wrapper

Новости - слайдер на главной

06-04-12-19В Беларуси очень сложная система начисления пенсии. Самостоятельно рассчитать ее практически нереально даже человеку с высшим образованием, это делают специальные компьютерные программы персонально для каждого работника. В программы "вбиваются" данные о средней зарплате по стране, зарплате конкретного человека, его стаже.

С 1998 года система стала еще сложнее - после того как пенсионерам предложили учитывать их заработки уже после наступления пенсионного возраста, чтобы в будущем пенсия была больше. Взамен пенсионеры должны отказаться от получения пенсии во время продолжения работы. За каждые два месяца работы расчетная база пенсии увеличивалась на 1 процент.

Это предложение нашим пенсионерам показалось совсем непривлекательным, и за последние 13 лет на него согласились только 5 тыс. из 500 тыс. работающих в Беларуси пенсионеров. Остальные оформляли пенсию, начинали получать ее в пониженном размере (с индивидуальным коэффициентом не выше 1,3) и имели зарплату по месту работы.

Тем временем из-за ухудшающейся демографии в стране остро назревает необходимость пенсионной реформы. Пока, по уверениям чиновников, наша пенсионная система сбалансирована, то есть отчислений, которые делают нынешние работники, хватает на выплату пенсий теперешним пенсионерам в существующих размерах. Эта система нормально работает, когда два-три работника кормят одного пенсионера. Но в Беларуси уже в этом году на 100 работающих приходится 57 пенсионеров. А в 2020-м 100 трудящихся должны будут обеспечивать выплаты 67 пенсионерам.

Чтобы избежать коллапса пенсионной системы, есть несколько выходов: повысить пенсионный возраст, снизить размер пенсий по отношению к размеру зарплаты работающих людей, увеличить налоги на трудящихся и бизнес. Прямо пойти на первые два варианта власть не решается по политическим соображениям - это будут очень непопулярные решения. Увеличивать налоги не позволяют экономические причины - налоги у нас и так выше, чем в странах - экономических партнерах по ЕЭП. Поэтому систему пока не трогают, пытаясь заставить работать уже то, что было придумано еще в 1998 году, а именно: чтобы те, кто продолжает работать по достижении пенсионного возраста, обращались за получением пенсий как можно позже. Для системы это возможность оттянуть проблемы на более поздний срок в надежде, что в будущем с выплатами пенсий станет как-то лучше. Это, конечно, иллюзия.

Математически здесь только один фокус, который связан с тем, кто и сколько живет на пенсии. Социологи это называют "периодом дожития", и для белорусских мужчин он в среднем равен 14 годам, для женщин - 25. Пенсия у нас не наследуется, поэтому очевидно, что, чем позднее человек выходит на пенсию, продолжая работать, тем выгоднее это пенсионной системе, которой по совокупности за все годы "дожития" придется платить человеку меньше, хотя в его пенсионном деле будут значиться прекрасные цифры.

Конечно, для некоторых работающих стариков, которые рассчитывают прожить на пенсии долгие годы, отложенный выход с большей пенсией в перспективе окажется очень выгодным. Самое важное в нынешнем нововведении то, что оно добровольное: хочешь - получай только пенсию, хочешь - работай и получай пониженную пенсию, хочешь - работай без пенсии, но потом она будет выше. Однако это надо считать по каждому человеку персонально с учетом его заработной платы, индивидуального трудового коэффициента, поправки на пол и состояние здоровья.

Замануха

Что предлагают работающим пенсионерам с 1 октября

Предусмотрено, что при продолжении работы без получения государственной пенсии по возрасту (после приобретения права на нее) размер пенсии прогрессивно увеличивается:

• за первый год - на 6 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

• за два года размер повышения составит 14 процентов (повышение на 8 процентов за второй год работы суммируется с повышением на 6 процентов за первый год);

• за три года - на 24 процента (14 - за первые два года плюс 10 - за третий год);

• за четыре года - на 36 процентов (24 - за три года плюс 12 - за четвертый);

• за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14 процентов заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период (за пять лет - на 50 процентов, за шесть лет - 64).

Мнения

Будет ли эффект?

Председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского (БСПН), экс-министр труда и социальной защиты Георгий Бадей отметил, что в целом правильно стимулировать занятость, ведь каждый работающий создает добавленную стоимость, и чем больше будет работающих, тем богаче станет страна. Вопрос в том, получится ли что-нибудь на практике.

По мнению Георгия Петровича, не кинутся люди за обещанными бонусами. Пойдет на это в основном только тот, кто хочет продолжить работу, а его увольняют по возрасту. Возможно, такого рода увольнения и прекратятся. Что же касается остальных, то, если учитывать, что сегодня низкооплачиваемые в прошлом работники получают пенсию, равную примерно 90 процентам заработка, а самые высокооплачиваемые - 20-30 процентам, бонусы существенно не изменят ее размера.

В то же время, как посетовал эксперт, "никто не говорит о том, чтобы пенсия была связана с результатами труда, то есть кто как работал, сколько накопил, отложил средств на свою старость - так и получал". "У нас сегодня и бывший высокооплачиваемый работник, который хорошо всю жизнь работал, и низкооплачиваемый получают примерно одинаковую пенсию, - подчеркнул Георгий Бадей. - Наша система - это система обеспечения, а мы говорим о том, что она должна быть страховой. Каждый работающий должен заботиться о себе, страховать свою старость и в зависимости от того, как он оплатил страховку, получить размер пенсии".

Более критично настроен экономист Ярослав Романчук, который в середине 2000-х годов тоже предлагал вариант пенсионной реформы. На его взгляд, объявленные меры приняты для того, чтобы на время снять вопрос о пенсионном обеспечении.

"С одной стороны, это будет принуждать людей работать, с другой – от этого качество их жизни лучше явно не станет. В результате мы получим много-много злых людей пенсионного возраста, которые будут работать на разных уровнях и явно не смогут добавлять качества ни государственному, ни корпоративному управлению", - полагает Ярослав Романчук. На его взгляд, наиболее правильно проводить пенсионную реформу одновременно с налоговыми и бюджетными реформами.

Что касается определения выгоды перехода на новую систему начисления бонусов работающим пенсионерам, то, по мнению Романчука, "простой человек не сможет в этом разобраться, как не сможет разобраться в финансовой системе, в любом производстве. Да это ему и не нужно делать. Он - потребитель. Необходимо, чтобы ему на пальцах объяснили, какие варианты для него наиболее выгодные. Когда в Чили начиналась пенсионная реформа, ее автор Хосе Пинера каждый вечер полчаса в прямом эфире отвечал на вопросы граждан. После этого реформа имела большой успех, так как люди понимали, что происходит. А в Беларуси пока происходит латание дыр старой пенсионной системы".

 

Автор: Петр Петрович

Источник: Обозреватель


Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family