wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Эксперты: государство будет вынуждено повысить пенсионный возраст

03-06-14-23Через несколько лет государству придется повысить пенсионный возраст. Такое мнение высказали эксперты, комментируя заявление Александра Лукашенко, который на минувшей неделе не исключил возможности изменения пенсионного возраста.

"Повышение пенсионного возраста в будущем - вынужденная мера. Через несколько лет идти на этот шаг придется, иначе финансировать пенсионные обязательства, учитывая старение населения, государству станет сложно", - полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

В мае средняя пенсия в Беларуси составила 2,33 млн. рублей (около 230 долларов) и в долларовом выражении с начала года практически не изменилась. В то же время средняя зарплата в мае превысила 6 млн. рублей (около 600 долларов) и в долларовом выражении увеличилась по сравнению с началом года почти на 10%.

"Возможности по увеличению пенсий сегодня весьма ограничены. Кризис пенсионного фонда, связанный со старением населением, приближается. Учитывая такую перспективу, государство, возможно, сознательно отказывается увеличивать пенсии, чтобы не повышать нагрузку на пенсионный фонд", - сказала Борнукова.

По мнению экспертов, ограниченность средств в пенсионном фонде будет приводить также к тому, что доходы пенсионеров будут отличаться незначительно.

"С одной стороны, необходимо повышать дифференциацию уровня пенсий, чтобы население было заинтересовано иметь большой трудовой стаж, повышать производительность труда. Однако сегодня нагрузка на пенсионный фонд достаточно высокая, и она будет расти по мере старения населения. Поэтому вряд ли удастся повысить дифференциацию пенсий в ближайшие годы", - полагает экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

В связи с высокой нагрузкой на Фонд социальной защиты населения придется идти на непопулярные меры и о них следует предупредить население заранее, полагают эксперты.

"Государству необходимо послать четкий сигнал обществу, что через 5-10 лет того уровня социального обеспечения, который существует сегодня, не будет. Люди, которые работают сегодня, должны понимать, что в будущем им не стоит рассчитывать на государство, а самостоятельно обеспечивать себе достойную старость", - отметила Борнукова.

Как сообщалось ранее, на минувшей неделе, отвечая на вопросы работников предприятий оборонного комплекса, Александр Лукашенко не исключил возможное повышение в будущем пенсионного возраста.

"Не знаю когда, но думаю, что будет (повышаться пенсионный возраст. - БелаПАН.), потому что, наверное, мы одни остались, где пенсионный возраст - 55 и 60 лет", - отметил белорусский лидер.

При этом он подчеркнул, что пока решение о повышении пенсионного возраста не рассматривается. "Пока терпим, но очень тяжело, если откровенно говорить", - сказал Лукашенко.

Он обратил внимание, что старение население создает проблемы с наполняемостью пенсионного фонда. "Если раньше на трех-четырех работающих было два пенсионера, то сейчас все перевернулось. Работающие люди не успевают сегодня зарабатывать для пенсионеров пенсию. Поэтому мы вынуждены держать невысокую пенсию", - сказал Лукашенко.

 

Источник: БелаПАН


 

Read more...

Время для пенсионной реформы в Беларуси

01-04-14-24Понимая недостатки действующей пенсионной системы, государство, тем не менее, не выказывает желания проводить реформу, пытаясь решать возникающие вопросы менее радикальными методами.

Однако такие шаги лишь усугубляют проблему, взваливая необходимость ее коренного решения на будущие поколения.

Например, одно из последних решений — увеличение с 5 до 10 лет минимального стажа выплаты взносов в фонд соцзащиты для назначения пенсий по возрасту. Соответствующий указ был подписан еще в сентябре 2013 года. Теперь депутатам осталось лишь принять законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам пенсионного обеспечения», который первое чтение уже прошел.

На представлении документа в Палате представителей министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина подчеркнула, что «подобные нормы по минимальному стажу уже 15 лет существуют в Литве, Латвии, Эстонии». В России их тоже планируют принять.

«Мы сейчас работаем над тем, чтобы повысить значимость продолжительности работы, чтобы размер пенсии зависел от продолжительности работы и уплаты страховых взносов», — отметила Марианна Щеткина, отвечая на вопросы депутатов.

Очевидно, что принимаемые меры во многом связаны с проблемами наполнения Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), который по итогам прошлого года впервые за последние годы сформировался с дефицитом. И хотя просроченная задолженность перед ФСЗН не является очень большой в сравнении с масштабами поступления в него, сам факт задолженности — тревожный звоночек.

Большинство средств ФСЗН расходует на выплату пенсий. Таким образом, проблемы фонда — это актуальные или будущие проблемы пенсионеров. Для изменения ситуации по наполнению ФСЗН нужна реформа пенсионной системы, о чем власти фактически речи не ведут, что назвать ответственной позицией в современной демографической ситуации нельзя.

Каждый год средний возраст белорусов увеличивается на 0,3 года. Если в 2010 году средний возраст населения был 38,3 года, то в 2030-м будет 44,4, а в 2050-м — 48,6.

В начале 2014 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 403 человека старше трудоспособного возраста. В 2009 году этот показатель составлял 359 человек. Демографическая нагрузка на трудоспособное население в связи с ростом числа пожилых людей достигла максимального значения за всю послевоенную историю Беларуси.

В настоящее время со своей зарплаты наемный работник платит 1% отчислений в Фонд соцзащиты населения и 12% подоходного налога. При этом наниматель отчисляет 34% от фонда оплаты труда в ФСЗН. Минфин высказывал мнение, что нынешняя ситуация, когда взносы в ФСЗН перекладываются исключительно на плечи нанимателя, провоцирует зарплаты в конвертах. Поэтому Минфин предлагает перераспределить нагрузку с нанимателя на работника по уплате отчислений в Фонд социальной защиты. Эту инициативу поддерживало и Министерство по налогам и сборам.

Однако, считают эксперты, простое перераспределение отчислений в ФСЗН между работником и нанимателем в сегодняшней ситуации не заставит население задуматься о своей будущей пенсии, так как в Беларуси пенсия выплачивается по принципу солидарности поколений. То есть, каждый из работающих сегодня вносит средства не на свою пенсию, а содержит тех, кто уже является пенсионерами.

Правительство не пошло на перераспределение нагрузки, потому что это задело бы интересы работающих. «Это политический вопрос, а власти остерегаются социального напряжения», — отметил в комментарии для Naviny.by кандидат экономических наук Владимир Николаевский.

Что касается увеличения минимального периода, в течение которого необходимо выплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения, естественно, это несколько ослабит на него нагрузку.

Однако предлагаемые государством бонусы, которые увеличивают трудовой период гражданина и, соответственно, сокращают пенсионный, пока не пользуются популярностью.

Например, возможностью выбрать отложенную пенсию в Беларуси пока воспользовались немногие. Хотя такая опция позволяет за несколько лет ощутимо увеличить размер пенсий.

За первый год работы по достижении пенсионного возраста (без оформления пенсии) рост пенсий составит 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года размер повышения составит уже 14%, за три года — 24%, за четыре года — 36%, за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период.

Так или иначе, проблемы с выплатой пенсий в существующей демографической и экономической ситуации в Беларуси неизбежны, считает Владимир Николаевский. По его мнению, пенсионную реформу надо было начинать еще полтора десятка лет назад, «тогда это можно было сделать меньшей кровью».

«Сейчас резервов в пенсионной системе Беларуси нет, поэтому необходимо принимать ряд мер, в том числе непопулярных, для чего нужна политическая воля», — сказал экономист.

Работающим людям, у которых есть деньги, Владимир Николаевский рекомендует накапливать личные средства в дополнение к пенсии: «Весь мир делает так».

«Если человек заботится о своем будущем, лучше иметь какой-то счет для сбережения средств. Правда, с введением элементов накопительной системы возникают вопросы сохранения и управления деньгами. Этим должны заниматься профессионалы, в стране должны быть созданы соответствующие условия», — отметил экономист.

 

Источник: Белорусские новости

Read more...

Ермакова: Для деноминации не созрели условия

01-04-14-18По словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой уровень инфляции пока не позволяет провести в Беларуси деноминацию.

Об этом она заявила в эфире телеканала ОНТ.

"Деноминацию желательно проводить, когда инфляция будет обозначаться однозначным числом, а не двузначным. То есть еще не созрели условия", - сказала глава Нацбанка.

Она считает, если деноминацию провести сейчас, то через некоторое время этот процесс придется повторить. Проводить деноминацию целесообразно, когда уровень инфляции будет ниже 10%.

В 2013 году инфляция в Беларуси составила 16,5%. В 2014 году она прогнозируется на уровне 11%. Однако уже в январе-феврале 2014 года инфляция составила 3,6%. По прогнозам Всемирного банка в 2014 году она будет выше 16%.

Ранее президент сообщал, что новые беларусские деньги уже отпечатаны, но вводить их пока рано. Надо дождаться, чтобы "экономика начала работать, чтобы была определенная стабильность"

"Вы требуете новую красивую валюту, потому что миллионы носить в кошельках тяжело, - сказал президент. - Придет время - мы это сделаем".

 

Источник: ЕвроБеларусь

Read more...

Прокопович: Проблему кредитов надо решать быстрее, чем мы решаем сейчас

01-04-14-09Получите 100% бонус на первый депозит. Минимальный депозит всего 100$

Проблему доступности кредитов в белорусских рублях для малого и среднего бизнеса нужно решить как можно быстрее.

Об этом заявил заместитель премьер-министра Петр Прокопович на выездном семинаре-совещании по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Отвечая на вопрос о проблемах, которые мешают развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси, Петр Прокопович отметил, что главным препятствием сегодня является недоступность кредитов в белорусских рублях. "Сегодня это сверхдорогие, спекулятивные белорусские кредиты, они не позволяют малым предприятиям развиваться. Эту проблему надо решать более быстрыми темпами, чем решаем сейчас. Остальные вопросы текущие, решаются на местном уровне", - сказал он.

Петр Прокопович отметил, что первые шаги уже сделаны. Нацбанк разрешил кредитование малого и среднего бизнеса в иностранной валюте. "Следующий шаг - сделать так, чтобы кредиты в белорусских рублях также были доступны. Нужно, чтобы стоимость кредита была рыночной, увязана с уровнем инфляции. Если инфляция составляет 15-16%, то ставки по кредитам не должны превышать 20%. Сегодня они в два раза выше. Это искусственное превышение", - сказал Петр Прокопович.

Он отметил также, что в сфере развития малого и среднего бизнеса в первую очередь нужно ориентироваться на привлечение белорусского капитала. "В Беларуси уже сложился целый класс солидных бизнесменов. Мы должны помочь им создавать больше новых предприятий и производств и тем самым создавать новую белорусскую экономику", - считает вице-премьер. Одновременно привлечение иностранного капитала также остается в числе приоритетов, но именно малый и средний бизнес привлекает иностранный капитал более эффективно, отметил Петр Прокопович. "У малых и средних предприятий более развиты деловые связи с зарубежными партнерами. Они реализует совместно с иностранными компаниями проекты, им нужны не такие большие суммы инвестиций, как крупным предприятиям. Однако в сумме количество инвестиций малых и средних предприятий даст больше, чем крупные предприятия", - отметил он.

Петр Прокопович коснулся также вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей. "Глава государства поручил, чтобы оптовые рынки были созданы в каждом регионе. Это будет множество оптовых организаций, которые должны будут обеспечить потребности и населения, и предпринимателей. Для этого они должны обеспечить оптовые поставки и белорусских товаров, и тех импортных товаров, которых недостаточно в республике. Таким образом, мы сможем привозить товары, скажем, напрямую из Китая или Бангладеш, минуя российских или литовских посредников. Это удовлетворит потребности торговли и предпринимателей и значительно удешевит товары", - отметил Петр Прокопович.

 

Источник: Белорусский партизан


 

Read more...

Нацбанк не видит необходимости девальвировать рубль

04-03-14-36Текущая денежно-кредитная политика Нацбанка БР подразумевает отказ от всяких обещаний относительно динамики курса валют. Об этом заявил на IV международном форуме «Рынок капитала-2014» заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц. Он отказался называть какие-либо цифры, хотя признал, что прогноз, заложенный в бюджете, уже скорректирован.

«Несомненно, у нас прогнозы есть, и эти прогнозы озвучивались при подготовке бюджета, поскольку туда закладывается курс доллара США, все текущие прогнозы, которые есть сегодня с учетом изменяющейся ситуации в мире, они незначительно отличаются от тех, которые заложены в бюджете», – сказал Калечиц.

Неверным оказался и прогноз на 2014 по ставке рефинансирования. Нацбанк будет стремиться выполнить заложенный в бюджет параметр, однако будет учитывать реальную ситуацию в экономике страны и государств-партнеров. «Надо понимать, что процентная ставка – это инструмент, а не самоцель», – заявил Калечиц.

"Та политика, которая проводится на сегодняшний день, полностью соответствует нашим фундаментальным факторам, обеспечивает сохранение конкурентоспособности с точки зрения всей экономики, учитывая интересы и экспортеров, и импортеров, а также интересы заемщиков, поскольку у нас значительный объем кредитов экономике выдан в инвалюте и какие-то серьезные колебания курса крайне негативно скажутся на таких заемщиках, - сообщил зампредседателя правления Национального банка. - Поэтому с точки зрения инструментов у нас на сегодняшний день есть все возможности продолжать такую политику, и какой-то необходимости ее менять мы не видим".

 

Источник: ex-Press.by


Read more...

Закупочные цены на сельхозпродукцию вырастут на 10%

04-03-14-33Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственного заказа, в Беларуси в 2014 году вырастут примерно на 10%, сообщила сегодня заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич на пресс-конференции, посвященной подведению предварительных итогов работы межведомственной комиссии по реформированию агропромышленного комплекса.

Межведомственная рабочая группа подготовила пакет проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию деятельности АПК Беларуси. Один из них предполагает изменение подходов ценообразования на продукцию сельского хозяйства. В частности, рассматривается возможность перехода на свободное ценообразование, обеспечивающее повышение доходности субъектов агропромышленного комплекса.

Людмила Нижевич обратила внимание, что закупочные цены регулируются государством только в отношении продукции, поставляемой в счет государственного заказа. "Госзаказ сформирован только на продукцию растениеводства, поэтому мы уже подошли к тому, что цены на продукцию животноводства у нас свободные, - сказала замминистра. - Но, понимая, что есть еще определенные ограничения по отпускным ценам, которые формируются на перерабатывающих предприятиях, в один момент повысить эти цены, конечно, невозможно".

В этой связи Министерство экономики разработало план повышения отпускных и закупочных цен в рамках согласованной агропромышленной политики и в целом кодификации международных соглашений, которые заключены в Таможенном союзе. "Согласно этому плану предполагается, что к концу 2014 - с января 2015 года мы перейдем на свободные отпускные цены", - отметила Людмила Нижевич.

Закупочные цены на продукцию, поставляемую в счет госзаказа (пока речь идет о ржи и сахарной свекле), в этом году предлагается повысить примерно на 10%. Такое повышение, по словам замминистра, будет произведено не в ущерб розничным ценам.

Параллельно с переходом на свободное ценообразование предусматривается определенная защита населения. В стране разработан механизм внутренней государственной помощи. Ежегодно в бюджете закладываются средства на оказание адресной поддержки социально незащищенным слоям населения.

"Наряду с разрабатываемыми документами в целях приведения нашего законодательства в отношении государственной поддержки села в соответствие с соглашениями по сельскому хозяйству ВТО, соглашениями по господдержке в ТС, разрабатываются положения, которые эти вопросы будут регулировать. Поэтому серьезного скачка не предполагается", - подытожила Людмила Нижевич.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Чиновники мастерски научились «пилить» кредиты и получать финансовые и прочие личные выгоды

04-03-14-19В 2013 году белорусские распорядители чужого (органы госуправления) заплатили только процентов по внешнему долгу $478 млн. Все заемщики Беларуси в прошлом году заплатили процентов по внешнему долгу $1,3 млрд.

Такие данные привел известный белорусский экономист, руководитель Центра Мизеса Ярослав Романчук.

Корреспондент сайта "Товарищ.online" поинтересовался у эксперта почему от общества прячут эти шокирующие цифры? Также Ярослав Романчук рассказал, почему Беларусь много платит по кредитам, надо ли сажать в тюрьму нерадивых управленцев, чем чиновники прикрывают свои личные интересы.

- Я бы не сказал, что эту информацию прячут. Просто госСМИ об этом скромно умалчивают, не считая, очевидно, это проблемой. Нацбанк регулярно публикует эту информацию, но она тонет в потоках цифр, докладов и отчетов. Официоз оправдывает долги страны тем, что, мол, все это делают, что у США, Греции, Японии и Британии долги еще больше.

- Но разве можно сравнивать?

- Такого рода оправдания только отвлекают людей от сути проблемы. Сравнивать экономический, финансовый потенциал развитых стран с Беларусью можно в пропагандистском пылу, но не в серьезном разговоре. Есть еще одна причина того, почему такая информация не возмущает население и не увеличивает давление на власть с целью поменять экономический курс. Около половины населения считают Беларусь демократией. Это мировоззренческое варварство! Так вот в отношении знаний по экономике и финансам у нас еще хуже. Почти 2/3 белорусов выступают за рыночную экономику, и больше половины считают допустимым государственное регулирование цен. Это как быть твердым сторонником вегетарианства, но позволять себя мясо по выходным, праздникам и когда плохое настроение.

- Ну, так надо заниматься просвещением. Сами же говорите, что власти не выгодно рассказывать всю правду о состоянии дел.

- Небольшая группа экономистов пытается донести такие и подобные им факты до людей, но даже независимые СМИ, особенно зацикленные на политику, то ли непрофессиональны, то ли ленивы, то ли считают, что общественное мнение можно расположить к переменам многолетним повторением лозунгов "Лукашенко – в отставку!" в разных версиях.

- И как медиа, с Вашей точки зрения, должны действовать?

- На такого рода фактах можно делать полноценные медийные и гражданские кампании. Вот Нацбанк реализует кампанию по повышению финансовой грамотности. Общественные и политические активисты могли бы провести целую серию мероприятий, а независимые СМИ – скоординированную акцию по донесению информации о том, кто и как использует кредиты, какое качество их использования, что мы теряем из-за того, что более $1,3 млрд. тратим только на проценты и т.д.

- Так, расскажите, в чем дело, и почему на это надо обращать внимание.

- Простой, усредненный расчет. Валовый внешний долг всех секторов экономики на 1 января 2014-го составил $39124 млн. Грубо говоря, нам эти деньги дали в кредит, в среднем, по 6% годовых. То есть ежегодно нужно тратить на процентные платежи $2,35 млрд. Если бы Беларусь была полностью интегрирована в мировую финансовую систему, если бы у нас была открытая конкуренция на рынке банковских услуг, а кредитный рейтинг страны был бы AAA, то деньги стоили бы нам, скажем, 3% годовых. Отсюда вытекает вопрос: почему мы переплачиваем за кредиты почти $1,2 млрд. в год? Такова только часть цены нежелания белорусских властей идти за цивилизованным миром.

- Надо полагать, что проценты по кредитам – это не единственное, за что мы переплачиваем?

- Естественно. Если людям рассказать и доступно показать, сколько мы переплачиваем за продукты питания, потребительские товары, то глаза даже у убежденных сторонников Александра Лукашенко наверняка бы округлились и налились кровью. Глава государства это очень хорошо понимает, поэтому ему гораздо выгодней поддерживать политическую оппозицию, которая все свои ресурсы и активность тратит на яростные "ШОС" и "Долой Луку!", чем на экономическое просвещение.

- Ну, Вы и загнули.

- Такие организации, лидеры и СМИ являются бессознательными (иногда даже сознательными) партнерами белорусского президента.

- В последнее время белорусское информационное пространство «взрывают» новости о громких арестах – силовики взялись за директорский корпус ("Борисовдрев", "МАЗ-Рус", "Станкостроительный завод им.С.М.Кирова", "Лакокраска", "Торговый дом "ЛидаЛК", "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов"). Это истинные вредители?

- Ущерб Беларуси от действий распорядителей и потребителей чужого (властные политики, чиновники и участники государственных программ) не идет ни в какое сравнение с мелочевкой типа директора "Борисовдрева" и даже "Белнефтехима". Самая главная ошибка, если не сказать преступление носит стратегический характер.

 

Автор: Федор Костров

Источник: Товарищ онлайн


 

Read more...

Приватизация как путь в преисподнюю?!.

18-02-14-24Западные эксперты считают наши государственные предприятия непривлекательными для инвестиций. Последние попытки прикупить принадлежащую нашему государству промышленную собственность чаще всего предпринимают российские концерны, которым наши «производственные мощности» из прошлого тысячелетия нужны для покрытия географии бизнеса, получения контроля над смежниками или в целях государственной безопасности.

Но посмотрим на опыт приватизации у наших западных соседей, где и качество продукции было повыше, и приватизация началась больше двадцати лет назад. Так ли все радужно? Например, в Польше реформа Бальцеровича по большей части не справилась с крупными государственными монстрами. Так, бывший город текстильщиков с 700-летними ткацкими традициями Лодзь по уши погряз в безработице. Многие жители уехали, оставшиеся ездят на работу в Варшаву. Символично и банкротство Гданьской судоверфи, с которой простой электрик с четырьмя детьми Лех Валенса начинал свое восхождение на вершину власти. На Варшавской бирже сегодня котируются частные бизнесы, построенные, по большей части, с нуля.

В Латвии обанкротились два крупнейших промышленных предприятия, продукцией которых пользовался каждый советский человек – RAF и VEF. В СССР любой микроавтобус назывался «рафиком», а радиоприемники «Спидола» считались стандартом. По иронии судьбы последним для RAF стал автомобиль для перевозки покойных для московской службы «скорой помощи» в 90-х. Сегодня полуразрушенные цеха обоих заводов, на которых работали десятки тысяч рижан, используются в качестве торговых площадей и для сдачи в аренду, а граждане Латвии разъехались по Европе в поисках работы.

Правда состоит в том, что эти монстры десятилетиями выпускали неконкурентоспособную продукцию, часто распространявшуюся по разнарядке между странами победившего социализма, но условия свободного рынка их задушили. Поэтому в наших условиях представляется мудрым сохранить для них относительно тепличные условия и прежние рынки сбыта, прежде всего – пока еще доступный российский, чтобы они смогли дожить привычным для себя образом, до конца вырабатывая свой ресурс. Их невозможно переделать и лучше оставить в покое.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – модернизация и приватизация белорусских предприятий.

Источник: Дело

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family