Разработчики доклада «Doing business» не скрывают недостатки методологии своего исследования. Области их аналитической работы ограничены. К примеру, в область исследований не попадает уровень безопасности, коррупции, макроэкономическая стабильность страны, валютная политика, регулирование цен, принуждение к росту объемов производства, качество инфраструктуры. Тем не менее, данный доклад является популярным международным рейтингом.
В восьмом докладе “Doing Business 2011 – Making a difference for entrepreneurs” Беларусь заняла 68-е место. С учетом изменившейся методологии мы потеряли 4 позиции. Что это значит? За год ничего не сделали, а если и сделали, то только хуже? Нет. В докладе было отмечено электронное налоговое декларирование, уменьшение оборотных и социальных налогов, электронное декларирование экспортных и импортных операций, изменения процедуры проведения банкротства и усиление защиты прав кредитора при банкротстве. Но этого мало.
Тот факт, что даже с определенными позитивными изменениями Беларусь потеряла 4 пункта, говорит лишь о том, что правительства других стран оказались более действенными в своих намерениях изменить бизнес климат.
Так за анализируемый период 66% стран провели реформы в сфере предпринимательской деятельности. Не стоят на месте и страны, возглавляющие список: из первых 25 стран рейтинга у 18 стран условия ведения бизнеса стали более благоприятными. Швеция с 18-го переместилась на 14-ое место – самое большое изменение в пределах первых 25 стран. Судя по ежегодным докладам «Doing Business» активность преобразований возрастает. Другими словами, в большинстве стран политики, чиновники понимают необходимость перемен и делают эти перемены.
По некоторым индикаторам Беларусь занимает высокие позиции. Но данные категории не являются показательными, то есть не они определяют легкость ведения бизнеса.
Разделы «Регистрация предприятия» и «Регистрация собственности» характеризуют лишь сложность открытия бизнеса. Более «говорящими» в этом плане являются следующие: уплата налогов, условия внешней торговли, защита прав инвесторов. Вот здесь есть проблемы. Можно поставить 2 различные цели: попасть в список реформаторов (Беларусь входит в десятку реформаторов за последние несколько лет) и действительно реформировать экономико-правовое поле. Глядя на результаты работы правительств других стран, можно определить, у кого именно следует поучиться Беларуси.
Получение разрешений на строительство. За прошедший анализируемый год больше всех здесь поработала Демократическая республика Конго. Чиновники сделали процесс получения разрешений на строительство короче и дешевле: число дней сократилось с 248 до 128, а затраты (процент от дохода на душу населения в стране) уменьшились с $6908 до $4307. Несмотря на то, что страна по этому индикатору получила 81-ое место, а в общем рейтинге – 175-ое (+4 позиции), все равно стоит поучиться стремлению что-то изменить.
Ведущие страны: Гонконг, Китай, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Новая Зеландия, Маршалловы острова, Грузия, Сент-Киттс и Невис, Мальдивы, Дания.
Защита инвесторов. Здесь самых больших успехов добилась Свазиленд, Королевство в южной Африке. Страна переместилась вверх по данному показателю на 60 позиций: со 180-го места на 120-ое.
Лучшими же по защите прав инвесторов оказались: Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Канада, Колумбия, Ирландия, Израиль, США, Великобритания.
Уплата налогов. По by-нету ходят «подкрепленные слухи», что данные доклада отстают от реальных условий налогообложения на 2 года. Они-то отстают, но не настолько. В отличие от других разделов, сбор информации для которых закончился в июне 2010 г, по разделу «Уплаты налогов» последний сбор данных был в декабре 2009 г. Но даже это не оправдывает позорное 183-е место Беларуси, так как последнюю строчку здесь мы занимаем далеко не первый год.
Здесь можно взять любую страну и будет чему учиться. Но будем ориентироваться на лучшие. Так в десятку стран с самой лучшей системой налогообложения попали Мальдивы, Катар, Гонконг, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Ирландия, Оман, Кувейт, Канада.
Самой же активной страной по реформированию уплаты налогов в этот раз оказался Тунис. Количество платежей уменьшилось с 22 до 8, а необходимое время на подготовку, подачу отчетности и уплату (или удержание) налога на доходы корпораций, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное обеспечение сократилось с 228 часов до 144. Правительство Туниса вернуло бизнесмену 37% времени, которое он тратил в 2008 г. на налоги (значения по данному направлению в докладе сравниваются за 2008-2009 гг.).
В целом же следует брать пример с первой десятки рейтинга. Каждая из страна первой десятки по легкости ведения бизнеса входила в число первых 10 и в прошлом году.
- Сингапур
- Гонконг
- Новая Зеландия
- Великобритания
- США
- Дания
- Канада
- Норвегия
- Ирландия
10. Австралия
Автор: Василий Кучеров
Источник: ЭКОНОМИКА.BY