Поэтому основная нагрузка, по всей видимости, ляжет на граждан. Дифференцированные тарифы на водоснабжение уже стали реальностью, теперь же власти всерьез обсуждают возможность введения лимитов на потребление электроэнергии.
Убытки и перекрестное субсидирование или как возникла тема лимитов
Чтобы не допустить стагнации в экономике, правительство Беларуси решило на текущий год сохранить для реального сектора экономики – предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей – цены на природный газ на уровне 2011 года, то есть $275,9 за 1 тыс. куб.м. И это не смотря на то, что на 2012 год страна получила более чем льготные условия поставки углеводородного сырья из России.
Белорусская система перекрестного субсидирования в электроэнергетике на сегодняшний день такова, что промпотребители платят за газ, а также за электроэнергию и тепло, не только полную себестоимость, но даже несколько выше этого. В то же время, по данным ПО «Белэнерго», как сообщает Интерфакс, на 1 января 2012 года население возмещало тарифами 16% от себестоимости тепловой энергии и 27% от себестоимости электроэнергии. Такой уровень возмещения тарифами себестоимости «ни в какой степени не покрывает даже стоимости природного газа, который энергоснабжающие организации используют для производства тепла и электроэнергии». При этом следует понимать, что основные объемы природного газа в непромышленном секторе затрачиваются именно на производство тепла.
По данным Белэнерго, только в 2011 году убытки энергоснабжающих организаций составили Br1,4 трлн, при том, что энергетики недоплатили газоснабжающим организациям Br2 трлн за поставленный в минувшем году импортный природный газ.
«Бизнес и промышленность в этой ситуации трогать нельзя: иначе экономике грозят еще более серьезные проблемы, чем те, с которыми они столкнулись в 2011 году в результате двукратной девальвации национальной валюты. Однако проблему с убыточностью энергетического сектора надо решать, и решать безотлагательно, в особенности с учетом задолженности за закупленный природный газ и перехода в собственность России Белтрансгаза», – так прокомментировали ситуацию корреспонденту портала BEL.BIZ белорусские эксперты энергорынка.
Понятно, что в такой пиковой ситуации у правительства нет иных рычагов воздействия, как решиться на непуполярные меры – то есть, на пересмотр системы оплаты гражданами потребленных энергоресурсов.
Лимиты должны быть, но какие?
Еще в декабре, общаясь с журналистами в белорусском парламенте, вице-премьер правительства Анатолий Калинин сообщил, что власти обсуждают возможность введения в республике для населения лимитов на потребление электроэнергии из расчета 107 кВт/ч на человека в месяц плюс по 30 кВт/ч на каждого последующего члена семьи. Согласно проекту, предполагалось, что лимитированная электроэнергия будет оплачиваться по льготным тарифам, а электроэнергия, потребленная сверх лимита – на основе полной ее себестоимости.
Это предложение не нашло отклика в Минэнерго: уже в начале января энергетики заявили, что такую схему осуществить технически невозможно. В министерстве подготовили и направили докладную записку в правительство, подчеркнув, что считают эти предложения неприемлемыми. Проблема в том, отметили в Минэнерго, что в Беларуси не существует полной базы учета граждан-абонентов. Невозможно учесть, сколько в действительности граждан проживает в квартире: столько, сколько зарегистрировано, или ситуация иная. При этом в Минэнерго обратили внимание, что на практике количество людей, проживающих в одном доме или квартире, меняется ежемесячно, а методик, чтобы ее отслеживать, не существует.
Как сообщается в ленте новостей Интерфакса, в ПО «Белэнерго» логично предположили, что «если уж и вводить лимиты, то по принципиально иной схеме, основанной на учете зарегистрированных абонентов». В частности, в Белэнерго предлагают ввести лимит на каждого абонента, с которым заключен договор. В случае, если дом оборудован газовой плитой, лимит составит 150 кВт/ч в месяц, если электроплитой – 250 кВт/ч в месяц. При этом количество фактически проживающих в жилом помещении лиц в расчет приниматься не будет. В Белэнерго также предлагают не вводить дифференцированные лимиты для городских и сельских жителей и подчеркивают, что новые нормы потребления, в случае, если они будут приняты правительством, начнут действовать «не с 1 января».
«Безусловно, введение лимитов будет выгодным для тех категорий населения, которые нуждаются, живут в плохих материальных условиях. Это, к примеру, пенсионеры, одинокие старики, малоимущие граждане. У них нет бытовой техники, потребляющей большое количество электроэнергии, да и к освещению в квартирах они привыкли относиться экономно».
В объединении также подчеркнули, что лимиты на потребление электроэнергии – отнюдь не белорусское изобретение: «Это мировая практика, такие примеры есть и в Польше, и в Германии, когда часть потребленной электроэнергии, согласно лимиту, оплачивается по льготным тарифам, а за остальное граждане платят по себестоимости».
АКФ ЕврАзЭС: третий транш кредита получить непросто
Однако существует и еще один момент, подталкивающий белорусские власти к решительным действиям на энергетическом рынке страны. Это условия получения страной третьего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Как известно, в рамках этих условий Беларусь должна не только приватизировать госсобственности на $2,5 млрд, сократить до минимума господдержку экономики и ее эмиссионное кредитование, но и повысить тарифы на основные услуги для населения. Тарифы на электроэнергию входят в число этих позиций.
По мнению экспертов белорусского энергорынка, в данной связи уже в I квартале следует ждать повышения тарифов на услуги ЖКХ на 10-15%, а после завершения отопительного сезона – еще на такую же величину.
В случае, если второго повышения тарифов не состоится, белорусов действительно ждет введение лимитов на потребление электроэнергии. Другого выхода у государства просто не осталось.
Одними лимитами проблем электроэнергетики не решить
Между тем, экономический эффект от введения лимитов, по расчетам Белэнерго, составит не более Br40 млрд в год. То есть, понятно, что таким образом покрыть убытки невозможно.
В Белэнерго признают, что «если практически подходить к этой теме, реальный выход – это поднимать тарифы для населения». Однако здесь инициативы энергетиков ограничиваются правительством, поскольку снабжение населения энергоносителями – социально значимая услуга.
С другой стороны, до сих пор нет ясности по тарифам, которые будут равны полной себестоимости: уровень покрытия затрат на производство тарифами меняется каждый месяц, даже каждую неделю – в зависимости от курса доллара.
Со своей стороны, в Минэнерго хорошо понимают, что любое вмешательство в действующую тарифную или потребительскую политику повлечет за собой рост расходов граждан на эти услуги, за которыми неминуемо последует индексация доходов и новый виток инфляции. Кроме того, такие действия будут чреваты и ростом неплатежей.
В то же время эксперты отмечают, что такие меры приведут к дальнейшему связыванию денежной массы и сокращению внутреннего спроса. Падение реальных доходов населения неминуемо вызовет проблемы со сбытом продукции у белорусских производителей и импортеров. В первую очередь ощутят на себе эти моменты те компании, которые занимаются производством и импортом потребительских товаров: бытовой и сложнобытовой техники, компьютеров и комплектующих к ним, бытовой химии и косметики, мебели, товаров для дома и иной продукции.
При этом эксперты подчеркивают, что в 2011 году, из-за девальвации, спрос на эту продукцию уже сократился до минимальных значений.
Автор: Михаил Хилькевич
Источник: BEL.BIZ