wrapper

Новости - слайдер на главной

10-11-13Чтобы курс доллара по отношению к рублю не вырос до 22 тысяч, Министерство экономики предлагает в 2012 году сократить эмиссионное финансирование государственных программ. Кто рискует остаться без денег и как составить бюджет, ориентированный не на поддержку убыточного производства, а на результат?

Предложенное Министерством экономики финансирование государственных программ в размере 12 трлн. рублей эквивалентно 2,4% валового внутреннего продукта.

-- Это достаточно серьезное урезание госпрограмм, -- отмечает аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

В 2011 году, например, объем финансирования госпрограмм составил — 8% ВВП.

В следую щ ем году из общей предполагаемой суммы финансирование в размере 5 трлн. руб. планируется обеспечить за счет средств, погашаемых в рамках ранее выданных кредитов.

-- В таком случае остаток кредитной задолженности останется прежним, -- констатирует Александр Муха. -- Это лучше, чем если бы она выросла на 5 трлн. рублей. И все же в ближайшие годы более целесообразным выглядит полный возврат погашаемых сумм ранее выданных в рамках госпрограмм кредитов на баланс центрального банка -- это позволит сократить количество белорусских рублей в денежном обращении.

Оставшиеся 7 трлн. руб. будут обеспечены за счет сокращения средств на счетах правительства в центральном банке (на 1 октября 2011 г. на счетах правительства в Нацбанке хранилось 8,693 трлн. руб. и 3,112 млрд. долл.).

-- При этом Нацбанк не будет предоставлять финансовые ресурсы банкам для последующего кредитования госпрограмм, -- отмечает аналитик. -- Основным каналом предоставления и изъятия ликвидности у банков станут операции центрального банка на открытом рынке: кредиты овернайт, ломбардные кредиты, сделки СВОП, прямое и обратное РЕПО, кредиты под залог закладных, беззалоговые кредиты, депозиты овернайт, краткосрочные облигации.

Кто рискует остаться без денег?

В нынешнем году в Беларуси за счет средств республиканского бюджета финансируется 66 государственных программ и 83 подпрограммы .

Весомее всего государство поддерживает:

Название программы

Объем финансирования

% от общего объема финансирования

1.

Укрепление аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы

3,945 трлн. руб.

40,5%

2.

Дороги Беларуси на 2006-2015 годы

1,246 трлн. руб.

12,8%

3.

По преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы

1,133 трлн. руб.

11,6%

4.

Инновационного развития Беларуси на 2011-2015 гг.

1,102 трлн. руб.

11,3%

 

Однако запланированное ужесточение монетарной политики имеет, как плюсы, так и минусы. В первую очередь, при сокращении объемов финансирования госпрограмм могут пострадать строительная отрасль, сельское хозяйство, некоторые отрасли перерабатывающей промышленности, а также конкретные предприятия – участники госпрограмм.

Уже сейчас объемы кредитования строительства фактически равны объемам выполненных работ. За девять месяцев нынешнего года падение ввода жилья в эксплуатацию составило 20,5%. Многим строителям остается либо отправляться на заработки в соседние страны, либо переквалифицироваться.

Риски сельского хозяйства Александр Муха оценивает как еще более серьезные. Более 80% сельскохозяйственных организаций в Беларуси являются убыточными либо низкорентабельными.

-- Отсутствие кредитной поддержки за счет квазифискальных операций Нацбанка и госбанков для низкорентабельных сельхозпредприятий грозит убыточностью, а убыточным -- сулит перспективу банкротства, -- прогнозирует эксперт. -- Любое повышение цен на энергоносители, ухудшение экономической конъюнктуры на внешних рынках могут спровоцировать достаточно серьезные проблемы. В этом случае правительство может заметно смягчить свою позицию и увеличить кредитование сельского хозяйства.

Эксперты Всемирного банка настоятельно рекомендуют властям Беларуси не делать этого. «Нереформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки», -- отмечается в докладе «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста».

Эксперты настаивают на сокращении государственной поддержки и субсидирования сельскохозяйственной отрасли.

Белорусские экономисты говорят о том, что все более важную роль должны играть меры структурного характера: привлечение новых собственников и прямых иностранных инвестиций. Например, сейчас целесообразным выглядит ограничение государственного участия в финансировании инноваций.

-- Венчурные фонды, как правило, более компетентны, лучше знают рынок, имеют деловые связи и контакты и гораздо больше возможностей привлечь финансирование и обеспечить рынки сбыта – это все, чем не располагают белорусские чиновники, -- считает Александр Муха, выделяя в качестве факторов привлечения инвесторов льготное налогообложение, снижение законодательных и политических рисков.

Правила урезания

Каким образом будут «урезаться» госпрограммы в случае реализации предложений Министерства экономики, пока непонятно. Нацеленность на профицитное бюджетирование следует оценивать положительно, но правительству еще предстоит проделать немалую работу, направленную на повышение прозрачности и подоточетности распорядителей бюджетных средств.

В целом правительство должно быть клиентоориентированным, то есть учитывать в своей деятельности интересы всех участников общества. При этом для определения социальных и экономических приоритетов государства необходима открытая полноценная дискуссия с участием представителей госсектора, академического и экспертного сообщества, средств массовой информации, иностранных специалистов.

Пока в стране реализуется модель программного бюджетирования с белорусской спецификой. До сих пор финансовую поддержку за счет эмиссионных источников получали менее эффективные предприятия и организации.

Александр Муха предлагает в ближайшие три года перейти к программному бюджетированию, ориентированному на результат.

-- Не менее 90% госрасходов должно финансироваться в рамках госпрограмм с установлением ответственности за результаты работы конкретных распорядителей бюджетных средств, -- полагает эксперт. -- Нужны четкие критерии и показатели оценки эффективности реализации госпрограмм и деятельности отдельных ведомств. Например, для Министерства здравоохранения одним из индикаторов может стать увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до среднеевропейских показателей.

Эксперт советует перераспределять ресурсы в те проекты (программы), которые больше всего отвечают социальным и экономическим приоритетам общества. В случае если эффективность той или иной программы снижается, объем ее финансирования может быть сокращен. В результате между министерствами и ведомствами возникает здоровая конкуренция за бюджетные ресурсы, которая способствует повышению качества государственных услуг.

Система бюджетирования, ориентированного на результат, впервые была внедрена в 1980-х годах в Новой Зеландии, Южной Корее и Великобритании. Сейчас она также используется в экономиках с ограниченными ресурсами или в странах с низким уровнем доходов.

 

Автор: Алина Машкова

Источник: Завтра твоей страны

Tagged under
  • ,

Leave a comment

Миссия

Продвигать аналитику для информирования и выработки доказательной политики, адвокатировать развитие частного сектора.

Портал ЭКОНОМИКА.BY

О портале

For using special positions

https://ekonomika.by

For customize module in special position

https://ekonomika.by

Template Settings

Color

For each color, the params below will give default values
Blue Green Red Radian
Select menu
Google Font
Body Font-size
Body Font-family