wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Государство сэкономит на пенсиях

03-01-14-08Трудовая пенсия теперь начисляется только тем белорусам, кто платил взносы в ФСЗН больше 10 лет.

Такое требование установлено указом от 3 сентября 2013 года №389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования», который вступил в силу 1 января 2014 года.

По словам специалистов, по законодательству бывшего СССР все работающие граждане подлежали государственному социальному страхованию. Соответственно периоды такой работы будут включаться в требуемые 10 лет минимального страхового стажа наравне с периодами уплаты взносов в Фонд соцзащиты населения (ФСЗН).

Нормы указа №389 не касаются досрочных пенсий по возрасту, назначаемых родителям инвалидов с детства, многодетным матерям (родившим 5 и более детей), инвалидам с детства и некоторым другим категориям граждан в соответствии со статьями 17-22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Для них сохранены прежние условия по минимальному страховому стажу - не менее 5 лет. Также не изменяются условия для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, подчеркнули в министерстве.

Ранее этот критерий ограничивался 5 годами.

В документе отмечается, что данное решение принято «в целях рационализации расходов средств государственного социального страхования».

Условие о наличии 10-летнего минимального стажа работы с уплатой взносов будет применяться только к новым назначениям пенсий, то есть при назначении пенсий по возрасту и за выслугу лет начиная с 1 января 2014 года. Пенсии, назначенные до этой даты, с учетом данного условия пересматриваться не будут, резюмировали в главном управлении пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты.

 

Источник: Белорусский партизан


 

Read more...

Чалый: Власти взялись за борьбу с оттоком валюты

02-12-13-34Нацбанк издал постановление, которым запретил банкам выдавать кредиты для приобретения иностранного оборудования через посредников.

Подобное постановление Нацбанк выпускал перед девальвацией в 2011 году. Об этом Еврорадио рассказал экономист Сергей Чалый.

Сергей Чалый: "Это борьба с импортом, соответственно — борьба с оттоком валюты. Это попытка сдерживать ситуацию административными средствами. Было очевидно, что пойдут на пути административных решений, чтобы сопротивляться рыночному решению. Цель проста — уменьшить спрос на валюту. Но единственное простое средство — сделать рыночную стоимость для валюты".

Напомним, в марте 2011-го, накануне девальвации, Нацбанк запретил покупать валюту для приобретения иностранного оборудования на сумму более 50 тысяч евро.

Артём Мартынович

 

Источник: Еврорадио


 

Read more...

На каждого белоруса приходится социальных услуг на 8 миллионов в год

02-12-13-19В ведомствах не знают, сколько денег идет на оплату коммунальных платежей или транспорт. Но всегда есть цифра, сколько белорусы недоплачивают.

"По данным Минфина, каждый год государство тратит 8 миллионов на предоставление социальных услуг в расчете на одного человека: ЖКХ, образование, культура, спорт, транспорт", — такая цифра со ссылкой на Минфин звучит во время ток-шоу о тунеядцах на белорусском телевидении. Вторая цифра еще больше поражает и удивляет: "Каждый работающий обеспечивает формирование затрат республиканского бюджета в размере 12,5 миллиона рублей в год". Выходит, что государство получает от каждого белоруса больше, чем тратит на его социальные нужды? Почему тогда нам говорят, что коммунальные услуги и транспорт стоят больше, чем мы думаем?

"8 миллионов — это наша цифра, даже 8,1 миллиона. Это именно социальные расходы", — подтверждают в пресс-службе Министерства финансов.

А вот с цифрой 12,5 миллиона проблема: "Не знаем, может это разработка БТ? Может взяли отчетность по налогам и разделили на всех граждан? — размышляют в министерстве. — Плюс есть еще расходы на оборону, на безопасность, на дороги. Если эти затраты учесть, тогда цифра близится к 12,5 миллиона. Говорить, что все покрывают люди, нельзя, потому что строятся ведь и садики, предприятия платят налоги".

В Министерстве жилищно-коммунальных услуг говорят, что вычислить, сколько из этих 8 миллионов рублей идет конкретно на "коммуналку", нельзя. Таких данных в Минжилкоммунхозе нет.

"25% покрывают белорусы, остальное — государство. А еще перекрестное субсидирование, налоги платят и предприятия".

И тут удивляюсь я, ведь, кажется, в Минфине сидят не последние люди, способные посчитать затраты на одного белоруса, на одно ведомство!

Культура и спорт тоже относятся к социальным благам. Что здесь покрывает государство? Даешь концерт Макса Коржа за социальную стоимость билета!

Помощник министра культуры Александр Карачун сначала советует обратиться в Минфин и Белстат. А потом вспоминает выступление главы государства на открытии Купаловского театра после реконструкции.

"Он (Лукашенко. — прим. Еврорадио) сказал, чтобы культура выходила на самоокупаемость! Но если билет будет стоить 600 тысяч, театры прогорят!" — говорит помощник министра. То, что мы покрываем за коммунальные услуги (25%) и транспорт (около 37%) — мелочь. За билеты мы платим всего 10-20% от стоимости.

В приемной Минздрава не знают, где уточнить, сколько денег из 8,1 миллиона идет на медицинское обслуживание одного человека. Разводят руками и в Министерстве транспорта — таких выкладок тоже нет! Но всегда наготове есть цифра, сколько белорусы недоплачивают.

Тамара Савич

 

Источник: Еврорадио


 

Read more...

Белорусов, не способных найти работу, обложат налогом в 280 долларов

18-11-13-10Налог на безработных планируют ввести в Беларуси, заявила начальник главного управления финансирования соцсферы и науки Минфина Белоруссии Светлана Кретова во вторник в Минске.

По словам чиновницы, соответствующий проект приказа уже подготовлен белорусскими властями. Предполагается, что ежегодная сумма налога может составить 2,6 млн. рублей (около 280 долларов).

"Определена категория граждан, которых можно отнести у тунеядцам. Будет приниматься решение о том, чтобы они принимали участие в формировании бюджета", — сказала Кретова.

"Оплатите то, что вы, в принципе, уже потребили", — обратилась чиновница к белорусским тунеядцам, имея в виду, в частности, бесплатные образование и медицину.

Чтобы сбалансировать бюджет на следующий год, Беларуси потребуется привлечь 1,5 млрд. долларов внешних займов и 2 млрд. долларов доходов от приватизации.

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

В 2014 году всем белорусским водителям придется раскошелиться

18-11-13-04Белорусские власти придумали новый способ пополнения бюджета - ввести пошлину за выдачу разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Об этом сегодня, 12 ноября, заявил замначальника управления бюджетной политики министерства финансов Беларуси Олег Селиверстов. По словам представителя Минфина, такой платеж будет осуществляться разово при выдаче соответствующего разрешения.

 «В законопроекте говорится, что плата варьируется в зависимости не только от веса (грузовик либо легковушка), но и от формы собственности машины: юридическое либо физическое лицо владеет автомобилем», — отметили в Минфине. Размер новой госпошлины будет в диапазоне от 3 до 5 базовых величин в год.  Что составляет 390-650 тысяч рублей, или около 40-70 долларов по нынешнему курсу Нацбанка.

Предложение Минфина о введении с 2014 года в Беларуси госпошлины за допуск автомобиля к участию в дорожном движении уже вызвала бурю возмущений у владельцев транспортных средств. Минский автоломбард

Эксперты  Интерфакс высказывают предположение о причине введения нового сбора с владельцев автомобилей. Не исключено, что данная пошлина сможет частично компенсировать потери белорусского бюджета от введения в России утилизационного сбора. Из-за этого белорусская техника, произведенная на МАЗе, БелАЗе, МТЗ, «Амкодоре» стала менее конкурентоспособной на российском рынке.

 

Источник: ex-Press.by


 

Read more...

Проект "Большая семья": мамы не верят, экономисты сомневаются, Минтруда обещает доработать

04-11-13-13"Там за первого ребенка, допустим, 10 тысяч долларов. За второго – 20 тысяч. За третьего удваиваем". Александр Лукашенко рассказал о проекте "Большая семья", который обещает солидный материальный стимул для рождения детей. По сути, это аналог материнского капитала, который действует в России. Когда белорусам ждать поддержки, не надорвется ли от нее экономика и спасет ли проект Беларусь от очередного демографического спада, разбирался FINANCE.TUT.BY.

Идею о введении материнского капитала в нашей стране президент озвучил 8 октября. Ее горячо поддержали депутаты Палаты представителей. Зампредседателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Светлана Шилова рассказала FINANCE.TUT.BY, что проект пойдет только на пользу обществу и семье. Другой парламентарий, Тамара Красовская, сообщила БЕЛТА, что он может стартовать уже в следующем году. Однако в Министерстве труда и социальной защиты, которое разрабатывает проект "Большая семья", сроков не называют.

- Речь идет об одном из направлений, которые обсуждаются, в том числе и в рамках разработки следующего этапа Национальной программы демографической безопасности, - пояснила начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты Вера Лабкович. Она подчеркнула, что проект нуждается в доработке, поэтому о сроках его реализации говорить рано.

Та же неопределенность с суммами. Президент сказал вполне конкретно: 10 тысяч долларов за первого ребенка и 20 тысяч за второго. Но в Минтруда осторожно говорят, что  это приблизительные расчеты. При разработке проекта за основу был взят российский опыт. В стране-соседке материнский капитал существует с 2007 года, после рождения второго ребенка семьи получают как раз 10 тысяч долларов.

- С учетом индексации сегодня это 12 тысяч долларов, - уточнила замначальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда Марина Артеменко. - Мы проводили круглый стол с российской стороной по изучению направлений функционирования материнского, для нас семейного, капитала. Будем рассматривать передовой опыт как возможный вариант.

Беларусь, вероятно, последует примеру России и в вопросе расходования средств. Российские семьи получают деньги только после того, как ребенку исполнится три года (во избежание отказов от детей) и только на конкретные цели: образование, жилье, возможное лечение ребенка и накопительная часть пенсии.

- Нами был учтен опыт России, который показывает, что 90% материнского капитала фактически направляется на жилье, в том числе ипотеку. Все остальные направления составляют не более 1-2%. Нами рассматривались различные варианты расходования, в основном образование, лечение и строительство жилья. Но говорить о конкретных направлениях пока рано, - обрисовала общую картину Марина Артеменко.

По данным Белстата, основная причина, по которой белорусские женщины откладывают рождение ребенка, - низкий уровень семейного дохода. Потенциальных мам смущают, в частности, проблемы с жильем и маленькое детское пособие. Вопрос с пособиями решил новый закон, вступивший в силу с 1 января 2013 года. Вопрос с жильем все еще стоит. Исчезающие из банков кредиты на недвижимость не способствуют его решению. Возможно, щедрая господдержка в рамках проекта "Большая семья" поможет?

- В России, когда начали выдавать материнский капитал, было много проблем. Женщины использовали его по своему усмотрению. Поэтому было введено целевое использование: жилье, болезнь ребенка, образование и накопительная часть пенсии. Нам эти предложения нужно взять на вооружение. Что касается образования – бесспорно. Лечение детей – то же самое. А вот с жильем нужно подумать, потому что у нас нет ипотеки. А при строительстве квартиры этих 10 и 20 тысяч не хватит. Это мое мнение как экономиста, - высказалась сопредседатель ОО "Белорусский союз женщин" Антонина Морова.

"Страна не знает, как свести концы с концами, а берет на себя финансовые обязательства"

10 тысяч долларов на квартиру и правда не хватит. Но это все равно очень щедрая помощь на фоне, например, белорусских зарплат. Потянет ли ее белорусская экономика, которая в последние годы находится не в лучшей форме? Простая арифметика: за январь-август 2013 года в стране родилось 78 039 детей. Если бы семейный капитал действовал уже сейчас, государству пришлось бы выложить минимум 780 миллионов долларов. Много? Точно не мало.

Экономист Сергей Чалый недоумевает, почему страна, которая "не знает, как сведет концы с концами в ближайшие месяцы, берет на себя финансовые обязательства длительностью в годы".

- Слабо верится, что это реально. Ситуация неопределенности ближайшего экономического развития страны касается не только населения, но и властей. Они до сих пор не знают, как будут жить в 2014 году, а принимают нагрузку на финансы, которая даст результат через многие годы, - рассуждает Сергей Чалый. – Если такие суммы и будут предложены, то долго они не просуществуют. У нас решения способны меняться быстрее, чем за год, и это можно проследить хотя бы на примере льготных кредитов на жилье.

Проект "Большая семья" не спасет Беларусь от демографического спада в ближайшие годы

В последние десятилетия демографическая ситуация в Беларуси выглядела следующим образом: подъем рождаемости в 1980-х годах сменился глубоким спадом, который начался в 1990-е и длился до начала нового тысячелетия. В 2000-х, с одной стороны, вступило в детородный возраст поколение 1980-х, с другой, власти приняли меры, чтобы стимулировать рождаемость в стране.

- В середине 1990-х, в 1995-1996 годах семья, в которой отец и мать работали и получали среднюю зарплату, не могла содержать даже одного ребенка. В 2000 году уже можно было содержать одного, в 2005 – двух-трех, хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, - сообщила доктор социологических наук, профессор, демограф Людмила Шахотько.

С точки зрения демографической ситуации она считает "Большую семью" очень грамотным проектом. В детородный возраст вступает поколение 90-х, и количество родившихся детей в ближайшие годы будет уменьшаться.

- Возможно, такая поддержка подстегнет семью решиться на рождение еще одного ребенка. Другое дело, что количество родившихся, что бы тут ни делали, будет меньше. Грядет время, когда в детородном возрасте будет очень небольшая доля населения из-за спада рождаемости , который начался в 1990-х и длился до начала 2000-х, - прогнозирует Людмила Шахотько.

Информация из докладов Людмилы Шахотько

С начала реализации Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 годы прошло 2,5 года. За это время коэффициент суммарной рождаемости повысился до 1,62 ребенка на одну женщину в 2012 году. Это самый высокий показатель с 1995 года.

В 2012 году за счет структурных факторов (половозрастная структура населения) количество родившихся уменьшилось бы на 1100 человек. Однако социально-экономические факторы действовали позитивно и перекрыли негативное воздействие структурных факторов. В ближайшие годы ожидаются дальнейшие изменения половозрастной структуры, которые усилят отрицательное влияние структурных факторов на динамику рождаемости.

- В этих условиях введение материнского капитала должно существенно нивелировать ожидаемый очередной спад количества родившихся, - считает Людмила Шахотько. - Однако возможности полностью погасить депопуляцию в нашей стране невелики.

Мнение многодетных мам

Екатерина, мать троих детей:

- Про 10 и 20 тысяч долларов очень смешно. У нас в стране проблемы другого характера, остановлено жилищное кредитование. Мы, например, живем в 2-комнатной квартире, которую купили за свои деньги. Чтобы улучшить жилищные условия, хотели поменять ее на 4-комнатную. Планировали взять кредит на общих основаниях и финансовую помощь на его погашение, которая составляет 50 БПМ для семей с тремя детьми. Цепочка запустилась, но банки закрыли кредиты на недвижимость, а значит, и субсидии не будет. Из-за всего мы лишились 50 миллионов на пустом месте. Я лично от государства помощи не увидела никакой. Мы придерживаемся мнения, что на это рассчитывать не стоит, нужно надеяться только на себя.

Если проект и запустят, то максимум до выборов. А мы уже не раз проходили, что к выборам нужно сделать красивую картинку, а дальше будь как будет.

Марина Гецман, мать восьмерых детей:

- У нас пятеро школьников и трое взрослых детей, и мы ничего не получаем от государства. Ведь после трех лет детское пособие снимают. Хотя многодетные мамы, даже если ребенку исполнилось 3 года, не могут выйти на работу. Отдуваться приходится папе, и семья из-за работы не видит отца.

Мы 16 лет прожили в общежитии и съехали оттуда только в 2004 году с восьмым ребенком. Квартиру получили чудом, депутат помог. С нами дважды расторгали договор, потому что мы были неплатежеспособны. А через время государство стало помогать многодетным погашать кредиты. Я знаю, что некоторые семьи из-за этого передумали делать аборт. То есть меры поддержки хороши, чтобы поднимать рождаемость. Вопрос в том, насколько реально заплатят такие большие деньги, как 10 тысяч долларов?

Юлия Григорьева, мать троих детей:

- Я не знаю, как мы за детей сможем платить 10 тысяч долларов, если у нас зарплаты по 200 долларов. Хотя даже в мое время многие шли на третьего ребенка, чтобы получить квартиру. С другой стороны, не все этим мерят. В ранние 1990-е годы у нас росли погодки. Тогда действовала карточная система, было сложно. Но когда забывается плохое, и появляется третий ребенок, ты об этом не думаешь. Мы привыкли, что нас много, для нас это комфортно. Кто не хочет, его этими тысячами и первого не уговоришь родить. А кто хочет, тот будет конфету делить на пять частей, но все дети будут любимы.

 

Источник: TUT.BY

 


 

Read more...

Правительство жертвует показателем инфляции

04-11-13-03Правительство сократило перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики.

С 1 ноября, согласно постановлению Совета министров от 25 октября 2013 года № 934, производители вправе самостоятельно устанавливать стоимость следующих товаров: фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные; кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных; сыры из коровьего молока ферментные твердые, полутвердые и мягкие; рыба соленая (семейство сельдевых); кофе, чай; соль поваренная пищевая.

Внесены изменения и в перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом. Из перечня исключены бананы, лимоны, апельсины, а также чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения.

Скорее всего, цены на исключенные из регулируемого перечня товары увеличатся. Соответственно, вырастет и показатель инфляции. По официальным данным за январь-сентябрь, рост цен в Беларуси составил 10%, тогда как прогнозный показатель инфляции на 2013 год составляет 12%.

И власти понимают, что в запланированные проценты инфляции в этом году уже не впишутся, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт «Либерального клуба» по экономике Антон Болточко: «Можно сказать, что власти выполняют меры денежно-кредитной политики, рекомендованные, в том числе, внешними экспертами, жертвуя показателем инфляции».

Эксперт уверен, что перечень социально значимых товаров уже давно потерял смысл и должен быть упразднен.

 «Производитель знает, как избавляться от балласта в виде социально значимых товаров, — подчеркнул Антон Болточко. — Достаточно обогатить молоко, например, йодом, чтобы оно стало не социально значимым товаром».

По мнению эксперта «Либерального клуба», перечень социально значимых товаров не отыгрывает приписываемой ему роли — поддержать социально уязвимые слои населения.

 «Давайте говорить честно: в магазин приходят и покупают товары по регулируемым ценам, то есть пользуются поддержкой государства, покупатели разного уровня доходов. То есть люди, которые относятся к незащищенным слоям населения, получают такую же помощь, как и всё остальное население, а значит, социальная помощь размывается», — сказал Антон Болточко.

По его мнению, отпустив цены, необходимо поддерживать социально уязвимые группы населения напрямую, а не опосредованно: «Важно, чтобы социальная помощь, которая у нас повсюду, стала максимально адресной. Можно привести пример из сферы ЖКХ, где, по информации чиновников, 20% поддержки приходится на социально уязвимые слои населения, а остальная поддержка приходится на тех, кто в ней не нуждается».

Согласно данным Исследовательского центра ИПМ, приведенным в работе «Бедность и социально уязвимые группы в Беларуси, 2013», расходы консолидированного бюджета на социальную политику составили 2,5% от ВВП (2,6% от ВВП в 2011 году). При этом на адресную социальную помощь было потрачено менее 0,1% ВВП (411,6 млрд. рублей).

Эксперты подчеркивают действенность именно адресной помощи: «Рост доли денежных трансфертов в располагаемых ресурсах населения за счет расширения адресной социальной помощи увеличил эффективность данного инструмента социальной политики в борьбе с абсолютной и относительной бедностью».

Исследовательский центр ИПМ предлагает пересмотреть подход к определению размера ежемесячного социального пособия в рамках адресной социальной помощи.

Зачастую обращение за ней бессмысленно, так как его размер определяется разницей между бюджетом прожиточного минимума и доходом на члена домохозяйства: «Соответственно, привязка данного пособия к средней заработной плате (либо другой способ увеличения критерия нуждаемости) позволит повысить охват уязвимых групп населения данным видом социальной помощи».

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Чиновники ставят над белорусами эксперименты в режиме live

28-10-13-07О непопулярных решениях в сфере госуправления белорусов информируют нехотя и задним числом, система управления персоналом основана на принципе лояльности, а не эффективности — эксперты поставили чиновникам неутешительный диагноз.

Говоря об особенностях государственного управления в Беларуси, в основном приходится перечислять то, чего нет: оценки эффективности работы госаппарата, прозрачности, рационального обоснования принимаемых решений, эмпирических данных для таких решений и даже людей.

— Над белорусами ставят эксперименты в режиме live на основании личных ощущений и убеждений, которые могут быть, какими угодно, и никому ничего за это не будет, — считает Инна Ромашевская, координатор исследований проекта BIPART. — Об эффективности использования общих денег и речи нет. Есть только чувство, что тратят их все-таки не очень хорошо. Этические нормы в среде чиновничества не очевидны.

При отсутствии собственных компетенций в каких-то вопросах (а бывает и такое) чиновники не обращаются к экспертам, которые призывают двигаться в сторону профессиональной госслужбы, применять больше качественных (и открытых) данных для принятия решений, и открытую оценку эффективности работы госорганов.

Где учат на чиновника?

Пока же базовое образование в области госуправления можно получить в Академии управления, там же и повысить квалификацию — на курсах или в магистратуре.

— Этим, в частности, активно пользуются ЖРЭО, обучаясь за казенный счет творческому мышлению, ориентации в международной обстановке и проведению пропагандистских мероприятий, — раскрывает возможности обучения непростой профессии чиновника и государственного администратора Дмитрий Маркушевский, академический директор Школы SYMPA.

В Главном хозяйственном управлении Управления делами президента можно научиться пользоваться системой принятия решений для депутатов местных советов — конечно, если вы — депутат местного совета.

Неформальное образование представляет Школа SYMPA. Разного рода обучение в этой сфере можно также пройти за рубежом.

Государству не нужны советчики

В Беларуси государство как доминирующая сторона блокирует всех остальных игроков, за исключением крупных и «полезных» международных организаций, которые можно использовать в своих интересах — таков вывод преподавателя Европейского гуманитарного университета Татьяны Чулицкой, которая исследовала роль международных организаций во взаимодействии с государством и третьим сектором в Беларуси.

— И даже это для государства — вынужденная мера: были бы возможности (читай: деньги) не привлекать — с легкостью отказались бы от тяжести иностранных рекомендаций, — отмечает Татьяна Чулицкая.

Работающие в Беларуси крупные представительства предпочитают не высказывать позиций, сильно противоречащих генеральной линии государства, даже если внутренне не согласны и если этого от них требует местное гражданское общество.

— Вот почему к ним возникают претензии в ключе «отмывания» и символической поддержки государственной политики в обмен на режим наибольшего благоприятствования по сравнению с условиями работы для местных, да и вообще – чего скрывать – в обмен на возможность работать в стране, — говорит исследователь.

Рекомендации национальных организаций интересуют государство еще меньше, чем международных. Партнерство с ними часто формальное.

При наличии политической воли реформы проводятся в сжатые сроки. Но каков результат?

За последнее десятилетие в Беларуси абсолютное большинство задач, касающихся сферы государственного управления, было провалено, за исключением, пожалуй, принципа «одного окна» , к которому тоже возникает много вопросов, отмечают исследователи Либерального клуба Никита Беляев и Евгений Прейгерман.

Текущая реформа, по их мнению, является незапланированным модернизационным мероприятием, истоки и предпосылки которого неясны. Видно только, что при наличии политической воли даже такие непростые реформы в Беларуси проводятся в сжатые сроки.

Другое дело, что результаты, по оценке авторов исследования, оставляют желать лучшего: вместо повышения эффективности и улучшения материального положения госслужащих наблюдается как раз снижение эффективности и управляемости, ухудшение оплаты труда (принимая во внимание ползучую девальвацию), ослабление кадрового потенциала. Короче говоря, выгоды и экономия оказались меньше потерь, понесенных в итоге этой реформы.

Нередко случались «захваты государства»

Обзор реформ систем управления государством в странах Центральной и Восточной Европы с 1990-х годов показывает, что цели везде ставились благие — сделать систему профессиональной, прозрачной и эффективной. Да и инструменты были использованы вполне подходящие: структурные реформы, децентрализация, пересмотр и перераспределение функций между ведомствами, стимулирование рублем эффективной работы чиновников, улучшение коммуникаций и PR-а, проектный подход, управление персоналом, основанное на профессионализме.

— Но в результате получалось очень по-разному, — отмечает Антоанета Димитрова, доктор политических наук из Лейденского университета. — И отличия, по всей видимости, растут из того, что деньгами на эти реформы заведовали разные министерства и ведомства, а также, как ни странно, из истории проведения приватизации в стране. Нередко случались «stat e c apture» — «захваты государства» политическими и экономическими элитами и группами, которые потом через партии и назначения активно влияют на политику. В реформаторском запале часто думали только про изменения законодательства, забывая про всю систему, которая все эти принципы претворяет в жизнь.

— А от понимания того, что публичное администрирование — это и субъект, и объект «большой политики» зависит многое в успехе либо неудаче реформ и всяческих модернизаций, — считает Антоанета Димитрова.

Белорусы не очень сильно наступают на международные грабли (пока!), так как не реформируется система и не приватизируется государственная собственность. Но наша «болевая точка» — движение наощупь: за что ни возьмись — все гостайна, получить информацию очень сложно. Причем ладно бы обывателям разной степени заинтересованности. Хотелось бы верить, что у тех, кто работает внутри системы, есть и адекватная информация «с полей», и искусственный интеллект в помощь принятию судьбоносных решений, и возможности повышать свою квалификацию, и получать вознаграждение в соответствии с результатами, да и видеть позитивные плоды своей работы, в конце концов.

Справка «Завтра твоей страны»

В этом году на Международном конгрессе исследователей Беларуси, прошедшем в середине октября в Каунасе, впервые работала панель по государственному управлению. Ее организатором стал Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART) -исследовательский проект Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA).

 

Автор: Наталья Рябова

Источник: Завтра твоей страны

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family