wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Ермакова: Для деноминации не созрели условия

01-04-14-18По словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой уровень инфляции пока не позволяет провести в Беларуси деноминацию.

Об этом она заявила в эфире телеканала ОНТ.

"Деноминацию желательно проводить, когда инфляция будет обозначаться однозначным числом, а не двузначным. То есть еще не созрели условия", - сказала глава Нацбанка.

Она считает, если деноминацию провести сейчас, то через некоторое время этот процесс придется повторить. Проводить деноминацию целесообразно, когда уровень инфляции будет ниже 10%.

В 2013 году инфляция в Беларуси составила 16,5%. В 2014 году она прогнозируется на уровне 11%. Однако уже в январе-феврале 2014 года инфляция составила 3,6%. По прогнозам Всемирного банка в 2014 году она будет выше 16%.

Ранее президент сообщал, что новые беларусские деньги уже отпечатаны, но вводить их пока рано. Надо дождаться, чтобы "экономика начала работать, чтобы была определенная стабильность"

"Вы требуете новую красивую валюту, потому что миллионы носить в кошельках тяжело, - сказал президент. - Придет время - мы это сделаем".

 

Источник: ЕвроБеларусь

Read more...

Прокопович: Проблему кредитов надо решать быстрее, чем мы решаем сейчас

01-04-14-09Получите 100% бонус на первый депозит. Минимальный депозит всего 100$

Проблему доступности кредитов в белорусских рублях для малого и среднего бизнеса нужно решить как можно быстрее.

Об этом заявил заместитель премьер-министра Петр Прокопович на выездном семинаре-совещании по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Отвечая на вопрос о проблемах, которые мешают развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси, Петр Прокопович отметил, что главным препятствием сегодня является недоступность кредитов в белорусских рублях. "Сегодня это сверхдорогие, спекулятивные белорусские кредиты, они не позволяют малым предприятиям развиваться. Эту проблему надо решать более быстрыми темпами, чем решаем сейчас. Остальные вопросы текущие, решаются на местном уровне", - сказал он.

Петр Прокопович отметил, что первые шаги уже сделаны. Нацбанк разрешил кредитование малого и среднего бизнеса в иностранной валюте. "Следующий шаг - сделать так, чтобы кредиты в белорусских рублях также были доступны. Нужно, чтобы стоимость кредита была рыночной, увязана с уровнем инфляции. Если инфляция составляет 15-16%, то ставки по кредитам не должны превышать 20%. Сегодня они в два раза выше. Это искусственное превышение", - сказал Петр Прокопович.

Он отметил также, что в сфере развития малого и среднего бизнеса в первую очередь нужно ориентироваться на привлечение белорусского капитала. "В Беларуси уже сложился целый класс солидных бизнесменов. Мы должны помочь им создавать больше новых предприятий и производств и тем самым создавать новую белорусскую экономику", - считает вице-премьер. Одновременно привлечение иностранного капитала также остается в числе приоритетов, но именно малый и средний бизнес привлекает иностранный капитал более эффективно, отметил Петр Прокопович. "У малых и средних предприятий более развиты деловые связи с зарубежными партнерами. Они реализует совместно с иностранными компаниями проекты, им нужны не такие большие суммы инвестиций, как крупным предприятиям. Однако в сумме количество инвестиций малых и средних предприятий даст больше, чем крупные предприятия", - отметил он.

Петр Прокопович коснулся также вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей. "Глава государства поручил, чтобы оптовые рынки были созданы в каждом регионе. Это будет множество оптовых организаций, которые должны будут обеспечить потребности и населения, и предпринимателей. Для этого они должны обеспечить оптовые поставки и белорусских товаров, и тех импортных товаров, которых недостаточно в республике. Таким образом, мы сможем привозить товары, скажем, напрямую из Китая или Бангладеш, минуя российских или литовских посредников. Это удовлетворит потребности торговли и предпринимателей и значительно удешевит товары", - отметил Петр Прокопович.

 

Источник: Белорусский партизан


 

Read more...

Нацбанк не видит необходимости девальвировать рубль

04-03-14-36Текущая денежно-кредитная политика Нацбанка БР подразумевает отказ от всяких обещаний относительно динамики курса валют. Об этом заявил на IV международном форуме «Рынок капитала-2014» заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц. Он отказался называть какие-либо цифры, хотя признал, что прогноз, заложенный в бюджете, уже скорректирован.

«Несомненно, у нас прогнозы есть, и эти прогнозы озвучивались при подготовке бюджета, поскольку туда закладывается курс доллара США, все текущие прогнозы, которые есть сегодня с учетом изменяющейся ситуации в мире, они незначительно отличаются от тех, которые заложены в бюджете», – сказал Калечиц.

Неверным оказался и прогноз на 2014 по ставке рефинансирования. Нацбанк будет стремиться выполнить заложенный в бюджет параметр, однако будет учитывать реальную ситуацию в экономике страны и государств-партнеров. «Надо понимать, что процентная ставка – это инструмент, а не самоцель», – заявил Калечиц.

"Та политика, которая проводится на сегодняшний день, полностью соответствует нашим фундаментальным факторам, обеспечивает сохранение конкурентоспособности с точки зрения всей экономики, учитывая интересы и экспортеров, и импортеров, а также интересы заемщиков, поскольку у нас значительный объем кредитов экономике выдан в инвалюте и какие-то серьезные колебания курса крайне негативно скажутся на таких заемщиках, - сообщил зампредседателя правления Национального банка. - Поэтому с точки зрения инструментов у нас на сегодняшний день есть все возможности продолжать такую политику, и какой-то необходимости ее менять мы не видим".

 

Источник: ex-Press.by


Read more...

Закупочные цены на сельхозпродукцию вырастут на 10%

04-03-14-33Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственного заказа, в Беларуси в 2014 году вырастут примерно на 10%, сообщила сегодня заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич на пресс-конференции, посвященной подведению предварительных итогов работы межведомственной комиссии по реформированию агропромышленного комплекса.

Межведомственная рабочая группа подготовила пакет проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию деятельности АПК Беларуси. Один из них предполагает изменение подходов ценообразования на продукцию сельского хозяйства. В частности, рассматривается возможность перехода на свободное ценообразование, обеспечивающее повышение доходности субъектов агропромышленного комплекса.

Людмила Нижевич обратила внимание, что закупочные цены регулируются государством только в отношении продукции, поставляемой в счет государственного заказа. "Госзаказ сформирован только на продукцию растениеводства, поэтому мы уже подошли к тому, что цены на продукцию животноводства у нас свободные, - сказала замминистра. - Но, понимая, что есть еще определенные ограничения по отпускным ценам, которые формируются на перерабатывающих предприятиях, в один момент повысить эти цены, конечно, невозможно".

В этой связи Министерство экономики разработало план повышения отпускных и закупочных цен в рамках согласованной агропромышленной политики и в целом кодификации международных соглашений, которые заключены в Таможенном союзе. "Согласно этому плану предполагается, что к концу 2014 - с января 2015 года мы перейдем на свободные отпускные цены", - отметила Людмила Нижевич.

Закупочные цены на продукцию, поставляемую в счет госзаказа (пока речь идет о ржи и сахарной свекле), в этом году предлагается повысить примерно на 10%. Такое повышение, по словам замминистра, будет произведено не в ущерб розничным ценам.

Параллельно с переходом на свободное ценообразование предусматривается определенная защита населения. В стране разработан механизм внутренней государственной помощи. Ежегодно в бюджете закладываются средства на оказание адресной поддержки социально незащищенным слоям населения.

"Наряду с разрабатываемыми документами в целях приведения нашего законодательства в отношении государственной поддержки села в соответствие с соглашениями по сельскому хозяйству ВТО, соглашениями по господдержке в ТС, разрабатываются положения, которые эти вопросы будут регулировать. Поэтому серьезного скачка не предполагается", - подытожила Людмила Нижевич.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Чиновники мастерски научились «пилить» кредиты и получать финансовые и прочие личные выгоды

04-03-14-19В 2013 году белорусские распорядители чужого (органы госуправления) заплатили только процентов по внешнему долгу $478 млн. Все заемщики Беларуси в прошлом году заплатили процентов по внешнему долгу $1,3 млрд.

Такие данные привел известный белорусский экономист, руководитель Центра Мизеса Ярослав Романчук.

Корреспондент сайта "Товарищ.online" поинтересовался у эксперта почему от общества прячут эти шокирующие цифры? Также Ярослав Романчук рассказал, почему Беларусь много платит по кредитам, надо ли сажать в тюрьму нерадивых управленцев, чем чиновники прикрывают свои личные интересы.

- Я бы не сказал, что эту информацию прячут. Просто госСМИ об этом скромно умалчивают, не считая, очевидно, это проблемой. Нацбанк регулярно публикует эту информацию, но она тонет в потоках цифр, докладов и отчетов. Официоз оправдывает долги страны тем, что, мол, все это делают, что у США, Греции, Японии и Британии долги еще больше.

- Но разве можно сравнивать?

- Такого рода оправдания только отвлекают людей от сути проблемы. Сравнивать экономический, финансовый потенциал развитых стран с Беларусью можно в пропагандистском пылу, но не в серьезном разговоре. Есть еще одна причина того, почему такая информация не возмущает население и не увеличивает давление на власть с целью поменять экономический курс. Около половины населения считают Беларусь демократией. Это мировоззренческое варварство! Так вот в отношении знаний по экономике и финансам у нас еще хуже. Почти 2/3 белорусов выступают за рыночную экономику, и больше половины считают допустимым государственное регулирование цен. Это как быть твердым сторонником вегетарианства, но позволять себя мясо по выходным, праздникам и когда плохое настроение.

- Ну, так надо заниматься просвещением. Сами же говорите, что власти не выгодно рассказывать всю правду о состоянии дел.

- Небольшая группа экономистов пытается донести такие и подобные им факты до людей, но даже независимые СМИ, особенно зацикленные на политику, то ли непрофессиональны, то ли ленивы, то ли считают, что общественное мнение можно расположить к переменам многолетним повторением лозунгов "Лукашенко – в отставку!" в разных версиях.

- И как медиа, с Вашей точки зрения, должны действовать?

- На такого рода фактах можно делать полноценные медийные и гражданские кампании. Вот Нацбанк реализует кампанию по повышению финансовой грамотности. Общественные и политические активисты могли бы провести целую серию мероприятий, а независимые СМИ – скоординированную акцию по донесению информации о том, кто и как использует кредиты, какое качество их использования, что мы теряем из-за того, что более $1,3 млрд. тратим только на проценты и т.д.

- Так, расскажите, в чем дело, и почему на это надо обращать внимание.

- Простой, усредненный расчет. Валовый внешний долг всех секторов экономики на 1 января 2014-го составил $39124 млн. Грубо говоря, нам эти деньги дали в кредит, в среднем, по 6% годовых. То есть ежегодно нужно тратить на процентные платежи $2,35 млрд. Если бы Беларусь была полностью интегрирована в мировую финансовую систему, если бы у нас была открытая конкуренция на рынке банковских услуг, а кредитный рейтинг страны был бы AAA, то деньги стоили бы нам, скажем, 3% годовых. Отсюда вытекает вопрос: почему мы переплачиваем за кредиты почти $1,2 млрд. в год? Такова только часть цены нежелания белорусских властей идти за цивилизованным миром.

- Надо полагать, что проценты по кредитам – это не единственное, за что мы переплачиваем?

- Естественно. Если людям рассказать и доступно показать, сколько мы переплачиваем за продукты питания, потребительские товары, то глаза даже у убежденных сторонников Александра Лукашенко наверняка бы округлились и налились кровью. Глава государства это очень хорошо понимает, поэтому ему гораздо выгодней поддерживать политическую оппозицию, которая все свои ресурсы и активность тратит на яростные "ШОС" и "Долой Луку!", чем на экономическое просвещение.

- Ну, Вы и загнули.

- Такие организации, лидеры и СМИ являются бессознательными (иногда даже сознательными) партнерами белорусского президента.

- В последнее время белорусское информационное пространство «взрывают» новости о громких арестах – силовики взялись за директорский корпус ("Борисовдрев", "МАЗ-Рус", "Станкостроительный завод им.С.М.Кирова", "Лакокраска", "Торговый дом "ЛидаЛК", "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов"). Это истинные вредители?

- Ущерб Беларуси от действий распорядителей и потребителей чужого (властные политики, чиновники и участники государственных программ) не идет ни в какое сравнение с мелочевкой типа директора "Борисовдрева" и даже "Белнефтехима". Самая главная ошибка, если не сказать преступление носит стратегический характер.

 

Автор: Федор Костров

Источник: Товарищ онлайн


 

Read more...

Приватизация как путь в преисподнюю?!.

18-02-14-24Западные эксперты считают наши государственные предприятия непривлекательными для инвестиций. Последние попытки прикупить принадлежащую нашему государству промышленную собственность чаще всего предпринимают российские концерны, которым наши «производственные мощности» из прошлого тысячелетия нужны для покрытия географии бизнеса, получения контроля над смежниками или в целях государственной безопасности.

Но посмотрим на опыт приватизации у наших западных соседей, где и качество продукции было повыше, и приватизация началась больше двадцати лет назад. Так ли все радужно? Например, в Польше реформа Бальцеровича по большей части не справилась с крупными государственными монстрами. Так, бывший город текстильщиков с 700-летними ткацкими традициями Лодзь по уши погряз в безработице. Многие жители уехали, оставшиеся ездят на работу в Варшаву. Символично и банкротство Гданьской судоверфи, с которой простой электрик с четырьмя детьми Лех Валенса начинал свое восхождение на вершину власти. На Варшавской бирже сегодня котируются частные бизнесы, построенные, по большей части, с нуля.

В Латвии обанкротились два крупнейших промышленных предприятия, продукцией которых пользовался каждый советский человек – RAF и VEF. В СССР любой микроавтобус назывался «рафиком», а радиоприемники «Спидола» считались стандартом. По иронии судьбы последним для RAF стал автомобиль для перевозки покойных для московской службы «скорой помощи» в 90-х. Сегодня полуразрушенные цеха обоих заводов, на которых работали десятки тысяч рижан, используются в качестве торговых площадей и для сдачи в аренду, а граждане Латвии разъехались по Европе в поисках работы.

Правда состоит в том, что эти монстры десятилетиями выпускали неконкурентоспособную продукцию, часто распространявшуюся по разнарядке между странами победившего социализма, но условия свободного рынка их задушили. Поэтому в наших условиях представляется мудрым сохранить для них относительно тепличные условия и прежние рынки сбыта, прежде всего – пока еще доступный российский, чтобы они смогли дожить привычным для себя образом, до конца вырабатывая свой ресурс. Их невозможно переделать и лучше оставить в покое.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – модернизация и приватизация белорусских предприятий.

Источник: Дело

Read more...

Какие результаты приносит спущенная сверху модернизация

18-02-14-20Комплексную модернизацию белорусское правительство в 2014 году объявило приоритетом своей политики. За счет нее оно рассчитывало решить самую насущную для отечественной экономики задачу – повысить конкурентоспособность, и таким образом попытаться сбалансировать внешнюю торговлю. Комплексная модернизация потребовала, естественно, больших денег. А где их взять, если в стране практически заморожена приватизация и нет прямых иностранных инвестиций?

После анализа финансовых «аппетитов» отечественных предприятий, оказалось, что в их модернизацию и инновационное развитие в 2013 году нужно вложить Br134 трлн. ($15,6 млрд.). В «закромах» родины большая часть нужной суммы вроде бы нашлась – не хватило лишь Br60 трлн. ($7 млрд.). Поэтому правительство рекомендовало активнее задействовать внутренние резервы – выпуск гособлигационных займов, народное инвестирование в акции знаковых отечественных предприятий и др.

Более того, по Указу Президента №18 от 11 января 2013-го все госпредприятия и предприятия с госдолей обязали перечислять в бюджет на модернизацию предприятий 20% своей прибыли. Планкой в 5% ограничили лишь сельхозпредприятия, основным видом деятельности которых являются растениеводство, животноводство и рыбоводство.

В начале минувшего года модернизационная кампания в Беларуси стала шириться и входить в моду: едва ли не от каждого предприятия чиновники потребовали соответствующие планы. Но уже на финише года стало ясно, что спущенная сверху модернизация не хочет подчиняться приказам. Безрадостные итоги этой кампании подвел в конце декабря вице–премьер Беларуси Петр Прокопович на совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания.

Он сообщил, что необходимая программа принята на 2 820 предприятиях с государственной долей собственности (в том числе на 701 предприятии госдоля составляет 50% и выше). При этом успешной П. Прокопович назвал реализацию проектов лишь на 40% предприятий, где «не только выполняют, но и перевыполняют разработанные программы модернизации», остальные же отстают с модернизацией или вовсе к ней не приступили.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – модернизация и приватизация белорусских предприятий.

Источник: Дело

 

Read more...

Законопроект о государственно-частном партнерстве должен создать правовую платформу для совместных инфраструктурных проектов

18-02-14-17В развитых рыночных экономиках модель государственно-частного партнерства (ГЧП) успешно работает, а в Беларуси до недавнего времени такое сотрудничество властей с «частником» всего лишь декларировалось. Теперь же появилась вероятность того, что в 2014-м году наша страна станет первой в СНГ, где на законодательном уровне будут урегулированы вопросы государственно-частного партнерства: в конце декабря прошлого года проект закона о ГЧП был внесен в Совет Министров Беларуси.

Впервые идея ГЧП была заявлена 3 года назад в Директиве № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Но многие стоящие идеи этого документа остались на бумаге. Так было и с внедрением механизмов ГЧП, хотя, как заверяли чиновники, дорожной картой по либерализации белорусской экономики, которой служит та же Директива №4, определена задача сформировать правовую базу, стимулирующую развитие ГЧП.  

Неоднократно о ГЧП высказывался и А. Лукашенко. Так, в 2011-м, в Послании белорусскому народу и Парламенту, он отметил, что ГЧП «призвано обеспечить новый формат отношений власти и бизнеса, в основе которых должны лежать соглашения о совместной реализации проектов, имеющих социальное значение».

И вот наконец диалог между властью и частными компаниями становится реальным, по крайней мере, на законодательном уровне. Вероятно, в 2014-м будет принят закон «О государственно-частном партнерстве», проект которого Совмин одобрил еще в июне прошлого года. Также планируется, что в структуре Министерства экономики Беларуси будет создан Национальный центр государственно-частного партнерства, который призван обеспечить законодательную поддержку процесса становления ГЧП в стране. 

Ведь появление закона – это полдела, куда сложнее запустить его использование «по назначению». Поэтому для ускорения процесса внедрения новых механизмов Министерство экономики инициировало проект международной технической помощи. Проект был поддержан и одобрен Европейским союзом и ПРООН. Поддержка оказалась весьма ощутимой: $ 1 млн. из средств международной технической помощи ЕЭК и $ 82 тыс. от ПРООН.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – модернизация и приватизация белорусских предприятий.

 

Источник: Дело

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family