собраний акционеров частных предприятий.

Белорусские бизнес-ассоциации ранее уже выражали свою обеспокоенность в связи с грядущим введением института госпредставителей. Однако в Министерстве экономики считают, что поводов для волнений нет.

«Государственный представитель — это механизм защиты интересов миноритариев, который может быть в критический момент задействован в тех обществах, в которых складывается неблагополучная ситуация, с целью предотвращения реализации решений с далеко идущими последствиями», — говорится в мартовском письме Министерства экономики, которое направлено членам Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине.

Ведомство указывает, что в белорусской истории бывали случаи, когда так называемый «стратегический» инвестор приводил предприятие в плачевное состояние. Введение института госпредставителей, полагают в Минэкономики, позволит предотвратить такие случаи.

«Мы выражаем уверенность в том, что добросовестным инвесторам в этом смысле нечего опасаться», — подчеркивается в письме Минэкономики, подпись под которым поставил замминистра Антон Кудасов.

Охват глобален, многие станут нервничать

Однако, руководители бизнес-союзов, инвестконсультанты, юристы и другие эксперты предполагают, что введение института госпредсавителей фактически реанимирует в стране «золотую акцию», которая была отменена в 2008 году.

«Эта норма идет вразрез с курсом на повышение инвестиционной привлекательности страны, порождает у собственников бизнеса страхи. А в нашей ситуации, когда стоит задача модернизировать, повысить эффективность предприятий, пугать собственников – последнее дело», — подчеркивает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.

По мнению руководителя бизнес-союза, если государство хочет предотвратить случаи перехода собственности в руки недобросовестных инвесторов, то существуют действующие механизмы, как это сделать, и надобности в госпредставителях нет.

 

«Государство, продавая пакет акций предприятия, может ставить условия перед инвестором, которые должны быть законодательно закреплены. Соответственно, инвестор будет нести ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств», — объясняет Александр Швец.

Если же государство, как оно декларирует, хочет усилить защиту прав миноритариев, то для этого также существуют доступные механизмы, не требующие введения института госпредставителей.

«Законопроект о внесении изменений в Закон «О хозяйственных обществах», который сейчас находится в парламенте, предусматривает введение института акционерных соглашений. Этот институт позволяет реально защитить права миноритариев. Идея в чем? Миноритарии смогут заключать между собой гражданско-правовой договор о том, что они координируют свою деятельность и, в частности, договариваются между собой голосовать определенным образом», — говорит заслуженный юрист Беларуси, советник Международной финансовой корпорации (IFC) Валерий Фадеев.

В экспертных кругах широко распространено мнение, что истинная цель введения института госпредставителей – не защита прав миноритариев, а создание механизма, который предоставит государству право вмешиваться в деятельности фактически любого акционерного общества.

«Охват глобален, это заставит нервничать многих участников рынка – как недобросовестных, так и добросовестных инвесторов. Не исключено, что кто-то приостановит даже реализацию инвестиционных планов. Оптимизма эта норма явно не добавит», — комментирует возможность появления института госпредставителей управляющий директор департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Олег Андреев.

Скорее всего, расходы по оплате труда государственных представителей в акционерных обществах будут осуществляться из средств местных бюджетов. Назначаться госпредставители будут по решению руководителей местных органов власти. Таким образом, госпредставители будут в полной мере зависеть от местной администрации.

«Назначение госпредставителей приведет к усилению влияния местных властей на решения компаний. Иными словами, любая сфера деятельности акционерного общества может быть подвергнута вмешательству со стороны местной администрации. Например, таким путем могут начать решаться вопросы обеспечения внутреннего рынка продовольствием», — предполагает Олег Андреев.

Законопроект, предусматривающий введение института госпредставителей, планируется рассмотреть уже на весенней сессии парламента. Бизнес-союзы надеются убедить народных избранников, что данный законопроект нуждается в пересмотре.

«Мы предлагаем провести парламентские слушания, пригласить бизнесменов и инвесторов, которые бы высказали свою позицию по этому вопросу», — сообщил о планах председатель БНПА Александр Швец.

 

Автор: Дмитрий Заяц

Источник: Белорусские новости

Read more...

Когда власти прекратят манипуляции с инфляцией

26-03-13-26Инфляция в 2014 году может быть снижена до однозначной величины, то есть меньше 10%, считает министр финансов Беларуси Андрей Харковец. При каких условиях этот прогноз реалистичен?

Недавно и вице-премьер Петр Прокопович говорил о том же. Но по его логике, инфляция снизится по той простой причине, что правительство запретит поднимать цены на целую группу товаров.

— А у нас как инфляция считается? Есть корзина, в которую входят 405 товаров, но никто не знает, что это за корзина и какие там товары. И это является предметом для возможных манипуляций, — подозревает директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман.

Если не печатать «лишние» деньги

Основное условие для выполнения параметров, предложенных Андреем Харковцом, —недопущение роста денежной массы, считает Евгений Прейгерман. Но если в январе шло сокращение денежной массы, то по февралю опять пошел ее рост.

— Нереально, чтобы инфляция была в указанных пределах даже в рамках манипулируемой корзины. Ведь пока никто не снимал задачу по росту ВВП в 8,5%. Достигнуть этого можно либо экспортом (а для него сейчас не самая удачная конъюнктура), либо дальнейшим стимулированием внутреннего спроса, как это было в прошлом году, — заключает эксперт.

По его мнению, конечные показатели по инфляции предсказать невозможно, они будут зависеть от манипулирования корзиной, а также от макроэкономической ситуации в плане возврата кредитов и кризисных явлений

— При неблагоприятной макроэкономической ситуации инфляция сможет выйти за 20 процентов и более, — предполагает эксперт.

Если снизить темпы роста регулируемых цен

Финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб считает, что удержать инфляцию в указанных параметрах возможно, если выполнить несколько условий.

Первое из них — поддерживать достаточно жесткую денежно-кредитную политику, то есть, держать процентные ставки на положительном реальном уровне, чтобы они существенно превышали как текущую инфляцию, так и текущие инфляционные ожидания, и не торопиться со снижением ставки рефинансирования.

Эксперт отмечает, что в январе высокая инфляция сложилась не из-за стихийного рыночного роста цен в экономике. Большей частью она была обеспечена ростом на регулируемые государством цены на товары и услуги, в частности, «коммуналку», подакцизные товары — топливо, табак, алкоголь, а также услуги транспорта.

— То есть, государству нужно сильно снизить темпы роста регулируемых цен. И при этом (третье условие) нужно основательно забыть о планах по росту ВВП в этом году на 8,5%, — советует Вадим Иосуб.

При выполнении этих условий аналитик считает вполне реальной если не 12%, то 13-15% годовую инфляцию.

— Если же всеми силами добиваться выполнения планов по ВВП, то единственным источником реализации этих планов является эмиссионное кредитование экономики, и в этом случае ни о каком снижении инфляции речи быть не может, — прогнозирует эксперт.

Что важнее для государства — снижение инфляции или рост ВВП?

Нацбанк и Минэкономики уже считают не ВВП, а инфляцию главным ориентиром.

— С точки зрения экономики, безусловно, важнее снижение инфляции, потому что сам по себе рост ВВП мало что дает, надо смотреть на качество этого роста, — считает Вадим Иосуб.

Последнее десятилетие вплоть до 2011 года Беларусь показывала удивительный рост ВВП, отставая разве что от Китая. Это привело к очень мощному кризису в 2011 году. Ведь важен не сам по себе рост ВВП, а каким образом этот рост обеспечивается.

Кстати, Андрей Харковец заострил внимание именно на этом вопросе, заявив, что если придется выбирать между макроэкономической стабильностью и стимулированием отдельных предприятий, правительство сделает выбор в пользу макроэкономической стабильности.

— По-моему, впервые на уровне правительства прозвучало, что в случае такой дилеммы оно будет выступать за макроэкономическую стабильность (тут имеется в виду стабильность цен и валютного курса). Вслух это не прозвучало, но надо подразумевать, что в ущерб росту экономики, — оценивает Вадим Иосуб высказывание министра финансов.

Начиная с 2011 года, когда был введен рыночный курс валюты, президент неоднократно повторял, что пустых денег печататься не будет. То есть, определенные уроки из кризиса 2011 года были извлечены.

— Пока даже на примере прошлого года массовой эмиссии со стороны Нацбанка не было, хотя отдельные представители правительства уже в течение полутора лет лоббируют резкое снижение процентных ставок. Но Нацбанк пока сопротивляется, и, судя по всему, его позиция находит некоторое понимание у президента, — полагает аналитик.

Тем не менее, с начала года ставка рефинансирования была снижена сразу на полтора процента. Вадим Иосуб не видит в этом «ничего критичного» с учетом того, что в феврале по сравнению с январем инфляция снизилась. Тем более что Нацбанк заявил, что дальнейшее снижение процентных ставок будет увязываться с ситуацией в экономике : без дальнейшего снижения инфляции не будет и снижения ставки рефинансирования.

— Пока со стороны Нацбанка это достаточно взвешенная позиция, — подчеркивает финансовый аналитик.

 

Автор: Геннадий Косарев

Источник: Завтра твоей страны

 

Read more...

Деноминация возможна при инфляции в рамках прогноза, Нацбанк подключается к регулированию цен

19-03-13-07"Я думаю о деноминации, но пока инфляция не позволяет это сделать. Если у нас будет инфляция на конец года на уровне запланированной, то о деноминации уже можно будет говорить", - заявила журналистам председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова, которая подчеркнула, что решение о деноминации принимает не одна она.

Что же касается самой инфляции, то, как отметила Н. Ермакова, правительство приняло решение жестко контролировать рост цен в этом году, и прежде всего - регулируемых. И к процессу жесткого контроля решил подключиться Нацбанк.

"Мы попросили включить нас в комиссию по регулированию цен, чтобы иметь возможность высказать свое мнение о целесообразности очередного повышения с точки зрения монетарной политики", - отметила Н. Ермакова и подчеркнула, что "в январе цены прыгали анархично", что было вызвано, по ее мнению, недостатком контроля в этой сфере.

Теперь же, по ее словам, планируется, что "при повышении регулируемых цен предприятия должны будут представить информацию о снижении себестоимости и других издержек". До сих пор единственным обоснованием необходимости повышения цен на регулируемые товары всегда был рост себестоимости и издержек в связи с ростом цен на сырье, повышением зарплаты и т. д.

Зачем давать разрешение на рост регулируемых цен в ситуации, когда предприятие снижает себестоимость и издержки, Н. Ермакова не пояснила.

Зато глава Нацбанка в очередной раз пояснила связь инфляции и ставки рефинансирования: "Снижается инфляция - снижается ставка рефинансирования".

"Хотелось бы надеяться, что годовой прогноз по ставке рефинансирования - 13-15% - к концу 2013 года будет выполнен, - отметила Н. Ермакова. - Расчеты, что можно этого достичь, есть, но для этого нужно всем хорошо работать".

При этом она воздержалась от прогнозов по конкретному значению ставки рефинансирования на конец первого полугодия.

Надежда Ермакова также отметила, что постепенное снижение ставки рефинансирования не является смягчением денежно-кредитной политики. "На данном этапе мы могли бы ставку рефинансирования установить на уровне 25% годовых, и это было бы экономически обоснованно, но мы не стали устанавливать ставку на самом низком уровне, чтобы сохранить необходимую жесткость в денежной политике", - пояснила она.

Глава Нацбанка также сообщила, что регулятор намерен в этом году обеспечить ограничение темпов роста требований банков к экономике в пределах прогнозных 20%. Говоря об источниках средств на модернизацию предприятий в условиях жестких ограничений по росту кредитного портфеля банков, Н. Ермакова отметила, что "в основном техперевооружение должно проводиться за счет импортного оборудования, которое закупается за счет иностранных кредитных линий".

Комментируя требование президента страны "развернуть банки к экономике", Н. Ермакова отметила: "Чтобы силой разворачивать, заставлять, - такой необходимости нет".

По ее словам, после совещания в правительстве 1 марта в Нацбанке прошло совещание с 11 крупнейшими белорусскими банками. "Банки высказали свое мнение, мы их выслушали. Банки сами считают необходимым снижать ставки и по депозитам, и по кредитам", - сказала Н. Ермакова.

 

Источник: Белорусы и рынок


 

 

 

Read more...

За провал модернизации предприятиям придется платить

19-03-123-02Возврат средств будет осуществляться согласно договору.

Организации реального сектора Беларуси отныне обязаны возвращать бюджетные средства пропорционально недополученному эффекту при недостижении установленных программными документами показателей.

Соответствующие изменения в Положение о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ Совет Министров внес своим постановлением № 152 от 7 марта 2013 года.

Как сообщили в Министерстве финансов, возврат средств будет осуществляться согласно договору, заключенному между заказчиком и исполнителем, и на основе зафиксированных в нем показателей по усмотрению заказчика-координатора программы. В минфине полагают, что введение этого механизма даст стимул предприятиям максимально достигать установленные показатели.

Однако для бюджетных организаций и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность такой подход применяться не будет, поскольку «они не имеют реальных источников для уплаты штрафных санкций, а сокращение плановых ассигнований текущего года лишь ухудшит финансовое положение организации и качество оказываемых ею услуг», пояснили в Минфине.

 

Источник: БЕЛТА

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family