wrapper

Новости - слайдер на главной

Макроэкономическая политика

Закупочные цены на сельхозпродукцию вырастут на 10%

04-03-14-33Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую в счет государственного заказа, в Беларуси в 2014 году вырастут примерно на 10%, сообщила сегодня заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич на пресс-конференции, посвященной подведению предварительных итогов работы межведомственной комиссии по реформированию агропромышленного комплекса.

Межведомственная рабочая группа подготовила пакет проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию деятельности АПК Беларуси. Один из них предполагает изменение подходов ценообразования на продукцию сельского хозяйства. В частности, рассматривается возможность перехода на свободное ценообразование, обеспечивающее повышение доходности субъектов агропромышленного комплекса.

Людмила Нижевич обратила внимание, что закупочные цены регулируются государством только в отношении продукции, поставляемой в счет государственного заказа. "Госзаказ сформирован только на продукцию растениеводства, поэтому мы уже подошли к тому, что цены на продукцию животноводства у нас свободные, - сказала замминистра. - Но, понимая, что есть еще определенные ограничения по отпускным ценам, которые формируются на перерабатывающих предприятиях, в один момент повысить эти цены, конечно, невозможно".

В этой связи Министерство экономики разработало план повышения отпускных и закупочных цен в рамках согласованной агропромышленной политики и в целом кодификации международных соглашений, которые заключены в Таможенном союзе. "Согласно этому плану предполагается, что к концу 2014 - с января 2015 года мы перейдем на свободные отпускные цены", - отметила Людмила Нижевич.

Закупочные цены на продукцию, поставляемую в счет госзаказа (пока речь идет о ржи и сахарной свекле), в этом году предлагается повысить примерно на 10%. Такое повышение, по словам замминистра, будет произведено не в ущерб розничным ценам.

Параллельно с переходом на свободное ценообразование предусматривается определенная защита населения. В стране разработан механизм внутренней государственной помощи. Ежегодно в бюджете закладываются средства на оказание адресной поддержки социально незащищенным слоям населения.

"Наряду с разрабатываемыми документами в целях приведения нашего законодательства в отношении государственной поддержки села в соответствие с соглашениями по сельскому хозяйству ВТО, соглашениями по господдержке в ТС, разрабатываются положения, которые эти вопросы будут регулировать. Поэтому серьезного скачка не предполагается", - подытожила Людмила Нижевич.

 

Источник: БЕЛТА


 

Read more...

Чиновники мастерски научились «пилить» кредиты и получать финансовые и прочие личные выгоды

04-03-14-19В 2013 году белорусские распорядители чужого (органы госуправления) заплатили только процентов по внешнему долгу $478 млн. Все заемщики Беларуси в прошлом году заплатили процентов по внешнему долгу $1,3 млрд.

Такие данные привел известный белорусский экономист, руководитель Центра Мизеса Ярослав Романчук.

Корреспондент сайта "Товарищ.online" поинтересовался у эксперта почему от общества прячут эти шокирующие цифры? Также Ярослав Романчук рассказал, почему Беларусь много платит по кредитам, надо ли сажать в тюрьму нерадивых управленцев, чем чиновники прикрывают свои личные интересы.

- Я бы не сказал, что эту информацию прячут. Просто госСМИ об этом скромно умалчивают, не считая, очевидно, это проблемой. Нацбанк регулярно публикует эту информацию, но она тонет в потоках цифр, докладов и отчетов. Официоз оправдывает долги страны тем, что, мол, все это делают, что у США, Греции, Японии и Британии долги еще больше.

- Но разве можно сравнивать?

- Такого рода оправдания только отвлекают людей от сути проблемы. Сравнивать экономический, финансовый потенциал развитых стран с Беларусью можно в пропагандистском пылу, но не в серьезном разговоре. Есть еще одна причина того, почему такая информация не возмущает население и не увеличивает давление на власть с целью поменять экономический курс. Около половины населения считают Беларусь демократией. Это мировоззренческое варварство! Так вот в отношении знаний по экономике и финансам у нас еще хуже. Почти 2/3 белорусов выступают за рыночную экономику, и больше половины считают допустимым государственное регулирование цен. Это как быть твердым сторонником вегетарианства, но позволять себя мясо по выходным, праздникам и когда плохое настроение.

- Ну, так надо заниматься просвещением. Сами же говорите, что власти не выгодно рассказывать всю правду о состоянии дел.

- Небольшая группа экономистов пытается донести такие и подобные им факты до людей, но даже независимые СМИ, особенно зацикленные на политику, то ли непрофессиональны, то ли ленивы, то ли считают, что общественное мнение можно расположить к переменам многолетним повторением лозунгов "Лукашенко – в отставку!" в разных версиях.

- И как медиа, с Вашей точки зрения, должны действовать?

- На такого рода фактах можно делать полноценные медийные и гражданские кампании. Вот Нацбанк реализует кампанию по повышению финансовой грамотности. Общественные и политические активисты могли бы провести целую серию мероприятий, а независимые СМИ – скоординированную акцию по донесению информации о том, кто и как использует кредиты, какое качество их использования, что мы теряем из-за того, что более $1,3 млрд. тратим только на проценты и т.д.

- Так, расскажите, в чем дело, и почему на это надо обращать внимание.

- Простой, усредненный расчет. Валовый внешний долг всех секторов экономики на 1 января 2014-го составил $39124 млн. Грубо говоря, нам эти деньги дали в кредит, в среднем, по 6% годовых. То есть ежегодно нужно тратить на процентные платежи $2,35 млрд. Если бы Беларусь была полностью интегрирована в мировую финансовую систему, если бы у нас была открытая конкуренция на рынке банковских услуг, а кредитный рейтинг страны был бы AAA, то деньги стоили бы нам, скажем, 3% годовых. Отсюда вытекает вопрос: почему мы переплачиваем за кредиты почти $1,2 млрд. в год? Такова только часть цены нежелания белорусских властей идти за цивилизованным миром.

- Надо полагать, что проценты по кредитам – это не единственное, за что мы переплачиваем?

- Естественно. Если людям рассказать и доступно показать, сколько мы переплачиваем за продукты питания, потребительские товары, то глаза даже у убежденных сторонников Александра Лукашенко наверняка бы округлились и налились кровью. Глава государства это очень хорошо понимает, поэтому ему гораздо выгодней поддерживать политическую оппозицию, которая все свои ресурсы и активность тратит на яростные "ШОС" и "Долой Луку!", чем на экономическое просвещение.

- Ну, Вы и загнули.

- Такие организации, лидеры и СМИ являются бессознательными (иногда даже сознательными) партнерами белорусского президента.

- В последнее время белорусское информационное пространство «взрывают» новости о громких арестах – силовики взялись за директорский корпус ("Борисовдрев", "МАЗ-Рус", "Станкостроительный завод им.С.М.Кирова", "Лакокраска", "Торговый дом "ЛидаЛК", "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов"). Это истинные вредители?

- Ущерб Беларуси от действий распорядителей и потребителей чужого (властные политики, чиновники и участники государственных программ) не идет ни в какое сравнение с мелочевкой типа директора "Борисовдрева" и даже "Белнефтехима". Самая главная ошибка, если не сказать преступление носит стратегический характер.

 

Автор: Федор Костров

Источник: Товарищ онлайн


 

Read more...

Приватизация как путь в преисподнюю?!.

18-02-14-24Западные эксперты считают наши государственные предприятия непривлекательными для инвестиций. Последние попытки прикупить принадлежащую нашему государству промышленную собственность чаще всего предпринимают российские концерны, которым наши «производственные мощности» из прошлого тысячелетия нужны для покрытия географии бизнеса, получения контроля над смежниками или в целях государственной безопасности.

Но посмотрим на опыт приватизации у наших западных соседей, где и качество продукции было повыше, и приватизация началась больше двадцати лет назад. Так ли все радужно? Например, в Польше реформа Бальцеровича по большей части не справилась с крупными государственными монстрами. Так, бывший город текстильщиков с 700-летними ткацкими традициями Лодзь по уши погряз в безработице. Многие жители уехали, оставшиеся ездят на работу в Варшаву. Символично и банкротство Гданьской судоверфи, с которой простой электрик с четырьмя детьми Лех Валенса начинал свое восхождение на вершину власти. На Варшавской бирже сегодня котируются частные бизнесы, построенные, по большей части, с нуля.

В Латвии обанкротились два крупнейших промышленных предприятия, продукцией которых пользовался каждый советский человек – RAF и VEF. В СССР любой микроавтобус назывался «рафиком», а радиоприемники «Спидола» считались стандартом. По иронии судьбы последним для RAF стал автомобиль для перевозки покойных для московской службы «скорой помощи» в 90-х. Сегодня полуразрушенные цеха обоих заводов, на которых работали десятки тысяч рижан, используются в качестве торговых площадей и для сдачи в аренду, а граждане Латвии разъехались по Европе в поисках работы.

Правда состоит в том, что эти монстры десятилетиями выпускали неконкурентоспособную продукцию, часто распространявшуюся по разнарядке между странами победившего социализма, но условия свободного рынка их задушили. Поэтому в наших условиях представляется мудрым сохранить для них относительно тепличные условия и прежние рынки сбыта, прежде всего – пока еще доступный российский, чтобы они смогли дожить привычным для себя образом, до конца вырабатывая свой ресурс. Их невозможно переделать и лучше оставить в покое.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – модернизация и приватизация белорусских предприятий.

Источник: Дело

Read more...

Какие результаты приносит спущенная сверху модернизация

18-02-14-20Комплексную модернизацию белорусское правительство в 2014 году объявило приоритетом своей политики. За счет нее оно рассчитывало решить самую насущную для отечественной экономики задачу – повысить конкурентоспособность, и таким образом попытаться сбалансировать внешнюю торговлю. Комплексная модернизация потребовала, естественно, больших денег. А где их взять, если в стране практически заморожена приватизация и нет прямых иностранных инвестиций?

После анализа финансовых «аппетитов» отечественных предприятий, оказалось, что в их модернизацию и инновационное развитие в 2013 году нужно вложить Br134 трлн. ($15,6 млрд.). В «закромах» родины большая часть нужной суммы вроде бы нашлась – не хватило лишь Br60 трлн. ($7 млрд.). Поэтому правительство рекомендовало активнее задействовать внутренние резервы – выпуск гособлигационных займов, народное инвестирование в акции знаковых отечественных предприятий и др.

Более того, по Указу Президента №18 от 11 января 2013-го все госпредприятия и предприятия с госдолей обязали перечислять в бюджет на модернизацию предприятий 20% своей прибыли. Планкой в 5% ограничили лишь сельхозпредприятия, основным видом деятельности которых являются растениеводство, животноводство и рыбоводство.

В начале минувшего года модернизационная кампания в Беларуси стала шириться и входить в моду: едва ли не от каждого предприятия чиновники потребовали соответствующие планы. Но уже на финише года стало ясно, что спущенная сверху модернизация не хочет подчиняться приказам. Безрадостные итоги этой кампании подвел в конце декабря вице–премьер Беларуси Петр Прокопович на совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания.

Он сообщил, что необходимая программа принята на 2 820 предприятиях с государственной долей собственности (в том числе на 701 предприятии госдоля составляет 50% и выше). При этом успешной П. Прокопович назвал реализацию проектов лишь на 40% предприятий, где «не только выполняют, но и перевыполняют разработанные программы модернизации», остальные же отстают с модернизацией или вовсе к ней не приступили.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – модернизация и приватизация белорусских предприятий.

Источник: Дело

 

Read more...

Законопроект о государственно-частном партнерстве должен создать правовую платформу для совместных инфраструктурных проектов

18-02-14-17В развитых рыночных экономиках модель государственно-частного партнерства (ГЧП) успешно работает, а в Беларуси до недавнего времени такое сотрудничество властей с «частником» всего лишь декларировалось. Теперь же появилась вероятность того, что в 2014-м году наша страна станет первой в СНГ, где на законодательном уровне будут урегулированы вопросы государственно-частного партнерства: в конце декабря прошлого года проект закона о ГЧП был внесен в Совет Министров Беларуси.

Впервые идея ГЧП была заявлена 3 года назад в Директиве № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Но многие стоящие идеи этого документа остались на бумаге. Так было и с внедрением механизмов ГЧП, хотя, как заверяли чиновники, дорожной картой по либерализации белорусской экономики, которой служит та же Директива №4, определена задача сформировать правовую базу, стимулирующую развитие ГЧП.  

Неоднократно о ГЧП высказывался и А. Лукашенко. Так, в 2011-м, в Послании белорусскому народу и Парламенту, он отметил, что ГЧП «призвано обеспечить новый формат отношений власти и бизнеса, в основе которых должны лежать соглашения о совместной реализации проектов, имеющих социальное значение».

И вот наконец диалог между властью и частными компаниями становится реальным, по крайней мере, на законодательном уровне. Вероятно, в 2014-м будет принят закон «О государственно-частном партнерстве», проект которого Совмин одобрил еще в июне прошлого года. Также планируется, что в структуре Министерства экономики Беларуси будет создан Национальный центр государственно-частного партнерства, который призван обеспечить законодательную поддержку процесса становления ГЧП в стране. 

Ведь появление закона – это полдела, куда сложнее запустить его использование «по назначению». Поэтому для ускорения процесса внедрения новых механизмов Министерство экономики инициировало проект международной технической помощи. Проект был поддержан и одобрен Европейским союзом и ПРООН. Поддержка оказалась весьма ощутимой: $ 1 млн. из средств международной технической помощи ЕЭК и $ 82 тыс. от ПРООН.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – модернизация и приватизация белорусских предприятий.

 

Источник: Дело

Read more...

Как государство теряет миллионы долларов на сером рынке труда

18-02-14-03Сдавать работников в аренду — звучит дико, но в Беларуси — это реальность. Однако поскольку данная услуга не закреплена у нас в стране законодательно, как на Западе, то игроки на рынке вынуждены работать по серым схемам. Государство от этого теряет немалые деньги.

Что такое аренда персонала?

Аутстаффинг и лизинг персонала — новый, но достаточно востребованный вид услуг, который оказывают в Беларуси кадровые агентства.

Аутстаффинг — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика. При этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-подрядчик.

Лизинг персонала — управленческая технология, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами, используя услуги сторонней организации.

В настоящее время законодательство о труде не регулирует такие формы трудовых отношений, отметил в сентябре 2013 года первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник,

Как правило, данными видами услуг пользуются компании, которые не хотят обременять себя поиском персонала, бухгалтерской работой, охраной труда и пр.

«Условно говоря, у меня есть бизнес. Я на этом зарабатываю деньги. Зачем мне заниматься бухгалтерией, кадрами, охраной труда, за которую у нас в стране дрючат больше, чем за все остальное?! Я лучше отдам эту работу оператору, который имеет высококвалифицированный персонал и может закрыть 90% всех этих вопросов», — объясняет председатель правления Ассоциации кадровиков Вадим Сорока.

По его словам, если отказываться от услуг кадрового агентства, то на 50 работников в штат компании потребуется как минимум 2 бухгалтера, 1 кадровик и 1 инженер по охране труда. Это, примерно, 2 тысячи долларов дополнительных расходов, в то время как кадровому агентству за услуги придется заплатить от 500 до 1 тыс. долларов.

«Зачем тратить на это колоссальное время и ресурсы?! Это же вспомогательные функции для бизнеса», — говорит эксперт.

Компании ищут через кадровые агентства работников различных специальностей. От простых рабочих до менеджеров.

К примеру, крупный игрок на белорусском рынке труда, американская корпорация Manpower чаще всего работает с представительствами иностранных компаний в Беларуси и предоставляет им по аутстаффингу менеджеров по продажам, региональных представителей, маркетологов, специалистов по работе с клиентами, представителей для различных фармацевтических компаний и т.д.

«По сравнению с прошлым годом востребованность данной услуги увеличилась на 20%», — говорит специалист по работе с ключевыми клиентами представительства Manpower в Беларуси Анатасия Шестак.

Как оформляются трудовые отношения?

Когда Manpower находит для клиентов необходимых работников, то оформляет их себе в штат. Затем заключает договор с компанией-клиентом. При этом ответственность за работников несет Manpower.

«У нас всё по законодательству. Когда любой человек оформляется у нас, производятся обязательное страхование, отчисления в ФСЗН, пенсионный фонд, выплачивается подоходный налог и т.д.», — говорит Анастасия Шестак.

Вадим Сорока объясняет, каким образом американская корпорация зарабатывает деньги, работая на белорусском рынке.

«Они не проводят здесь деньги, а только выплачивают зарплату. Они — операторы, а все услуги проходят за рубежом. Мы получаем меньше налогов, чем могли бы. Государство проигрывает», — объясняет эксперт.

Он говорит, что в Беларуси по схеме Manpower работает 5% кадровых агентств.

Остальные игроки на рынке труда поступают иным образом. Тут есть два варианта оформления трудовых отношений. Один из них — когда операторы находят для клиентов нужный персонал, то создают под конкретную услугу юридическое лицо. Например, ЧУП «Заправщик», когда речь идет о юридическом лице, в штате которого числятся заправщики на АЗС.

«С учетом того, что в Беларуси нет никаких сложностей с созданием юридических лиц, есть возможность работать по упрощенной системе налогообложения, есть возможность вести бухгалтерию и кадровое делопроизводство на аутсорсинге, то ничего сложного в этом нет. Занимает это три-четыре дня. То есть, ты создал что-то однажды и потом просто штампуешь раз за разом», — говорит управляющий компанией «Административный ресурс» Алексей Немкович.

По его словам, между юридическим лицом, клиентом и кадровым агентством заключается трехсторонний договор.

Кадровики зарабатывают за счет того, что клиент готов платить им деньги за сервис. В выплаченную агентству сумму включена зарплата работников, подоходный налог, отчисления в ФСЗН, обязательное страхование и естественно маржа, которая идет на создание юрлица, на содержание административного персонала и поиск работников.

«Условно, за маржу на счет компании поступает дополнительная тысяча долларов. Если это просто 1 тысяча долларов в месяц, то это ничего. Но если это 10 компаний, то это 10 тысяч долларов. За год это 120 тысяч долларов. То есть, ты сгенерировал денежный поток, который позволяет тебе развивать другие виды деятельности», — отмечает управляющий компанией «Административный ресурс».

Как кадровики работают по серым схемам, и сколько от этого теряет государство?

Однако такой способ не самый распространенный. Чаще всего, когда кадровое агентство находит нужных для клиентов работников, то оформляет их в качестве индивидуальных предпринимателей. Затем заключаются отдельные договора между ИП и клиентом, агентством и клиентом.

И здесь начинается самое интересное!

Единственное отчисление, которые ИП производят как юридическое лицо в адрес государства, это уплата налога. Ни о каких больничных и отпускных здесь речи не идет. При этом, если ИП работает по упрощенной системе налогообложения, то может отчислять, например, всего 5% от выручки (условно, зарплаты). В случае же найма на работу по стандартному договору, налоги и отчисления, как правило, достигают 50% от зарплаты.

Условно, компания, владеющая сетью АЗС, нанимает кадровое агентство для поиска 10 заправщиков. Кадровое агентство находит этих людей и оформляет на каждого ИП. Каждый месяц такой заправщик получает от компании 700 долларов зарплаты. Из них ИП платит государству 5% налог или 35 долларов. 10 заправщиков отчисляют в казну государства 350 долларов.

Если бы компания наняла 10 заправщиков напрямую и заключила с ними стандартный трудовой договор, то выплаты государству достигали бы порядка 3500 долларов. Мимо казны идет свыше 3 тысяч долларов.

Эксперты не берутся оперировать суммами проходящих мимо бюджета средств в масштабах страны.

Мы предлагаем посчитать следующим образом.

В 2006 году, до принятия указа № 760, по которому ИП запретили использовать наемных работников, кроме членов семьи и близких родственников, в Беларуси насчитывалось около 177,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. По состоянию на январь 2014 года у нас 246,2 тыс. действующих ИП. За семь лет их число выросло почти на 70 тысяч.

Допустим, половина из них работает по вышеуказанным серым схемам, имеет средний ежемесячный доход в 500 долларов и отчисляет государству всего 5% налогов или 25 долларов. В случае же заключения стандартного трудового договора, отчисления должны были составить 50% от дохода или 250 долларов. Разница — 225 долларов. И вот если эту сумму умножить на количество ИП, которые, как предполагается, работают по серым схемам, то выходит, что ежемесячно государство недополучает в казну около 8 млн. долларов.

«Масштабы такой «деятельности» — катастрофичны. Кроме налогов, мы теряем намного больше. Мы породили у людей систему правового нигилизма», — говорит председатель правления Ассоциации кадровиков Вадим Сорока.

 

Автор: Александр Ярошевич

Источник: Белорусские новости

Read more...

Неэффективная модель госуправления оплачивается из карманов белорусов

12-02-14-03Сегодня чиновники разных рангов оправдываются за экономические огрехи прошлых лет. От сельского хозяйства до деревообработки — все проходит через жернова постоянных совещаний на уровне главы государства. Чтобы понять масштабы бедствия, необходимо определить, во сколько на самом деле обходится текущая система государственного управления обычным белорусам.

Определить объем затрат белорусов на содержание отечественного госменеджмента сложно по двум причинам: отсутствие полной, открытой информации и разнородность затрат, которые сложно подвергаются агрегированию.

При этом, если принять во внимание некоторые упрощения анализа, то все затраты можно разделить на прямые и косвенные.

Под прямыми понимаются те, которые граждане несут в натуральном или денежном видах, напрямую выплачивая государству (например, налоги). Косвенные затраты — это упущенная выгода либо фактические потери от государственного управления в рамках экономической системы (например, стагнация или кризис в стране).

Затраты 1. Шоковая корректировка дисбалансов

Хотя по заверениям официальных лиц в стране царит пресловутая стабильность, обычные граждане видят другое. Последние годы экономические пертурбации стали просто напастью.

Проанализировав пятилетние программы социально-экономического развития Беларуси (на 1996-2000, 2001-2005, 2006-2010 годы и итоги выполнения за 4 года текущей программы на 2011-2015 годы) можно прийти к выводу, что первые три из перечисленных выше пятилеток по большинству показателей выполнялись. Однако при более внимательном изучении сложно говорить об успешности государственного управления с целью повышения уровня развития экономической системы Беларуси.

Во-первых, с целью экономического роста использовались сомнительные источники роста, которые давали краткосрочный эффект и в долгосрочной перспективе скорее являлись угрозой для экономического развития страны.

По итогам программы 1996-2000 годов еще можно было найти в официальных документах критический взгляд на такие источники.

 «Многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале пятилетия, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Вместе с тем обострились инфляционные процессы. Основная причина этого — денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России» — отмечалось в подведенных правительством итогах реализации программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000 годы.

Однако в последующие годы содержание такого рода итогов сводилось скорее к перечислению достижений, чем критической оценке ситуации. При этом сомнительные источники роста (эмиссионное кредитование и т.п.) продолжают использоваться до сих пор.

Во-вторых, по итогам выполнения пятилетних программ наблюдался неравномерный рост тех или иных запланированных показателей. В то время как одни не выполнялись, другие перевыполнялись в 1,5 и более раз. Такого рода развитие в итоге сводилось к образованию в экономике дисбалансов, потребовавших корректировки в последующие годы (например, девальвации национальной валюты в начале 2009 года).

Итогом такого развития на протяжении почти четырех пятилеток стала большая экономическая корректировка в 2011 году, выраженная в девальвации национальной валюты втрое и инфляции в 108,7% (декабрь к декабрю).

Последствия того экономического шока белорусы ощущают до сих пор. При такого рода событиях уровень жизни населения резко снижается, что уже можно считать фактическими затратами неэффективного государственного управления. Вдобавок из-за девальвации валюты и инфляции граждане страны несут денежные потери в виде обесценивающихся банковских вкладов.

Затраты 2. Налоги: экономику обдирают как липку

Вторым видом затрат на госуправление, которые несет белорус, являются налоги. За период с 2004 по 2013 год бюджет страны, согласно данным Минфина, практически постоянно формируется из налоговых доходов, хотя тенденция снижения их доли наблюдается.

Так, если в 2004 году доходы бюджета были сформированы из налоговых поступлений на 94,2%, то уже в 2011 году эта цифра снизилась до 90,9%. По предварительным данным, в 2013 году это значение подскочило на несколько процентов.

В 2010 году Всемирный банк в ходе мониторинга бюджетных расходов страны отметил, что «налоговая система Беларуси основывается на налогах на потребление и налогах на доходы». С учетом того, что структура налоговой системы за последние годы не претерпела серьезных изменений, такая характеристика остается актуальной.

С 2004 года налоговая нагрузка на экономику страны росла вплоть до кризисного 2008 года: увеличение нагрузки за этот период составило 5,4 процентного пункта. Однако с 2008 года нагрузка резко упала — до 35,7% ВВП по итогам 2011 года. В 2013 году старые позиции были восстановлены: примерно 40% ВВП были изъяты в виде налогов в пользу бюджета и Фонда социальной защиты населения.

Затраты 3. Чиновник транжирит

Согласно данным Минфина, через государственный бюджет перераспределяется от 35% до 45% ВВП страны. Максимальная доля бюджетных расходов наблюдалась в 2008 году (49,2%), в 2012 году показатель снизился до 40,0% ВВП. Однако уже в 2013 году наблюдается рост этого показателя до уровня 43% ВВП.

При таком большом объеме проходящих через чиновников средств возникает упущенная выгода. Это происходит из-за более низкой эффективности распределения изъятых средств государством по сравнению с перераспределением этих средств в рамках экономической системы ее участниками самостоятельно.

Всемирный банк в ходе своих исследований подтвердил этот факт: «при расходах на уровне 35% ВВП и выше увеличение расходов сектора госуправления на 1 процентный пункт ВВП ведет к сокращению экономического роста на 0,3-0,4% в год».

Конечно же, это является усредненным показателем, и он может разниться в зависимости от структуры экономики и иных факторов. Однако мы можем воспользоваться этим данными для приблизительного расчета упущенных возможностей экономического роста в Беларуси. За 2013 год примерные потери ВВП Беларуси составили от 2,4% до 3,2%.

Можно выделить еще несколько статей затрат, которые ухудшают жизнь обычного белоруса.

Рост внешних долгов, которые используются для исправления ошибок государственного управления, рефинансирование банковской системы из-за ее низкой эффективности и многое другое — все это оплачивает обычный человек, который живет и пользуется услугами белорусского государства.

И, судя по итогам последних совещаний с участием президента страны, должных выводов из текущей ситуации наверху не делают. Это означает, что белорусу придется раскошеливаться на неэффективную систему управления и впредь.

Автор: Антон Болточко

Источник: Белорусские новости

Read more...

Правительство утвердило план гостеприимства

29-01-13-16Совет министров утвердил план мероприятий по проведению Года гостеприимства.

Согласно постановлению Совмина №62 от 24 января 2014 года, план включает более 50 пунктов. Часть из них касается организации и проведения ЧМ-2014 по хоккею в Минске. Это обеспечение работы без выходных дней торговых объектов и объектов общепита, музеев и других учреждений культуры во время чемпионата, а также увеличение продолжительности их работы, расширение сети объектов общественного питания, специализирующихся на белорусской кухне, обеспечение наличия в них меню на иностранных языках, проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе организация работы фан-зон и зон гостеприимства.

В Год гостеприимства расширится сеть кемпингов и стоянок для караванеров, сеть торговых объектов, работающих в системе Tax Free, а также сеть объектов туриндустрии, в том числе хостелов, баз отдыха, создаваемых на базе неиспользуемых зданий и сооружений. Музеи страны планируется оснастить аудиогидами . сообщает БЕЛТА.

В течение года пройдут мероприятия, посвященные 70-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, в том числе будут организованы туристические маршруты соответствующей тематики. Как ожидается, в июле откроется новое здание и экспозиция Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

Также среди мероприятий ХХIII Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", праздник "Купалье", республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села "Дажынкi-2014", ХХI Минский международный кинофестиваль "Лістапад", День белорусской письменности, Белорусский международный медиафорум, акция "День открытых дверей в белорусских усадьбах", Европейский чемпионат по ручному сенокошению низинных болот. Продолжится кампания по развитию агроэкотуризма "Простыя рэчы".

В 2014 году национальный стенд Беларуси будет представлен на международных туристических выставках Adventur (Вильнюс), EMITT (Стамбул), IMTM (Тель-Авив), ITB в (Берлин), Intourmarket (Москва) World Travel Market (Лондон), Tour & Travel (Варшава).

План предусматривает расширить сферу применения добровольной сертификации продукции, работ, услуг и систем управления для повышения их конкурентоспособности в турсфере.

Кроме того, запланированы мероприятия в рамках объявленного в странах СНГ Года туризма и ознакомительные туры для представителей зарубежных СМИ и профессионалов турбизнеса.

Ответственным за координацию работы по выполнению республиканского плана определено Министерство спорта и туризма. Финансирование мероприятий плана будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на 2014 год, собственных средств организаций и других источников.

Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

В целях развития туризма, создания современной туристической инфраструктуры, учитывающей географическое положение, природные, исторические и культурные богатства Беларуси, воспитания у граждан патриотической гордости и уважения к Отечеству 2014 год в Беларуси объявлен Годом гостеприимства.

 

Источник: Ежедневник


 

Read more...

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

http://ekonomika.by

For customize module in special position

http://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family