Однако в руководстве концерна времени даром не теряли и за год разработали собственную стратегию структурных реформ. Суть ее проста: в холдинг должны войти все предприятия концерна, поскольку они связаны единой производственной цепочкой. Эта концепция получила одобрение Александра Лукашенко и была утверждена на Совете Белнефтехима. Создание холдинга должно быть завершено до конца текущего года.
И полная коммерциализация всей страны…
Формальный ответ на вопрос о целях создания холдинга дал глава Белнефтехима Игорь Жилин на совещании у президента в конце сентября: "Вопросы были связаны с сегодняшней и завтрашней деятельностью, созданием холдинга на основе концерна, чтобы управлять более эффективно с условием вхождения в ЕЭП, где мы как раз и будем соприкасаться с рыночниками. И чтобы у нас были механизмы рыночного влияния и взаимодействия с российскими и казахстанскими партнерами". По словам главы концерна, внутри холдинга могут создаваться отдельные направления, группы и дивизионы, которые, тем не менее, будут подчинены головной компании.
Между тем, знакомые с проектом реформы белорусские эксперты нефтяного и нефтехимического рынка отмечают, что структурные преобразования предполагают, в частности, создание управляющей компании, которая возьмет на себя функции государственного регулятора. Функции ценообразования, как ожидается, будут переданы Минэкономики, а лицензионную деятельность возложат на МНС. Государственный комитет по имуществу возьмет на себя обязанности по прямому управлению принадлежащими государству активами предприятий, входящих в состав холдинга.
В концерне полагают, что такая схема будет способствовать более эффективной хозяйственной деятельности. Эксперты готовы с этой точкой зрения согласиться. Если бы не множество спорных моментов, которые остались "за кадром" официальных сообщений.
Как уйти от запрещенных субсидий в ЕЭП?
Основной вопрос, смущающий профильных экспертов, – меры господдержки, которые фактически действуют в системе концерна и не разрешены в рамках ЕЭП и не соответствуют нормам ВТО.
"Главная цель создания холдинга – убрать из зоны прямого государственного бюджетирования сельскохозяйственные организации и организации соцсферы, которые сегодня есть на балансе у многих предприятий концерна, а также вынести за пределы холдинга вопросы перекрестного субсидирования", – полагают эксперты.
Они отмечают, что в нормативной базе ЕЭП такие виды перекрестного субсидирования, как льготное ценообразование на нефтепродукты для сельхозорганизаций и населения за счет рентабельных экспортных цен, рассматриваются как недопустимые меры господдержки. Это, в свою очередь, влечет наложение санкций в рамках ЕЭП на белорусские предприятия, сужает их экспортные возможности и, в целом, негативно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли.
«С созданием холдинга произойдет реструктуризация. Эти объекты выделят в самостоятельные предприятия, а их поддержка будет осуществляться по иным механизмам, которые соответствуют нормам ЕЭП. Но, фактически, поддержка останется», – сказал представитель экспертного сообщества.
Номенклатурная приватизация – реальность или миф?
Сегодня, когда проект создания холдинга уже внесен в правительство, топ-менеджмент ведущих предприятий Белнефтехима широко обсуждает этот документ.
Как отмечают в руководстве белорусских НПЗ, холдинг фактически получит все госактивы, а оперативное управление будет осуществлять Госкомимущество. «Но это сужает возможности холдинга как коммерческой структуры влиять на инвестиционную и промышленную политику предприятий, поскольку это достаточно длинная бюрократическая цепочка. Поэтому, возможно, какая-то часть акций, вероятнее всего – до блокпакета, будет все-таки оставлена в распоряжение и оперативное управление непосредственно холдинга», – сказал представитель предприятия.
В то же время он обратил внимание, что холдинг будет являться коммерческой структурой и что экономические службы крупных предприятий холдинга не были приглашены к обсуждению механизмов хозяйствования внутри создаваемой структуры.
"У нас очень много вопросов, которые позволяют говорить о том, что не все выглядит именно так, как преподносится в программных документах", – прокомментировал представитель одного из двух белорусских НПЗ.
Как будут делить налоги?
С точки зрения экспертов, есть множество спорных вопросов и в сферах управления финансовыми и товарными потоками в системе будущего холдинга. Очевидны и проблемы с распределением налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты.
«Эта идея витает в воздухе уже 10 лет, и в основе принятого решения лежит колоссальная методологическая работа. И это даже, если говорить о том, что внутри концерна просто наводится порядок: оптимизируются товарные и финансовые потоки, структура управления. Но объем той работы, которую еще нужно проделать, не менее огромен. И я не вижу тех людей, кто будет это делать», – сообщил представитель профильной комиссии в белорусском парламенте.
Он пояснил, что необходимо четко расписать все управленческие схемы и потоки внутри холдинга, определить финансовые механизмы и схемы уплаты налогов.
«Если есть желание, чтобы головная компания находилась в Минске, а все остальные производства были разбросаны по стране, то это – производственный коллапс, который дополняется еще и кадровой проблемой. Потому что куда девать всех снабженцев, финансистов и других специалистов подобных специальностей?», – задал вопрос парламентарий.
По его словам, также «непонятно, как будут учитываться в случае создания холдинга региональные интересы с точки зрения создания местных бюджетов».
Существуют проблемы в сфере налогообложения, распределения прибыли и управления ею.
«Декларируется, что все направлено, в конечном итоге, на повышение эффективности. Все управленческие схемы, которые у нас до сих пор существовали, крайне затратны, это правда. Но скачкообразного прироста эффективности с преобразованием в холдинг не произойдет», – подчеркнул представитель белорусского парламента.
В целом, отмечают белорусские эксперты нефтяного рынка, с преобразованием Белнефтехима в холдинг суть взаимоотношений с государством фактически не меняется. Изменения коснутся лишь внешней формы, которая должна показать партнерам по ЕЭП, что в ведомстве уходят от господдержки. Хотя, по сути, такового не происходит.
Кроме того, формально уходя от господдержки, концерн инициирует целый ряд проблем в сфере налогообложения. Они касаются как уплаты налогов внутри холдинга, так и формирования местных бюджетов.
Также эксперты говорят, что в Беларуси отсутствует методологическая база по преобразованию органа государственного управления в коммерческую структуру и перераспределения регулятивных функций между другими министерствами и ведомствами.
Справка:
В настоящее время Белнефтехим выполняет функции ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов и занимается вопросами лицензирования (помимо прямых функций управления подведомственными предприятиями).
В состав концерна входит около 50-ти предприятий и организаций, в т. ч. предприятия по добыче, переработке и транспортировке нефти, нефтепродуктообеспечению, химии и нефтехимии; ряд научных, проектно-конструкторских, строительных, ремонтных и пусконаладочных организаций, а также субъекты товаропроводящих сетей на зарубежных рынках.
Концерн производит более 500 видов нефтехимической и химической продукции. Доля экспорта в общем объеме выпускаемой продукции составляет около 7%.
Автор: Алена Журавская
Источник: BEL.BIZ